РОССИЙСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (РХДД)

МОСКВА

Республиканское политическое движение и (одновременно) политическая партия. Образовалось на Учредительном соборе 8-9 апреля 1990г. в Москве. Присутствовало около 500 делегатов и гостей. В качестве наблюдателей были христианско-демократические организации из Латвии, Литвы, Грузии. РХДД образовано по инициативе народных депутатов РСФСР, священников—Г.Якунина (организация “Церковь и Перестройка”) и В.Полосина, В.Аксючица и их сподвижника Г.Анищенко (все работали в религиозно-философский журнале “Выбор”), Фонда возрождения русской культуры, организации “Церковь и Перестройка”, скаутского движения, двух московских христианских театров.

Цель деятельности: государственное, духовное и культурное возрождение России на цивилизованной основе. Цели и задачи деятельности РХДД—объединение “сторонников коренных преобразований всех сфер жизни страны на основе норм христианской морали”; “организация религиозных, культурных, общественных инициатив, фондов, благотворительных организаций, молодежного движения, коммерческих предприятий”. Участие в политике также рассматривается как одна из форм благотворительности, а демократия—не как цель, а как средство для обеспечения достойного человека существования. Действует в политический борьбе как парламентской партии внеконфессионального типа, причем с участием в ее работе всех тех, кто не входит ни в одну из христианский конфессий, но придерживается в мировоззрении христианской системы ценностей. Необходимость создания политический партии была основана на том, что “политика атеизма фактически осуществляется средствами государственного принуждения”, что заставляет христиан вступать в борьбу за власть. В будущем партия предполагается как массовая организация, которая станет влиятельной политической силой, “а через несколько лет и правящей партией”.

Основные формы и методы работы: издательско-просветительская и пропагандистская деятельность, организация кооперативных предприятий, благотворительные акции, участие в массовых мероприятиях, в избирательном процессе, в законотворчестве и др.

Численность и организационное строение. К началу 1992г. по данным управляющего делами Думы общая численность РХДД составила 17 тыс., в партии—10 тыс. Намечен переход всех на фиксированное членство, т.к. в движении много коллективных членов. Социально-профессиональный состав: преимущественно интеллигенция, есть также крестьяне и рабочие. Средний возраст членов организации—40 лет (от 17 до 40).

Высший орган—Собор. Исполнительно-координационный—Дума (на май 1990г.—15 человек, на декабрь 1991г.—26 человек) во главе с тремя сопредседателями (народные депутаты РСФСР):

