Внешняя политика
Обозреватель - Observer



"ГОСТИ АЛЛАХА"

(к истории российского паломничества)

1

С.ЖДАНОВ,
кандидат экономических наук,
доцент МГИМО

                              Он милосерд: Он Магомету
                              Открыл сияющий Коран,
                              Да притечем и мы ко свету,
                              И да падет с очей туман.

                              А.С. Пушкин. Подражания Корану

Часть II

Паломничество во времена
Российской Империи

Переселенцы из Российской Империи всеми способами старались обрести турецкое подданство, что открывало широкие и хлебные перспективы наживаться на паломниках. Турецкие власти всячески этому потворствовали. Российское правительство, не имея ничего против в принципе, тем не менее требовало от своих подданных соблюдения некоторых формальностей и обязательного официального разрешения. В случае же самовольного перехода из одного подданства в другое нарушитель подлежал аресту в любом месте, на которое распространялась российская юрисдикция. Впервые таким правом воспользовался консул М.Никольский с неким Ташем Мухаммедом, чем продемонстрировал решимость и волю русских властей. В дальнейшем это вошло в практику. Турки не вмешивались и не принимали к рассмотрению в суде заявления самопровозглашеённых турок из числа бывших россиян.

В 1880 г. в России был проведен сбор средств в среде мусульманского населения на строительство в Медине медресе и мечети. Эта акция осуществлялась вплоть до первой мировой войны, было собрано около 100 тыс. руб. и построены медресе, небольшая мечеть и несколько домов для паломников. Эти медресе, наряду с аналогичными школами в Каире и Константинополе, и готовили кадры мусульманских духовников для России.

К началу XIX в. паломничество превратилось в предмет достаточно пристального внимания правительства.

    В частности, в своём письме графу К.В.Нессельроде, бывшему в ту пору министром иностранных дел, генерал А.П.Ермолов писал 11 января 1822 г. о необходимости запретить российским паломникам поездки в Мекку, "ибо, возвращаясь оттуда, не только привозят они нелепые слухи, но и свидетелями бывают злодейских поступков турок против христиан и, почитая Султана главою закона своего, тем с большим подобострастием чтут могущество его, что видят истребление христиан ненаказуемым"2.

Этот совет был доведён до сведения императора, который своим рескриптом от 10 марта высочайше повелел временно запретить поездки в Мекку, но под благовидным предлогом. Самым благовидным предлогом была опасная эпидемиологическая обстановка в святых местах, где часто разгорались опустошительные эпидемии, а по шариату запрещается совершать хадж во время "неблагоустройства" в Хиджазе. Еще одним основанием для благовидного отказа являлась, якобы, проявляемая забота о родственниках отправляющегося в долгий путь мусульманина, остающихся без кормильца на неопределённый срок, а может быть и навсегда, поскольку смертность среди паломников была весьма велика даже в благоприятные годы. Однако паломничество продолжалось несмотря на все препоны и рогатки.

Запрет был снят в июле 1835 г. по инициативе генерал-лейтенанта А.А.Вельяминова, который занимал экзотическую должность "главного пристава магометанских народов, кочующих в Кавказской области". Он мотивировал отмену запрета тем, что "путешествия в Мекку... есть дело богоугодное, предписываемое их религией, и, следовательно, всякое в сем отношении запрещение могло бы принято быть за стеснение свободы совести".

    В секретном послании главноуправляющего Грузией Александра Нейдгарта графу К.В.Нессельроде 15 октября 1843 г. впервые обосновывается необходимость учреждения российского агентства в Мекке: "Хаджи пользуются значительным влиянием. Жители как в маловажных несогласиях между собою, так и в делах, до управления их относящихся, совещаются со своими хаджами, и если ко мне являются депутаты с просьбами от целого какого-либо Общества Городского или Сельского, то во главе их обыкновенно находится хаджа. Равным образом, городские депутаты, обязанные раскладкою и сбором податей со своих сограждан, большею частью избираются из лиц, возвратившихся с богомолья.

