Предыдущая Оглавление Следующая

1.4. Национальная самоидентификация
Вечно и нисколько не старея
Всюду и в любое время года
Длится, как сойдутся два еврея,
Спор о судьбах русского народа.

И.Губерман

Как совершенно справедливо писал владыка Иоанн, в том, что произошло и происходит в нынешней России, прежде всего наша собственная вина, оскудение в русских людях национального достоинства и патриотизма. До тех пор, пока “мы сами не научимся любить свой народ, свое Отечество и его историю, свои святыни — мы и других не сможем научить нас уважать”. И не надо искать врагов вовне. Проблема в нас, нашем понимании роли русской нации, в нашем самоуважении, осознании наших слабых и сильных сторон. Понимание же национальной особенности следует искать прежде всего в нашей истории. Но не выдуманной, литературной, а в реальной, изобилующей примерами, а главное — Поступками. Важно также, уметь слышать наших гениев.

Очень верно сказал о России, о русскости И.А.Ильин: “Не пытайтесь свести Родину к телесному, к земле и природе... Посмотрите: силою судеб мы оторваны ото всего этого; а она незримо присутствует в нас. Она не покинула нас, и мы не оторвались от нее, а внешняя разлука состоялась уже “давно”. Не правда ли очень актуально для тех, кто “ищет” сегодня русскую идею в экономике, западных ценностях и т.д.?

Ищите лучше русскость русского духа прежде всего в душевном укладе человека и еще в тех содержаниях, которые были созданы этим душевным укладом, а потом уже — в той природе, которая взлелеяла этот душевный уклад, и во всем том телесном и вещественном, что укрыло его в себе и явило его через себя.

Но не останавливайтесь на этом: ищите русскость русского в тех душевных состояниях, которые обращают человека к Богу в небесах и ко всему божественному на земле, то есть в духовности человека. Вот подлинное жилище Родины, вот подлинное ее обнаружение, когда душа человека, “томимая духовной жаждою”, отвертывается от “случайных и напрасных даров” земной жизни и, испытывая жизнь без Бога, как “мрачную пустыню”, обращается из глубины своей к благодатным предметам”.

Повторю еще раз — особенно для экономистов, политиков и журналистов: “Не пытайтесь свести Родину к телесному...”. Понимание русских финансовых и экономических проблем невозможно без понимания духа русского человека. — Вот, наверное, главный вывод и А.Ильина. И это — главное в понимании подхода к выходу из кризиса, президентской стратегии в конечном счете.

Проблема национальной идентичности, как проблема теоретическая, мировоззренческая, была поставлена оппозиционными политологами в начале 90-х годов. Но сегодня вопрос, вынесенный в заглавие, стал уже сугубо политическим, практическим для современной России. Те, кто еще продолжают этого не признавать, остаются в меньшинстве. Однако остаются. Особенно та категория (сторонников Г.А.Явлинского), которая открыто перестала критически относиться к проблеме национальных интересов. Более того, даже стала использовать этот термин в своих целях, искажая его содержание “наднациональностью” и ерничеством. Действительно, а может, лучше уж все оставить, как есть: умные теоретики и идеологи монетаризма вкупе с политиками из Вашингтона смогут не только давать рекомендации и ставить финансовые условия, но и возьмут на себя бремя непосредственного управления Россией, оставив для приличия Президенту представительские функции? Может быть, там и в самом деле лучше знают, а главное — умеют управлять нашим государством? Ведь у них-то там получилось “цивилизованное общество”.

Ныне идет скрытая и очень сильная борьба за “русскую идею”: все серьезные политические силы уже поняли, что победит в конечном счете тот, кто сможет ее использовать в своей идеологии и политике. И это понимают, к счастью, самые умные (но не самые влиятельные) в оппозиции, в том числе в КПРФ: “Да, роль борцов за русскую идею для многих из тех, кто говорит о ней, чужда”.

На наш взгляд, прежде всего, необходимо не бояться сказать: “Я — русский”, “моя нация — русская”, у моего государства есть национальные, а не только абстрактные демократические, либерально-рыночные, общечеловеческие интересы. Наконец, необходимо сказать громко, чтобы это отчетливо услышали не только в России, но и за рубежом: “Горжусь тем, что я русский, и эту свою сущность буду защищать”. Понимая, конечно, что за этим утверждением стоит не шовинизм или “квасной патриотизм”, а огромное историко-культурное наследие. Именно это, кстати, и не побоялся сказать В.Путин.

