«За духовное возрождение России!» (Интервью с Д.Д.Васильевым)

Меня всегда поражали люди, которые питаются слухами. Это страшная обывательская привычка—верить в «сарафанное радио»—приводит к чудовищным превращениям: мужики превращаются в баб, в самых худых, базарных, ничего не имеющих общего с женщиной. Это происходит от полной бездуховности, лености мысли, нежелания думать, а поглощать любую информацию, даже самую гнилую, чтобы хоть как-то сделать себя значимым. Люди забыли древний обычай пересказа: когда из уст в уста передавались деяния святых людей Земли Русской, деяния национальных героев, борцов за счастье народное. Эти пересказы превращались в героические былины, песни, баллады, дивные сказы, воспитывающие национального героя, приводящего нацию к высотам духовности и нравственности. Сегодня все это отнято, изгажено, затоптано, и люди превратились в склочников. Причем в обозленных склочников, которые пытаются распространять злобную клевету. Сколько страшных трагедий случалось и случается из-за этого!

Человек должен искать суть явления, а не его интерпретацию, не его толкование. Ибо толмачи, зачастую сознательно уводят общественное мнение от желания разобраться в сути явления, отвлекая это мнение на огромное количество ничего не значащих частностей, с которыми можно бороться всю сознательную жизнь, а истинный враг будет находиться в тени и вершить свое грязное дело. Поэтому я не согласен с вашим заявлением, что слухи рождаются в «условиях дефицита гласности». Сегодняшняя «гласность» превратилась только лишь в обнажение Порока, раскрытие негативных сторон жизни и совсем мало коснулось позитивного, созидательного действия. А ведь это действие заложено в прошлом нашего народа. Как можно на осуждении порока воспитать героя! Это невозможно! Не имея позитивного примера рядом человек захочет вкусить этого порока и втянуться в порочный круг падений. Говоря о плохом, надо в большей мере пропагандировать и развивать хорошее: героические примеры истории, где жизнь героя показана во всей красе. Надо давать высокие образцы духовности и нравственности, чтобы человек имел возможность сравнивать. А сегодняшние многие средства информации превратились в занудного критикана, отдавая дань политической моде и очередной политической кампании. На Руси никогда не существовало искусственно созданной гласности, потому что практически не существовало тайны, кроме узко интимных тайн, семейных. Жизнь каждого человека была на виду. У него не было раздвоенности. Он верил в Бога, старался свято хранить Его Заповеди. Верил в тот многовековой уклад монархического устройства государства, когда во главе нации стоял Отец-Царь (здесь я говорю об идеальных сторонах государственного устройства, когда нет посягательств политических партий на человека, словом, когда он живет мудрой народной традицией, которая передается из века в век).

Так что, оборвав традицию, посягнув на Веру и уничтожив многовековое традиционное устройство государственное, человек оказался в мерзости запустения, на космополитической помойке грязного порока безнравственного и ничтожного существования. Вот тут-то и произошла подмена героя лжегероем, монарха—лютым диктатором, традиционных форм жизненного уклада—демагогической политической фразой. Лишившись корней и основ духовности, многие превратились в биороботов, для которых основное «сырье заложено в и программе». А программы, как известно, бывают разные.

Это как бы преамбула к тем вопросам, на которые я сейчас хочу ответить.

1. Первый вопрос—ознакомительный. Давайте сразу введем в курс наших читателей. Расскажите, пожалуйста, что за организация—«Память»? Сколько вас? Как возникло общество, а затем трансформировалось в Национально-Патриотический Фронт? Какая идея изначально подтолкнула к этому? Множество существующих «неформалов», различных движений за перестройку, возможно, взяли бы на себя реализацию ваших идей. Ведь главное сейчас—в единстве, не так ли? Зачем было организовано еще одно общество?

ОТВЕТ. Сразу же хочу напомнить вам, что, как говорил Марк Твен, слухи о моей смерти несколько преувеличены. Различного рода провокационные группки не раз меня исключали из рядов «Памяти». Однако я по сей день являюсь Председателем Национально-Патриотического Фронта «Память» и возглавляю Совет, членами которого являются один из основоположников «Памяти», также, как рабочий Иоаким Андреев, инженер Алексей Гладков, преподаватель и режиссер Николай Детков. В составе же этого Совета бессменно находятся журналист Евгений Русанов, инженер Александр Линев, рабочий Александр Баркашов. Вот этим составом мы и ведем работу по пробуждению национального самосознания народа. И именно против этих членов Совета ведется изнурительная клеветническая кампания, дабы, разорвать единство Совета.