    Если к сему влиянию, приобретаемому богомольцами, присоединить еще то обстоятельство, что из одного Дербентского уезда, смежного с театром беспрерывных наших войн, отправились в Мекку в течение последних трех лет 65 чел., то оказывается, сколь сложно для Главного Закавказского управления узнать с достоверностью, не распространяются ли в Мекке какие-либо учения против христиан и не стараются ли, в особенности богомольцам, внушать ненависть к Русскому Правительству.

    Все сии причины побуждают меня покорнейше просить Ваше Сиятельство, не почтете ли Вы возможным иметь в Мекке особого агента, который мог бы через посредство Константинопольской миссии уведомлять о духе учения, в Мекке распространяемого, а равномерно: не стараются, ли там внушать российским богомольцам какие-либо мнения, вредные для нашего Правительства".

В ответе вице-канцлера содержалось согласие, что это было бы полезно, но вряд ли Турция согласилась3 на деятельность в священном городе иностранного агента, да и "особой пользы не вижу, поскольку назначение агента из мусульман не будет соответствовать предполагаемой цели, а выбрать одного из лиц христианского вероисповедания лишит его доступа в мечети и школы, где проповедуется учение магометан. И рекомендовал ограничиться наблюдением за возвращающимися хаджами.

Вопрос о необходимости назначить специального российского агента в Мекку и Медину поднимал в своем политическом отчете посланник в Константинополе В.Титов. Однако аргументы К.В. Нессельроде оказались незыблемыми.

Вместо этого признано было целесообразным открыть консульство в Джидде с возложением на его персонал задачи защиты интересов российских подданных во время хаджа, а также интересов империи в Красном море, где вовсю хозяйничали англичане.

Вопрос об открытии консульства в Джидде встал в марте 1890 г. в связи с быстро увеличивающимся из-за открытия движения по Среднеазиатской железной дороге потоком русско-подданных мусульман из Туркестана, число которых превысило 60 тыс. за сезон. К тому же для паломников, следующих в Мекку через территорию России, действовал льготный проездной тариф. До сих пор по договоренности покровительство этим людям оказывало французское консульство, но его возможности оказались на пределе4.

    Посол Нелидов доносил из Константинополя: "Наше собственное обаяние среди туркестанцев, бухарцев и прочих подчиненных нам племен требует также, чтобы мы оказывали им более деятельное и непосредственное покровительство".

    "Таким образом, агент наш в Джидде служил бы, прежде всего, для охраны интересов наших паломников, чего, несомненно, требует достоинство наше как Державы, имеющей немалое число подданных мусульман. Но учреждение консульства в названном Аравийском порту представляет и немалый политический интерес. В Мекку, эту колыбель мусульманства, ежегодно стекаются сотни тысяч паломников со всех концов света. Священный город сохраняет, таким образом, постоянно живущую связь со всем мусульманским миром. Следить за настроением этого мира опытному агенту будет не трудно; в особенности если на эту должность представится возможность назначить мусульманина.

...Агенту в Джидде будет также возможно доставлять Министерству сведения об Аравийском полуострове и населяющих его арабских племенах, поддерживающих постоянное общение с арабскими племенами других частей передней Азии. … Среди арабских племён полуострова стало в последнее время проявляться стремление к самостоятельности5 и стремлением этим не прочь воспользоваться англичане для достижения своих политических целей. Помимо всего этого, Джидда, будучи центром каботажной торговли, находится в постоянных сношениях со всем побережьем, что дает возможность получать сведения о положении дел во всех, прилегающих к морю странах. Обстоятельство же это ввиду проявляемой в последнее время некоторыми европейскими державами на берегах Красного моря колониальной деятельности, представляется существенно важным"6.

Российское консульство

Консульство было учреждено в начале 1891 г. и открыто 3 июня 1891 г.

