Обращение к христианской общественности [о политической ситуации в стране и задачах христианской демократии. 1991, август. Москва]

Братья и сестры!

Режим государственного атеизма рухнул благодаря почти вековому нравственному противостоянию и духовному патриотическому порыву народа, проявившемуся в решающий исторический момент. Общество освободилось от страха, который сковывал его десятилетиями. Вставших на защиту свободы объединили духовные идеалы, символизирующиеся в трехцветном российском стяге, изображении Георгия Победоносца, иконах у стен Российскою Верховного Совета. Сейчас жизненно важно закрепить этот импульс к духовному очищению и национальному согласию. Да, коммунизм уходит, но властвование идеологии насилия и разрушения довело страну до грани окончательной катастрофы и еще сильны рецидивы идеологического помрачения. Пред нами многотрудный путь обустройства нашей земной Родины—России.

Наш внешний враг слабеет на глазах, но тем опаснее искушения врага внутреннего, внедряющего апатию и безответственность. Потому и до сего дня невостребованными в деле благотворных преобразований оказываются наиболее творческие силы общества: десятки миллионов верующего народа по существу отъединены от государственного строительства, хотя и по несколько иным причинам, чем раньше. Сейчас христианская политическая активность во многом сдерживается призывами некоторых религиозных деятелей к отказу от мирской активности, от общественного служения. Но подобная позиция никак не обоснована ни Новозаветным каноном, ни Преданием Церкви. По существу это отзвук монофизитства, отрицающего человеческую природу Иисуса Христа, а значит, и человеческую активность в истории. За годы “семидесятилетнего пленения” этот тип лжесмирения коварно внедрялся идеологами атеизма, ибо вел к добровольному разоружению христиан перед силами социального зла. Христианская политика—это продолжение христианской благотворительности от индивидуальных форм в социальные и общегосударственные. Можно лично помочь одному нищему, а можно изменить структуру государственной власти и управления так, что миллионам нищих и обездоленных станет немного лучше.

Вспомним евангельскую притчу, как из дома был изгнан бес, но поскольку дом остался пуст, то бес вернулся и привел с собой еще семь бесов, злейших себя. Подобно тому и сейчас. ВО время путча 19-22 августа бес антихристианской коммунистической религии был изгнан из российского государства, но тут же вернулся в новом, уже как бы “демократическом” обличье, приведя с собой новых бесов! Не успело умолкнуть эхо выстрелов у Белого Дома России, и уже раздались обвинения героических защитников демократии в том, что они использовали на баррикадах... иконы и кресты! Да и священнослужителям, оказывается, нельзя было там появляться! А родители трех погибших чуть ли не имели права просить религиозного погребения! В демократических средствах массовой информации вместо того, чтобы искать пути закрепления победы, набросились на Православную Церковь, обвиняя ее во всех мыслимых и немыслимых грехах!

Христианское смирение—отнюдь не в потакании злу. Христианское смирение—это смирение перед волей всемогущего Бога. Какова же воля Бога в отношении социального зла?—Апостол Павел отвечает нам на этот вопрос:

“Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,—как свободные, не как употребляющие свободы для прикрытия зла, но как рабы Божий” (1 Пет. 2, 15-16). Вот перед каковой волей Божией должны мы смиряться! Вот отличие христианского понимания свободы от атеистического: все равно—большевистского ль или социал-демократического! Им нужна свобода “для прикрытия зла”, нам—свобода “от зла”.

Чувство исторической ответственности за свою многострадальную Родину побудило нас выступить инициаторами создания Российского Христианского Демократического Движения. Каждый из нас хотел бы заниматься своим любимым делом: кто священнослужением, кто философией или поэзией. Все мы изначально склонны скорее к частной жизни, чем к общественной. Но, когда горит родной дом, невозможно реализовать свое жизненное назначение, не потушив пожар. Победа на выборах кандидатов-христиан показала, что общество открыто к идеалам христианской политики. Результаты деятельности РХДД за год с небольшим уже могут свидетельствовать об актуальности для России христианской политики. Результаты деятельности РХДД за год с небольшим уже могут свидетельствовать об актуальности для России христианской политической активности.

