Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
М.ТИТАРЕНКО,
член-корреспондент РАН национальная необходимость Россия и Китай вступили в новое тысячелетие как державы, развивающие отношения стратегического взаимодействия и добрососедства. Решимость руководства Китая и России строить отношения именно таким образом отвечает и коренным интересам наших народов, и интересам укрепления всеобщего мира, безопасности и стабильности. Президент В.В.Путин приложил немалые усилия к тому, чтобы установить с лидерами КНР более глубокое взаимопонимание, интенсифицировать и придать новый стимул российско-китайским отношениям и российско-китайскому сотрудничеству в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Объявленное в российско-китайской Декларации 1996 г. стратегическое партнерство в основном сводилось к политическому взаимодействию в международной сфере. В последнее время во взаимоотношениях двух стран на первый план выступают не декларации, а практические дела, которые должны подвести под российско-китайское стратегическое партнерство не только реальную политическую, но и экономическую, культурную, цивилизационную составляющие. Важным этапом развития двусторонних отношений стал визит В.В.Путина в Китай летом 2000 г. По оценке Председателя КНР Цзян Цзэминя, этот визит позволил сторонам "определить комплексный план будущего развития российско-китайских отношений". "Наши страны, - заявил Цзян Цзэминь, - должны жить в добрососедстве и дружбе, обогащать отношения стратегического партнерства, усиливать сотрудничество в различных областях ради коренных интересов народов двух стран, содействовать продвижению к многополярности, защите мира и стабильности на планете". А по словам заместителя Председателя КНР Ху Цзиньтао, российско-китайское стратегическое партнерство принесло "замечательные результаты, отвечает стратегическим интересам обеих стран и благоприятствует укреплению мира и стабильности на планете". Сотрудничество России и Китая на новом этапе характеризуется тем, что каждая из сторон демонстрирует взаимное уважение выбора друг друга. Премьер-министр М.Касьянов признал необходимость особого подхода к Китаю. По его словам, китайское руководство является особенным партнером, и эта особенность выражается, прежде всего, в ясном видении целей на долгосрочную перспективу, хотя есть и сложности на путях их достижения. Важное значение для укрепления взаимопонимания и доверия между двумя странами имеет последовательная российская поддержка стремления КНР к мирному воссоединению с Тайванем. Эту линию российская дипломатия унаследовала от СССР, даже в годы обострения советско-китайских отношений неизменно и последовательно поддерживавшего идею "одного Китая". В свою очередь КНР неуклонно поддерживает борьбу России против сепаратистских и международных террористических сил в Чечне, четко выражая уважение территориальной целостности РФ. В развитии российско-китайских отношений в последнее время четко просматривается тенденция расширения их масштаба. Эти связи и сотрудничество приобретают разносторонний и комплексный характер. Развитие и углубление российско-китайского стратегического партнерства в области международных отношений на основе принципов мирного сосуществования и уважения интересов каждой из стран мирового сообщества, строительства многополюсного мира выявили определенную общность интересов России, Китая и Индии. Это стало стимулом, приведшим к улучшению двустороннего сотрудничества между Россией и Индией, между Индией и Китаем. Более того, это содействовало активизации поисков решения проблем, которые в предшествующий период оказывали чрезвычайно негативное влияние на развитие китайско-индийских отношений. Перед лицом общих вызовов и угроз со стороны международного терроризма, угроз целостности и достоинству каждой из стран Россия, Китай и Индия все глубже осознают необходимость сотрудничества в решении общих проблем. Как Россия, так и Китай не могут согласиться с политикой превращения НАТО в глобального международного жандарма, с продвижением НАТО на Восток, с политикой использования трудностей, переживаемых некоторыми среднеазиатскими государствами для подталкивания их на путь подрыва отношений как с Россией, так и с Китаем, и с утверждением американского доминирования. Китай и Россия единодушно осуждают различные террористические действия исламских фундаменталистов и их попытки дестабилизировать ситуацию в различных регионах. Последний год ХХ столетия отмечен заметным сдвигом в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве.