В.Аксючиц, священники—В.Полосин, Г.Якунин (последний в конце 1990г. вышел из РХДД и, соответственно, из его руководящих органов, на посту сопредседателя Думы его заменил Г.Анищенко) и управляющим делами (А.Артемов) и Думой, куда вошли представители Народно-Трудового Союза российских солидаристов (В.Сендеров) и Христианско-демократического союза России (В.Савицкий). Рабочий орган Думы—секретариат, работой которого руководят Сопредседатели. В структуре РХДД организован Консультативный центр из 4-х (на начало 1992г.) секций—экономическая, юридическая, религиозно-философская, политологическая. Официальным консультантам по вопросам экономики являлась в 1991г. Л.Пияшева. На 1-ом съезде народных депутатов России была сформирована фракция РХДД, члены РХДД также избраны в Ленсовет, Моссовет, райсоветы, Есть фракции РХДД в горсоветах следующих городов: Нижневартовска, Киева, Смоленска, Перми, Твери. Фракция в Моссовете увеличилась до 12 человек (к началу 1992г.). В Волгоградской области—фракция РХДД в облсовете. В структуре Движения есть молодежная организация РХДД—скауты (Дикий А.), средний возраст членов организации—16 лет. Первичное звено РХДД— группа, которая образуется при наличии не менее трех участников Движения. Территориальные (функциональные) объединения-отделения могут создавать не менее трех групп РХДД (высший орган отделения—конфедерация, исполнительный—исполком). Группы и территориальные объединения автономны в своих действиях. Первоначально первичная структуры РХДД были в 30 городах РСФСР, а также на Украине и в Латвии. Во второй половине 1990г. РХДД и ее организационные структуры вплотную занимались созданием региональных подразделений. Наряду с существующими в Москве, Ленинграде отделениями (самые крупные в РХДД с районными отделениями), есть региональные отделения: Калужское (Калуга, Обнинск, Малоярославец—председатель А.Шутько), Борисоглебское (О.Мещеряков, А.Черницын), Орловское (А.Ромаш), Липецкое (С.Котов), Воронежское (И.Бредихин, А.Шапошник), Нижегородское (Л.Польщиков, Н.Генке), кроме этого, дополнительно в Калининграде (Н.Недзельский), Перми (С.Митрофанов, О.Потапов), Таганроге (Л.Ананьевский), Твери (А.Чубасов), а также Иркутске, Магадане, Владимире, Одессе, Свердловске и ряде других. По данным на конец 1991г. организации РХДД расположены в 153 населенных пунктах РСФСР, в 30 городах Украины, Казахстана, Молдовы. На начало 1992г. намечалось вступление в качестве коллективных членов Ассоциации взрослых и детей—учащихся “Сотворчество” (Нижний Новгород, 1500 человек, из них 150 взрослых) и Московского комитета солдатских матерей. До 1992г. РХДД на Украине называется Христианско-демократическое движение Украины-России (ХДД У-Р). Оно было коллективным членом РХДД, а часть местных организаций непосредственно являлись коллективными членами как в РХДД, так и в ХДД Р-У одновременно. Такие организации были в Крыму, Одессе, Киеве, Харькове. ХДД У-Р выдвигало своего кандидата в Президенты Украины—православного священника Лутковского Л. Организация РХДД в Южной Осетии включает 400 членов, есть депутаты местных Советов и Верховного Совета Южной Осетии.

Печатные органы. Первоначально планировалась газета РХДД “Возрождение”, но при выходе в свет она стала называться “Путь” (зарегистрирована в Министерстве печати), на конец 1991 г. вышло 13 номеров, тираж 20 тыс. экз., объем 16 полос. В 1992г. занесена в каталог “Союзпечати”. Выходила 1-2 раза в месяц, с 1992г.—2 раза в месяц. Редактор А.Казаков. С 1987г. выходит философско-аналитический журнал “Выбор”, формально являющийся независимым, но, т.к. соучредителями его являются Г.Анищенко и Г.Аксючиц, фактически—это журнал РХДД (по словам А.Артемова). Объем 300 страниц. Появился ряд региональных газет: “Благовест” в Перми, “Народная христианская газета” в Нижнем Новгороде, “Намедни” в Карелии.

