Одна, но пламенная страсть — власть! Споры о том, нужен ли диалог с Правительством, на мой взгляд, — пустая трата времени, ибо говорить с людьми, а тем более облеченными властью, нужно всегда. Во всяком случае, прибегать к другим отношениям следует только тогда, когда ни одного шанса договориться не осталось. Это — правило просвещенного времени, отказываясь от которого мы вновь погружаемся во тьму средневековья. Альтернатива диалогу — сила. Но из всех инструментов, имеющихся у политиков, сила — последний аргумент. Поэтому необходимо вначале сделать все, чтобы решить политические вопросы путем диалога. В идеале при диалоге достигается согласие. В худшем случае — компромисс. В самом плохом — вновь вернуться к угрозе силой. Соглашение о “правилах игры” предполагает публичный компромисс, достигнутый без отказа сторонами от своих собственных принципов и ценностей. Для него необходим прямой диалог всех ветвей власти и всех политических сил. Подчеркиваю, что речь идет не об отказе от политической борьбы, а о введении ее в рамки, придающие ей новую, более тонкую, но порой и более жесткую форму, отрицающую как радикализм авантюристов, так и конформизм пассивных представителей оппозиционной элиты. На этой важной, на мой взгляд, теме следует остановиться подробнее. Причем рассмотреть ее не в узком тактическом (борьба за политическую власть), а в более широком, политико-идеологическом, общегосударственном контексте. Речь идет о компромиссе в понимании угроз национальной безопасности и мер по их ликвидации, а не о соглашении, которое в очередной раз позволило бы Президенту перетасовать замызганную колоду карт своих людей в Правительстве. Главная цель нашей партии — помочь населению избрать самых достойных, то есть нас с вами. Нужно ВЫНУДИТЬ, ЗАСТАВИТЬ, НАВЯЗАТЬ такой компромисс Власти — той самовлюбленной, наглой и циничной, воспитанной годами в уверенности своего “исторического права” управлять, Власти, которая самоуверенно полагает: добиться от нее компромисса нельзя, да и бесполезно. Для такого отрицания есть серьезные предпосылки. Одна из них заключается в том, что чем сильнее экономический кризис и острее политическая ситуация, тем слабее сама исполнительная власть и больше роль Государственной Думы и Совета Федерации. Именно поэтому, а отнюдь не по другим соображениям, Президент вынужден идти, хотя бы частично, на согласование своей политики с представительной властью. Правильность такой политики оппозиции поняли далеко не сразу и не все. Некоторые “крутые” оппозиционеры всячески критиковали лидеров, прежде всего Г.Зюганова. Но по мере того, как становится все очевиднее правота его действий, у некоторых оппозиционных “лидеров” уходит почва из-под ног. Наиболее же дальновидные из числа “цивилизованных” социал-демократов осознали, что обойти Г.Зюганова справа и по центру не удастся, что социальной базы для них нет, и в ближайшие годы не будет. Обратили внимание и на то, что политический вес Думы и лично Зюганова растет. 1997 год можно без преувеличения назвать годом политической стабилизации. Мы все учимся находить общий язык, совместные решения сложнейших проблем, стоящих перед страной. Вырабатываются эффективные механизмы согласования позиций политических сил и ветвей власти. Понимание того, что вне прочного общественного согласия в России не может быть ответственной и перспективной политики, становится необратимым... Тенденция очевидна: основные политические силы все более интегрируются в цивилизованный политический процесс, а радикалы оказываются на его обочине. Объявленный годом согласия и примирения, 1997 год положил начало преодолению глубинного социально-политического раскола в обществе. В августе 1998 г. в газете “Патриот” вышло мое интервью, в котором я по просьбе редакции отвечал на вопросы и как сопредседатель НСПР. Приведу его в отрывках. Единство не означает единообразия Алексей Иванович! Позвольте начать с прямого вопроса. В последнее время в среде оппозиции, прежде всего ее радикального крыла, стало модно критиковать “Духовное наследие” и лично вас, как “серого кардинала примиренчества”. С другой стороны, эти люди не могут ответить на вопрос: чем же им, как сторонникам радикальной политики, мешают Зюганов или Подберезкин? Ведь если человек твердо знает, как одним махом решить мировые