Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
1 С.ЖДАНОВ,
кандидат экономических наук, доцент МГИМО А.С. Пушкин. Подражания Корану Российской Империи Переселенцы из Российской Империи всеми способами старались обрести турецкое подданство, что открывало широкие и хлебные перспективы наживаться на паломниках. Турецкие власти всячески этому потворствовали. Российское правительство, не имея ничего против в принципе, тем не менее требовало от своих подданных соблюдения некоторых формальностей и обязательного официального разрешения. В случае же самовольного перехода из одного подданства в другое нарушитель подлежал аресту в любом месте, на которое распространялась российская юрисдикция. Впервые таким правом воспользовался консул М.Никольский с неким Ташем Мухаммедом, чем продемонстрировал решимость и волю русских властей. В дальнейшем это вошло в практику. Турки не вмешивались и не принимали к рассмотрению в суде заявления самопровозглашеённых турок из числа бывших россиян. В 1880 г. в России был проведен сбор средств в среде мусульманского населения на строительство в Медине медресе и мечети. Эта акция осуществлялась вплоть до первой мировой войны, было собрано около 100 тыс. руб. и построены медресе, небольшая мечеть и несколько домов для паломников. Эти медресе, наряду с аналогичными школами в Каире и Константинополе, и готовили кадры мусульманских духовников для России. К началу XIX в. паломничество превратилось в предмет достаточно пристального внимания правительства.
Этот совет был доведён до сведения императора, который своим рескриптом от 10 марта высочайше повелел временно запретить поездки в Мекку, но под благовидным предлогом. Самым благовидным предлогом была опасная эпидемиологическая обстановка в святых местах, где часто разгорались опустошительные эпидемии, а по шариату запрещается совершать хадж во время "неблагоустройства" в Хиджазе. Еще одним основанием для благовидного отказа являлась, якобы, проявляемая забота о родственниках отправляющегося в долгий путь мусульманина, остающихся без кормильца на неопределённый срок, а может быть и навсегда, поскольку смертность среди паломников была весьма велика даже в благоприятные годы. Однако паломничество продолжалось несмотря на все препоны и рогатки. Запрет был снят в июле 1835 г. по инициативе генерал-лейтенанта А.А.Вельяминова, который занимал экзотическую должность "главного пристава магометанских народов, кочующих в Кавказской области". Он мотивировал отмену запрета тем, что "путешествия в Мекку... есть дело богоугодное, предписываемое их религией, и, следовательно, всякое в сем отношении запрещение могло бы принято быть за стеснение свободы совести".
Если к сему влиянию, приобретаемому богомольцами, присоединить еще то обстоятельство, что из одного Дербентского уезда, смежного с театром беспрерывных наших войн, отправились в Мекку в течение последних трех лет 65 чел., то оказывается, сколь сложно для Главного Закавказского управления узнать с достоверностью, не распространяются ли в Мекке какие-либо учения против христиан и не стараются ли, в особенности богомольцам, внушать ненависть к Русскому Правительству. Все сии причины побуждают меня покорнейше просить Ваше Сиятельство, не почтете ли Вы возможным иметь в Мекке особого агента, который мог бы через посредство Константинопольской миссии уведомлять о духе учения, в Мекке распространяемого, а равномерно: не стараются, ли там внушать российским богомольцам какие-либо мнения, вредные для нашего Правительства". В ответе вице-канцлера содержалось согласие, что это было бы полезно, но вряд ли Турция согласилась3 на деятельность в священном городе иностранного агента, да и "особой пользы не вижу, поскольку назначение агента из мусульман не будет соответствовать предполагаемой цели, а выбрать одного из лиц христианского вероисповедания лишит его доступа в мечети и школы, где проповедуется учение магометан. И рекомендовал ограничиться наблюдением за возвращающимися хаджами. Вопрос о необходимости назначить специального российского агента в Мекку и Медину поднимал в своем политическом отчете посланник в Константинополе В.Титов. Однако аргументы К.