До тех пор, пока национальные интересы не станут приоритетными, процесс воссоздания единой России не начнется. Приведу пророческие слова И.Ильина: “Когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг “Народы бывшей России, расчленяйтесь!”, то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои руки крепкие “бразды правления”, погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия”. Удивительно, как эти слова соотносятся с сегодняшней действительностью! Где, только эта “русская национальная диктатура”, способная остановить интернационалистов и космополитов?

И вновь о категории “национальный”. Сегодня мы видим, что трактуют ее по-разному в зависимости от понимания, в зависимости от конъюнктуры, в зависимости от преследуемых целей, в том числе и личных. В нашем понимании категория “национальный” должна рассматриваться как связь личности с землей, на которой живет русский народ, с русской культурой, историей, русским языком, с будущим России, ее национальными интересами, а не с идеологией какой-то одной партии, либо с происхождением родителей, вероисповеданием и т. д., которые могут влиять на частности в восприятии русской культуры, не более того.

Мы подходим к мысли, что понятие русский не сводится к этническим или политическим категориям, а тем более к графе “национальность” в паспорте. Оно не имеет ничего общего с национализмом, но непосредственно связано с категорией “национальный интерес”, в которую мы обязательно включаем и категорию “духовность”.

Все эти предупреждения отнюдь не утратили силу. В этой связи, на наш взгляд, сегодня можно и нужно чаще говорить о национальном мировоззрении, обладающем различными политико-идеологическими оттенками, о мироощущении, имеющем ясную национальную специфику, общекультурную и духовную основу. Это необходимо сделать для того, чтобы провести четкую границу между интересами своей нации и интересами иных наций, и не стыдиться их отстаивать, “не путая”, например, с национальными интересами США или Израиля.

Но проблема не только в этом. Осознание национальной идентичности становится в нашем нестабильном мире условием вхождения в XXI столетие. Иными словами, национальное самоопределение — это не только восстановление самоуважения и выход на решение сегодняшних экономических задач, но и определение всего вектора развития России. Нынешний хаос вызван уходом от естественного пути развития русской Нации и Государства, движением наперекор историческим, культурным, духовным, экономическим свойствам русского народа. Русский историк С.Лесной писал: “Три основные черты славян определяют их жизнестойкость: необыкновенное трудолюбие, доходящее иногда до самоистязания, любовь к родине, часто даже не осознанная умом, и талантливость” (курсив наш. — авт.).

Не следует недооценивать и экономического значения духовности. Огромный интеллектуальный потенциал России не уничтожен и будет возрожден после выхода из кризиса. В тяге к знаниям и творческой мысли — национальная черта русского народа. Об этом свидетельствует хотя бы то, что даже в нынешних условиях, когда наука лишилась поддержки собственного государства, когда идет огромный отток квалифицированных специалистов на Запад, научное творчество не превратилось в маргинальное явление, свойственное странам “третьего мира”. Об этом свидетельствуют, например, данные о патентной деятельности, а значит, и о потенциально огромных возможностях России на рынке наукоемких технологий.

Но проблема, которая уже нанесла и продолжает наносить России огромный урон, — непонимание властью значения для России науки и интеллектуальной деятельности. Важнейшая задача заключается в том, чтобы вернуть науке, ученым и инженерам высший приоритет государственной политики, общественное признание. Результаты не заставят себя ждать. Еще и сегодня удивительны возможности интеллекта в России. Несмотря на все смуты, сокращения бюджетных расходов в 20 раз, интеллект нации просто прорывается на мировой рынок.

Сегодня уже достаточно ясно, что главными общенациональными задачами в ближайшие годы станут упрочение Российской Федерации, мирное восстановление великого государства в границах, существовавших до 1991 г., объединение разорванной Нации, соединение искусственно прерванных связей и разваленных рынков, обеспечение мощного интеллектуального рывка.

Эти задачи могут быть решены только при осознании особых, специфических ресурсов русской нации, т.е. мы обязаны понять, чем располагает Россия для обеспечения подобного “рывка в будущее”. Общенациональное объединение — политическое требование, осознав которое только и можно решить сегодняшние задачи.

Прав, безусловно прав, исследователь Вл. Максименко, говоря, что “причина, по которой Россия, породив за последнее время тьму политиков, не имеет политики, заключена в том, что главный дефицит у нас не финансы (то лишь следствие), главный дефицит в России — русское сознание. Сознание события всех, чье место — по праву рождения и наследства — на земле России; всех, кто независимо от национального состава крови воспитан, взращен и отмечен культурой русского языка. Из дефицита русского сознания растут сегодня: политическая безъязыкость, беспредметность воли, химеричность действующих лиц “авансцены” и плотное окружение ее, “авансцены”, классическим пушкинским “народ безмолвствует”.


Предыдущая Оглавление Следующая


   TopList         



404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(65);%> <%you_hit(77);%>