Тот, кто смог бы доказать свое происхождение
от Спартака, сегодня уж точно не был бы лидером левых, но украшением римской аристократии. С. Лец. Реализация этих благих задач невозможна без исполнительного механизма, т.е. правительства, которое в данных условиях может быть только коалиционным, т.е. не обязательно представлять все партии, но, — желательно, в виде профессионалов, а не идеологов, “брошенных на культуру”. На первый план в последнее время выходит задача формирования Госсовета и коалиционного правительства, а также властной вертикали как гаранта и инструмента принятия решений в период кризиса, угрожающему захлестнуть страну. Когда эта идея впервые была опубликована, она рассматривалась как политическая гипотеза. Однако время показало, что у нее есть будущее. Во второй половине 1997 г. эта идея приобрела форму “четверки” и “Круглого стола”, став политической реальностью В истории России власть строилась либо с опорой на монархию, либо на аппарат КПСС, либо на президентскую вертикаль. Сегодня нужна принципиально другая система, опирающаяся как на согласованное действие всех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, — так и на максимально широкий спектр политических сил. Система “сдержек и противовесов”, вполне успешно сработавшая на Западе, не годится в ее классическом виде для России по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, эта система предполагает противодействие одной ветви власти другой. Приходится затрачивать много энергии на сохранение позиций в борьбе за конкурентоспособность во власти. У нас есть опыт противостояния исполнительной и законодательной властей 1991—1999 гг. Ничего хорошего из этого не получилось. Более того, в условиях кризиса терялось драгоценное время и другие ресурсы для решения конкретных проблем. На время, во всяком случае, такое противодействие властей необходимо смягчить, попытаться заменить сотрудничеством. Не меняя Конституции, это можно сделать в рамках Госсовета и коалиционного правительства. Проблема созидательного сотрудничества, столь важного в условиях кризиса в стране, отходит на второй план. Во-вторых, в рамках Конституции и политических реалий ни Госдума, ни Совет Федерации, ни тем более Верховный и Конституционные Суды не способны реально противодействовать президентской вертикали. Весь опыт говорит об этом. Можно лишь бороться или имитировать борьбу. Борьбу без реального результата, если, конечно, саму борьбу с президентом не пытаться выдавать за результат. Но и президенту, его структурам, думается, такая борьба не нужна, если, опять же, новый президент будет заинтересован в получении конкретных результатов своей работы, а не в результатах очередной политической победы. Проблема полноценности представительного органа (парламента) способного реализовать волю избравшего его народа, в том числе и через подконтрольное ему Правительство, должна быть решена в будущем. Без ее решения ни о какой демократии и правовом государстве говорить не приходится. Сегодняшняя Конституция России и политическая практика свидетельствуют о том, что такого органа у нас просто нет. Задача его создания требует серьезнейшей политической борьбы и должна стоять в повестке дня и программах всех истинно демократических партий, но не сегодня. В отсутствие такого органа о классической системе “сдержек и противовесов” говорить бессмысленно. Значит, недостаток полноценного парламента нужно компенсировать другими органами, в том числе и временными, которые не предусмотрены Конституцией. Это, в свою очередь, означает, что сама возможность создания таких органов ставится в зависимость от добровольного согласия конституционных институтов власти создать такие компенсаторные механизмы — будь то Госсовет, “Круглый стол”, либо иные органы государственной власти. Времени у нас нет. Страна переживает “переходный период”. Поэтому нужен временный механизм координации и согласования ведущих политических сил Нации — Госсовет. Необходимо также и коалиционное правительство, реализующее установки Госсовета. Важно четко и ясно договориться о том, что такое Госсовет. На наш взгляд, он должен, быть самым авторитетным и властным органом Государства, а значит, состоять из представителей всех ветвей власти: президентской, правительственной, законодательной, судебной, а также некоторых авторитетных и представительных политических сил и общественных организаций, например: 3 — от Президента, 2 — от Совета Федерации, 1 — от Конституционного Суда, 1 — от Верховного Суда, — по 1 представителю (пропорционально) от политических партий, преодолевших 5%-ный барьер на выборах 1999 г., и ведущих научных и общественных организаций: РАН, Союз писателей, Союз художников, ФНПР. Председатель Госсовета — избранный Президент. Заместители — Председатель Правительства, спикеры Совета Федерации и Государственной Думы. Такой орган — и только он — мог бы:
Госсовет отвечал бы за подбор и согласование кандидатур на высшие должности в стране, рекомендуя их (или отказывая в рекомендации) Президенту, Председателю Правительства и Федеральному Собранию, а также инициировал снятие с работы тех или иных высших должностных лиц и чиновников. Это лишь упрощенная формула, требующая серьезных переговоров и договоренностей. Вместе с тем она уже изначально предполагает: во-первых — взаимные уступки, компромиссы и, естественно, ограничения. Во-вторых — она слишком радикальная в условиях, когда политики имеют богатый опыт взаимных обманов и нарушений договоренностей. Но все это, преодолимо, если знаешь, ради чего это делается, и есть политическая воля для достижения искомого результата. Вообще-то идея демократии зачастую воспринимается нами сегодня как-то явно упрощенно. В лучшем случае приводится цитата о том, что “демократия-де очень плохо, но лучше человечество ничего не придумало”. Хотя в ответ на это никто не сможет ответить почему европейские монархи в XX веке реже и меньше вредили народам Европы, чем демократически избранные премьеры и президенты (например, Гитлер и Муссолини). В любом случае вопрос о том, какая демократия нам нужна в России остается, на наш взгляд, открытым. Для кого-то советская (партийная), а для кого-то — президентско-думская. Для нас, например, аристократическая демократия. Во всяком случае есть резон в мысли П.Успенского, сказавшего следующее: “Эволюция идет путем постепенного отбора. Ее цель — постепенное выделение лучших. Человечество всегда стремилось и стремится создать правильную аристократию. Самое “демократическое” направление, в конце концов, сводится к тому, чтобы создать правление лучших (вспомните, “лучшие представители советского народа”!) и такой порядок вещей, при котором состав лучших, непрерывно обновляясь и освежаясь, не мог бы стать правлением худших”. Эти размышления имеют и самое непосредственное отношение к практике политических действий. Разве на сегодняшних демократических выборах выбирают лучших? Идеи Госсовета и коалиционного правительства легко реализуемы при общенациональном понимании проблем. У них нет ни одного шанса при понимании проблем с узкопартийной или групповой точки зрения. Но если даже сегодня эти инициативы и не выглядят практичными, то кто гарантирует, что в будущем ситуация не изменится?
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(65);%> <%you_hit(77);%>