Декларация Российского христианского демократического движения [1990, апрель. Москва.]

В сознании христиан нередко господствует своего рода манихейство в отношении к общественной и вообще мирской деятельности.

Это ложно-аскетическое отношение к мирскому деланию, эта фарисейская “аполитичность” открыли дорогу безбожным и богоборческим силам, пядь за пядью захватывающим

“мир”, который покинули христиане. Кончилось это тем, что были взорваны те самые стены храмов и монастырей, которыми мы отгораживались от мира. Это суровый урок, и поэтому сегодня христиане должны вновь решить для себя вопрос—уступают ли они власть над миром силам зла или отстаивают и сохраняют “мир”? Имеет ли христианство особую миссию в этом мире, или оно не от мира сего и не для мира сего, и судьбы мира и человечества ему безразличны?

В первые века христианства нередко существовало убеждение, что надо принять Христа и ради этого отказаться от “мира”. Это утверждение отвергли отцы Церкви, такие, как св. Иоанн Златоуст, св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский и др. В наше время— время человекобожества—возобладало убеждение противоположное: принять и полюбить “мир” и для этого отвергнуть Христа. Второе убеждение для нас абсолютно неприемлемо, так как оно гибельно и для мира, и для человека. Но и первое искажает Истину, возвещенную миру Христом, ущемляет полноту этой Истины. Христос пришел в мир не для того, чтобы его отвергнуть, но чтобы принять его и освятить Своим деланием. Не судить мир пришел Христос, но спасти его. Наша же задача в этой жизни состоит в том, чтобы во всем воспоследовать примеру Христа, в том числе и в деле спасения мира.

В Священном Писании сказано: “Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь” (2 Фес.2, 7). Понятие “удерживающего теперь” широко. Св. Отцы вкладывали в него и Благодать Святого Духа, и некое царство, препятствующее воцарению зла. В условиях современного мирового кризиса в него можно включить и христианское делание вообще, в том числе— участие в политике. Сегодня такое участие удерживает мир от власти “беззаконника”, который, воцаряясь в мире, уничтожает данную человеку от Бога свободу выбора, направляя свою власть против слова Церкви о вечной жизни и спасении: “Против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его...” (Дан.7, 25).

Трагедия России и российского Православия со всей очевидностью показывает нам, что если мы и теперь отвернемся от “мира” и умоем руки по примеру Пилата, то произойдет у нас и по нашей вине еще более страшная трагедия.

Развитие общества определяется духовными началами, а потому отрицание Духа неизбежно приводит к “мерзости запустения”, ибо отрицается та основа, на которой стоит и которою держится человечество.

Именно к такой “мерзости запустения” привел Россию коммунизм, в идеологии которого отсутствует сама идея носителя духа—человеческой личности. Для атеистической идеологии коммунизма человек—лишь высокоразвитое животное, в лучшем случае—продукт механизмов истории, материал для постройки (и перестройки) “фермы высокоразвитых животных” в некоем бесконечно отдаленном “светлом будущем”. Поэтому нет ничего удивительного в том, что испытанными средствами построения безбожного “рая на земле” стали тюрьмы, лагеря, психические больницы, система тотального подавления личности и беспрецедентного уничтожения людей.

Христианский идеал противоположен коммунистическому. Для христианина человек—высшее творение Божие, образ и подобие Бога, Его сотворец и соработник, поставленный царем миру и призванный вести этот мир к преображению. Свобода человеческой личности, самоценность каждого человека в отдельности, приоритет интересов личности над любыми теориями общественного развития—вот характерные признаки христианского миропонимания. Богочеловечество Иисуса Христа, соединившего земное и небесное, временное и вечное,—это источник вдохновения и силы для осуществления нравственных идеалов в социальной и повседневной жизни. Вечное, а не временное достоинство человеческой личности—вот корень принципиального различия между христианством и неоязыческим коммунизмом.

Христианский идеал, в противоположность коммунистическому, не является монопольным—он не исключает разномыслия и противоположных взглядов. Свобода личности только тогда сохранит самое себя, когда политическое разнообразие будет незыблемым законом жизни государства. Бог попускает быть в мире и злу, чтобы только ни в чем не ограничить свободу личного выбора человека. Но зло—это всегда монополия, уничтожающая добро. И чтобы сохранить именно свободу выбора между добром и злом, мы должны делать свой выбор так, чтобы зло не приобрело социальной монополии, упразднив самую возможность выбора. Христианский же идеал никак не связан с монополией на социальную или политическую власть, ибо он надмирен. Христианский идеал можно выразить в символе— Царство Божие, которое “не от мира сего”. Эта принципиальная неосуществимость христианского идеала на земле дает христианским политикам то преимущество, что они свободны от возможности какого-либо утопизма и непосредственно с ним связанного фанатизма в защите того или иного социально-политического учения.