Первоначально структуры РХДД существовали в виде “неформальных” групп, организационные связи РХДД, которые оформились еще с лета 1989г. Это была широкая сеть “самиздата”, христианские клубы, православные общины, центры милосердия, а также различные общественные, культурные, христианские и другие инициативы. После учредительного мероприятия РХДД активно занималось работой по созданию местных организаций—этому практически был посвящен весь 1990г., кроме этого, активно занимались разработками программно-теоретических вопросов, вели переговоры в поисках новых политических партнеров, в частности 15-16 сентября 1990г. в Мраморном зале Моссовета прошла конференция христианских деятелей России, которую организовало РХДД. Были обсуждены вопросы экономической реформы в России и стратегия Христианских демократов в ее осуществлении (главным образом, по защите малоимущих слоев населения в условиях рыночной экономики). Обсуждена программа пропедевтики социального кризиса, предложенные членами РХДД А.Басиным (Москва), Л.Савицким (Ленинград), которую назвали программой “300+500”. В ней предусматривались меры “по предотвращению насильственного возврата к тоталитарному режиму, а также меры, гарантирующие сохранение жизнеспособности как отдельных граждан, так и целых регионов, реорганизация государственных структур, способных дисбалансировать жизнь России, всего за 100 дней. 24 сентября 1990г. на заседании Думы РХДД (в здании Совета Министров РСФСР в Москве) было вынесено решение о создании единого блока с Конституционно-демократической партией (Партией народной свободы). На местах к этому времени уже сложились политические блоковые структуры РХДД с КДП (ПНС), Демократической партией России. К 1 октября 1990г. Комитетом Верховного Совета РСФСР по свободе совести., вероисповеданию, милосердию и благотворительности, который возглавляет член Президиума Верховного Совета РСФСР В.Полосин, входят и члены РХДД В.Аксючиц, Г.Якунин, В.Крючков, был подготовлен проект Закона о свободе совести, принятый Верховным Советом РСФСР с поправками. Кроме этого, народные депутаты РСФСР от РХДД принимали активное участие в разработке проекта Конституции России, подготовленной Конституционной комиссией Верховного Совета РСФСР, а также во всех акциях и массовых мероприятиях Движения “Демократическая Россия”. В конце 1990-1991гг. предпринимались также усилия по организации Рекламно-Информационного Центра (руководитель А.Дарин). Начала работу радиостанция “Радонеж”, в Крыму—православная радиостанция “Воскресение”, планировалось организовать работу телерадиокомпании “Благовест”, один из организаторов которой—РХДД и радиостанция “Православная беседа”. 27-28 октября 1990г. состоялась 2-я конференция РХДД в Москве (250 делегатов и гостей), на котором активно обсуждались вопросы текущей политической ситуации в СССР и РСФСР и. тактики движения, а также участие РХДД в Движении “Демократическая Россия”. На конференции была принята установка на то, что чисто политической деятельностью РХДД будет заниматься в основном в период избирательных кампаний, в ходе парламентской борьбы в Верховном Совете путем организации массовых акций. Все остальное время РХДД будет заниматься религиозно-просветительской работой “по развитию христианских начал личности”. Получило поддержку предложение об исключительном месте РХДД среди других оппозиционных КПСС партий. В 1991г. продолжалась активная деятельность, начатая в прошлом году, в частности в начале 1991г. в состав РХДД в качестве коллективного члена вошла организация “Славянское общество памяти А.Хомякова” (руководитель—Д.Ханов). 22-23 июня 1991г. в Санкт-Петербурге прошла объединительная Конференция, на которой в РХДД в качестве коллективных членов вошли некоторые организации ХДС России: ХДС Санкт-Петербурга, Москвы (В.Ротт), Волгограда (отец Д. Нестеров)—наиболее крупная организация ХДС России (около 150-170 человек), Ярославля. На конференции присутствовало около 70 человек (А.Огородникова не было). 18 августа 1991г. состоялась Конференция актива РХДД, присутствовало около 350 человек—представителей регионов, республик. Был взят курс на создание общесоюзной партии. Последующие события (19-21 августа 1991г.) спутали планы РХДД. Но на начало 1992г. намечен съезд РХДД, на котором предусматривается смена названия и, возможно, создание конфедеративной партии в рамках СНГ. В конце 1991г. в РХДД вступили народные депутаты РСФСР: Немцов Б. (Нижний Новгород), Яковлев В. (Воркута), Егоров В. (Тюмень), Константинов И. (Санкт-Петербург)—заместитель председателя Политсовета партии РХДД. В конце 1991-начале 1992г. была значительно активизирована политическая деятельность, ознаменовавшаяся участием в блоке “Народное Согласие” (Демократическая партия России, Конституционно-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение), которая выразилась в принципиальном несогласии с проводимой Координационным советом Движения “Демократическая Россия” политикой. Наметилась и получила развитие в идеологии РХДД идея спасения российской державности от развала, значительно усилились российско-русские мотивы в политических установках. Все это привело к разрыву РХДД в рамках блока “Народное Согласие” с “Демократической Россией” в ноябре 1991г. и переходу в оппозицию к правительству Ельцина-Бурбулиса-Гайдара вместе с партнерами по блоку. С декабря 1991г. РХДД вместе с КДП, Национально-республиканской партией России, Российским общенародным союзом выступили инициаторами проведения в феврале 1992г. Конгресса гражданских и. патриотических сил России, на котором было создано новое политическое объединение Российское народное собрание, ставящее своей целью сохранение “полноценной российской государственности”, борьбу за отставку Президента Б.Ельцина и его кабинета, подготовку к формированию кабинета и правительства, которое могло бы взять на себя ответственность за “спасение России от национальной катастрофы и возрождение российского государства на основах ('просвещенного патриотизма”.