В инструкции МИД статскому советнику И.Ибрагимову, который стал первым российским консулом в Аравии, датированной 22 февраля 1891 г., предписывалось: "МИД считает необходимым поставить на вид, чтобы Вы, помимо обычной обязанности оказывать покровительство и защиту всем российским верноподданным и соблюдать интересы Правительства, обратили особое внимание на исполнение нижеследующего:

  • ...Пребывая на поклонении, русско-подданные мусульмане подпадают под влияние местного фанатичного мусульманского духовенства, а также лиц, переселившихся из России вследствие недовольства российским Правительством;
  • Вы должны наблюдать за настроением мусульманских умов ... и сообщать о выдающихся фанатиках, уходящих обратно в Россию;
  • Предпримите сами путешествие в Мекку как мусульманин;
  • Выясните политическое значение вообще Мекки и Медины, а также общее настроение умов жителей означенных городов;
  • Ведите учёт всех паломников из России и сопредельных территорий;
  • Собирать сведения обо всех оседло живущих в консульском округе русско-подданных;
  • Собирать сведения о фанатиках, направляющихся в Россию за собиранием подаяний и вербовке паломников из мусульман, дабы российское Правительство могло установить за ними надзор;
  • Предпринимать поездки во внутреннюю Аравию с целью узнать политическое положение различных свободных и вассальных арабских племён, форму их отношений подчиненности турецкому правительству, а также отношение их к англичанам;
  • Изучить состояние торговли в Аравии и определить, не представляется ли возможность российскому купечеству завязать непосредственные торговые связи с туземцами;
  • Ознакомиться с колонизационными планами в Аравии других европейских держав, особенно англичан;
  • Вступить в непосредственные дружественные отношения с шейхами племён;
  • Выяснить значение портового города Ямбо и необходимость назначения туда агента;
  • Следить за развитием политической ситуации в Абиссинии и интересами там Италии"7.

С учреждением консульства ставилась задача навести порядок в паспортном режиме паломников, в способе их доставки и размещения. Во время хаджа многие умирали, особенно в разгар эпидемии, когда число жертв исчислялось сотнями; местные власти дела о наследстве не открывали, и всё имущество умерших поступало в местную казну. Об ущербе для России и соответственно прибыли от паломников в местах поклонения говорят хотя бы подсчёты секретаря консульства М.Э. Никольского, согласно которым ежегодно не менее 10 тыс. хаджей увозят с родины не менее 3-4 млн. руб. Среди паломников были и богатые люди и разного рода предприимчивые богомольцы, которые привозили с собой для продажи разнообразные предметы быта.

    Горские мусульмане везли с собою через Турцию буквально горы оружия, стрелкового и холодного, в надежде по дороге его сбыть, что явилось предметом официального протеста Порты к русским властям. В частности, в октябре 1873 г. русскому послу в Константинополе была вручена нота с предупреждением о запрещении поставок свинца в Хиджаз из соображений безопасности, поскольку бедуины использовали его для изготовления боеприпасов для ружей Мартини.

    В обратную сторону везли с собой различные изделия ритуального назначения: чётки, фески, коврики для моления, художественно выполненные изречения из Корана, воду из священного источника Зем-зем близ Каабы.

Так или иначе постоянно возникали проблемы гражданского и имущественного свойства, а по мере нарастания потока пилигримов, количество таких дел многократно увеличивалось. Поэтому в обязанности консульства входило защищать интересы русско-, бухарско-, и китайско-подданных (а в отдельные времена и персов, боснийцев и алжирцев), а также наблюдать за открывающимися после умерших наследствами и доводить их до наследников; принимать на сохранность имущество и деньги паломников, ценности и документы, изымать имущество и деньги умерших русско-подданых из Бейт Уль-Маль (местной казны).