Обращаем ваше внимание на то, что как Память у народа—одна, также един и Национально-Патриотический Фронт «Память», возглавляемый вышеуказанным Советом вот уже на протяжении более пяти лет. Поэтому все остальное—ракушки, которые приклеились к мощной флотилии Национально-Патриотического Фронта «ПАМЯТЬ», желающие разъесть его твердую броню. Я не хочу говорить о численном составе из чисто тактических соображений, но могу уверить, что нас достаточно много, и количество людей растет, чтобы решать многие важные вопросы сегодняшних дел в государстве.

Ну, а если взглянуть в историю создания общества, то вначале это было патриотическое объединение, преследующее культурно-просветительские цели, пока мы не поняли, что собираясь в различного рода собрания и говоря о трагедии, постигшей культуру и историю нашего народа,—все это разговор о следствиях, а не о первопричине, породившей зло. Пока мы работали на реставрации памятников истории и культуры и спасали один дом, в это же время десятки других архитектурных ценностей уничтожались. По меткому замечанию руководителей Ленинградского филиала Национально-Патриотического Фронта «Память» Николая Александровича Ширяева получалось так: «Кто-то рвет динамитом, а мы метем метелочками, пытаясь убрать пыль от взрыва». Так вот, мы и захотели узнать, кто оставляет динамит и кто зажигает запал, то есть определить первопричину.

Любой грамотный человек, подняв исторические документы, и сам способен разобраться в истоках этой первопричины. Ведь идеологами разрушены культуры русского народа были такие ярко выраженные русофобы, как Лейба Троцкий-Броиштейн, Зиновьев-Апфельбаум, Каменев-Радомысльский-Розенфельд, Емельян Ярославский-Миней Изралевич Губельман, Каганович, Бухарин и другие руководители того времени. Собственно русофобией было пронизано и то время, когда функционировали эти «деятели». И отголоски той русофобии мы чувствуем сегодня в нашей конкретной жизни.

Поэтому, встав на защиту истоков национальной культуры и истории и начав борьбу за пробуждение национального самосознания,—быть филантропом уже нельзя. Мы стали бойцами, а это и послужило преобразованию патриотического объединения в НПФ «ПАМЯТЬ». Хочу к этому добавить, что «память» существовала открыто тогда, когда еще не было и разговоров о каком либо неформальном объединение, и остро ставила вопросы об экологии, политике, культуре, истории. Достаточно обратиться к архивам «Памяти»: магнитофонным записям вечеров «Памяти», документам, выпущенным НПФ «ПАМЯТЬ»: «ПАМЯТЬ существует с конца 70-х годов.

Поэтому непонятна та часть вашего вопроса, где вы говорите о единении и в то же время обращаете внимание на то, что многие неформальные объединения, которых и в помине не было ранее, могли бы взять реализацию наших идей. О каком же единении можно тут говорить, если единство задач «ПАМЯТИ» вы разбиваете на множественность неформальных групп? Вот это и ведет к раздроблелнности, так необходимой идеологическому противнику. Ибо от раздробленности политических идей возникает раздробленность нации. Так что наш Фронт был организован задолго вообще до такого понятия, как «плюрализм», приводящий сегодня страну к стадии хаоса, где подчас меркантильные интересы преобладают над интересами Отечества, интересами Народа.

2. Многие, по сути не зная толком о вас ничего, тем не менее относятся к деятельности «ПАМЯТИ» негативно. Откуда это пошло? преуспевают ваши противники, обвиняя вас в несвойственных вам грехах? Не проявляете ли вы тут пассивность? Почему о «Памяти» как-то меньше осведомлены, нежели о других неформальных объединениях? Вас упрекают в скрытности.

ОТВЕТ. На первую часть вашего второго вопроса я уже ответил выше. На вторую часть хочу сказать следующее. Всю клеветническую кампанию против «ПАМЯТИ» организовали средства массовой информации. А они, как известно, являются органами определенных организаций. И если они на нас клевещут абсолютно бездоказательно, значит, они практически встают в позицию наших врагов. А если учесть, что они, средства массовой информации, осуществляют волю своего руководства, то можно определить противников, находящих я в более высоких эшелонах власти, которым эти средства массовой информации подчиняются. Однако, если мы в чем-то виноваты, то почему нас не привлекают к уголовной ответственности, о которой так назойливо трубят статейки по поводу «ПАМЯТИ».

