Открытое письмо Президенту Российской федерации [о недопустимости выборов в органы местной администрации. 1991, октябрь. Москва]
Уважаемый Борис Николаевич!
События последнего времени побуждают нас обратиться к Вам с принципиальными соображениями. 4 октября 1991 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон “О выборах глав местной администрации” и сопутствующее Постановление. Народные депутаты России—христианские демократы—активно выступили против этого закона по следующим основаниям
:1. ЗАКОН фактически перечеркивает годовую работу Конституционной Комиссии Съезда, так как закрепляет существующее административно-территориальное и национально-территориальное деление до следующих выборов народных депутатов. Мы считаем, что после всенародного обсуждения и ряда серьезных поправок в следующем году проект Конституции можно было бы принять.
Если члены Верховного Совета, проголосовавшие за закон, действительно стремятся принять новую Конституцию, то они наносят серьезный удар по авторитету самого Верховного Совета: сейчас гарантируем пятилетний срок действия новой администрации, а через несколько месяцев это может быть перечеркнуто новым территориальным делением и соответственно новыми выборами. Такая непоследовательность—дополнительный фактор дестабилизации политической обстановки в стране.
2. Закон фактически перечеркивает ряд Ваших указов относительно областных и краевых администраций, в том числе и тех, которые направлены на преодоление последствий путча 19-22 августа. В результате население областей и краев, которое вовсе не обязано разбираться в парламентских процедурах, может полностью разувериться в новой власти; Президент назначает главу администрации, налаживается работа, а тут все начинать сначала.
Мы считаем, что Верховный Совет должен был бы, наоборот, узаконить эти указы и предоставить президенту на переходный период (до принятия новой Конституции) особые полномочия в назначении глав администрации, так чтобы главы областной администрации могли назначать глав нижестоящих органов.
Сейчас же нанесен удар по престижу Российского руководства в целом, и выборы в таких условиях—только дополнительные шансы для явных и потенциальных сторонников ГКЧП.
3. ЗАКОН вбивает по сути конституционный клин между представительской и исполнительной властями. Представительские власти—советы—продолжают свое бытие по-старому, исполнительные—на западный лад—начинают нечто новое безо всякой опоры на представительские. Это—взаимное блокирование, “война законов и указов”, апелляция к вышестоящим органам и отсутствие продуктивной работы по улучшению жизни населения.
После принятия новой Конституции целесообразно провести новые выборы одновременно глав администраций и представительских органов.
4. В УСЛОВИЯХ тяжелейшего кризиса, нехватки продовольствия и топлива, теплых вещей, устраивать в начале зимы очередную избирательную кампанию с борьбой кандидатов, многочисленными митингами, встречами, акциями, отвлекающими большие материальные и человеческие ресурсы,—это, на наш взгляд, глубоко ошибочно. Назначенные Вами губернаторы, должны будут сейчас вместо решения продовольственных задач заниматься агитацией и выступлениями с предвыборными программами! А после декабрьских выборов и идущих за ними голода и холода рискуют быть сброшены в результате голодных бунтов!
5. ПРИНЯТИЕ Закона показало единство тех сил, которые не поддерживают Ваше стремление сохранить как целостность нынешней Российской Федерации, так и государственное единство народов, исторически сплотившихся для общего блага в едином Государстве Российском, преемником которого с рядом оговоров был Советский Союз.
Сохранится ли над Россией центр, связующий республики, или же Российская Федерация, как до 1917 года, сама станет центром и потому правопреемником СССР и Российской империи—сейчас трудно выбрать одно из двух. Но мы поддерживаем усилия по сохранению нашей великой Родины, собранной потом и кровью миллионов наших предков. Отождествление коммунистической империи с Российской империей считаем кощунственным. В 1917 году власть была узурпирована прототипом ГКЧП—группой лиц, одновременно возглавлявших РСДРП и всемирную террористическую организацию—Ш Коминтерн. По сути произошла оккупация Российского государства силами Ш Коммунистического Интернационала, и правление большевиков—наглядный пример деятельности оккупационных войск по отношению к чуждому и ненужному им народу.
22 августа оккупации пришел конец, но активизировались новые силы, заинтересованные в гибели целого государства. Ради этого, мы считаем, сознательно и устраивается обструкция Вашим указам, идут угрозы роспуска самого Верховного Совета России, что приведет к выходу бывших автономий из России и “югославской модели”.
6. ЗАКОН противоречит ныне действующей Конституции РСФСР, которая в переходный период, до возможности принятия новой Конституции в более спокойной обстановке, является важнейшим стабилизирующим фактором, так как и поддержавшие ГКЧП автономии, строго говоря, обязаны ей подчиняться.
7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Совета в связи с Законом, устанавливающим статически правильное положение, не учитывает динамики политического развития. Большинство местных органов власти и практически все областные и краевые советы, оказались в свое время, благодаря привилегиям КПСС, в руках этой, на сегодня— реваншистской партии. Спешная, неподготовленная, непродуманная—даже Закона о краевой и областной администрации еще нет!—предвыборная кампания будет проходить в неравных для политических партий условиях, в привилегированном для КПСС положении, так как несмотря на опечатывание обкомов, те же люди составляют почти всю инфраструктуру власти в областях и ниже. Мы считаем, что необходимо сначала справедливо разделить имущество, использовавшееся в преступных целях, создать реальный и обеспечиваемый государством политический плюрализм, а только затем, в равных для всех партий условиях, проводить выборы. Нынешние выборы—подарок представителям только одной из партий—КПСС, главной социально-политической базы ГКЧП.
8. В ПРИНЯТОЙ к Закону поправке республикам в составе РСФСР предоставлено право не проводить выборов на своей территории—а это около половины территории Российской Федерации! Что это, как не ее развал? Некоторые уже так и поступают.
К ЧИСЛУ СУБЪЕКТИВНЫХ причин, способствующих принятию указанного Закона, относится и Ваше отсутствие на
IY сессии Верховного Совета, начавшейся 19 сентября, а также полное отсутствие официальной точки зрения президента на предмет Закона. Даже если бы не Вы, а Ваш советник зачитал бы Ваше обращение, результат голосования был бы иным.Многие депутаты высказывают недовольство и говорят, что аппарат президента и он сам относятся к Верховному Совету свысока. Госсекретарь Г.Э.Бурбулис ни разу не попросил слова для выступления на сессии, однако “приглашает” парламентариев к себе на “встречу”, что вряд ли представимо хоть в одной развитой стране. Хотя деятельность Верховного Совета России в прошлом не раз блокировалась фракцией “Коммунисты России”, большинство парламента всегда Вас поддерживало. После Вашего всенародного избрания, думаем,—это абсолютное большинство.
Мы считаем, есть все что нужно для плодотворного сотрудничества законодательной и исполнительной власти в России, для проведения радикальной экономической реформы, приватизации средств производства и земли. Лишь бы субъективные факторы не затенили главного—общей боли о возрождении России.
Мы призываем Вас не подписывать принятый 4 октября 1991 года Закон РСФСР “О выборах глав местной администрации” и лично выступить 18 октября на сессии с обоснованием этого отказа. Надеемся, допущенная ошибка будет исправлена и назначенные народным президентом главы местной администрации займутся более важными делами чем составление предвыборных речей и обещаний, которыми наш народ кормят уже сем десятилетий.
С уважением.
От Российского Христианского Демократического Движения Член Президиума Верховного Совета РСФСР В.С.Полосин, народный депутат РСФСР В.В.Аксючиц.
Источник: “Путь”—газета Российского христианского демократического движения, № 9. Москва, 1991, октябрь.