«ПАМЯТЬ»—НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ФРОНТ (НПФ «ПАМЯТЬ»)

МОСКВА

Политическая русская национально-патриотическая организация. Самоопределяет себя как «народное национально-патриотическое православно-христианское движение».

Образовался во второй половине 1987г. в результате раскола единого движения «Память» (историка- культурное и просветительское общество «Память») на основе группы соратников и единомышленников во главе с Д. Васильевым, А. Андреевым и А. Гладковым. Решение о переименовании было принято Центральным советом бывшего движения «Память», объявившего его—НПФ «Память». Одной из причин такого переименования послужило желание разграничиться с другими группами, отколовшимися от ранее единой «Памяти», но сохранивших это название. Каждая из расколовшихся тогда групп взаимно исключила друг друга, объявив себя «истинной «Памятью».

Целью деятельности НПФ «Память»—«организация духовной силы, духовной армии, которая призвана привести русский народ к духовному и национальному возрождению», на основах исконных российских традиций—православия, народности, духовности.

Основные формы работы: дискуссионно-просветительская, издательская, участие в массовых акциях и др.

Численность и организационное строение.

Четко выраженного организационного строения нет. Выделено лишь звено лидеров во главе с председателем Центрального совета НПФ (Д. Васильев). К концу 1991г. лидерство единоличное. В организационно-структурном плане НПФ не стремится превратиться в политическую партию; «партийность—всегда меньшинство и никогда не большинство, подчиненность узкой элитарной группировке». Численность не известна (экспертная оценка—несколько десятков активистов, на конец 1991г. , очевидно, меньше). Социально-профессиональный состав: в основном научная, творческая интеллигенция, молодежь.

По словам Д. Васильева, НПФ имеет отделения в 30 городах страны.

Печатный орган—бюллетень «Память». Выходит с ноября 1989г. К середине 1990г. вышло 3 номера и I приложение. Периодичность—один раз в месяц, 12-16 с. , редактор Д. Васильев (эпиграфы газеты «За мру, царя и Отечество!» и «Патриоты всего мира, объединяйтесь!»). С 1 июля 1991г. издают газету «Память» (16 полос. Офсет. Тираж—100 тыс. экз. На конец 1991г. выпустили 2 номера. Газета официально зарегистрирована.).

Возникновению НПФ «Память» предшествовала деятельность историко-культурного и просветительского общества «Память» (в других случаях именовалось историко-литературным объединением), с 1985г. переименованного в движение «Память». По различным и весьма противоречивым сведениям первая инициативная группа возникла еще в конце 70-х годов. Она была организована силами членов общества книголюбов, туристов, любителей истории при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) под названием «Витязь». Ее целью была организация и проведение мероприятий по празднованию 600-летия Куликовской битвы. Члены группы проводили свои мероприятия в Политехническом музее в Москве. Ее организатором был поэт А. Марков, в числе активистов—художник И. Глазунов, историк С. Малышев и др. По линии группы «Витязь», кроме литературных и памятных вечеров, посвящавшихся деятелям русской истории и культуры (Столыпин, Скобелев, Татищев, Дм. Донской и т. д.) организовывались субботники на историко-культурных объектах России. Ее члены называли себя «ратниками». Одновременно с этим подобные группы появились в Ленинграде, Новосибирске.