В. Нессельроде оказались незыблемыми. Вместо этого признано было целесообразным открыть консульство в Джидде с возложением на его персонал задачи защиты интересов российских подданных во время хаджа, а также интересов империи в Красном море, где вовсю хозяйничали англичане. Вопрос об открытии консульства в Джидде встал в марте 1890 г. в связи с быстро увеличивающимся из-за открытия движения по Среднеазиатской железной дороге потоком русско-подданных мусульман из Туркестана, число которых превысило 60 тыс. за сезон. К тому же для паломников, следующих в Мекку через территорию России, действовал льготный проездной тариф. До сих пор по договоренности покровительство этим людям оказывало французское консульство, но его возможности оказались на пределе4. "Таким образом, агент наш в Джидде служил бы, прежде всего, для охраны интересов наших паломников, чего, несомненно, требует достоинство наше как Державы, имеющей немалое число подданных мусульман. Но учреждение консульства в названном Аравийском порту представляет и немалый политический интерес. В Мекку, эту колыбель мусульманства, ежегодно стекаются сотни тысяч паломников со всех концов света. Священный город сохраняет, таким образом, постоянно живущую связь со всем мусульманским миром. Следить за настроением этого мира опытному агенту будет не трудно; в особенности если на эту должность представится возможность назначить мусульманина. ...Агенту в Джидде будет также возможно доставлять Министерству сведения об Аравийском полуострове и населяющих его арабских племенах, поддерживающих постоянное общение с арабскими племенами других частей передней Азии. … Среди арабских племён полуострова стало в последнее время проявляться стремление к самостоятельности5 и стремлением этим не прочь воспользоваться англичане для достижения своих политических целей. Помимо всего этого, Джидда, будучи центром каботажной торговли, находится в постоянных сношениях со всем побережьем, что дает возможность получать сведения о положении дел во всех, прилегающих к морю странах. Обстоятельство же это ввиду проявляемой в последнее время некоторыми европейскими державами на берегах Красного моря колониальной деятельности, представляется существенно важным"6. Консульство было учреждено в начале 1891 г. и открыто 3 июня 1891 г. В инструкции МИД статскому советнику И.Ибрагимову, который стал первым российским консулом в Аравии, датированной 22 февраля 1891 г., предписывалось: "МИД считает необходимым поставить на вид, чтобы Вы, помимо обычной обязанности оказывать покровительство и защиту всем российским верноподданным и соблюдать интересы Правительства, обратили особое внимание на исполнение нижеследующего:
С учреждением консульства ставилась задача навести порядок в паспортном режиме паломников, в способе их доставки и размещения. Во время хаджа многие умирали, особенно в разгар эпидемии, когда число жертв исчислялось сотнями; местные власти дела о наследстве не открывали, и всё имущество умерших поступало в местную казну. Об ущербе для России и соответственно прибыли от паломников в местах поклонения говорят хотя бы подсчёты секретаря консульства М.Э. Никольского, согласно которым ежегодно не менее 10 тыс. хаджей увозят с родины не менее 3-4 млн. руб. Среди паломников были и богатые люди и разного рода предприимчивые богомольцы, которые привозили с собой для продажи разнообразные предметы быта.
В обратную сторону везли с собой различные изделия ритуального назначения: чётки, фески, коврики для моления, художественно выполненные изречения из Корана, воду из священного источника Зем-зем близ Каабы. Так или иначе постоянно возникали проблемы гражданского и имущественного свойства, а по мере нарастания потока пилигримов, количество таких дел многократно увеличивалось. Поэтому в обязанности консульства входило защищать интересы русско-, бухарско-, и китайско-подданных (а в отдельные времена и персов, боснийцев и алжирцев), а также наблюдать за открывающимися после умерших наследствами и доводить их до наследников; принимать на сохранность имущество и деньги паломников, ценности и документы, изымать имущество и деньги умерших русско-подданых из Бейт Уль-Маль (местной казны). Весь контингент местной русской колонии в конце 90-х годов XIX в. составляли выходцы из Бухары, Хивы и других среднеазиатских pегионов Российской Империи. В Джидде нашли приют 21 русско-подданный, а в Мекке проживали более 200 выходцев из России. Главными занятиями этих людей и средствами к существованию были торговля и ремёсла, причём последнее - крайне редко. Торговали преимущественно товарами английского происхождения (ткани, чалмы, ножи, бритвы, ножницы, кошельки, портсигары, очки, женская бижутерия, чётки, броши, кольца, индийский чай, мыло, духи, благовония и др.). Кроме того, в отдельные годы в Джидде скапливались до 900 русско-подданных хаджей, не имеющих средств к существованию и возвращению. Они являлись в консульства, умоляя отправить их на родину. В бюджетах консульств были заложены специальные суммы для оказания материальной помощи соотечественникам. Эти суммы, впрочем, формировались не за счут государственной казны, а за счет самих паломников, с которых при выдаче паспорта взимался специальный залог (с 1868 г. в размере 10 руб. золотом).
