Основные положения политической программы Российского христианского демократического движения [1990, апрель. Москва.]

ПРЕАМБУЛА

“Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” /Еф. 6, 12/.

Господствующая в нашей стране атеистическая идеология тоталитаризма целенаправленно разрушала прежде всего религиозные основы жизни. Социальный строй, насильственно выстроенный по догмам атеистической идеологии, разлагающе воздействует на душу человека, приводит к утрате чувства собственного достоинства, свободы и ответственности, подавляет патриотическое жизнеощущение. Поэтому закономерно, что люди при возрождении для новой жизни обращаются к вечным истинам христианства.

За время существования богоборческого режима наша страна доведена до предела духовного и физического разорения. Во имя выживания обществу необходимо перейти от идеологии разрушения и ненависти к идеалам созидания и солидарности. Только религиозно-нравственное возрождение откроет пути к благотворным преобразованиям. Для возрождения нам будут необходимы время и мужество, очистительное покаяние и длительная работа по восстановлению святынь, отданных на поругание.

Мы понимаем, что богоборческая идеология еще не изжита в России. Предстоит долгая борьба. Но христиане призваны бороться не с человеком, а за человека, за его спасение и образ Божий в нем: “Наша брань не против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесных”.

Трагический опыт нашей Родины приводит к необходимости повышения христианской активности в миру. Христиане, исповедующие религию Богочеловека, призваны воплощать идеалы любви, добра и соборности во всех сферах человеческой деятельности: духовной, культурной, социально-политической, хозяйственной. Мы исходим из христианского сознания о человеке как образе и подобии Божием, сотворце Бога в преображении жизни. Христианская политика—это одна из форм благотворительности и церковного делания в мире. Целью политической деятельности христиан является не та или иная форма социально-политического устройства, а утверждение и защита в обществе идеалов свободы и творческой ответственности, дарованных человеку Христом.

Благотворные преобразования возможны только при возрождении христианских начал в личной и общественной жизни. Обновленная христианская община сможет дать России новые силы для восстановления исторической памяти и для творческого созидания своего будущего. Поэтому одно из ведущих мест в современной политике должно принадлежать христианским движениям и партиям. Христианское сознание в политике является гарантией того, что на место прежней диктатуры не придет новая—правая или левая. Христиане призваны вернуть в общество понимание того, что политики ответственны в своей работе не только перед людьми, но и перед Вечным Богом. Христианская политика—это ответственная и добросовестная политика созидания. Вся политическая деятельность РХДД согласуется с нормами христианской морали. Мы провозглашаем отказ от насилия во внутренней и внешней политике, от насилия над сословиями, национальными конфессиональными группами, отдельными гражданами по религиозным, политическим, экономическим и любым другим соображениям.

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

1.1. РХДД выступает за подготовку и созыв Всероссийского Земского Собора, который призван восстановить прерванную революционным переворотом преемственность законной верховной власти в России. РХДД считает, что только Всероссийский Земский Собор компетентен решить вопрос о форме государственного устройства России.

1.2. Вплоть до созыва Всероссийского Земского Собора в вопросе о форме правления в Российском государстве РХДД придерживается позиции непредрешенчества.

1.3. РХДД считает время до созыва Всероссийского Земского Собора переходным периодом и, соответственно, нынешние органы законодательной, исполнительной и судебной власти—временными, вплоть до решения Всероссийского Земского Собора. Основные и частные законы, уже принятые и готовящиеся к принятию, являются законами переходного периода и могут считаться действительными лишь в случае их ратифицирования самим Всероссийским Земским Собором, либо после него, в установленном Всероссийским Земским Собором порядке.