Однако проповедь надмирного идеала не означает уход из этого “мира”, поскольку она обусловлена реальностями социально-политической жизни. Может ли Церковь проповедовать свой надмирный идеал в больнице, тюрьме, государственном учреждении, если некие социальные силы физически не пускают ее туда? Отсюда следует, что для того, чтобы, не нарушая принципа свободы, свободно проповедовать свои идеалы, Церковь нуждается в постоянной социальной защите. Таковой защитой социальной свободы являлись издревле те христиане, которые целью своей социально-политической деятельности ставили объективный, справедливый для всех принцип личной свободы выбора.

Таким образом, христианский идеал базируется на:

1. Объективном идеале личной и социальной свободы выбора, дарованной человеку Богом навеки;

2. Свободной и не нарушающей личной свободы каждого проповеди своего позитивного идеала.

Отсюда ясно, что целью политической деятельности Христиан является не субъективно трактуемый монопольный идеал земного устроения общества—как у большинства нехристианских политических партий, а сохранение и закрепление за всеми возможности свободно исповедовать, проповедовать и осуществлять свой собственный идеал без ущемления других. Христианский социально-политический идеал—охранение свободы. Христиане-политики—это сила, удерживающая от возможности узурпации власти для подавления свободы той или иной партией для осуществления своего монопольного субъективного идеала, неприемлемого для других мировоззрений.

При любой форме правления, избранной народом, только народное христианское движение может стать реальной социальной силой, сохраняющей свободу человека и общества в целом, уважающей достоинство богосозданной личности, гарантирующей социально-политический плюрализм. Христианское демократическое движение—это распространение христианских идеалов на всю реальную жизнь общества: культурную, социально-политическую, экономическую; это гарант свободы личности и уважения ее достоинства; это телесное здоровье общества, необходимое для осознанного восприятия духовных истин.

Заветы христианства донесены до нас Русской Церковью. И поэтому наше возвращение в Отчий дом есть возвращение прежде всего к Русскому Православию. Мы призваны вернуть народу отобранные сокровища тысячелетней православной мудрости—Патристики, русской святости и благочестия, гениального русского богословия и философии, общественно-политической и экономической мысли...

ОБОСНОВАНИЯ

1. О КОММУНИЗМЕ

Марксистская коммунистическая идеология атеистична и материалистична по существу, последовательно и принципиально. Атеизм и материализм являются источником энергии и целеполагания коммунизма. Так как идеология “светлого будущего” ориентирует человечество на иллюзорные цели, то атеизм служит тому, чтобы разрушить духовную вертикаль, соединяющую человека с небом и вечностью, чтобы сбить усилия духовного подъема человечества. Чтобы компенсировать потерю духовных ценностей и заменить их на фикцию материального процветания—необходим материализм. Однако, отвергнув духовные корни бытия, коммунизм потерпел поражение и в материальном устроении общества довел нашу страну до полного разорения.

Коммунизм—это радикальнейшая в мировой истории богоборческая доктрина и сила. Как идеология разрушения Божьего творения это есть целеполагание к небытию и концентрация антибытийных смыслов. Это внедрение “духов злобы поднебесных” (Ев.6, 12) в реальность, порабощение и разложение человека духами социального небытия. Библейские предтечи коммунизма—потомки Каина, строители Вавилонской башни.

Коммунизм нацелен не столько на уничтожение цивилизации как таковой, сколько на духовную гибель человечества. Духовно же человек гибнет не с физической смертью, а теряя свою душу при жизни. Конечной целью коммунизма является насаждение в мире таких форм существования, которые являются разрушением Божьего творения и установлением царства зла на земле. Вечное адское прозябание не земле можно вообразить, представив себе, что сталинизм охватил весь мир и установился навечно, или предоставив полную реализацию антиутопии Оруэлла. С уходом в прошлое устаревший ленинско-сталинской “модели”, коммунизм способен порождать новые формы, соответствующие современному состоянию науки, техники, и воздействия на человеческую психику.

Коммунизм допускает человека к существованию для того, чтобы создать условия его духовной гибели. Грозя отобрать последние ценности жизни, коммунизм заставляет человека все больше предавать свою душу, близких, отказываться от высших идеалов. Сильные же духом обречены на физическое истребление. Это—попытка всеобщей селекции небытия. Но убитый герой умирает мучеником, ибо душа его не тронута. Он увеличивает силу противостояния небытия. Обольщение же ведет к духовной смерти.

Таким образом, противостоять мировому злу можно только силой духа, беззаветной верой в божественные основы жизни и непреклонным мужеством перед лицом смерти. Только когда мы готовы пожертвовать всем, в том числе и собственной жизнью ради сохранения своего божественного достоинства и свободы, тогда мы способы сохранить и саму жизнь, и высший смысл ее.