Ларчик открывается очень просто: СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В НАШИХ ДЕЙСТВИЯХ НЕТ! Состав преступления находится в деяниях средств массовой информации, как и в прошлые годы разнузданного политического террора, хотят уничтожить здоровое ядро нации и, выполняя волю своих хозяев, вновь ввергнуть страну в преступное пламя гражданской войны. И, заканчивая ответ, на ваш вопрос, хочу обратить ваше внимание на то, что наша задача не пускать пыль в глаза, используя острое словцо и играя на бедах, вызывая к себе симпатии толпы. Наша задача—практическое воплощение в жизнь всего того, что связано с проблемой национального возрождения.

3. Ваша программа деятельности? Или хотя бы основные направления? Какие задачи ставит перед собой «ПАМЯТЬ» и как собирается их решать?

4. Вы за духовное возрождение Отечества. Что надо бы предпринять для этого нашему обществу? Что конкретно предпринимаете для этого Вы? Что уже сделано?

ОТВЕТ. Я думаю, что эти два вопроса можно объединить. Народное движение не должно иметь политической программы, ибо духовное возрождение не может иметь политической окраски, так как духовное возрождение является исторической сутью нации, передаваемой веками из поколения в поколение. Партийность же—это всегда удел меньшинства, это диктат большинству. И в конечном итоге—лютая борьба за власть, полное забвение обещаний и, естественно, их невыполнение в партийных программах.

Для любого грамотного человека абсолютно понятно, что значит духовное возрождение. Это огромный комплекс вопросов, вмещающий буквально все аспекты жизни и деятельности человека—представителя нации. И вырывать что-то одно, оставляя без внимание другое—нельзя. Ибо разрушается цельность, а значит, подрывается фундамент нации, фундамент Отечества. Мы так много потеряли за, казалось бы, короткий исторический пробег, так много погубили и осквернили, что оказались практически на краю пропасти—быт нации или не быть?

Произошла очередная подмена. Духовность мы подменили технократическим прогрессом, обманывая себя • том, что комфортность и материальное благополучие дадут нам рай на земле. Эта роковая ошибка. Остановив духовное свое развитие, мы существенно подорвал развитие биофизической структуры человека, сделав его, С одной стороны ленивым, с другой стороны, по-рабски работающим, приведя его к двуличности, к двойственности мировоззрения в угоду политике—говорить и делать одно, а думать другое.

А всеобщее чувство рабского страха привело к разгулу тирании, и из государства Нравственности, Духовности, Дисциплины и Порядка, мы превратились в озлобленных, недисциплинированных бездуховных, зачастую безнравственных людей. И здесь надо быть достаточно самокритичным. Ибо это—одна из основных причин падения нации. Может быть, в сегодняшнем мире это звучит парадоксально, но без веры в Бога, без Православия, пожалуй, объединиться нации будет невозможно. Предыдущие десятилетия со всеми своими лозунгами, как мы убедились, ничего не дали.

Все новое—это хорошо забытое старое! Надо сегодня обратить серьезнейшее внимание на труды духовных пастырей нашего Отечества, на изучение великого культурного и исторического наследия прошлого, на обращение к традициям народа без искусственного продумывания новых советских обрядов, от которых веет холодом равнодушия, демагогической напыщенностью и полным опустошением душ. Ибо в их основе лежит государственная казенщина. Мы должны обратить свой взор к легендарным героям нашего Отечества, создав им великую Российскую Державу, своим трудом преумножая славу нашей Родины. Мы должны обратиться к исторической памяти наших великих предков, давших миру ярчайшие образцы нравственности, духовности, культуры, исторического подвига. Надо воспитывать детей не на бульварной литературе и сомнительных шлягерах, а приумножая семейные традиции, закладывать с детства фундаментальные знания о великом историческом прошлом народа, о его великих предках.

Гуманизировать общество не враньем с экранов телевизоров и других средств массовой информации, а непосредственным общением с Кормилицей Землей-Матушкой, отдав землю крестьянам и все тем, кто хочет ее обрабатывать, в собственность. Уверенность в том, что земля является твоей собственностью, даст человеку возможность любить ее как свое дитя, пестуя и нежа ее, облагораживая и подкармливая, тем самым улучшая плодородие земли. Богатство крестьянской земли—это крепость и уют крестьянского очага, это создание волшебного мира в общении с Природой, это радость взвращенного своими руками, это реальное ощущение конечной цели труда. Это экологическая чистота, это соль и суть земли. Вот что есть истинная свобода, вот что есть истинная поэзия труда.

Думается, что немаловажную роль в оздоровлении нации должны сыграть народные дружины по охране морали и нравственности. Эти дружины станут жестким контролем на пути обезьянничания с худших образцов и задворок буржуазной так называемой «культуры». Порнографическая свобода и вседозволенность—это не есть свобода духа. Это есть кабала дьявола, а значит,—всеразрушающая сила зла, против которой должны объединится все силы Добра и дать решительный бой всей мерзости падения, этому уничтожительному микробу, пытающемуся разъесть твердь государственного устройства, служащего интересам его подданных.