1.4. На время переходного периода РХДД считает наиболее жизнеспособной формой государственного устройства для России президентскую республику, где президент избирается всенародным и тайным голосованием. Власть президента ограничена последовательным проведением принципа разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), а также местным и общественным самоуправлением,

1.5. В своей сегодняшней политике РХДД отстаивает следующие положения:

1.5.1. Борьба за полный отказ от коммунистической идеологии как официальной идеологии государства. Отказ от политики государственного атеизма. Отказ от любых идеологических и партийных структур в государственных учреждениях, на промышленных предприятиях, в армии, в органах правопорядка, государственной безопасности и пр.

1.5.2. Содействие становлению парламентской демократии.

1.5.3. Творческое строительство гражданского общества, основанного на самоуправлении свободных граждан и их союзов.

1.5.4. Способствование становлению правового государства; воспитание путем просветительства в российских гражданах творческого правосознания.

1.5.5. Установление и закрепление принципов свободы слова; создание независимых средств массовой информации, в том числе радиовещания и телевидения.

1.5.6. Формирование независимых культурных, общественных, профессиональны” организаций.

1.5.7. Поэтапный переход от всеобщей воинской обязанности к профессиональной армии, первоочередной мерой должны стать альтернативная служба; усиление социальной защиты военнослужащих; создание института армейского духовенства; восстановление духовных традиций русской армии.

1.5.8. Следование идеалам подлинного мира и добрососедства; прекращение любых видов помощи террористическим и тоталитарным режимам.

1.5.9. Независимость судебной власти; скорое, гласное и милосердное судопроизводство;

введение суда присяжных.

1.5.10. Реформа и гуманизация уголовного законодательства и пенитенциарной системы.

1.5.11. Восстановление Российской национальной государственной символики.

1.5.12. Возвращение исторических названий населенным пунктам и улицам. 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

2.1. Все российские граждане, не ограниченные в своих правах по суду, равны перед законом. Различие вероисповедания, пола и национальности, классовые, партийные и иные различия не могут являться причиной неравенства гражданских или политических прав, как юридически, так и фактически.

2.2. Свобода совести и вероисповедания. Последовательное отделение религиозных объединений от государства и освобождение их от всех видов государственной опеки и контроля.

2.3. Свобода слова и печати. За преступления, совершенные путем устного или печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

2.4. Свобода собраний. Свобода создания и деятельности союзов и обществ без предварительного на то разрешения. Запрещаются законом только те собрания, союзы и общества, которые проповедуют расистские и иные человеконенавистнические взгляды и призывают к насильственным действиям.

2.5. Неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнуть преследованию и привлечен к ответственности иначе, как судебной властью на основании закона. Неприкосновенность жилища. Неприкосновенность собственности, кроме особо оговоренных случаев и в установленном законом порядке.

2.6. Свобода передвижения. Каждый гражданин пользуется свободой выбора местожительства и передвижения, выезда заграницу и возвращения в страну. Упразднение паспортной системы. Гражданин может быть ограничен в свободе передвижения и выбора местожительства не иначе, как по судебному решению.

2.7. РХДД выступает за последовательное выполнение международных соглашений в области прав человека.

3. РЕЛИГИЯ И СВОБОДА СОВЕСТИ

3.1. Свободная Церковь в свободном обществе является гарантом нравственного здоровья народа. Режим государственного атеизма в России разорил и пленил Церковь и тем самым обрек общество на нравственное и духовное оскудение. Поэтому наша первостепенная задача—способствовать восстановлению канонической свободы Церкви.

3.2. Для восстановления доброжелательных отношений с Церковью государство должно признать факт гонений со стороны коммунистической власти. Все здания храмов и монастырей необходимо вернуть верующим. Государство призвано частично возместить нанесенный Церкви ущерб и взять на себя восстановление некоторых монастырей и храмов. Главные религиозные праздники должны быть объявлены нерабочими днями.

3.3. В современных условиях РХДД считает естественным отношением государства к Церкви благожелательный нейтралитет, который осуществим только в правовом государстве. Для осуществления таких взаимоотношений Церкви и государства необходимо создать новое законодательство о религии, разработать правовые и иные гарантии того, что это законодательство будет неукоснительно соблюдаться государством, его учреждениями и чиновниками.

