Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Отклики на наши публикации В.Н.ГОРЮНОВ,
заместитель Председателя Банка России Одним из первых шагов по реструктуризации банковской системы Российской Федерации наряду с комплексом неотложных мер по восстановлению ее стабильности, проведенным Банком России, было создание Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" - специального органа, ответственного за разрешение кризисных проблем в социально-значимых банках (далее - Агентство). Действуя в новых правовых условиях, сформированных вступившим в июле 1999 г. в силу Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций", Агентство достигло серьезных результатов по реструктуризации перешедших под его управление банков, используя при этом государственные ресурсы, специально выделенные на эти цели. Вместе с тем необходимо отметить, что организация финансового оздоровления банковской системы страны, включающая и реструктуризацию кредитных организаций под управлением Агентства, потребовала совместных усилий всех участников этого процесса. В связи с этим нельзя недооценить колоссальную совместную работу, проводимую Банком России и Агентством по финансовому оздоровлению целого ряда проблемных кредитных организаций, особое место в числе которых занимает АКБ "СбС-АГРО". Процесс реструктуризации АКБ "СбС-АГРО" в настоящее время еще продолжается и, учитывая его сложное финансовое положение и значительную роль в банковской системе, которую он играл в экономике до августовского (1998) кризиса, представляется сложным прогнозировать сроки его завершения и несколько преждевременным давать какую-либо оценку проведенной с ним работы. Зарубежный опыт реструктуризации кредитных организаций, даже не столь крупных и с менее существенными проблемами, свидетельствует о том, что процесс этот не только сложный, но и долгий. Более того, бывают случаи, когда первоначально принятое решение, например о финансовом оздо-ровлении банка, впоследствии пересматривается, учитывая предпочтительность варианта ликвидации. Это подтверждается и тем, что, например, подготовленное Агентством заявление объединения кредиторов АКБ "СбС-АГРО" об утверждении мирового соглашения между банком и его кредиторами, в настоящий момент находится на рассмотрении в арбитражном суде. АКБ "СбС-АГРО" - это не просто банк, находящийся под управлением Агентства, это особое явление банковской системы России, и не только потому, что "владелец его был вхож в самые "высокие" кабинеты Старой площади..., в нем крутились бюджетные деньги, иностранные кредиты и сбережения почти полутора миллионов граждан России". Речь, как представляется, прежде всего должна вестись о сложном и многогранном переплетении объективных и субъективных факторов, обусловивших проблемы кризиса АКБ "СбС-АГРО". Как представляется в интервью1, основной причиной краха банка была покупка Агропромбанка, "который хотя и привлекал разветвленной филиальной сетью, но и исторически имел большую балансовую дыру", "основной источник проблем - ... это рисковая игра на рынке государственных ценных бумаг". Согласиться с такой позицией руководителя АРКО - означало бы слукавить, свести все факторы только к объективным, обвинить государство и Банк России в проблемах менеджмента коммерческого банка ... Наряду с объективными причинами кризисной ситуации в банке, необходимо учитывать и проблемы, в равной степени оказавшие влияние на финансовое состояние АКБ "СбС-АГРО", обусловленные чрезмерно агрессивной и амбициозной политикой его развития. Эта политика вылилась в чрезмерные риски, принятые банком на себя, и привела к негативным результатам не только для российских, но и для зарубежных инвесторов и вкладчиков. Таким образом, причины возникновения проблем у АКБ "СбС-АГРО" носили, скорее, системный характер и не могли, как отмечается в статье, ограничиваться неверным подходом менеджеров банка к управлению филиальной сетью приобретенного в 1998 г. Агропромбанка или рисковой игрой на рынке государственных ценных бумаг. Оценка роли Центрального банка РФ в решении проблем АКБ "СбС-АГРО", данная г-ном Мирошниковым В.А., не может быть полной, если не учитывать некоторые особенности организации Банком России финансового оздоровления кредитных организаций в докризисный период. Эти особенности достаточно известны и автору статьи, который до 1999 г. был одним из руководителей подразделения Банка России, ведавшим и вопросами контроля за работой временных администраций, и передачей обязательств по вкладам граждан крупнейших банков России в Сберегательный банк РФ, да и другими вопросами, без решения которых невозможно было бы решить проблемы указанного банка. Можно было бы и согласиться с утверждением г-на Мирошникова В.А., что "в 1998 г., когда у банка было еще достаточно ликвидных активов, решить проблему было бы проще", однако и в этом случае нельзя игнорировать временной момент - "период нашего обследования в СБС-АГРО". Как утверждает автор статьи, АКБ "СбС-АГРО" был признан убыточным по результатам международного аудита деятельности банка еще в 1997 г., а Банк России не принял кардинальных мер своевременно, что позволило бы сохранить большую часть ликвидных активов банка. В 1998 г., когда у АКБ "СБС-АГРО" было больше ликвидных активов, существовавшее правовое поле не наделило еще Банк России теми полномочиями и инструментарием, которые появились после вступления в 1999 г. в силу Федеральных законов "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и "О реструктуризации кредитных организаций". Да и само Агентство, как орган, ответственный за реструктуризацию и наделенный соответствующими полномочиями и финансовыми (государственными) ресурсами, в полной мере начал функционировать только с середины 1999 г. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что несмотря на недостаточность правовой среды для разрешения проблем системного банковского кризиса, а тем более для его предотвращения, Банком России был предпринят ряд мер по восстановлению финансовой устойчивости АКБ "СбС-АГРО" еще до направления Банком России предложения о его переходе под управление Агентства. Советом директоров Банка России 1 сентября 1998 г., на основе положений ст. 79 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", было принято решение о добровольном принятии Банком России на себя части обязательств коммерческих банков (в том числе и АКБ "СбС-АГРО") по вкладам населения путем гарантирования этих обязательств в размере, сложившемся на момент принятия указанного решения. Всего из АКБ "СбС-АГРО" в Сбербанк России были переведены обязательства по вкладам на сумму более 3 млрд. руб. В целях ликвидации последствий финансово-экономического кризиса, обеспечения скорейшего выхода из кризиса платежной системы страны и восстановления ее бесперебойного функционирования по решению Совета директоров Банка России от 2 октября 1998 г., исходя из плана мер по финансовому оздоровлению АКБ "СбС-АГРО", банку была открыта кредитная линия в объеме 7,4 млрд. руб. Аналогичные действия предпринимались Банком России по отношению ко всем значимым банкам, отбор которых осуществлялся по специально выработанным критериям при соблюдении достаточно жестких требований... Но это уже отдельная тема - тема для оценки роли Банка России в реструктуризации не отдельных банков, а в организации общего оздоровления банковской системы в целом. И давать окончательную оценку, даже после успешного завершения первого этапа реструктуризации, наверно, преждевременно. Сейчас важнее укрепить уже достигнутое и выработать верные направления дальнейшего развития банковской системы России, этап становления и рыночной адаптации которой уже завершился.
__________________ 1 Обозреватель-Observer. 2001. № 1.
|
|