Однако не все паломники путешествовали с паспортами. Достаточно сослаться на донесение посольства в Константинополе о том, что только за один месяц осенью 1890 г. через Казмейн проследовали 611 беспаспортных паломников с одного только Кавказа, на что наместнику было указано. Турецкие власти при прохождении через их территорию паломникам препятствий не чинили, напротив, в отдельных случаях демонстративно проявляли о них заботу, в частности, предоставляя более дешевый, а то и вообще бесплатный, транспорт и оказывая моральную поддержку. До открытия русского консульства, паломники были предоставлены сами себе и могли рассчитывать только на благосклонность турецких властей, что выглядело диссонансом на фоне хотя бы простого участия турок, и очень часто русско-подданные мусульмане славословили имя Султана и его щедрость, что тоже стало одним из побудительных мотивов открытия представительства. Во всяком случае, когда во время хаджа в июне 1901 г. консульство организовало бесплатную раздачу хлеба обнищавшим паломникам, они, по донесению секретаря Тухолки, "молитвенно поднимали руки и со слезами на глазах благословляли Государя Императора". По свидетельству того же Тухолки "наши паломники, как правило, представляют собою невежественную массу, которая во время хаджа подвергается самой бессовестной эксплуатации. С момента выезда за пределы России они попадают в руки далилей и мутеваифов (руководители xaджа. - Авт.), назначаемых шерифом9 Мекки.
Наживаются и владельцы цистерн с водой, упорядочению водоснабжения противится и сам шериф, владелец цистерн. И владельцы верблюдов, которые, в свою очередь, делятся с шерифом и вали (губернатор, назначаемый Портой) Хиджаза, которые пользуются репутацией взяточников и грабителей. Последние пользуются любой возможностью обложить хаджей разного рода сборами, например, на строительство железной дороги Дамаск - Мекка. Во время переходов из одного священного места в другое (которые на верблюдах длились несколько дней. - Авт.) паломники подвергались нападениям бедуинов. Да и сами далили нанимали киллеров для убийства наиболее богатых хаджей или собирали деньги с целью, якобы, откупиться от бедуинов. Однако нужно отметить, что подобное поведение бедуинов объясняется не какой-либо кровожадностью или нетерпимостью к иноверцам, а желанием восстановить попранную, по их разумению, справедливость. Дело в том, что Султан обязался в обмен на лояльность бедуинских племен оказывать им регулярную финансовую и продовольственную поддержку, но слово свое не сдержал. Бедуины же выражали свое недовольство тем, что повреждали линии связи, реквизировали караваны с продовольствием и почтой, парализовали сухопутное сообщение Мекки с Мединой, убивали турецких солдат охраны и всячески старались демонстрировать кто в пустыне хозяин. С другой стороны, к иностранцам арабы относились без враждебности, особенно к паломникам, и зачастую после ограбления каравана располагали пилигримов в своих шатрах как гостей, гарантировали безопасность, а затем провожали до границ владений своего племени. "Традиционное гостеприимство чтится свято, для охраны гостя хозяин, не задумываясь, жертвует своей жизнью; допустить ограбить или убить взятое под свое покровительство лицо - величайший позор". Русское консульство было в курсе всех несправедливостей и хищничества местных властей, о тяготах, выпадающих на долю российских паломников, сигнализировало начальству, но, по признанию секретаря консульства Чиркова в донесении 1904 г.: "к сожалению, наше Консульство принимает слишком ничтожное участие в этой борьбе, предоставляя наших подданных в полное распоряжение местных властей". С экономической точки зрения хадж также невыгоден, поскольку отрывает мусульман на много месяцев от работы, кроме того, паломники вывозят из страны большие деньги.
Несмотря на все вредные стороны хаджа прямо запретить его представляется небезопасным, ибо это могло бы усилить фанатизм мусульман.