3.4. В рамках нового законодательства о религии необходимо:

3.4.1. Последовательно провести принцип отделения Церкви от государства и невмешательства государства в дела Церкви;

3.4.2. Предоставить религиозным организациям и объединениям право независимой самоорганизации и самоуправления;

3.4.3. Упразднить Советы по делам религий всех уровней;

3.4.4. Создать в Верховном Совете Российской республики комиссию вероисповеданий. 3.5. На основании этих принципов религиозным организациям и объединениям должны быть предоставлены:

3.5.1. Права юридического лица;

3.5.2. Право созывать собрания своих членов без предварительного уведомления местных властей;

3.5.3. Право на независимую от какого-либо вмешательства хозяйственную и финансовую деятельность;

3.5.4. Право совершать богослужение и вести проповедь в частных жилищах и общественных местах;

3.5.5. Право преподавания и организации религиозных школ всех уровней;

3.6. Для обеспечения прав верующих в государственной системе народного образования из обязательных дисциплин должно быть исключено все, что противоречит религиозным убеждениям обучающихся. Преподавание религии и преподавание атеизма должны быть уравнены в правах и стать факультативными. 4. НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

4.1. Деидеологизация экономической политики государства. Семидесятилетний опыт России показывает, что тоталитарная (“плановая”) экономика—это антиэкономика, объективно ориентированная на разрушение хозяйства и уничтожение народного богатства.

4.2. Для восстановления народного хозяйства необходима децентрализация экономики и переход от “плановой” к социальной рыночной экономике, которая базируется на частной собственности и христианской справедливости; конкуренции и солидарности; личной инициативе и чувстве ответственности перед ближним, перед страной. Равноправие всех форм собственности (частной, коллективной, государственной) при последовательном антимонопольном законодательстве.

4.3. Экономическая роль государства сводится к общему регулированию народного хозяйства, а не к управлению им. Государственная власть обязана создавать условия для хозяйственной инициативы независимых экономических субъектов и способствовать их свободному сотрудничеству.

4.4. Современные формы собственности в СССР по существу представляют собой корпоративную собственность номенклатуры и бюрократии. В этих условиях равноправие форм собственности возможно только после преобразования большей части “государственной” собственности в коллективную и частную. В ближайшее время необходимо провести приватизацию части основных фондов, продавая в коллективную и частную собственность—непосредственно и через акции—землю, средства производства, жилье, строительные материалы. Только система интенсивной организации экономики, основанная на принципах рыночного хозяйства, позволит преодолеть развал хозяйства, справиться с лавинно растущей инфляцией и дефицитом госбюджета.

5. ЭКОЛОГИЯ

5.1. В результате бездумной и преступной хозяйственной политики коммунистической партии Россия оказалась на грани экологической катастрофы. Продолжение этой политики грозит привести к необратимым последствиям. Поэтому необходимы экстренные меры по предотвращению кризиса и спасению того, что еще можно спасти.

5.2. В рамках этих мер РХДД считает первоочередным:

5.2.1. Немедленное прекращение строительства экологически вредных предприятий;

5.2.2. Создание законодательства, регулирующего экологические проблемы; создание независимой общественной комиссии для составления списка экологически вредных объектов;

незамедлительное принятие Верховным Советом решения по выводам этой комиссии;

5.2.3. Очистка рек и водоемов; демонтаж нерентабельных гидроэлектростанций; восстановление, где это еще возможно, естественных бассейнов рек и водоемов;

5.2.4. Сохранение и воспроизводство земельных и лесных ресурсов;

5.2.5. Сокращение добычи полезных ископаемых за счет экономии, повторного использования сырья и освоения новых технологий;

5.2.6. Независимый общественный контроль за качеством продуктов питания, других товаров и услуг; предоставление общественным комиссиям полной информации по этому вопросу.