Дальнейший стабильный рост товарооборота между нашими странами требует взаимных усилий по улучшению структуры торговли и поддержания высокого качества поставляемых товаров. Сегодня важнейшее место в российском экспорте занимают черные и цветные металлы, химические товары, энергоносители, удобрения, продукция лесного комплекса. В последнее время наметилась тенденция роста поставок наукоемких товаров, хотя по-прежнему структура российско-китайской торговли для каждой из сторон оставляет желать лучшего. Российскую сторону беспокоит то, что многие китайские компании стремятся закупать в России преимущественно первичное сырье, товары с минимальной степенью переработки, а из других стран импортируют полуфабрикаты или готовую продукцию, которая во многих случаях могла бы быть импортирована из России. О сравнительно низком качестве структуры российского экспорта в КНР свидетельствует то, что машинно-техническая продукция в нем составляет менее 5% от общего экспорта в Китай. Правительство России объявило, что оно готово всячески стимулировать и поддерживать российских экспортеров в области машинно-технической продукции, вплоть до предоставления им кредитов и гарантий. Российский же импорт из КНР носит достаточно узкий характер и сводится в основном к импорту изделий из кожи, игрушек, трикотажа, продукции текстильной и пищевой промышленности, некоторых машин и оборудования. Потенциально существующее взаимодополнение России и Китая в ряде машиностроительных отраслей, высоких технологий не получает реализации в силу того, что торговля в этой сфере находится под контролем крупных западных корпораций. Ныне обе стороны пришли к выводу о необходимости перенести акцент с обычной торговли в сферу технико-экономического сотрудничества, на создание условий и гарантий для взаимного инвестирования. Уже наметились некоторые позитивные сдвиги: за последнее время между двумя странами подписаны контракты в сфере обмена технологиями на сумму, составляющую почти 2 млрд. долл. По-прежнему серьезно отстает сфера инвестирования. В настоящее время в России организовано с участием китайского капитала 1300 мелких предприятий (особенно в сфере услуг и туризма) на сумму 100 млн. долл. В Китае создано свыше 900 российских предприятий с объемами инвестирования 150 млн. долл. Такие объемы взаимного инвестирования для наших стран имеют чисто символическое значение. Настало время, чтобы вслед за подписанным недавно соглашением о торговле было подготовлено соглашение о сотрудничестве в области инвестиций. Тем не менее китайская сторона не проявляет особого интереса к России, поскольку Китай и так имеет огромное количество внешних инвестиций. Только в 2000 г. их было реализовано почти на 50 млрд. долл. Однако даже ограниченное сотрудничество в сфере взаимного инвестирования и предложения крупных экономических проектов было бы полезным для стимулирования и улучшения качества экономического сотрудничества двух стран и постепенного создания крупномасштабного сотрудничества в будущем.
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, структура межторгового обмена двух стран далеко не соответствует экономическому потенциалу и возможностям ни Китая, ни России. Среди многих причин, обусловивших такую ситуацию, следует, прежде всего, отметить то, что в первые годы после распада СССР российский бизнес проявлял чрезмерную прозападную ориентацию и явно недооценивал значение огромного китайского рынка. В результате многие традиционные ниши, которые на этом рынке ранее занимал Советский Союз, были заняты новыми энергичными партнерами Китая. Ныне России приходится искать свои ниши на китайском рынке в условиях острой конкурентной борьбы. Серьезные перспективы для расширения российско-китайского долгосрочного сотрудничества может открыть взаимная координация усилий России в деле решения сходных проблем. Для России актуальнейшее значение в XXI в. будет иметь ускоренное социально-экономическое и культурное развитие Сибири и Дальнего Востока. Аналогичное значение для Китая имеет развитие западных и северо-западных районов страны. В этой сфере Россия и Китай могут эффективно сотрудничать, взаимно дополняя друг друга.
