Предыдущая Оглавление Следующая

3.7. Проблема ликвидации химического оружия

В ряду крупных разоруженческих инициатив последних лет видное место занимает Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления химического оружия и о его уничтожении. 31 октября 1996 г. в ООН была сдана 65-я ратификационная грамота Конвенции и 29 апреля 1997 г. этот важнейший международный документ вступил в законную силу. С этой даты начался отсчет времени его выполнения, независимо от того, когда то или иное государство ратифицировало Конвенцию.

На протяжении всей истории химического оружия, зачастую глубоко законспирированной, мировое сообщество неоднократно делало попытки предпринять решительные меры по его запрещению и уничтожению. Первым международно-правовым документом, наложившим запрет на применение в войне ядов, явилась Гаагская конвенция от 29 июля 1899 г. “О законах и обычаях сухопутной войны”. Однако потребовалось почти сто лет для того, чтобы мировое сообщество смогло в практической плоскости поставить вопрос о полном и необратимом химическом разоружении. Впервые у человечества появился реальный шанс навсегда избавиться от угрозы химического оружия.

СССР рассекретил свой арсенал химоружия и предоставил мировому сообществу сведения о его составе. О боевом предназначении химического оружия можно судить по основным характеристикам боеприпасов, находящихся в арсенале России. Как известно, основная часть российского химического оружия предназначена для боевого применения на поле боя в условиях непосредственного соприкосновения с войсками возможного противника.

Весьма актуальной для мирового сообщества остается проблема нераспространения химоружия. Решая эту задачу, Конвенция предусматривает создание таких условий в международном плане, когда обладание химическим оружием становится ненужным и невыгодным. Это обеспечивается, прежде всего, системой контроля, которой должно быть охвачено около 20 тыс. химических объектов, расположенных во всех районах мира. Помимо санкций политического и экономического характера, которые могут быть применены в отношении нарушителей Конвенции, по решению СБ ООН могут быть применены и военные меры.

Оценивая перспективы химического разоружения, можно утверждать, что в настоящее время у России есть политическая воля и решимость навсегда избавиться от химического оружия. К настоящему времени в России созданы основы нормативно-правовой базы процесса ликвидации химоружия. Наиболее полное представление о характере и порядке работ, направленных на достижение этой цели, дает Федеральная программа “Уничтожение запасов химического оружия в РФ”, утвержденная правительством в марте 1996 г. В “Программе” четко определены приоритеты этой работы: “опережающее развитие социальной инфраструктуры; обеспечение безопасности процесса уничтожения химоружия; экологическая защита окружающей среды; обеспечение экономической приемлемости процесса разоружения. “Программа” предусматривает уничтожение химоружия непосредственно в районах его хранения на специально созданных для этого объектах. Это позволяет не только устранить затраты на транспортировку химоружия к объектам его ликвидации, но и главное — устранить опасность этого наиболее уязвимого этапа жизненного цикла химического оружия, предотвратить угрозу террористических и несанкционированных действий с ним.

Приступить непосредственно к уничтожению химоружия планируется в 2001 г. и завершить его в течение 10 лет со дня вступления Конвенции в силу. Однако эти сроки уже сегодня выглядят довольно нереальными. По мнению экспертов, стоимость полной ликвидации арсенала химического оружия при безусловном обеспечении экологической безопасности оценивается в 6—7 млрд. долл. Выделение таких средств в условиях сложного экономического положения России и больших затрат на ликвидацию стратегического и тактического ядерного оружия является невозможным.

Учитывая весьма ограниченные возможности России, немаловажное значение приобретает оказание ей международной помощи для ликвидации химического оружия. В соответствии с Программой Нанна-Лугара США уже выделили на эти цели 136 млн. долл. В качестве приоритетных США определили два основных объекта: осуществление программы создания системы аналитического контроля за процессом ликвидации химоружия и строительство объекта по ликвидации ОВ в районе г. Щучье. В соответствии с российско-германским соглашением 1992 г. фирмы ФРГ поставляют контрольно-измерительную аппаратуру и лабораторное оборудование для объекта в п. Горный, для чего ФРГ выделила на эти цели около 40 млн. немецких марок. Определенную помощь оказывают также Швейцария, Нидерланды, Швеция, Финляндия. Однако размеры иностранной помощи не соответствуют масштабам решаемых задач и основная тяжесть по ликвидации химвооружения ложится на плечи России. Это — ключевая проблема для будущего президента. Россия, подписав конвенцию, взяла на себя международное обязательство, которое она может выполнить лишь понеся огромные материальные издержки. В этой связи, как представляется, будущему президенту необходимо вынудить Запад пойти на крупные инвестиции в ликвидацию химического оружия.


Предыдущая Оглавление Следующая


   TopList         



404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(65);%> <%you_hit(77);%>