...Нам следует стремиться ограничить и прекратить хадж путём косвенных мер и, по возможности, не нарушая правил ислама10, ... следует, по возможности, не выпускать хаджей из-под нашего контроля и защиты;
Следует заметить, что практически все эти рекомендации так или иначе впоследствии нашли своё отражение в практике организации богоугодного мероприятия. Затем к ним добавились заботы о проведении санитарного карантина, обустройства паломников в специальных постоялых дворах с обеспечением их водой, медицинским обслуживанием, хранением их имущества на время длительного путешествия и т.д. Перевозку пилигримов стали осуществлять Российское общество пароходов и торговли (РОПиТ) и суда Добровольного флота и Северного общества. За перевозки отечественным транспортом особенно ратовал консул фон Циммерман, которому удалось совмещать государственную должность с должностью агента Добровольного флота и который желал бы быть представителем РОПиТ, претендовавшим на исключительное право доставки паломников по монопольно высоким ценам.
По данным консульства в 1894 г. зарегистрировано 3349 чел. паломников из России, которые прибыли через Джидду, об остальных паломниках ничего неизвестно, хотя их численность неизмеримо больше. Поток пилигримов через другие пункты контролировать было невозможно из-за отсутствия там сети агентов. В апреле 1902 г. была предпринята попытка учредить консульский пункт в порту Янбу и даже подобран нештатный консульский агент, некто Воинов из рода татарских мирз, постоянно проживающий в Джидде, человек, по словам М. Никольского, глубоко верующий, но без фанатизма, окончил несколько классов гимназии, говорит по-турецки, живёт в Джидде, но русское подданство сохранил. Судя по всему, проект развития так и не получил. Вообще к концу XIX столетия в Джидде сложилась довольно многочисленная и пестрая диаспора выходцев из необъятной Российской Империи, которые оказались здесь по самым разным причинам, главной из которых, несомненно, являлась сугубо религиозная. Люди прижились, приторговывали, а в период хаджа для них открывалось необъятное поле деятельности по "обслуживанию" русско-подданных мусульман. Некоторые обзавелись даже рабами, которых в Джидде продавали почти открыто по весьма доступным ценам, а власти взирали на подобного рода бизнес сквозь пальцы, хотя официально рабство порицалось. В отличие от стран традиционного рабства в Хиджазе рабы использовались не столько как рабочая сила, поскольку в таковой здесь нужды не было, сколько как предмет сувенирной религиозно окрашенной торговли. В исламе считается богоугодным предоставлять свободу страждущим, и многие паломники рабов выкупали и великодушно объявляли их свободными. Все невольники доставлялись из Судана, и работорговля в Хиджазе шла полным ходом. Официально рабство в Саудовской Аравии запрещено лишь с 1962 г. Невольники поступали из Африки: суданцы считались лучшими работниками, как мужчины, так и женщины; из Эфиопии ввозили исключительно женщин, из-за светлости их кожи, в качестве наложниц. Главным рынком работорговли была Мекка. В Мекке и Медине не было ни одного дома, где бы не было раба, но встречались они и в кочевых племенах, где обращались с ними вполне гуманно, без истязаний и унижений, хотя на них возлагалась самая трудная и малоприятная работа. В советские времена хадж российских паломников возобновился лишь в конце 70-х гг. и носил, скорее, характер делегаций, достаточно представительных и на высоком уровне. Состав паломников тщательно подбирался. Подавляющее большинство составляли религиозные мусульманские деятели. Число паломников ограничивалось 40 чел. Столь редкие гости всегда принимались на самом высоком уровне и, по существу, являлись единственным каналом связи непосредственно с руководством королевства. В архивах МИД сохранились отчеты таких групп, где достаточно подробно излагалось содержание бесед и переговоров.
В постановляющей части конгресса значилось: обязательные ежегодные контакты в Мекке в период паломничества; продолжение строительства Хиджазской железной дороги до Мекки, от Мекки до Джидды и от Медины до Янбу; строительство нового пассажирского порта Рабег (к югу от Янбу); создание санитарной инфраструктуры в местах паломничества. Средства на эти достаточно дорогостоящие проекты предполагалось собрать по подписке среди мусульман. Приглашение принять участие в конгрессе было направлено в Турцию, Йемен, Ирак, Иран и во все страны Северной Африки, но оно было ими проигнорировано. Во многом это было связано с тем, что параллельно с мекканским проходил мусульманский конгресс в Каире, но его итоги не признаны большинством мусульман, которые считали, что он инспирирован англичанами, и его документы приняты под давлением.
