“От коммунистической империи—к новому государству” [Обращение Думы Российского христианско-демократического движения. 1991, январь. Москва.]

Коммунистический режим довел нашу богатейшую страну до предела разорения и подверг беспрецедентному геноциду. Все попытки руководства страны реформировать существующий строй закономерно приводят лишь к стремительному ухудшению положения. Ситуация становится катастрофической: усугубляются старые конфликты и пробуждаются новые—межнациональные. Ибо союзные власти служат не интересам общества, а коммунистическим догмам и эгоистическим интересам номенклатуры. Это вынуждает режим всеми силами сопротивляться экономическим реформам и бороться за сохранение имперского коммунистического государства. В результате, республики и регионы вынуждены отстаивать свою экономическую и политическую независимость. Инерция этого конфликта ведет их к борьбе за государственный суверенитет. Но в одном государстве не может быть более одного суверенитета. Опыт развития человечества показал, что защищать свободы и права личности способна только сильная демократическая государственность, а реализовать экономические свободы можно только в условиях единого экономического пространства, гармонически сочетающего свободу движений людей, товаров, капитала.

Используя резкое ухудшение материального положения, разочарование и апатию людей, стремление общества к порядку и гарантированному обеспечению, то есть к твердой власти, силы реакции, обвинив нарождающуюся демократию в развале и анархии, перешли в наступление. Идеологическая ослепленность и агрессивность коммунистических лидеров неизбежно ведут к тому, что на карту ставятся не только демократические преобразования в СССР, но и само существование цивилизации на одной шестой части суши. Таким образом, под угрозой оказывается все мировое сообщество.

В этих катастрофических условиях Движение христианской демократии призывает все свободолюбивые силы страны исходить в своей политической активности из основополагающих принципов демократии: приоритета прав и свобод личности, отказа от всех видов экстремизма и насилия, замены политического утопизма и прожектерства конструктивными прагматическими действиями. Мы должны стремиться к свободе, учитывая все силы, действующие на политической арене, соотнося свои действия с уровнем политического сознания общества, стремясь не выходить за рамки конституционных форм. Только эти незыблемые основы способны дать опору в нашем зыбком и рушащемся мире.

Сознавая, что основной преградой для благотворных преобразований является коммунистическая монополия, мы вынуждены находится в оппозиции к союзной власти в той степени, в какой она является носителем коммунистической идеологии и защищает интересы партократии. Но борьба с Центром не означает стремления развалить государство. Ибо жизненные интересы десятков миллионов людей взаимосвязаны. И при этом велика опасность межнациональной бойни. Попытка же механического разрушения единого военно-промышленного комплекса с мощным ядерным арсеналом чревата мировой катастрофой. В этих условиях существуют и сильны две по видимости противоположные тенденции. Одна связывает демократизацию с искусственным, бездумным измельчением ядерной сверхдержавы. Другая считает гарантией спасения душащий нас обруч коммунистической империи. Обе тенденции порочны и гибельны для народов.

Мы призваны лишить КПСС и республиканские компартии возможности демагогически разыгрывать карту защитников жизненных интересов граждан страны и прав национальных меньшинств. Движению российской демократии необходимо выступить инициатором создания единого фронта демократии всей страны. Образование новой государственности возможно не путем давления сверху вниз, а путем делегирования полномочий снизу вверх. Для того, чтобы решить вопрос об участии конкретной республики в подписании нового союзного договора, необходим референдум территорий, входящих в данную республику.

В условиях нарастания анархии и диктаторских тенденций отстаивание новой демократической государственности является единственной гарантией свободы и самого существования нашего общества. Однако было бы крайне опасным предоставить право подписания союзного договора президентам. Верховным Советам и даже Съездам народных депутатов республик. Во-первых, с точки зрения политической, старые органы власти по самой своей природе не в состоянии создать новое государство, в корне отличающееся от прежнего,—они способны лишь на косметический ремонт. Во-вторых, с точки зрения правовой, народ выбирал депутатов, не предоставляя им полномочий для глобального переустройства государственной системы. В-третьих, с точки зрения исторической, бесплодными будут попытки построить что-либо начиная с нуля, не опираясь ни на какие традиции. Надо помнить, что традиция Российской государственности была насильственно прервана в момент разгона Учредительного Собрания.

Все три аспекта—политический, правовой, исторический—приводят к однозначному решению. Ключевым и непременным условием подписания нового Союзного договора и принятия новой Конституции должен быть созыв УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ (ЗЕМСКОГО СОБОРА). Подобное Собрание явится органом, специально созданным для решения одного коренного вопроса—учреждения новых форм государственного устройства. Выборы делегатов на Собрание должны быть проведены демократическим путем на тех территориях, где референдумы высказались за вхождение в новое союзное государство. Мы убеждены, что только такая процедура даст возможность перейти от насильственно навязанного в 1917 году режима к тем формам государственности, которые будут свободно выбраны представителями всех народов и территорий страны.

В данной политической ситуации созыв Учредительного Собрания является тем конституционным и спасительным шагом, который способен сокрушить бастионы тоталитарной диктатуры. При возможном же реакционном перевороте лозунг немедленного созыва Учредительного Собрания может оказаться единственно конструктивным и объединяющим в момент неизбежных всеобщих забастовок, манифестаций и кампаний гражданского неповиновения.

НАМ НУЖНЫ НЕ ВЕЛИКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ, А ВЕЛИКАЯ СВОБОДНАЯ РОССИЯ!

Москва, 17 января 1991 год. Дума РХДД.

Источник: Специальное приложение к газете РХДД “Путь”. Москва, 1991, февраль.