РХДД сегодня—одна из девяти официально зарегистрированных партий в Российской Федерации. Движение христианской демократии—межконфессиональная политическая организация, хотя большинство в нем, как и в самой России,—православные. Отказавшись от религиозного и политического нигилизма, РХДД активно включилось в политическую жизнь во всех легальных и конструктивных ее формах. Движение представлено в ста формах. Движение представлено в ста тридцати городах и населенных пунктах РСФСР и тридцати в других республиках бывшего Советского Союза. Оно имеет депутатский корпус в Союзных и Российском Верховных Советах, в советах многих областей и городов. По мере сил в наше многотрудное для некоммерческих инициатив время движение организует издание христианской и политической литературы, христианское радио и телевещание, ибо просвещение, как излечение общества от исторического беспамятства,—одна из главнейших задач РХДД. Движение оказывает помощь разнообразным начинаниям христианской общественности: благотворительным, творческим, молодежным, помогает в восстановлении храмов. Руководители и активисты РХДД православного вероисповедания духовно единятся в братстве “Воскресение”, созданном по благословению Святейшего Патриарха.

РХДД—это, пожалуй, единственная некоммунистическая политическая организация, которая за короткий срок смогла воплотить положения своей политической Программы, принятой в апреле 1990 года. Раздел “религия и свобода совести” реализован полностью: в Верховном Совете Российской Федерации создан Комитет по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности; аналогичная комиссия создана в Моссовете: в рамках нового законодательства о религии последовательно проведен принцип отделения Церкви от государства и невмешательства государства в дела религиозных организаций; религиозным организациям предоставлены права юридического лица, на независимую хозяйственную и финансовую деятельность, на преподавание и организацию религиозных школ всех уровней, на совершение богослужения и проповеди в жилищах и общественных местах.

Председателем Комитета по свободе совести и членом Президиума Верховного Совета Российской Федерации избран священник Вячеслав Полосин—сопредседатель Думы РХДД. Виктор Аксючиц—сопредседатель Думы РХДД—является председателем подкомитета по связям с зарубежными религиозными организациями. Одним из первых результатов деятельности Комитета был роспуск Совета по делам религий РСФСР—органа, подотчетного ЦК КПСС и предназначенного для уничтожения Церкви и искоренения религии в стране. Под влиянием Комитета был изменен статус Союзного Совета по делам религий—из распорядительного правительственного органа он превращен в консультативный.

Автором одного из базовых проектов нового закона о религиозной жизни был сопредседатель Думы РХДД Глеб Аниценко. Комитет проделал большую работу, привлек к участию над разработкой проекта представителей основных религий в стране, использовал законодательный опыт в этой области западных и восточноевропейских стран, стремился учесть трагический отечественный опыт последних десятилетий и материалы Собора Русской Православной церкви 1917-18 годов. В результате был разработан и по авторитетному представлению Комитета принят Верховным Советом закон “О свободе вероисповеданий в РСФСР”. Этот демократический закон впервые предоставил религиозным организациям многие права. Большинство новых плодотворных процессов в Церкви проходит благодаря новому законодательству: явочная регистрация общин, открытие храмов, создание воскресных школ, средних и высших христианских учебных заведений, широкое издание христианской литературы. Благодаря воздействию Комитета был 'в лучшую сторону изменен и проект союзного закона “О свободе совести”. По инициативе Комитета день Рождества Христова был объявлен выходным, уменьшено налогообложение религиозных организаций. В данный момент Комитет по свободе совести работает над проблемой возвращения храмов и имущества религиозных организаций. Понятно, насколько судьбоносна эта задача, как сложна она и какая ответственность лежит на депутатах. Хотя инициаторы создания Комитета по свободе совести—православные христиане, они сумели учесть нужды всех исторических религий, синтезировать их опыт. Все это должно способствовать взаимопониманию верующих различных религий и конфессий, что особенно важно в наше время национальной и религиозной розни. Депутаты - христианские демократы в своей деятельности стремились противостоять режиму государственного атеизма и способствовать освобождению и возрождению религиозной жизни. Конечно же, коммунистические структуры явно и тайно оказывали этому процессу яростное сопротивление. Самым расхожим оружием политической борьбы сегодня являются дезинформация, дискредитация, которые эффективны в условиях монополии на средства массовой информации, на материальные ресурсы страны. Но жизненно важные результаты деятельности небольшой группы христианских политиков показывают, насколько плодотворной может быть политическая консолидация христиан. То, что удалось сделать РХДД в области религиозной жизни, в принципе не могло осуществиться по инициативе КПСС или само по себе.