С 1982 г. при ДК «Метростроя» в Москве работало объединение «Память» под руководством инженера Министерства авиационной промышленности Г. Фрыгина. Инициаторами создания объединения были также активисты МГО ВООЛИКа Г. Сальников, В. и. Е. Поповы, рабочий-слесарь А. Андреев, артист В. Кузнецов и полковник МВД СССР А. Лебедев и др. Название было заимствовано от названия одноименного романа-эссе В. Чивилихина. Они занимались аналогичной коллегам из «Витязя» деятельностью. Чуть позднее обе группы слились под единым названием—«Память». В течение всей первой половины 80-х годов члены объединения проводили культурно-просветительские вечера, субботники и воскресники по восстановлению памятников русской старины (например, приведение в порядок могилы русского ученого и государственного деятеля В. Татищева), организовали встречи с российскими писателями, редакциями журналов с обсуждением вопросов русской истории и культуры. В тематике подобных мероприятий были вечера, посвященные '«Слову о полку Игорем», поэту Н. Рубцову, художнику К. Васильеву. Прошли встречи с писателями и поэтами Ю. Кузнецовым, Т. Пономаревой, В. Ганичевым, И. Шевцовым, Д. Жуковским, историком Н. Яковлевым и др. Активно участвовали, члены объединения в «трезвенническом» движении, в борьбе против поворота северных рек, за спасение Байкала и ликвидации так называемых «неперспективных деревень» России, способствовали открытию музея Ф. Шаляпина и возвращению его праха на родину, возвращению русским городам их прежних названий. В это время косвенным путем деятельности «Памяти» активно способствовали российские писатели, художники и другие деятели искусства, науки, культуры-представители движения «почвенников» в российской советской культуре.

Со второй половины 1985г. в объединении активизировалась группа ее активистов во главе с Д. Васильевым (бывший фотограф, работавший в мастерской известного художника И. Глазунова) и А. Андреевым, которые выступили с инициативой политизации работы объединения. Официальным днем рождения политической организации «Память» (группа Васильева) считается 4 октября 1985г. на одном из вечеров серии «Москва, как много в слове этом... », где впервые выступил Д. Васильев. В частности, им и рядом других активистов стала усиленно пропагандироваться идея «сионо-масонского» заговора против России.—как «главного источника бед русского народа, развала экономики страны, денационализации русской культуры, алкоголизации общества, экологического кризиса и т. д. На сионистов, которые стали, по их мнению, политическим ядром социалистических партий западнической ориентации (эсеры, меньшевики, большевики) возлагалась главная ответственность за истребление миллионов граждан в период гражданской войны и культа личности Сталина, а также проникновение сионистов и масонов в государственный аппарат Советского государства с целью подчинения его иностранному (еврейскому. западному) капиталу. При этом неоднократно заявлялось, что «Память» не является антисемитской организацией (таковыми Васильев считает самих евреев Израиля, проводящих политику геноцида по отношению к семитам—арабам и палестинцам на Ближнем Востоке), а антисионисткой. В 1985-1986гг. Значительно усилилась пропагандистская деятельность группы Д. Васильева в этом направлении на различных, организуемых ею вечерах, собраниях, распространялись магнитофонные записи этих мероприятий, У нее появились сторонники во многих городах РСФСР. А основным местом проведения московских вечеров «Памяти» в это время становится ДК им. Горбунова.

6 мая 1987г. первая среди нарождавшихся тогда «неформальных» политических групп в Москве, «Память» провела несанкционированную демонстрацию в центре Москвы с требованием прекратить работы на Поклонной горе по официально утвержденному проекту, а поставить памятник по проекту скульптора В. Клыкова (тогда член «Памяти.»), предоставить официальный статус национально-патриотическому объединению «Память». В результате состоялась двухчасовая встреча с бывшим тогда первым секретарем Московского горкома КПСС Б. Ельциным в здании Моссовета. На ней было обещано внимательно рассмотреть все предложения «Памяти».

Летом 1987г. в ответ на развернувшуюся в прессе критику (начавшуюся, по мнению Васильева, со статьи Е. Лосото в «Комсомольской правде») направили ряд телеграмм М. С. Горбачеву с требованием прекратить «грязную клеветническую кампанию».