Национально-Патриотический Фронт «ПАМЯТЬ» проводит огромную разъяснительную работу, просветительскую деятельность, работу по установлению традиционных методов в сельском хозяйстве, работу по возрождению национальных святынь. НПФ «ПАМЯТЬ» борется за экологию, культуру или, как ранее говорили на Руси,—за ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО! Перейдем, пожалуй, к пятому вопросу.

5. Перестройка пробудила национальное самосознание людей. Многие сейчас занялись устройством своего национального дома: принимают меры к возрождению национальной культуры, родного языка. Прибалты, как известно, получили даже «добро» Верховного Совета СССР на хозяйственную самостоятельность. И только Россия, *на наш взгляд, ведет себя в этой ситуации до обидного пассивно. Будто мы напрочь забыли о своей национальной гордости, будто не кричат наши беды и проблемы, у которых у нас не меньше, а то и поболе будет, чем у тех же прибалтийских республик. Какую позицию занимает «ПАМЯТЬ»? Что, по-вашему, надо делать?

Ответ. Я не склонен думать, что перестройка пробудила национальное самосознание людей. Опять получается какой-то политический догмат, лозунг. Видимо, здесь сыграла решающую роль защитная функция нации. Больше терпеть было нельзя. То насилие, которое пережил русский народ в особенной степени, сжало пружину терпения до предела и, рано или поздно, она распрямилась бы с сокрушительной силой, поэтому и открыли в некотором роде политические клапаны, чтобы предотвратить ураган.

Вы очень хорошо подметили: что многим республикам сегодня предоставлены как бы особые права, а Россия спит. Надо учитывать то, что Россия на протяжении десятилетий насиловали, держа ее в состоянии раба.

Прибалтийские же республики до сороковых годов оставались буржуазными и строго хранили те традиции, которые формировались веками. Культурно-хозяйственная деятельность и экономические отношения у них еще в памяти от прошлого. А сколько поколений русских людей было уничтожено?! Какой чудовищный натиск был проявлен в борьбе с традицией, народностью, традиционными формами государственного управления, экономических и политических отношений в русской нации?! Как можно сегодня говорить о каком-то возрождении сельского хозяйства, когда уничтожен исторический опыт, разорвана связь поколений, практически уничтожено^ коренное крестьянство, напрочь разгромлен деревенский быт, уничтожены храмы, сплачивающие вокруг себя людей, а самое главное—варварски, бандитски отнята земля? Я уж не буду говорить о других предпосылках. История человечества не знала такого чудовищного кошмара, я бы сказал, кровавого ужаса, который мы пережили за эти жуткие 70 лет. И как бы мы не пытались себя сегодня обманывать, что вот, мол, были и счастливые страницы в нашей биографии, ничто не может искупить этого кровавого буйства революционной фантазии. Поэтому всякие, может быть, счастливые минуты меркнут перед жертвоприношениями идолам новой эпохи.

Говорить о том, что Россия спит, нельзя. Россия находится в жутком оцепенении, медленно осмысливая незаслуженную гибель своих святынь, своих сынов, дедов и отцов, матерей, сестер.

Она похожа на ледяное царство застывших фигур, но вот уже первые лучики оттепели начинают отогревать измученные сердца, замерзший мозг, и вот уже первый ветерок проснувшегося сознания парит над бескрайним Отечеством, и он вырастет в бурю, но это не будет бурей революционной фантазии—это будет бурей народного суда. Поэтому каждый чиновник снизу доверху должен понять, что безграничной тирании приходит конец, и отвечать они будут сполна за все содеянное ими.

Основную ставку в воспитании сегодня нужно делать на патриотизме, немедленно прекратить экспорт зловонной поп-культуры, текущей к нам с задворок Запада, поднять имена национальных героев. Пантеон Русских Святых. Раскрыть ярчайшие страницы национально истории—гордости русского народа. Чтобы каждый ребенок с молоком матери впитывал народный эпос, был бы пронизан национальной культурой, крепко изучая историю.

Необходимо землю передать крестьянам и тем, кто желает ее обрабатывать. Пора бежать из городов-конгломератов—этих зловонных чудовищ—пожирающих сердца людей. Возрождать национальную деревню со всем внутренним укладом жизни. Приводить в чувство тех кто приезжая на территорию нашего Отечества, беспардонно относится к нашим традициям, навязывая свои местечковые интересы. В каждой русской душе нужно пробудить чувство гордости, чувство национального самосознания.