В августе 1992 г. в Саудовской Аравии для совершения паломничества находился чеченский лидер Д.Дудаев, который в качестве "представителя братского исламского народа" был принят королем Фахдом. Под предлогом паломничества в страны Персидского залива дважды совершал вояж и Аслан Масхадов. В связи с соответствующими представлениями МИД России саудовцы заверили, что прием лидеров мусульманских республик из России имел и впредь будет иметь исключительно религиозный, "неполитический" характер. В 2001 г. 300 паломникам из Чечни оказана материальная поддержка в размере 11 млн. 300 тыс. руб. из фондов федерального правительства. Многие паломники посещают в Мекке кладбище, где похоронена первая жена пророка Хадиджа, место, где родился Мухаммед, и гору Сявер, где он скрывался от преследований мекканских язычников. Редко кто из паломников упускает возможность посетить гробницу Мухаммеда в Медине, хотя это и не является атрибутом хаджа. Могила Евы - первое место, к которому направляются паломники и путешественники, прибывшие в Джидду. Могила представляет из себя небольшой холм, поросший кустами тамаринды. Над могилой устроено что-то вроде каменного свода. Рядом с могилой Евы покоится прах некоторых знатных горожан и первого русского консула. Строительство патронировал сам султан, который объявил себя "хранителем святых мест". Работы начались в 1900 г. под руководством немецкого инженера Мейснера. Среди привлечённых специалистов были главным образом иностранцы, в том числе и русско-подданный поляк Сигизмунд Ваврженецкий. Англичане объявили проект неосуществимым и ревниво наблюдали за ходом строительства. (К слову сказать, не без их участия почти готовая дорога была разрушена вскоре после окончания строительства предпоследнего участка.) Трасса начиналась в Дамаске, который к тому времени был уже довольно крупным транспортным узлом международного значения, и должна была пройти по маршруту Эзра - Дераа - Мзериб - Зарка - Катрань - Аль-Хасса - Маан - Муаззам - Медина - Мекка общей протяжённостью 1300 км. Руководство эксплуатацией готовых участков дороги было поручено австрийцу Мильевичу.
Магистраль строили солдаты турецкой армии в очень трудных условиях жаркого климата, недостатка воды и провианта, поэтому дезертирство было массовым. К тому же строительству активно противодействовали бедуины своими бесконечными молниеносными наскоками и грабежами; им были понятны экономические последствия появления могучего транспортного конкурента на пути паломников.
В 1904 г. дорога была доведена до Маана, в районе которого простирается "Моисеева долина" ("Вади Муса" по-арабски) и пустыня Тих, где, согласно легенде, 40 лет блуждали евреи, ведомые Моисеем. Там же находится и знаменитая Петра: всё это - места исторического и культурного паломничества всего цивилизованного мира. По достижении Маана был приобретен на личные средства султана первый железнодорожный состав, и дорога пущена в эксплуатацию.
В середине 1907 г. на 979 км в местечке Аль-Ула железная дорога пересекла границу священной земли, и все немусульмане, в том числе и сам Мейснер, были вынуждены остановиться. Для их пребывания и продолжения выполнения своих функций было получено специальное разрешение Великого Визиря. 19 августа 1907 г., в день восшествия на престол очередного турецкого султана, был сдан в эксплуатацию участок трассы до Медины. И далее строительство остановилось. Навсегда!
Спустя несколько лет стараниями бедуинов, не без активного участия английского агента Филби ("Лоуренса Аравийского"), дорога была приведена в совершенную негодность, частично разрушена, частично засыпана песком. Этому варварству целенаправленно способствовали местный губернатор и шериф Мекки, которые воспрепятствовали сначала сооружению телеграфа, а затем и железной дороги между Меккой и Мединой, поскольку это сильно ограничивало их возможности извлечения доходов10. __________________ 1 Продолжение. Начало см.: Обозреватель-Observer. 2001. № 4.
|
|