В конце 1987г. в «Памяти» усилились разногласия в связи с попытками группы Д. Васильева монополизировать идеологию движения, диктаторский стиль руководства Васильева (он был в то время секретарем объединения), его курс на конфронтацию с властями, а также откровенный переход на монархические позиции (ранее он считал себя «беспартийным большевиком»). Это привело к расколу организации. Конкретным поводом к скандалу послужила акция группы художника И. Сычева за установление в селе Радонеж памятника Сергию Радонежскому (работы В. Клыкова), которая не была согласована с Васильевым и происходила без него. В результате возникшего конфликта образовался НПФ «Память», Патриотический, союз «Россия» (И. Сычев), Русский культурный центр (Т. Пономарева).

Летом 1988г. центр активности НПФ «Память» переместился в Ленинград, где прошло несколько массовых митингов, на которых было собрано несколько тысяч подписей под обращением к XIX партконференции и правительству с требованием ликвидации «засилья евреев в жизни страны».

В октябре 1988г. произошел раскол между Московским НПФ «Память», центральным советом и ленинградской «Памятью». Последние обвинялись в «экстремистской, погромной, хулиганской деятельности», «в попытках завоевать дешевый авторитет». Тогда же произошел раскол и в самой московской группе НПФ «Память»—на группу Д. Васильева и группу Н. Филимонова, последние сумели организовать исключение самого Васильева из рядов НПФ. Группа Н. Филимонова (ее называли еще нациологической «Памятью», Филимонов—ученый-психолог), также объявила себя Национально-патриотическим фронтом «Память» (Н. Филимонов).

С сентября 1989г. НПФ принял монархические лозунги. В конце 1989—начале 1990г. НПФ раскололся в результате внутреннего организационного конфликта. После этих событий его деятельность практически приостановилась. Отколовшаяся группа А. Э. Кулакова—С. Е. Воротынцева назвала себя Православным национально-патриотическим фронтом «Память»—ориентируется на православие и монархизм и одновременно не отрицают положительного исторического значения сталинизма в плане его приверженности идеям державности и борьбе с сионизмом. В ответ на это Васильев и часть Центрального совета исключили группу Филимонова из НПФ и призвали «всех патриотов объединиться вокруг народного трибуна и вождя» Васильева (до этого Васильев был секретарем НПФ «Память», а председателем А. Андреев).

В 1989-1990гг. НПФ (Васильев) не предпринимал никаких активных политических демаршей, продолжал традиционную деятельность, которая не претерпела значительных изменений в своих формах с 1987г. Однако монопольное олицетворение в общественном мнении национально-патриотического движения уже было утрачено в связи с образованием нескольких десятков организаций (многие из них по численности превзошли НПФ). Васильевская группа оказалась фактически в изоляции. НПФ «Память» продолжает считать именно себя истинным движением «Память», осуждая продажность или провокационность всех остальных народных организаций.

В августе 1990г. НПФ «Память» пережила очередной раскол. На этот раз ее покинул бессменный член Совета НПФ А. Баркашов, уведший за собой достаточно действенную часть организации. Свое решение уйти из «Памяти» он обосновал тем, что ему «надоело заниматься воспоминаниями. Пора действовать». Новая организация была названа «Русское национальное единство».

1 июня 1991г. состоялась торжественная презентация официально зарегистрированной газеты НПФ «Память». На конец 1991г. вышли два ее номера тиражом в 100 тыс. экз. В ночь с 30 сентября на 1 октября 1991г. в эфир вышла радиостанция «Память», также официально зарегистрированная. Тем не менее эти кардинальные меры не привели к росту рядов организации, которые даже (в Москве) редеют.

Васильев поддержал Указ Президента о департизации, заявив, что он «хоть немного стабилизирует наше общество» и уменьшит возможность пропаганды коммунистических взглядов. Об августовском «путче» он заявил следующее: «Я не верю ни тем, кто привел сюда танки, ни тем, кто сегодня говорит о революционных преобразованиях». Одновременно Д.Д. Васильев предупредил о возможности еще более страшного, «сионистского путча», «который может возникнуть на замешательствах демократической власти, если она не примет реальных мер к наведению порядка в стране».