Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Когда верстался номер СНОВА НА ПЕРЕПУТЬЕ Н.БОЛОТИН,
политолог Встреча В.В.Путина и Дж.Буша в Любляне стала для России и США своеобразным рубежом - итогом отношений за 10 лет новой российской государственности и исходным пунктом их становления на перспективу. Высказывается много оценок того, что собственно представляют собой российско-американские отношения на этом этапе. Когда заходит разговор о двух странах, ведется речь о многомерности пройденного пути, спрессовавшего в себе противоречивую политическую мозаику настоящего и прошлого. В канун саммита явной доминантой служили рассуждения об отголосках "холодной войны", разноплановых последствиях идущей реконструкции системы международных отношений, элементах партнерства со всплесками противостояния, о иллюзиях и разочарованиях. Оптимистические выводы о новом качестве отношений перемежались широко распространенными мнениями об их неуклонном скольжении вниз, обоюдной растрате капитала доверия и сотрудничества. Стали расхожими суждения о растущей асимметрии между двумя странами в государственном могуществе, связанных с этим неадекватности и несовместимости критериев их самооценки и взаимного восприятия. И наконец, следовал неизбежный тезис о некоей предопределенности смещения баланса в сторону конфликтности, чуть ли не нового системного кризиса. Ни в коей мере не предопределяя возможный разброс точек зрения, хотелось бы предложить несколько иной взгляд на ситуацию. В российско-американских отношениях были взлеты и падения, топтание на месте, эйфория и серьезнейшие разногласия. Причин тому много - противоречивое влияние исторического багажа, внутренних факторов, противоборства различных тенденций миростроительства. Немалые проблемы возникали с разной интерпретацией тех акций, в которых нам справедливо виделось стремление Вашингтона к "продавливанию" своих односторонних подходов к решению международных и региональных проблем. В их числе:
Осложняющими элементами выступили и возведенные в ранг официальной политики критические выпады в адрес России по ситуации в Чечне, в области СМИ, религиозных свобод, коррупции, а также наши собственные просчеты, упущения. Подстать такой картине и достигнутые результаты, которые оказались гораздо менее однозначными, чем предполагались, угрозы масштабнее, а проблемы выхода на взаимоустраивающее взаимодействие острее. Несмотря на противоречия, есть все основания считать, что общий баланс отношений с США за минувшее десятилетие позитивен: получило развитие сотрудничество в сферах совпадения жизненно важных интересов - укрепление международной безопасности и стабильности, нахождение ответов на глобальные вызовы (международный терроризм, оргпреступность, нелегальное распространение наркотиков), урегулирование региональных конфликтов; усилились двусторонние связи в политической, экономической, культурной, гуманитарной областях; расширилась практика поиска взаимоприемлемых решений проблем; сложилась разветвленная система диалога по широкому кругу вопросов. Главное - удалось сформировать принципиально иной контекст отношений, отойти от конфронтации, резко понизить ядерную угрозу, создать диверсифицированную структуру сотрудничества, устойчивый благоприятный климат с обращенностью на взаимовыгодный практический результат, потенциалом на дальнейшее конструктивное развитие. Администрация Дж.Буша пришла к власти под лозунгом масштабной переоценки "ценностей" в духе традиционных для республиканцев идей. В сфере внешней политики это означало общую прагматизацию подходов, более жесткую трактовку сути и принципов отстаивания национальных интересов. Последовал всеобъемлющий "стратегический обзор" международного курса с "расчисткой" новых стартовых площадок, поиску иных направляющих в практической линии с характерными в таких случаях паузами, нестыковками, запросными позициями.
Не стали исключением и российско-американские отношения. Помимо стремления к их общей актуализации, сыграла немалую роль еще и настроенность на высвобождение от казавшихся излишне идеологизированными наслоений предшествовавшего периода.
Конечно, хотелось бы видеть иной старт наших отношений, особенно с учетом влияния взаимодействия России и США на общий климат в мире, насыщенности повестки дня российско-американского диалога вопросами, имеющими ключевое значение для международного сообщества. Мы были перед выбором: хлопать дверью или выстраивать взвешенную систему конструктивного взаимодействия на поле совпадающих и расходящихся интересов. Вопрос как раз и заключался в том, что принимать за логику объективного развития - издержки переходного периода и политическую конъюнктуру или долговременные тенденции, определяемые национальными интересами сторон. Жизнь подтвердила правильность отданных предпочтений. "Кавалерийские наскоки" в практической деятельности американской администрации со временем стали уступать место наполненным заметно большим реализмом эволюционным подходам.
Круг оказался пройден, прагматизм, о котором так много говорили в республиканской администрации, наконец, действительно взял верх над умозрительными схемами. На этом фоне наша сбалансированная линия, сочетающая твердость в отстаивании своих позиций с готовностью к спокойному и конструктивному диалогу привела к тому, что в русло сопряжения интересов начали разворачиваться и российско-американские отношения. Об этом, в частности, свидетельствовали неоднократные заявления Дж.Буша о настроенности на позитив в двусторонних отношениях, о том, что США не рассматривают Россию в качестве противника, отводят нашей стране значимое место в мире и не намерены предпринимать односторонних действий в ущерб нашим национальным интересам.
Встреча в Любляне явилась качественно новым этапом в российско-американских отношениях. Она ознаменовала завершение "коллизионного" стартового отрезка в деятельности администрации на российском направлении и стала еще одним свидетельством ее эволюции в сторону более взвешенного восприятия двусторонних и мировых реалий. Из практических результатов можно выделить следующее:
Принципиально важно, что В.В.Путин и Дж.Буш высказались в пользу интенсификации двустороннего диалога в этой области. Была достигнута договоренность о продолжении консультаций по проблемам СНВ-ПРО на различных уровнях. Соответствующие поручения даны министрам иностранных дел, обороны, экспертам. Значимо, что затверждено обоюдное желание говорить на эту тему, слушать и слышать друг друга, настроенность на то, чтобы решать вопросы стратегического контекста в духе партнерства, а не противостояния.
Общий итог Любляны - в том, что она окончательно перевернула страницу неопределенности в российско-американских отношениях, создала позитивную точку отсчета для развертывания полномасштабного, разветвленного диалога с США на всех уровнях. Конечно, сделан весомый, но еще только первый шаг. Но, думается, непреложно главное - открыто, как принято говорить, "окно возможностей". В нем ответ на вопрос, куда движутся наши отношения. Остальное покажет время. |
|