проблемы, как еще могут помешать люди, идущие другим путем? Поэтому наших читателей интересует правда о “Духовном наследии”, его целях и месте в рядах НПСР и оппозиции. — Прежде всего, спасибо за прямой вопрос, который достаточно точно отражает суть нашего конфликта с “радикалами”, кои, кстати, в большинстве своем радикальны на словах, а не на деле. Словесный радикализм превращается в своего рода спорт: пришел на собрание, митинг, съезд, обвинил всех в “соглашательстве и предательстве” — и на отдых, почитывать газетки. Я считаю, что право на критику союзников надо заслужить повседневной работой, а еще лучше — реальными успехами. Если бы те, кто упрекает меня в соглашательстве, имели в своем активе реальную революционную практику хотя бы на уровне штурма казарм Монкада, не говоря уже о создании народно-революционных армий, как это было в Китае, — у них было бы право на критику. Но, как видим, много раз обещанный “социальный взрыв” еще не случился и редкая забастовка дорастает до политических лозунгов. А пока революция зреет, пусть наши критики попробуют создать не малотиражные газеты для повторной агитации своих же сторонников, а массовую газету для агитации аполитичного обывателя. Зачем я баллотируюсь в Думу? Честно? А черт его знает!. Но почему-то именно член “Духовного наследия” Игорь Янин взял умирающую газету “Гудок” и за короткий срок увеличил тираж в десять раз. Так что право на критику надо заработать. Как говорят в народе — “Бог труды любит”. НПСР — не партия, а народный фронт. Подчеркиваю, именно фронт, где каждый занимает свою позицию, не сбиваясь в кучу. Общество разобщено, и для начала его консолидации нужен именно спектр политических движений, охватывающий широкое идеологическое пространство, по которому растекается общественная мысль. Кстати, о понятии “компромисса”. Большинство критиков “Духовного наследия” отождествляют “компромисс” с беспринципным сговором с ельцинским режимом. Может быть, лучше без “компромисса” — хотя бы для укрепления доверия внутри НПСР? — Возьмем пример из истории русско-турецких войн. Эти войны происходили в течение почти двухсот лет, периодически заканчиваясь заключением мира, то есть, строго говоря, мирного договора. Исходя из “бескомпромиссной” логики, ни о каком мире не могло быть и речи, поскольку Россия и Турция по своей природе смертельные антагонисты и в геополитическом, и в религиозном, и чуть ли не в биологическом плане. Османская империя изначально строилась на геноциде славян. Заметным направлением работы “Духовного наследия” является “русская идея”, что, как ни странно, тоже вызывает достаточно много критики, в том числе внутри оппозиции? — Прежде всего, “русская идея” — не “заметное”, а главное, стержневое направление “Духовного наследия”, для которого, собственно, все и создавалось. Позицию критиков я хорошо представляю. Одни говорят просто: бросьте вы свои научные изыскания, все равно сиюминутной пользы от них нет. Но “сиюминутные” мобилизации сил на тактические задачи длятся уже восьмой год — с достаточно скромной отдачей. Лишний процент здесь роли не играет, хотя мы весьма активно участвуем в политической жизни и без умных советов со стороны. Но за это время уже начали приносить пользу наши долгосрочные проекты — сегодня маятник массового сознания качнулся к патриотизму, и наши наработки начинают влиять на ход политического процесса. То, что часть наших идей реализуют оппоненты, не так плохо: пусть лучше страна выбирает между большим и меньшим патриотизмом, чем кладет себя на “священный алтарь” “мирового рынка” и “общечеловеческих ценностей”. Еще раз подчеркну: мы работаем на дальнюю перспективу и за внешним эффектом не гонимся принципиально. Нельзя сказать, что этого не понимают наши враги. Отлично понимают. Важнейшей задачей колонизации страны они считают “изменение социокультурного ядра личности”, т.