“Торговля не разорила еще ни одного народа” — говорил Б.Франклин. Теперь мы знаем действительно, ни одного, кроме... русского. В 80-е годы СССР относился к числу ведущих торговых держав мира. В 1990 г. по объему экспорта (103 млрд. долл.) занимал 10-е место в мире, а по импорту (26,8 млрд. долл.) — 27-е место. К 1993 г. Россия оказалась отброшенной на 20-е место по объему экспорта (43 млрд. долл.), хотя и сохранила прежнее место по стоимости импорта (26,8 млрд. долл.). В 1995 г. превышение экспорта (55—59 млрд. долл.) над импортом (31—33 млрд. долл.) России составило 26 млрд. долл. Структура внешней торговли России приобрела в минувшие несколько лет откровенно колониальный характер. На долю сырьевых товаров приходилось более половины всего вывоза. При этом сырая нефть и природный газ обеспечивали 35% всей валютной выручки страны. На экспорт поставляется 40% всей добычи и производства российского никеля, 40 — меди, 35 — алмазов, 23 — нефти, 20 — фосфатного сырья, 15% — природного газа и каменного угля. Здесь необходимо вину возложить и на “родное” правительство: очевидно, что оно не создает условий для более полной переработки и повышения наукоемкости экспортной продукции. Тот же никель, экспортируемый в готовых изделиях (не говоря уже о палладии и других редких металлах), в стоимостном выражении в десятки и сотни раз дороже. Между тем четверть века назад, в 1970 г., удельный вес в советском экспорте машины и оборудование составляли 21,5%, а топливо и электроэнергия — лишь 16,6%. С другой стороны, в импорте особый акцент в то время делался на завоз прогрессивного оборудования в интересах развития автомобильной, химической и нефтехимической промышленности, приборостроения. Сегодня даже не принято всерьез говорить об импорте наукоемких средств производства для производства средств производства. По оценкам Центра комплексных социальных исследований и маркетинга, в период 1990—1994 гг. из России “утекло”от 80 до 100 млрд. долл. Плюс в 1995 г. “бегство” капитала равнялось 1,5—2,0 млрд. долл. ежемесячно, т.е. по 18—24 млрд. в год. Из накопленных за рубежом российских денег, принадлежащих юридическим и физическим лицам, 25—30 млрд. долл. депонировано в ссудной форме на банковских депозитах и различных счетах других финансовых учреждений. Распространенной формой “бегства” являются авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисление валюты на счета российских резидентов в зарубежных банках. Занижение экспортных цен и завышение импортных, особенно активно используемые в бартерных операциях, оборачиваются для России ежегодной потерей еще 4—5 млрд. долл. Наконец, капитал вывозится из России просто в виде наличной иностранной валюты. По оценке Государственного таможенного комитета Российской Федерации, только в 1993 г. таким путем было вывезено 3,7 млрд. долл. С середины 90-х годов объем оттока капитала из России во много раз превысил приток как прямых иностранных капиталовложений, так и кредитов и займов международных финансовых организаций и промышленно развитых стран. Следует добавить также, что Международный валютный фонд выдает России кредиты из расчета 8% годовых. Россия же вкладывает свои валютные резервы в ценные бумаги США, Германии и других развитых стран под 6%! И здесь речь идет отнюдь не о “сбежавших” теневых миллиардах, а о государственной внешнеэкономической политике (если ее так можно называть!). Капиталы бегут, и одновременно стремительно растет государственный долг России. Сегодня он составляет 25% валового национального продукта. К концу 1999 г. он может уже превысить 50% ВНП. Такие размеры внешней задолженности становятся все более серьезным препятствием на пути экономического развития. Она увеличилась с 55,8 млрд. долл. в 1990 г. до 112,7 млрд. долл. в 1994 г. (для сравнения заметим, что в 1975 г. внешний долг СССР составлял 10,5 млрд. долл., а в 1980 г. — 17,8 млрд. долл.). По объему внешнего долга наша страна вышла на одно из первых мест в мире: сегодня он превышает 130 млрд. долл., и России суждено будет еще долго занимать “лидирующее” место в рейтинге стран-должников. Страна уже не способна погашать внешний долг в сроки и объемах, предусматриваемых ее обязательствами. Потому исполнительная власть занята бесконечными переговорами по урегулированию проблемы внешней задолженности в отношении основных групп кредиторов: стран — членов Парижского клуба и коммерческих банков, составляющих Лондонский клуб. Однако отсрочки лишь перекладывают выплату долгов на плечи следующих поколений. Выдвигаются серьезные политические и экономические, а нередко и социальные, условия.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(65);%> <%you_hit(77);%>