Отсюда понятно, что основной удар коммунизм сосредоточивает на духовной сердцевине бытия: уничтожении Церкви как тела Божия в мире и искоренении религиозной верь! как связи человека со своими божественными основами.

Стратегия и тактика мирового коммунизма полностью сформировалась при захвате России—первого и основного плацдарма небытийных сил. Но и опыт противостояния богоборчеству наиболее сконцентрирован в России. Шаг за шагом коммунизм стремится уничтожить и перековать все, на чем запечатлена богоподобность исторического творчества человека, направляя основной удар на область Божественного присутствия в мире: на личность, как венец Божьего творения, как образ и подобие Божие; на Церковь, как соборное единство в Боге свободных духовных личностей; и на религию, как связь человека с Творцом. На всех ступенях внедрения в реальность коммунизм сталкивается с ее сопротивлением. Но основные импульсы борьбы исходят из духовных, религиозных основ жизни. Поэтому христианство и является основной антикоммунистической духовной силой. Как христиане, мы знаем, что линия разделения добра и зла проходит не между людьми, а по сердцам человеческим. Поэтому мы боремся с идеологией (“духами злобы поднебесной” (Еф. 6, 12)), а не с живыми людьми. Каждый человек для нас—образ и подобие Божие. Мы восстанавливаем сейчас то, что повержено и истреблено за семьдесят лет “вавилонского пленения” нашей многострадальной Родины. И во всех областях мироустройства мы призваны опираться на христианские основы бытия.

2. ХРИСТИАНСКАЯ ПОЛИТИКА

Основная задача христианской жизни—совершенствование, ибо сказано: “будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный”. Эта заповедь понимается, прежде всего, как самосовершенствование, так как она предписывает нам некий строй внутреннего духовного бытия. Содержанием же этого совершенствования является развитие в себе благодатных сил любви, которая, будучи неким излучением вовне, с необходимостью выражается в нравственной активности, в любовной деятельности на благо ближнего, в излиянии добра в мир. Таким образом нравственная активность христианина совпадает с задачей совершенствования мира.

Но это совершенствование мира подразумевает различие путей и методов, определяемое различием тех уровней и сторон жизни, на которые оно направлено. Во-первых, совершенствование мира может пониматься как нравственное совершенствование мира путем приумножения в человеческих душах количества добра и любви. Во-вторых, как совершенствование внешнего порядка жизни, действующих в мире законов и учреждений.

При таком понимании задачей христианской политики является творческая христианизация общих условий жизни мира, то есть реформирование их в направлении максимального соответствия христианской правде. Политика становится коллективным самовоспитанием человечества.

.Христиане осознают принципиальную двойственность сфер бытия—небесного и земного. В этом смысле все человеческие реформы суть паллиативы. С устранением одних бедствий неизбежно обнаружатся другие. Христианин будет склонен отдавать преимущество постепенным и частичным реформам перед всякого рода мнимо спасительными переворотами, связанными с великими потрясениями. Именно в силу своего религиозного радикализма, своей надмирной позиции, христианин будет в сфере социально-политических реформ умеренным реалистом. В отношении всех мирских забот и планов он отдает предпочтение здравому смыслу, основанной на жизненном опыте холодной мудрости перед всяким страстным энтузиазмом, рождающимся из слепой и ложной веры.

Опыт духовной жизни открывает перед христианами безусловное значение внутреннего, нравственного и духовного преображения человека. Все реформы, то есть перемены внешних условий жизни, могут быть подлинно плодотворными только в связи с этим внутренним совершенствованием самих людей. И поэтому также христианин отдаст предпочтение постепенным реформам, связанным с перевоспитанием человека, перед всякими поспешными, внезапными и радикальными переменами.

С позиции христианского жизнепонимания предпочтение имеет тот общественный строй или порядок, который в максимальной мере благоприятен развитию и укреплению свободного братского любовного общения людей.

3. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Человеческая мораль—результат свободного самоопределения личности. Но в государстве область свободы человека очерчивается правом. Таким образом, необходимость правового государства мотивируется прежде всего нормами христианской нравственности. Строить свободное общество и демократическое государство—наш моральный долг.

Предпосылки творческой демократии:

1. Народ должен понимать и ценить свободу, уметь ею пользоваться и бороться за нее. Свобода состоит не в “развязывании” народа (свобода от), но в замене “внешней”, идущей “сверху” связанности—внутренней самосвязью, солидарностью и самодисциплиной (свобода для), когда народ сам знает свои права и при этом сам держит себя в пределах чести и закона. Если нет понимания свободы, то “демократия” вырождается или в анархию, или в деспотию.

2. Достаточно высокий уровень правосознания. Строительство творческого правосознания есть преодоление в себе инстинкта—духом, который проявляется в жажде священного, в искании Бога, в способности к самообладанию и к деятельной любви. Свободным субъектом прав может быть только человек с развитым правосознанием.