Русская колония

Весь контингент местной русской колонии в конце 90-х годов XIX в. составляли выходцы из Бухары, Хивы и других среднеазиатских pегионов Российской Империи. В Джидде нашли приют 21 русско-подданный, а в Мекке проживали более 200 выходцев из России. Главными занятиями этих людей и средствами к существованию были торговля и ремёсла, причём последнее - крайне редко. Торговали преимущественно товарами английского происхождения (ткани, чалмы, ножи, бритвы, ножницы, кошельки, портсигары, очки, женская бижутерия, чётки, броши, кольца, индийский чай, мыло, духи, благовония и др.).

Кроме того, в отдельные годы в Джидде скапливались до 900 русско-подданных хаджей, не имеющих средств к существованию и возвращению. Они являлись в консульства, умоляя отправить их на родину. В бюджетах консульств были заложены специальные суммы для оказания материальной помощи соотечественникам. Эти суммы, впрочем, формировались не за счут государственной казны, а за счет самих паломников, с которых при выдаче паспорта взимался специальный залог (с 1868 г. в размере 10 руб. золотом).

    Среди выходцев из России под именем Мухаммед Али в Медине с 1882 г. обосновался сын знаменитого чеченского вождя Шамиля, который после присяги вместе с отцом и братом на верность русскому престолу получил разрешение на паломничество в 1871 г. Обратно он не вернулся, но верность присяге соблюдал и никакой "подрывной" деятельности среди российских мусульман не вел. От турецкого правительства с учетом заслуг отца в деле исламского миссионерства он имел титул паши и 50 турецких лир в месяц (по тем временам большие деньги). В 1891 г. выдал свою дочь за губернатора Медины. Как доносил консул Левитский по просьбе Нелидова, бывшего в ту пору послом в Константинополе: "образ жизни с женою ведет скромный и тихий"8.

Однако не все паломники путешествовали с паспортами. Достаточно сослаться на донесение посольства в Константинополе о том, что только за один месяц осенью 1890 г. через Казмейн проследовали 611 беспаспортных паломников с одного только Кавказа, на что наместнику было указано.

Турецкие власти при прохождении через их территорию паломникам препятствий не чинили, напротив, в отдельных случаях демонстративно проявляли о них заботу, в частности, предоставляя более дешевый, а то и вообще бесплатный, транспорт и оказывая моральную поддержку. До открытия русского консульства, паломники были предоставлены сами себе и могли рассчитывать только на благосклонность турецких властей, что выглядело диссонансом на фоне хотя бы простого участия турок, и очень часто русско-подданные мусульмане славословили имя Султана и его щедрость, что тоже стало одним из побудительных мотивов открытия представительства. Во всяком случае, когда во время хаджа в июне 1901 г. консульство организовало бесплатную раздачу хлеба обнищавшим паломникам, они, по донесению секретаря Тухолки, "молитвенно поднимали руки и со слезами на глазах благословляли Государя Императора".

По свидетельству того же Тухолки "наши паломники, как правило, представляют собою невежественную массу, которая во время хаджа подвергается самой бессовестной эксплуатации. С момента выезда за пределы России они попадают в руки далилей и мутеваифов (руководители xaджа. - Авт.), назначаемых шерифом9 Мекки.

    Далили берут на себя функции и переводчиков, и транспортных агентов, и экскурсоводов, и сопровождающих, обирая безграмотных хаджей до нитки.

    Наживаются и владельцы цистерн с водой, упорядочению водоснабжения противится и сам шериф, владелец цистерн. И владельцы верблюдов, которые, в свою очередь, делятся с шерифом и вали (губернатор, назначаемый Портой) Хиджаза, которые пользуются репутацией взяточников и грабителей. Последние пользуются любой возможностью обложить хаджей разного рода сборами, например, на строительство железной дороги Дамаск - Мекка.

    Во время переходов из одного священного места в другое (которые на верблюдах длились несколько дней. - Авт.) паломники подвергались нападениям бедуинов. Да и сами далили нанимали киллеров для убийства наиболее богатых хаджей или собирали деньги с целью, якобы, откупиться от бедуинов.