е. основ национального характера, национальной психологии, ценностных ориентиров и установок. Надежное уничтожение России не мыслится нашими оппонентами иначе как разрушение, искажение, деформация национальной идеи, составляющей основу личности. Только неумный человек не видит, что борьба за “русскую идею” является не глубоким научным тылом, а полем генерального сражения, на котором ни один воин — не лишний. Не сумев разрушить структуры государства и общества напрямую, разрушители сделали ставку на разрушение человека, как элемента социальной структуры. Из ненадежных, дефектных элементов нельзя создать надежного и совершенного технического устройства. То же самое и с государством. Другой путь — шоковые социально-экономические воздействия, ломающие и подавляющие личность и волю. Полагаю, что цели “шоковой” реформы — не столько экономические, сколько социально-психологические: это надежно отражают показатели смертности и рождаемости. А не проще ли переиздать несколько классических первоисточников “русской идеи” — того же Данилевского, Ильина, Савицкого? — Безусловно, первоисточники важны, но сдувание пыли с классиков и их механическое комбинирование проблемы не решает. “Духовное наследие” — не издательство, а, прежде всего, интеллектуальный центр, решающий современные научные задачи в современных условиях. Задача движения — продолжение научной традиции, а не тиражирование научных предшественников. Вопреки расхожим слухам о “несметном богатстве” “Духовного наследия”, наши издательские возможности ограничены, поэтому мы, естественно, издаем труды “Духовного наследия”. Кстати, во многом из-за недостатка средств у нас задерживается издание уникальной работы — многотомного труда по военной истории России, в который войдут уникальные архивные материалы, до последних пор неизвестные. Наша военная история полна белых пятен. Например, что мы знаем о Балканских войнах? А ведь это ключ к августу четырнадцатого. А может быть, издать этот сборник хотя бы в электронном формате, на лазерном диске? — Все свои работы “Духовное наследие” издает не только в печатном виде, но и в электронном варианте. Уже сегодня сетевой доступ к изданиям, особенно с учетом подписки и пересылки, дешевле традиционного, и российский рынок электронной подписки за год удваивается. Так что советую и “Патриоту” подумать об электронной версии. Но если вернуться к нашему военно-историческому проекту, то работа пока не закончена. Кстати, первой выпущенной нами книгой был “Александр Невский”. Алексей Иванович, с чем связано внимание “Духовного наследия” именно к военно-политической теме? Можно было бы ограничиться культурно-историческими, юридическими проблемами. — Во-первых, я — не кабинетный теоретик, и моя научная карьера начиналась с диссертации о системе управления вооруженными силами США.
Во-вторых, политика, оборона и безопасность всегда были сплетены в неразрывный узел, а сегодня грани между ними становятся все тоньше: в войнах конца ХХ в. на первый план выходит противоборство в экономической и информационной сферах. Что бы вы хотели сказать в заключение? — Ну, прежде всего, еще раз повторю, что эффективное политическое движение строится не по принципу “или то или другое”, а по принципу дополнительности — “и то и другое”. Единство не означает единообразия. Записал Александр ОРЛОВ Но вернемся к вопросу об усилении роли и веса законодательной власти, оппозиционных сил. Сдвиг в этом отношение признают сейчас и те, кто вовсе не в восторге от них. Вот один из примеров такого признания: “Неожиданным образом на роль этого “третьего” фактора российской политики к концу 1997 г. начали выходить институты представительной власти — Дума и Совет Федерации. Увеличился политический вес оппозиции, прежде всего КПРФ. Стратегия, избранная оппозицией, — постепенное проникновение во власть с целью изменения курса реформ изнутри — и тактика, которую характеризует позиция невмешательства в раздоры внутри “партии власти”, оказались в рамках сегодняшнего политического процесса весьма выигрышными, хотя, как признают и сами лидеры оппозиции, чреватыми определенными издержками”. Крутая оппозиция такая, могут на кого угодно чего угодно ... Очевидно, что такое соглашение с властью временное. Но не следует думать, что оно искусственное. Если мы сегодня не будем отмахиваться от имеющихся “необъяснимых” фактов, а попытаемся найти им объяснение, обоснование, то увидим, что зачатки такого исторического компромисса уже существуют, более того, набирают силу. Ну, например, “с принципиальных позиций” можно легко осудить голосование фракции КПРФ по вопросу о бюджете или об утверждении Председателя Правительства. Но если подумать, то окажется, что это были не просто правильные, но и единственно