5.2.7. Немедленное прекращение строительства всех атомных электростанций, вплоть до выяснения их безопасности для человека и рентабельности;

5.2.8. Независимая гласная общественная экспертиза по вопросу безопасности для человека и среды обитания, а также рентабельности объектов атомной энергетики;

5.3. Гарантией сохранения окружающей среды может быть только принцип самоограничения, принятый в качестве главного принципа государственной политики.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

6.1. РХДД будет бороться за то, чтобы в Российском государстве была гарантирована социальная защищенность человека. В современных условиях это может быть достигнуто только после общего оздоровления экономики страны и перехода к рыночному хозяйству. Но уже сегодня можно увеличить финансирование социальной сферы за счет сокращения военных расходов и расходов по содержанию управленческого аппарата, привилегии которого, особенно в области медицинского обслуживания и социального обеспечения, несовместимы с нормами христианской нравственности.

6.2. В области социальной политики РХДД будет отстаивать следующие положения:

6.2.1. Обеспечение всем российским гражданам достойного человека прожиточного минимума, который должен регулярно обосновываться с учетом уровня инфляции;

6.2.2. Повышение социальной обеспеченности пенсионеров, инвалидов, сирот и других групп населения, нуждающихся в особом внимании и помощи государства; отмена практики персональных пенсий и других привилегий в этой области;

6.2.3. Обеспечение максимально возможной экономически эффективной занятости граждан;

6.2.4. Создание свободных профсоюзов;

6.2.5. Улучшение условий труда работающих; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 24 рабочих дней; отмена рабочих суббот;

6.2.6. Всемерное содействие развитию семьи; введение единой системы льгот и пособий на воспитание детей; выделение из государственного бюджета средств для предоставления кредитов и ссуд молодым семьям;

6.2.7. Разработка принципиально нового жилищного законодательства; передача распоряжения государственными жилыми фондами местным самоуправлениям, отмена всех ограничений на приобретение жилья в собственность;

6.2.8. Медицинское обслуживание необходимо немедленно начать приводить в соответствие с современным мировым уровнем, выделяя для этого средства из госбюджета; государство обязано финансировать строительство новых государственных больниц; принять закон об открытии частных и коммунальных больниц, которые должны пользоваться равными правами с государственными; никакие привилегии в области медицинского обслуживания недопустимы.

6.3. РХДД будет всемерно способствовать созданию христианских благотворительных организаций и учреждений: обителей и обществ сестер милосердия, богаделен, лечебных учреждений, домов-интернатов, общин для бывших наркоманов, культурно-оздоровительных центров.

7. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

7.1. В Российском государстве гарантируется равноправие и эффективная защита интересов всех граждан, независимо от их национальности. Пропаганда национальной ненависти, дискриминация по национальному признаку должны пресекаться законом. Недопустимы обвинения в адрес какой-либо нации, проявлений национального эгоизма.

7.2. РХДД выступает за то, чтобы в Российском государстве народам были гарантированы права национальной автономии. Все национальные меньшинства должны иметь равные возможности развития самобытной культуры, изучения родного языка в учебных заведениях всех уровней и использования его в местных учреждениях, школах, театрах, печати, собраниях. Эти права осуществляются местными органами самоуправления и обеспечиваются Российским государством.

7.3. РХДД считает, что органичным для Российского государства явилось бы разнообразие национально-государственных форм: автономных, федеративных, конфедеративных и иных.

7.4. Полное и взаимовыгодное национальное самоопределение, переход к новому типу межнациональных отношений возможны только после преодоления монополии коммунистической партии на власть. Заостряя внимание на взаимных счетах, народы теряют все ориентиры. Люди уходят от понимания того, что в рамках коммунистической идеологии не может быть никаких нормальных отношений, в том числе и межнациональных. Лишь вместе, объединив усилия, мы сможем освободиться.

7.5. РХДД отдает себе отчет в сложности межнациональных проблем. Но мы надеемся, что в условиях свободы добрая воля и разум народов нашей страны открыли бы путь к взаимоприемлемому решению этих проблем.