Однако нужно отметить, что подобное поведение бедуинов объясняется не какой-либо кровожадностью или нетерпимостью к иноверцам, а желанием восстановить попранную, по их разумению, справедливость. Дело в том, что Султан обязался в обмен на лояльность бедуинских племен оказывать им регулярную финансовую и продовольственную поддержку, но слово свое не сдержал. Бедуины же выражали свое недовольство тем, что повреждали линии связи, реквизировали караваны с продовольствием и почтой, парализовали сухопутное сообщение Мекки с Мединой, убивали турецких солдат охраны и всячески старались демонстрировать кто в пустыне хозяин.

С другой стороны, к иностранцам арабы относились без враждебности, особенно к паломникам, и зачастую после ограбления каравана располагали пилигримов в своих шатрах как гостей, гарантировали безопасность, а затем провожали до границ владений своего племени.

"Традиционное гостеприимство чтится свято, для охраны гостя хозяин, не задумываясь, жертвует своей жизнью; допустить ограбить или убить взятое под свое покровительство лицо - величайший позор".

Русское консульство было в курсе всех несправедливостей и хищничества местных властей, о тяготах, выпадающих на долю российских паломников, сигнализировало начальству, но, по признанию секретаря консульства Чиркова в донесении 1904 г.: "к сожалению, наше Консульство принимает слишком ничтожное участие в этой борьбе, предоставляя наших подданных в полное распоряжение местных властей".

    Как следует из материалов архива МИД, наибольшую активность и знание дела по организации хаджа проявил титулярный советник Тухолка в бытность секретарем консульства в Джидде. В своём донесении в мае 1901 г. он писал: "Прежде всего, мне кажется, что паломничество русских мусульман в Мекку - весьма нежелательно для России: хадж поддерживает мусульманский фанатизм, укрепляет в паломниках веру в могущество ислама, т.к. в Хиджазе мусульмане чувствуют себя полными господами и распространяют идею единения всех мусульман под властью Султана, повелителя правоверных.

    С экономической точки зрения хадж также невыгоден, поскольку отрывает мусульман на много месяцев от работы, кроме того, паломники вывозят из страны большие деньги.

    Несмотря на все вредные стороны хаджа прямо запретить его представляется небезопасным, ибо это могло бы усилить фанатизм мусульман.

    ...Нам следует стремиться ограничить и прекратить хадж путём косвенных мер и, по возможности, не нарушая правил ислама10, ... следует, по возможности, не выпускать хаджей из-под нашего контроля и защиты;

  • ограничить въезд в мусульманские районы России хиджазсцев, как это сделано по отношению к иностранным духовным лицам и к иностранным евреям;
  • пользоваться всяким удобным случаем для временного запрещение хаджа или ограничения его известным числом мусульман;
  • не дозволять хадж более одного раза, ибо и мусульманская религия к сему не обязывает;
  • не дозволять хадж лицам моложе 21 года, поскольку забота о детях будет побуждать к скорейшему возвращению;
  • позволять хадж только лицам, имеющим с собою не менее 400-500 рублей, ибо меньшая сумма недостаточна для поездки;
  • оставлять средства для материального обеспечения своего семейства на время отсутствия;
  • требовать пошлину и денежный залог на случай нарушения правил совершения хаджа;
  • по возможности ограничить продолжительность хаджа;
  • организовать хаджей на военный лад с целью пресечь многочисленные попытки грабежей и злоупотреблений (ещё на родине организовывать группы и назначать старост) и для сношений с консульством;
  • организовать перевоз хаджей исключительно русскими пароходами по схеме: до Джидды, затем дожидаются возвращения из Мекки, оттуда в Янбу (ближайший к Медине морской порт. - Авт.), дожидаются их возвращения из Медины и везут домой (так делают французы со своими алжирцами);
  • учредить билеты с обратным проездом;
  • активизировать мусульманское духовенство в России, дабы разъясняли прихожанам целесообразность указанных мер и их соответствие исламу".

