Предыдущая Оглавление Следующая

3.6. Договор об обычных вооружениях
в условиях новой военно-политической ситуации
в Европе

Очевидно, что в связи с расширением НАТО и ослаблением России решительно изменилась военно-политическая ситуация в Европе. Основной ее особенностью стало принципиальное изменение соотношения сил в пользу НАТО на европейском театре военных действий.

В результате длительных и напряженных переговоров Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ) был подписан главами государств НАТО и Организации Варшавского Договора 19 ноября 1990 г. в Париже. Он мыслился его участниками как крупный шаг по свертыванию гонки вооружений и устранению материальной основы военных конфликтов на континенте. Вступление его в силу на обширной территории от Атлантики до Урала должно было установить новую стратегическую ситуацию с равновесием сил при общем понижении военных потенциалов противостоящих сторон до уровней необходимой достаточности для обороны.

В порядке первоочередной цели Договор предусматривал “ликвидацию потенциала для осуществления внезапного нападения и проведения крупномасштабных операций в Европе”. Поэтому ограничения распространялись на наиболее опасные, ударные виды оружия: танки, боевые бронированные машины, артиллерию калибра 100 мм и выше, боевые самолеты и ударные вертолеты. Для каждого военного союза Договор определил максимальные уровни: по танкам — 20 000, боевым бронированным машинам — 30 000, артиллерии — 20 000, боевым самолетам — 6800, ударным вертолетам — 2000, боевым самолетам морской авиации наземного базирования — 430.

При этом были установлены предельные уровни для одного государства: по танкам — 13 300, ББМ — 20 000, артиллерии — 13 700, боевым самолетам — 5150, ударным вертолетам — 1500, боевым самолетам морской авиации — 400. В итоге реализации Договора государства-участники уничтожили или переоборудовали для мирных целей тысячи единиц современных средств ведения войны. Казалось, что Договор стал служить интересам укрепления безопасности на континенте, сделав прозрачными арсеналы оружия и военной техники, обеспечив надежный контроль за их наличием и использованием.

Однако за время реализации Договора кардинально изменилась военно-политическая обстановка в Европе — был распущен Варшавский Договор, разрушен Советский Союз, были выведены российские войска из Центральной Европы и Прибалтики, сокращены все виды Вооруженных Сил России, а оружие бесконтрольно, безнаказанно растаскивалось, продавалось, разворовывалось. Стало очевидно, что угроза со стороны России перестала существовать. Однако несмотря на это государствами Североатлантического альянса было принято беспрецедентное решение о расширении НАТО на Восток, и, стало быть, увеличение в нем вооружений за счет новых членов.

Это то наследство, которое достанется будущему президенту России. Особенно неприятное в нем то, что отказаться от договора крайне сложно политически, а выполнить его невозможно, не нанеся сокрушительных ударов по безопасности России.

Договор ОВСЕ в этой ситуации утратил прежний смысл и стал служить лишь интересам государств НАТО. Для России он создавал угрозу одностороннего разоружения под жестким контролем государств НАТО. Особенно отчетливо это демонстрирует статья 4 Договора, которая определяет общие уровни вооружений “для каждой из сторон”. Но реально существует одна “сторона” (НАТО), другой “стороны” (ОВД) нет, она ликвидирована. Вместо нее остались отдельные государства с ограниченным уровнем вооружений. Для НАТО эта статья, после распада ОВД, дает возможность иметь высокие уровни вооружений и позволяет создать мощные группировки сухопутных сил в Европе, которые могут быть усилены за счет переброски войск и вооружений из США и Канады.

А что же может иметь по Договору Россия? В связи с распадом СССР ей определен предельный уровень вооружений: танков — 6400, бронемашин — 11 480, артсистем — 6415, боевых самолетов — 3416, ударных вертолетов — 890.

В явном неравенстве сил сторон можно убедиться, сопоставив разрешенные уровни обычных вооружений у них, и увидеть как они будут изменяться в пользу НАТО при ее расширении. Какой же “баланс сил” можно увидеть в таблице? Какая здесь может быть “ликвидация неравенств” — как этого требует Договор?

На самом деле, уровень вооружений в НАТО после вступления в альянс трех новых членов сразу возрос: по танкам на 3522, бронемашинам на 5217, по артсистемам на 3217, по ударным вертолетам на 288, по боевым самолетам на 870 единиц.