Несмотря на то, что многие основные положения политической программы РХДД еще далеки от выполнения, уже очевидно, что только христианская демократия способна сформулировать программу долгосрочных и принципиальных преобразований в России. Ибо только христианская политика основывается и на вечных ценностях, и на ясном видении земных реалий. Она укоренена в лучших достижениях отечественной истории и культуры и вместе с тем открыта наиболее плодотворной политической традиции Запада—опыту христианско-демократических партий. Христианское мировоззрение освобождает от рабства у преходящих иллюзий и фикций, у идеологических догм разных оттенков.

Движение основывает свою политику на христианских идеалах. Из этого следует необходимость принципиального отторжения от коммунизма, как наиболее радикальной во всей мировой истории антихристианской доктрины и силы. Борьба с Богом обернулась самой жестокой борьбой с человеком. Благое общество можно возродить только отказавшись от коммунистической идеологии и полностью демонтировав ее систему. Но “наша брань не против плоти и крови”, то есть, не против живых людей, а “против духов злобы поднебесных”—против идеологии и ее режима. Для христиан линия разделения добра и зла проходит не между людьми, деля их на добрых и злых, а по сердцам человеческим. У христиан нет и не может быть политических врагов, но только политические оппоненты. Наши противники для нас—это наши заблудшие братья во Христе. И мы будем бороться не против них, а за их духовное освобождение. Только духовное возрождение позволит обществу обратиться от идеологии ненависти и разрушения к идеалам солидарности и созидания.

Мы сознаем, что без любви к своей многострадальной Родине, без знания ее трагической истории, без приобщения к великой тысячелетней культуре, основанной на Православии, невозможно плодотворно бороться за свое освобождение. Только полнота знания и любовь, что и есть просвещенный патриотизм, способны преодолеть духовную болезнь в России и вернуть обществу его историческую память и самосознание. Патриотизм, как истинная любовь к Отечеству, исключает националистическую ненависть и шовинистическую агрессию, но открывает ко всемирному единению. Ибо, по словам Апостола, “Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине” (Кор.1, 13, 4-6).

В делах земного устроения христиане являются умеренными консерваторами. Христиане всегда предпочтут насильственным революционным переворотам—конструктивные реформы. В решении конкретных политических проблем РХДД сочетает честность и нелицеприятие в оценках, в понимании вещей, умеренность и конструктивизм в политическом действии, ибо история учит, что “тысяча шагов”—более короткий путь к цели, нежели “один прыжок”. Христианские демократы в области политики руководствуются принципом здравого практицизма и продуманности, выраженному в народной мудрости: “семь раз отмерь, один—отрежь!”

Высокие христианские идеалы оказываются наиболее плодотворными и в обыденной жизни. Христианское умозрение помогает отчетливо различить источник и формы современного социального зала и, вместе с тем, оно открыто к широкому диалогу, способствует консолидации конструктивных политических сил. В современном состоянии всеобщего помутнения, раздрания и вражды христианская позиция, отличающаяся духовной здравостью, терпимостью и ответственностью, может оказаться спасительной для всех.