Следует заметить, что практически все эти рекомендации так или иначе впоследствии нашли своё отражение в практике организации богоугодного мероприятия. Затем к ним добавились заботы о проведении санитарного карантина, обустройства паломников в специальных постоялых дворах с обеспечением их водой, медицинским обслуживанием, хранением их имущества на время длительного путешествия и т.д. Перевозку пилигримов стали осуществлять Российское общество пароходов и торговли (РОПиТ) и суда Добровольного флота и Северного общества. За перевозки отечественным транспортом особенно ратовал консул фон Циммерман, которому удалось совмещать государственную должность с должностью агента Добровольного флота и который желал бы быть представителем РОПиТ, претендовавшим на исключительное право доставки паломников по монопольно высоким ценам.

    В 50-е годы XIX века для осуществления хаджа нужно было собрать не менее 300 руб. серебром. Многие продавали своё имущество, нажитое тяжким трудом не только своим, но и нескольких поколений. По статистике МВД в 1856 г. на хадж отправилось одних только крымских татар до 300 человек и каждый увозил не менее 300 руб., что в совокупности составляло весьма значительную сумму, несоизмеримую с нищенскими доходами местного населения. Озабоченное министерство вышло с инициативой под благовидным предлогом не выдавать крымским татарам разрешений на хадж, что, впрочем, не было поддержано МИД по политическим мотивам.

    По данным консульства в 1894 г. зарегистрировано 3349 чел. паломников из России, которые прибыли через Джидду, об остальных паломниках ничего неизвестно, хотя их численность неизмеримо больше. Поток пилигримов через другие пункты контролировать было невозможно из-за отсутствия там сети агентов.

В апреле 1902 г. была предпринята попытка учредить консульский пункт в порту Янбу и даже подобран нештатный консульский агент, некто Воинов из рода татарских мирз, постоянно проживающий в Джидде, человек, по словам М. Никольского, глубоко верующий, но без фанатизма, окончил несколько классов гимназии, говорит по-турецки, живёт в Джидде, но русское подданство сохранил. Судя по всему, проект развития так и не получил.

Вообще к концу XIX столетия в Джидде сложилась довольно многочисленная и пестрая диаспора выходцев из необъятной Российской Империи, которые оказались здесь по самым разным причинам, главной из которых, несомненно, являлась сугубо религиозная. Люди прижились, приторговывали, а в период хаджа для них открывалось необъятное поле деятельности по "обслуживанию" русско-подданных мусульман.

Некоторые обзавелись даже рабами, которых в Джидде продавали почти открыто по весьма доступным ценам, а власти взирали на подобного рода бизнес сквозь пальцы, хотя официально рабство порицалось. В отличие от стран традиционного рабства в Хиджазе рабы использовались не столько как рабочая сила, поскольку в таковой здесь нужды не было, сколько как предмет сувенирной религиозно окрашенной торговли. В исламе считается богоугодным предоставлять свободу страждущим, и многие паломники рабов выкупали и великодушно объявляли их свободными. Все невольники доставлялись из Судана, и работорговля в Хиджазе шла полным ходом. Официально рабство в Саудовской Аравии запрещено лишь с 1962 г.

Невольники поступали из Африки: суданцы считались лучшими работниками, как мужчины, так и женщины; из Эфиопии ввозили исключительно женщин, из-за светлости их кожи, в качестве наложниц. Главным рынком работорговли была Мекка. В Мекке и Медине не было ни одного дома, где бы не было раба, но встречались они и в кочевых племенах, где обращались с ними вполне гуманно, без истязаний и унижений, хотя на них возлагалась самая трудная и малоприятная работа.

Паломничество в XX веке

В советские времена хадж российских паломников возобновился лишь в конце 70-х гг. и носил, скорее, характер делегаций, достаточно представительных и на высоком уровне. Состав паломников тщательно подбирался. Подавляющее большинство составляли религиозные мусульманские деятели. Число паломников ограничивалось 40 чел. Столь редкие гости всегда принимались на самом высоком уровне и, по существу, являлись единственным каналом связи непосредственно с руководством королевства. В архивах МИД сохранились отчеты таких групп, где достаточно подробно излагалось содержание бесед и переговоров.