возможные в то время решения. То же относится к действиям ряда видных деятелей оппозиции, которые пошли на сотрудничество с Правительством и даже вошли в него. После победы целой группы кандидатов в губернаторы от НПСР это становится совершенно очевидным, более того, естественным: жизнь требует, чтобы оппозиция не только шла во власть (а значит — на конструктивное сотрудничество), но и умела ее эффективно использовать. А здесь уже знаний основ марксизма явно недостаточно. Впрочем, и опыта хозяйственной деятельности тоже. Нужны принципиально новые подходы, которые позволят использовать имеющиеся профессиональный опыт и навыки. Этим, в частности, объясняется успех “прагматиков-хозяйственников”, которые стали опираться (в отсутствие идеологии) на интуицию, исторический опыт. Вот и все объяснение этому феномену. “1997 год стал поворотным в установлении новых для нас консолидирующих политических традиций. Прежде всего это проявилось в новых формах политического согласования позиций по принципиальным вопросам развития страны. Среди них — консультации главы государства с лидерами депутатских фракций и групп, совещания Президента с руководителями законодательной и исполнительной ветвей власти («совет четырех»), круглый стол для обсуждения наиболее острых проблем и другие. Сразу же поясню для “наиболее принципиальных” (или непримиримых) сил оппозиции: сотрудничество с властью отнюдь не означает отказа от борьбы. Более того, отстаивание своих позиций во власти требует гораздо больше ума, энергии, работоспособности и принципиальности, чем вне сотрудничества: оставаясь в “голой” оппозиции, достаточно придерживаться неких взятых за основу теоретических схем и всю энергию тратить на их защиту, сохранение “чистоты” (прежде всего, кстати, защиту не от власти, а от таких же “оппозиционеров”). В такой оппозиции результат работы не нужен. Сама по себе борьба за отстаивание “чистоты и правоты” теории, словесная схоластика, интриги в кулуарах и “баталии” на страницах малотиражных газет и есть для такой оппозиции “принципиальная борьба”. Опыт последних лет показывает практическую бесполезность такой оппозиционной возни, которая за пределом узкой группы лиц никому неизвестна и которая прямо дискредитирует оппозицию в глазах широких народных масс, ожидающих от оппозиции конкретных практических результатов, а не “побед” друг над другом на идеологическом фронте. 23 августа 1998 г, Президент неожиданно отправил в отставку Правительство Кириенко. Настолько неожиданно, что даже Е.Строев, как Председатель СФ, об этом не знал и страшно обиделся. Президент между тем сразу же предложил кандидатуру В.Черномырдина. Реакция всех была, мягко говоря, негативная. В понедельник, на следующий день, большинство членов Совета Госдумы высказались за то, чтобы срочно взять тайм-аут и до официального обсуждения кандидатуры на палате разработать ряд положений, направленных на достижение предсказуемости и стабильности в политике. Сошлись на необходимости двух документов: политическом и экономическом (социально-экономическом) соглашениях. Вся неделя прошла в бурных консультациях, активной работе двух комиссий (О.Морозова и В.Рыжкова соответственно). По сути, вопрос стоял предельно остро — либо создать координирующий механизм, компенсирующий своеволие Президента и недостатки Конституции, либо страну ожидает противостояние, особенно опасное в связи с ростом социальной напряженности. До субботы (30 августа) состоялось два заседания Президиума НПСР и две важные встречи — вечером в пятницу между Советом Думы, Черномырдиным и Юмашевым; в субботу — между их представителями. Задача — попытка согласовать документы, а суть — попытаться создать механизм выхода из кризиса. Президиум НПСР работал много, особенно это касается Г.Зюганова и В.Зоркальцева (последний вообще способен не спать, сохраняя ночную работоспособность). 24 сентября состоялась встреча у митрополита Кирилла в Свято-Даниловом монастыре. Накануне он позвонил мне и предложил принять участие. Цель — подготовить и провести очередной Всемирный Русский Народный Собор. Дату 9 октября (через день после намеченной акции протеста) выбрали не случайно. Что будет в условиях обострения кризиса после акции протеста? В этом была суть проблемы.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(77);%>