Мы видим, что и до сего дня сознание людей преисполнено идеологическими фикциями, расхожими иллюзиями. Общество расколото на непримиримые, крайние и одинаково далекие от истины позиции. Русский народ, подвергшийся невиданному геноциду, объявляется империалистом и оккупантом. Реальный же агрессор—коммунистическая партия коварно разыгрывала карту единственного защитника жизненных интересов людей. Коммунисты-интернационалисты выступали под личиной патриотизма. Демократы же у нас в большинстве своем боятся быть заподозренными в патриотизме, в то время как все другие страны освобождаются от коммунизма прежде всего на волне патриотического возрождения.

В самом главном вопросе политики—государственном устройстве—до недавнего времени преобладали две губительные позиции. С одной стороны, партократия и номенклатура стремились насильственно сохранить коммунистическую империю. С другой же, большинство демократов было нацелено на искусственное расчленение ядерной сверхдержавы. В результате после победы демократических сил в Российской Федерации во многих частях бывшего Союза образуются тоталитарные мини-империи, где к власти приходит местная коммунистическая номенклатура в союзе с национально-экстремистскими силами.

В самой Российской Федерации к власти пришли те силы, которые были либеральным крылом КПСС. При всем их стремлении к демократии им свойственны многие идеологические рецидивы. Обращая либерал-коммунистическая ориентация не позволяет им развернуться в сторону глобальных преобразований. Методы их политической деятельности ведут к тому, что коммунистическая монополия меняется на монополию либерал-коммунистическую во всех сферах: экономике, политике, религиозной жизни, культуре, средствах массовой информации. И следствием этого может быть усугубление всех наших проблем и сползание к катастрофе.

Только религиозное сознание способно целостно и сполна охватить природу происходящего. Россия, ее государство и общество больны духовно. И для излечения требуются не искусственные расчленения организма и механические перемещения его частей, а терпеливая духовная терапия. Христиане способны открыть людям, что все мы приговорены спасаться вместе. Только соборно, в совместном ответственном труде все народы нашей огромной страны смогут окончательно преодолеть коммунизм—чуму XX века. Ни прибалтийская, ни молдавская, ни закавказская лодочки не спасутся, если окончательно затянет в омут огромный корабль—Россию. Только христианская политика может творчески соединить противоестественно расчлененные ценности демократии и патриотизма, государственности и демократии. Христианская демократия способна предложить обществу программу, основанную на фундаментальных ценностях человечества и ориентированную на реальные жизненные нужды людей. Эта программа сочетает в себе идеалы религиозно-нравственного и национального возрождения, открытого здорового общества, социальной рыночной экономики, сильного демократического государства, которое только и способно быть гарантом прав и свобод личности. Можно заметить .-.то синтез этих идей становится все более привлекательным для различных социальных групп, ибо только движение духовного обновления способно вывести страну из коммунистической атеистической бездны. Сама история предоставляет шанс политике христианской демократии. Но мы сможем реализовать этот шанс только проявив историческую ответственность, волю и творчество.

Грядут важнейшие политические события—новые выборы. Неужели мы, христиане, будучи полноправными гражданами России и ответственными за земное устроение перед Отцом Небесным, вновь допустим, чтобы нашим общим домом распорядились легкомысленные, безответственные, а то и преступные силы?! Почему нашу судьбу должны решать исключительно не христиане и даже богоборцы? Мы призываем христианскую общественность России, церковный народ и творческую интеллигенцию, клириков и мирян, православных, католиков и протестантов откликнуться на зов истории и взять на себя ответственность за судьбу своей земной Родины. Российское Христианское Демократическое Движение—это не истина в последней инстанции, но это реально действующая политическая организация, и она может стать для христиан основание совместного труда по обустройству нашей России.

Сопредседатели Думы РХДД:

Народный депутат Российской Федерации В.В.Аксючиц, Главный редактор газеты “Путь” Г.А.Аниценко, Член Президиума ВС РСФР протоиерей Вячеслав Полосин. Москва, август 1991 года.

Источник: “Путь”—газета Российского христианского демократического движения, № 9. Москва, 1991, октябрь.