    Советская делегация в составе 15 чел. присутствовала на заседаниях Исламского конгресса, который состоялся в начале июня 1926 г. в Мекке по инициативе Сауда. Главными в повестке дня были вопросы, регламентирующие паломничество, его порядок и правила. От России официальными делегатами были 7 представителей, 12 - от Хиджаза, 12 - от Индии, 5 - от Неджда, 5 - от Явы, 3 - от Ассира (Аравия), 3 - от Палестины, 3 - от Афганистана, 3 - от Египта, 2 - от Судана. Заместителем председателя конгресса был избран делегат из Туркмении Ризауддин Фахреддинов, председатель ЦДУМ СССР.

В постановляющей части конгресса значилось: обязательные ежегодные контакты в Мекке в период паломничества; продолжение строительства Хиджазской железной дороги до Мекки, от Мекки до Джидды и от Медины до Янбу; строительство нового пассажирского порта Рабег (к югу от Янбу); создание санитарной инфраструктуры в местах паломничества. Средства на эти достаточно дорогостоящие проекты предполагалось собрать по подписке среди мусульман.

Приглашение принять участие в конгрессе было направлено в Турцию, Йемен, Ирак, Иран и во все страны Северной Африки, но оно было ими проигнорировано. Во многом это было связано с тем, что параллельно с мекканским проходил мусульманский конгресс в Каире, но его итоги не признаны большинством мусульман, которые считали, что он инспирирован англичанами, и его документы приняты под давлением.

    Сейчас квота российских паломников, установленная саудовскими властями, - 28 тыс. чел. в год. В 1998 г. паломничество совершили около 20 тыс., в 2000 г. - 12 тыс. Расходы каждого паломника, связанные с поездкой в Саудовскую Аравию, оцениваются приблизительно в 1,5 тыс. долл. Не всем российским мусульманам это по карману. На нынешнем этапе распространения ислама в России большое значение имеют различные мусульманские спонсоры, например, в 1998 г. хадж к святым местам 186 паломников из Казани оплатил лично король Саудовской Аравии.

    В августе 1992 г. в Саудовской Аравии для совершения паломничества находился чеченский лидер Д.Дудаев, который в качестве "представителя братского исламского народа" был принят королем Фахдом. Под предлогом паломничества в страны Персидского залива дважды совершал вояж и Аслан Масхадов. В связи с соответствующими представлениями МИД России саудовцы заверили, что прием лидеров мусульманских республик из России имел и впредь будет иметь исключительно религиозный, "неполитический" характер. В 2001 г. 300 паломникам из Чечни оказана материальная поддержка в размере 11 млн. 300 тыс. руб. из фондов федерального правительства.

Многие паломники посещают в Мекке кладбище, где похоронена первая жена пророка Хадиджа, место, где родился Мухаммед, и гору Сявер, где он скрывался от преследований мекканских язычников. Редко кто из паломников упускает возможность посетить гробницу Мухаммеда в Медине, хотя это и не является атрибутом хаджа.

Могила Евы - первое место, к которому направляются паломники и путешественники, прибывшие в Джидду. Могила представляет из себя небольшой холм, поросший кустами тамаринды. Над могилой устроено что-то вроде каменного свода. Рядом с могилой Евы покоится прах некоторых знатных горожан и первого русского консула.

    Отдельного упоминания заслуживает знаменитое строительство многострадальной, оплаченной кровью и потом тысяч людей Хиджазской железной дороги, которая упоминается в решениях Мекканского конгресса. Это предприятие предусматривалось как способствующее перемещению масс паломников к святым местам. Выше было отмечено, что Мекка и Медина сообщались с внешним миром исключительно караванным путём, изнурительным и долгим. Так называемые "святые караваны" перевозили основную массу паломников из Дамаска и Суэца около 10 дней.