Бесспорным положительным фактором в развитии сотрудничества двух стран является расширение межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации и китайских провинций и городов центрального подчинения. С российской стороны в 2000 г. постоянное сотрудничество с китайскими регионами имени 51 субъект - области, края и республики России. Наибольшую активность в таком сотрудничестве проявляют приграничные районы каждой из стран. В ходе взаимных переговоров на уровне центральных ведомств и межрегиональных объединений создан правовой режим наибольшего благоприятствования для торговли и туристических обменов. Об углублении доверия между нашими странами свидетельствуют и постоянные дружеские контакты пограничных служб двух стран, проведение совместных учений по предупреждению нарушений границ в борьбе с трансграничной преступностью, особенно провозом наркотиков и другой незаконной деятельностью. В целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и обустройством пунктов пропуска на границе российская и китайская стороны создали совместную рабочую группу, которая будет объективно разбираться во всех вопросах, связанных с незаконной миграцией. Вопрос о незаконной миграции китайских граждан периодически муссируется в некоторых СМИ России и за рубежом и используется как некий аргумент в пользу тезиса о "китайской угрозе". Председатель КНР Цзян Цзэминь во время своих визитов в Россию заявил, что правительство КНР "последовательно выступает против незаконной миграции и не позволяет китайским гражданам заниматься делами, наносящими вред добрососедским дружеским отношениям Китая и России". Проведенное соответствующими российскими органами расследование показало, что, в отличие от распространяемых измышлений о нескольких миллионах китайских иммигрантов, на территории России легально занимается предпринимательской деятельностью не многим более 20 тыс. китайцев. Даже если допустить наличие неучтенных китайских иммигрантов, то вряд ли их количество может превышать цифру в несколько десятков тысяч человек. Действительно, имеющая место незаконная миграция китайских граждан на территорию России является не политикой китайской стороны, а показателем слабости местных властей пограничных районов России с Китаем, свидетельством отсутствия реального законодательства, регламентирующего пребывание иностранных граждан и их трудовую деятельность на территории России. В последнее время в этой сфере, наконец, начинают появляться признаки упорядочения. Осенью 2000 г. было подписано соглашение о регулировании трудовой миграции граждан Китая в Россию. За последние 5 лет на работу в Россию было привлечено около 140 тыс. китайцев. Подписанное соглашение устанавливает дифференцированный статус различных категорий трудящихся иммигрантов, придает трудовым занятиям российских и китайских граждан на территории друг друга вполне цивилизованный правовой характер, обеспечивает защиту прав каждого из иммигрантов и одновременно позволяет контролировать рост трудовой иммиграции в стране. Комплексное развитие отношений выражается в сбалансированном развитии двух стран не только в политической, торгово-экономической сферах, но и в гуманитарной, культурной и в области обороны. Всё это придает двусторонним российско-китайским отношениям характер партнерского стратегического взаимодействия. В последнее время наметился прогресс в сотрудничестве в области культуры, образования и науки. В декабре 2000 г. было подписано соглашение о планах сотрудничества в области культуры, образования между РФ и КНР. Увеличивается обмен деятелями культуры, а также обмен студентами и молодыми учеными. Однако финансовые трудности, испытываемые Россией, серьезно ограничивают потенциально широкие возможности для взаимодействия в области науки и техники между Россией и КНР. Многие перспективные планы такого сотрудничества реализуются медленно в узких рамках.
Выдвинутый в период нормализации советско-китайских отношений архитектором китайских реформ Дэн Сяопином тезис "Закрыть прошлое, открыть будущее" является мудрым заветом, которому должны следовать политики и народы двух стран. Традиционные дружеские симпатии между общественностью России и Китая позволяют использовать энтузиазм отдельных групп российской и китайской общественности для активизации народной дипломатии, играющей исключительно важную роль в деле углубления взаимопонимания и дружбы между народами.
На 3-м заседании российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития (Комитет XXI века) в ноябре 2000 г. в Пекине были рассмотрены вопросы прокладки нефтепроводов, поставок энергоносителей в Китай по железной дороге, обсуждены перспективы продажи Россией авиалайнеров в КНР, возможности увеличения экспорта леса и целлюлозы. Деятельность Комитета XXI века так же, как и активная работа Обществ российско-китайской и китайско-российской дружбы методами народной дипломатии расширяют социальную базу российско-китайских отношений… Развитие российско-китайского стратегического партнерства как в двустороннем, так и многостороннем формате носит исключительно созидательный характер. Особое значение имеет такая новая форма международного сотрудничества, какой стала "Шанхайская пятерка". В рамках этого многостороннего и многопланового взаимодействия стран вырабатываются принципы и новые формы взаимоотношений, которые могут стать в будущем прообразом отношений великих, средних и малых стран, справедливого и демократического нового порядка. В этом плане российско-китайское партнерство служит делу мира, международной безопасности и развитию.
|
|