3. Хозяйственная самостоятельность гражданина, то есть, как минимум, личная способность прокормить свою семью честным трудом. Свободными гражданами могут быть только самостоятельные работники, органически включенные в реальный жизнеоборот своей страны. Только такой хозяйственно независимый работник может иметь независимое политическое суждение и ответственно решать судьбу своего народа.

4. Необходимый уровень образованности и информированности, без которого демократия вырождается в охлократию (власть толпы).

5. Политический опыт, приучающий к самостоятельному мышлению и честному суждению.

6. Творческую демократию мы рассматриваем не как самоцель, а как путь освобождения личности и общества.

Все эти навыки и условия демократии, либо вытравленные, либо придавленные в России за время коммунистического режима, необходимо упорно и кропотливо воспитывать в народе, готовя его к самодеятельному выбору своего пути и своей судьбы.

4. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Человек есть существо духовно-телесное, и его телесность является не только преградой, но и орудием духовности. Одухотворение личности идет не через отрицание телесного начала, но через его просветление духом и тем самым превращение из преграды в орудие духовности. Отсюда вытекает и необходимость начала частной собственности, которая по своему внутреннему существу есть необходимое расширение человеческого тела на окружающую и соприкасающуюся с ним природную и вещную среду, которая тоже становится орудием человеческой духовности. Таким образом, частная собственность как интимная связь человеческой личности с непосредственно окружающим его миром есть необходимое условие преображения мира. Поэтому мы должны признать, что собственность—священна.

Именно в силу духовно-телесной природы человека его существование в мире укрепляется посредством собственности—как материально, так и духовно. Частная собственность утверждает человека как свободную личность, удовлетворяя естественное право на самодеятельность и самостоятельность; вызывает духовные мотивы для напряженного труда, высвобождает творческую инициативу и хозяйственную предприимчивость; дает чувство уверенности и через него доверие к людям, к земле, к вещам, к миру; пробуждает и воспитывает правосознание, научая отличать “свое” от “чужого” и уважать права другого;

воспитывает чувство хозяйственной солидарности (ответственность перед ближним и всей страной), не нарушающее хозяйственной свободы.

5. ПАТРИОТИЗМ

Патриотизм есть любовь к Родине, обретенной в свободном духовном самоопределении, и это чувство оправдано перед лицом Божиим, так как оно проявляется в смиренном служении во имя исполнения того замысла Творца, который он имеет о моем народе и моей Родине. Этот замысел Творца и есть та идея нации, которую нация свободна исполнить и, следовательно, расцвети своим особым благоуханным цветом в саду Божием, или не исполнить, и тогда погибнуть. Мы все получаем Родину через Бога и от Бога, и потому она для нас—святыня, которую мы должны блюсти от поругания. Патриотизм подлинного христианина состоит в том, что культура его народа дорога ему тем, что основана на высшей истине—христианских идеалах.

Истинный патриот не приемлет агрессивного шовинизма, видит в своем народе не только его достоинства, но и болезни. Любовь к народу должны подвигать на то, чтобы—пусть через стыд и боль—лечить свой народ покаянием и просвещением, стараться уберечь его от возможных соблазнов.

Патриотизм является единственным источником понимания красоты и духовной высоты других народов. Истинный патриотизм есть та вершина, лишь поднявшись на которую мы сможем увидеть духовные вершины других народов. Возрождение истинного патриотизма— это возрождение всемирной отзывчивости русского народа.

Просвещенный патриотизм—это признание личной ответственности за свою историю, культуру, среду обитания, свое духовное наследие. Это отношение к профессии как к личному божественному назначению, а значит и гражданскому служению. Это видение новой России, где не подавляется положительное творческое начало, где на место чиновного диктата приходит соборное обсуждение и согласие, где руководство страны отражает и воплощает здравый смысл народа, где воскресает образ земского деятеля, строившего Россию, заменяя собой образ политического комиссара, разрушавшего ее. Бескорыстное, жертвенное патриотическое сознание избегает искуса самообольщения: оно способно и критически осмыслить собственную историю, и учесть опыт других культур.

Патриотизм есть вера в свою Родину. Вера в ее призвание, в творческую силу ее духа, в тот грядущий расцвет, который ее ожидает. Так и мы—российские патриоты—верим в том, что наша Родина, пройдя очистительное покаяние, сможет через подвиг труда и молитвы выйти на тот путь, с которого она была сведена “духами злобы поднебесными”. Мы исповедуем эту веру вместе с великим русским поэтом-пророком, который писал:

Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат.

(А.С.Пушкин)

[Декларация принята на Учредительной конференции Российского христианского демократического движения в апреле 1990 года в Москве. ]

Источник: Копия оригинала. Машинопись+ксерокс. Москва, 1990, апрель. 14 с.