    Строительство патронировал сам султан, который объявил себя "хранителем святых мест". Работы начались в 1900 г. под руководством немецкого инженера Мейснера. Среди привлечённых специалистов были главным образом иностранцы, в том числе и русско-подданный поляк Сигизмунд Ваврженецкий. Англичане объявили проект неосуществимым и ревниво наблюдали за ходом строительства. (К слову сказать, не без их участия почти готовая дорога была разрушена вскоре после окончания строительства предпоследнего участка.) Трасса начиналась в Дамаске, который к тому времени был уже довольно крупным транспортным узлом международного значения, и должна была пройти по маршруту Эзра - Дераа - Мзериб - Зарка - Катрань - Аль-Хасса - Маан - Муаззам - Медина - Мекка общей протяжённостью 1300 км. Руководство эксплуатацией готовых участков дороги было поручено австрийцу Мильевичу.

    Магистраль строили солдаты турецкой армии в очень трудных условиях жаркого климата, недостатка воды и провианта, поэтому дезертирство было массовым. К тому же строительству активно противодействовали бедуины своими бесконечными молниеносными наскоками и грабежами; им были понятны экономические последствия появления могучего транспортного конкурента на пути паломников.

    В 1904 г. дорога была доведена до Маана, в районе которого простирается "Моисеева долина" ("Вади Муса" по-арабски) и пустыня Тих, где, согласно легенде, 40 лет блуждали евреи, ведомые Моисеем. Там же находится и знаменитая Петра: всё это - места исторического и культурного паломничества всего цивилизованного мира. По достижении Маана был приобретен на личные средства султана первый железнодорожный состав, и дорога пущена в эксплуатацию.

    В середине 1907 г. на 979 км в местечке Аль-Ула железная дорога пересекла границу священной земли, и все немусульмане, в том числе и сам Мейснер, были вынуждены остановиться. Для их пребывания и продолжения выполнения своих функций было получено специальное разрешение Великого Визиря. 19 августа 1907 г., в день восшествия на престол очередного турецкого султана, был сдан в эксплуатацию участок трассы до Медины. И далее строительство остановилось. Навсегда!

    Спустя несколько лет стараниями бедуинов, не без активного участия английского агента Филби ("Лоуренса Аравийского"), дорога была приведена в совершенную негодность, частично разрушена, частично засыпана песком. Этому варварству целенаправленно способствовали местный губернатор и шериф Мекки, которые воспрепятствовали сначала сооружению телеграфа, а затем и железной дороги между Меккой и Мединой, поскольку это сильно ограничивало их возможности извлечения доходов10.



__________________

1 Продолжение. Начало см.: Обозреватель-Observer. 2001. № 4.
2 Архив "Азиатский департамент". Фонд 729/2. 1822 г.
3 При учреждении любых представительств на Аравийском полуострове обязательно запрашивалась Порта через российское посольство в Константинополе. Кроме того, Султан являлся хранителем священных мест.
4 На территории Хиджаза в Джидде к тому времени уже действовали консульства Франции, Англии, Голландии, Австрии, Персии.
5 Совершенно новая нота в аргументации, отражающая реальную политическую обстановку противостояния отдельных племён турецкому господству, а также чрезвычайной активности Англии.
6 Служебная записка Азиатского департамента. Архив 425 502/1.
7 Фонд "Посольство в Константинополе". Опись 517/2. 1891.
8 Фонд "Посольство в Константинополе". Дело 1299.
9 Ещё в первый год мусульманского летоисчисления для управления Меккой самим Мухаммедом было назначено особое лицо с титулом эмира, а через 400 лет этих людей стали называть шерифами. Должность эта является наследственной привилегией племени курейш.
10 Здесь содержится намёк на шариат, где хадж запрещается во времена "неблагоустройства" в Хиджазе, а также предписание совершать хадж лишь тем правоверным, которые имеют средства его совершить.
11 Фонд "Посольство в Константинополе". Дело 517/2. № 5308. 1898/99 гг.



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]