7.6. РХДД выступает за “деимпериализацию” идеократического монстра—СССР. РХДД будет стремиться к выработке сбалансированных форм этой деимпериализации с учетом мирового опыта. Народы, пожелавшие отделиться от метрополии, должны иметь реальную возможность это сделать. С другой стороны, процесс отделения не должен вырождаться в бездумное безответственное дробление страны. РХДД считает, что в условиях Российского государства вопрос о полном отделении должен иметь глубокое исторические, культурное и экономическое обоснование. Такое отделение может быть осуществлено только путем плебисцита всего населения данной территории.

7.7. Предвидя неизбежный выход из состава СССР некоторых национальных территорий, РХДД считает необходимым создание для каждого народа благоприятных условий проживания на его исторической родине. На этом принципе должна базироваться иммиграционная политика Российского государства. В то же время Российское государство должно разработать эффективную программу по защите интересов той части российского населения, которая останется на отделившихся территориях. Последовательное проведение в жизнь этих двух принципов способствовало бы, например, смягчению, а возможно и окончательному решению “балтийской проблемы”.

7.8. Терпимость, ответственность, уважение к чужой и своей свободе должны стать ключом к решению национальных проблем. 8. НАУКА И КУЛЬТУРА

8.1. РХДД считает первоочередной задачей всемерное развитие научных исследований для обеспечения духовного и хозяйственного возрождения России. Необходимо уменьшить в объеме и усовершенствовать планирование научно-технических исследований, по важнейшим проблемам формировать национальные программы. Фундаментальные исследования субсидируются государством. Создание научно-технических информационных центров, призванных обеспечить обмен информацией и содействовать внедрению научных исследований.

8.2. Необходимо принять закон о разрешении частных и общественных исследований (включая создание исследовательских центров), при соответствующем контроле. Этим исследованиям должна предоставляться помощь—в налоговых льготах” кредитовании и т.д. Налоговые льготы должны распространяться и на спонсоров частных и общественных исследований.

8.3. Гуманитарные исследования необходимо освободить от идеологического контроля со стороны государства. Всемерно способствовать созданию частных и общественных центров гуманитарных исследований, фондов.

8.4. Государственный бюджет должен предусматривать достаточные ассигнования на развитие литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, кино. Особое внимание должно быть уделено музеям и библиотекам—хранилищам народной памяти.

8.5. Всемерная поддержка в создании частных фондов развития культуры и искусства;

создание частных и общественных музеев и библиотек, концертных залов и галерей.

8.6. Учреждения культуры должны быть общедоступными. 9. ОБРАЗОВАНИЕ

9.1. Уровень образования—один из решающих факторов развития как отдельной личности, так и общества в целом.

9.2. РХДД считает необходимым:

9.2.1. Безотлагательно провести деидеологизацию образования; упразднить все ныне действующие в системе образования идеологические структуры (комсомольские, пионерские и пр. организации).

9.2.2. Сохранить обязательное начальное образование; полное среднее образование должно быть общедоступным, но не обязательным;

9.2.3. Предоставить широкую автономию университетам и высшим учебным заведениям;

расширить права студенческого самоуправления;

9.2.4. Способствовать разработке программы по межгосударственному обмену студентами, а также целевому направлению в учебные заведения других стран за счет государства и общественных фондов студентов, проявивших особые дарования;

9.2.5. Содействовать открытию частных и общественных учебных заведений всех уровней; принять соответствующий закон, уравнивающий их в правах с государственными;

9.2.6. Создавать религиозные общественные и частные учебные заведения всех уровней;

9.2.7. По отношению к частным и общественным учебным заведениям должна проводиться льготная налоговая политика.

[Основные положения политической программы Российского христианско-демократического движения приняты на Учредительной конференции движения в апреле 1990 в Москве.]

Источник: Копия оригинала. Машинопись+ксерокс. Москва, 1990, апрель. 16 с.