6. Вы осуждающе писали в «Собеседнике», что, мол, мы продаем свои земли западным фирмам, превращая таким образом Родину в колонию. Когда-то мы в этом обвиняли царскую Россию, но, может быть, сегодня для нас это хоть какой-то выход из тупикового состояния? Может быть, хоть что-то возьмем от передовой западной технологии, от прогресса? Вкусим, так сказать, от пышного пирога?

ОТВЕТ. Начну с конца Вашего Вопроса. Этот пирог будет пышным, но весь начиненным мышьяком, от которого мы будем погибать медленно, но уверенно. Более организованная западная экономика, проникнув своими капиталами в нашу разоренную страну, очень быстр парализует остатки хозяйственного механизма, полностью закупит административный аппарат, и вот тогда мы превратимся в полную колонию. А что касается царской России, то многим сегодняшним руководителям, начиная от генсека и кончая самым рядовым чиновником, не мешало бы поучиться ведению хозяйства у того же Петра Аркадьевича Столыпина. Ведь вождь коммунистов Владимир Ильич Ленин говорил, что всему полезному мы должны учиться у капиталистов. Спасти Родину можно только в одном случае: доверившись на оду не полумерами, а мерами и самым суровым образом карать всех чиновникам, препятствующих творческому развитию экономических и политических процессов в стране.

7. Есть ли у «ПАМЯТИ» своя концепция перестройки, радикальные предложения, как вывести страну из экономического тупика? Согласитесь: прежде чем возрождать народ духовно, надо сначала накормить, одеть его, избавить от изнурительной социально-бытовой неустроенности, чтобы борьба за элементарное существование не застила ему свет, не преграждала ему путь к возвышенному.

ОТВЕТ. Свои позиции мы неоднократно высказывали в телеграммах в ЦК партии, в своих печатных и устных выступлениях. Мы твердо знаем, что надо делать и делаем много конкретного. Но палки в колеса нам ставят в первую очередь коммунисты и представители госаппарата. Так что надо их спросить: кому они служат и чьи интересы отстаивают, потворствуя разрухе? А в отношении второй части вопроса даже не хочу отвечать, потому что любому духовному человеку ясно, что прежде всего—духовность, ибо она дает толчок к правильному выражению материальных действий человека на земле, и именно духовность определяет правильность этих действий, ибо все подчиняется главному: служению Богу, Отечеству, народу. Высокодуховному человеку абсолютно противно чувство шкурности, он живет во имя созидания, а не разрушения.

8. Говорят, вы не выдвигали своих кандидатов в народные депутаты СССР. Будет ли «ПАМЯТЬ» участвовать в кампании выборов в местные Советы? Если нет, то как вы намериваетесь влиять на ход событий в России? Ведь, как известно, парламентский путь борьбы а свои идеалы—самый предпочтительный в цивилизованном обществе.

ОТВЕТ. Этот вопрос я оставляю без ответа. Что касается парламента—то это вовсе не предпочтительный и непрогрессивный путь борьбы за идеалы. Здесь процветает торжество словоговорения.

9. Допустим, по вашей концепции, нынешнее критическое положение России—и всей страны—дело рук внутреннего врага. Как же с ним бороться? Как его распознавать?

ОТВЕТ. Я не Господь Бог, чтобы на все давать советы. Что же касается субъективного мнения, то я изложил его.

10. Можете ли вы назвать кого-либо из видных деятелей науки, культуры, входящих в состав НПФ «ПАМЯТЬ»? Наши известные писатели: Распутин, Солоухин, Белов являются членами «ПАМЯТИ»?

ОТВЕТ. Членами НПФ «ПАМЯТЬ» вышеперечисленные товарищи, к сожалению, не являются, а в отношении других известных лиц—пусть это останется маленькой тайной.

11. Какие, по-вашему, вопросы могла бы взять на себя «ПАМЯТЬ» в нашем районе? Есть ли у вас такие конкретные точки приложения сил?

ОТВЕТ. Есть. А о конкретных делах мы могли бы поговорить в вашей редакции во встрече за «круглым столом».

12. Если бы кто-то изъявил желание более подробно ознакомиться с деятельностью вашей организации, куда ему следовало бы обратиться?

ОТВЕТ. 143990. Московская обл., г. Железнодорожный, п/о Купавна, ул. Гоголя, д. 2. Александр Робертович Штильмарк. Тел. 527-87-42

(1987, 9 сентября. Москва.)

Источник: «Знамя Коммунизма»—газета, 1989, 9 сентября.