Нынешняя ситуация с Договором выглядит парадоксально. России по Договору ОВСЕ нельзя усиливать группировки войск и обеспечивать безопасность на флангах, что противоречит Договору. А страны НАТО имеют возможность укреплять не только фланги, но и фронтальные группировки войск, принимая в свои ряды новых членов, увеличивая уровни обычных вооружений за их счет. Мало того, на территориях новых членов Союза нельзя исключать размещение иностранных войск и ядерного оружия НАТО. Кстати, новички в НАТО (Польша, Венгрия) уже пересматривают свою военную инфраструктуру, перегруппировывая войска с Запада на Восток, поворачиваясь фронтом к России.

При этом руководство НАТО открыто заявляет, что прием новых членов в альянс отнюдь не закончен. Двери остаются открытыми для других государств, в том числе стран Балтии и Украины. А это значит, что военная мощь блока будет и впредь нарастать при отсутствии военной угрозы с Востока. Не приведет ли со временем наращивание военной мощи альянса к новому противостоянию в Европе? В такой неблагоприятной ситуации для России было бы целесообразно выйти из Договора, чтобы гарантировать безопасность своих интересов. Уже сегодня уровни вооружений, предусмотренные Договором, не позволяют России по-новому построить оборону, обеспеченную достаточным количеством вооружений как на Западном ТВД, так и особенно на флангах.

В изменившейся обстановке, как нам представляется, нужен новый Договор — тот, который действительно отвечал бы целям “ликвидации неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности и ликвидации потенциалов для осуществления внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе” (как декларируется в нынешнем Договоре).

Причем Договор этот следовало бы заключать не между блоком НАТО и другими государствами, а между всеми заинтересованными европейскими странами — как членами НАТО, так и не входящими в этот союз. При этом необходимо определить уровни вооружений для каждой страны в отдельности в пределах оборонной достаточности. К странам НАТО должны быть предъявлены более жесткие рамки ограничений и контроля, поскольку их вооруженные силы используются по единому плану. Для каждого государства, вступающего в военный союз, уровни вооружений должны понижаться и применяться соответствующие меры контроля.

Страны НАТО категорически против разработки нового Договора. Они дали согласие, учитывая вопиющее неравенство сторон, не на новый документ, а на модернизацию старого Договора. Такое решение было принято государствами—участниками Договора 31 мая 1996 г.

Позиция России на переговорах по модернизации Договора исходила прежде всего из факта наличия в Европе мощного военного союза НАТО, уровни вооружений которого значительно возрастают за счет вступления в него новых членов.

Модернизация Договора, разумеется, должна обеспечить равную безопасность всем государствам-участникам, независимо от их принадлежности к союзу. Обновление ОВСЕ может осуществляться на базе ограничения обычных вооруженных сил НАТО, особенно вблизи российских границ, отказа от размещения иностранных вооруженных сил на территории новых членов НАТО и ослабления фланговых ограничений, обременительных для России в силу напряженной обстановки на левом фланге (Северном Кавказе).

Весьма важным вопросом доработанного Договора остается стремление Запада размещать на постоянной основе силы НАТО за пределами территорий стран альянса. Здесь, к сожалению, российская сторона пошла на неоправданные уступки, согласившись с ограниченным размещением войск. В каждом принимающем государстве будет развернуто не более одной бригады. В этом контексте НАТО вносит в Договор витиеватую формулу “о сдержанности в размещении боевых сил на территориях новых членов альянса”. Однако они не разъясняют обязательства, которые предполагает “сдержанность”. Каковы пределы этой “сдержанности”?

Остается проблема с наличием вооружений на флангах. Здесь государства НАТО стараются держать Россию в жестких рамках. На первой Конференции по рассмотрению действия Договора (15—31 мая 1996 г.) государства-участники договорились о том, что Россия в пределах фланговых районов так ограничивает обычные вооружения, чтобы к 31 мая 1999 г. они не превышали: 1800 танков, 3700 ББМ, 2400 артсистем. Правда, Россия имеет право использовать положения Договора о временном развертывании танков, ББМ и артсистем как на своей территории, так и за ее пределами, перераспределение действующих квот на основе переговоров с другими государствами. В этом случае на Россию будет наложен дополнительный контроль — она ежегодно будет принимать до 10 дополнительных инспекций. Как говорится, здесь страны НАТО перекладывают вину с больной головы на здоровую. Нужны дополнительные инспекции в странах альянса, а не в России. Именно расширение НАТО требует дополнительного контроля.

В действительности латание Договора, его отдельных прорех не решает проблемы оживления Договора, придания ему способности реально ограничивать наращивание военного потенциала в Европе. Сегодня Договор односторонен, приносит выгоду военному союзу НАТО, закрепляет возможность его разрастания. Для России ОВСЕ сегодня приносит ущерб ее безопасности и таит угрозу для будущего.


Предыдущая Оглавление Следующая


   TopList         



404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(65);%> <%you_hit(77);%>