Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



КУДА ИДЕТ РОССИЯ?

(Изменения российского общества на рубеже веков)

В.СЕМЕНОВ,
доктор философских наук, профессор,
действительный член Академии политических наук

Вступив в 2001 г. и в XXI столетие, Россия так и осталась в переходном (трансформационном, на западный манер) периоде, начавшемся в 1985 г. с "перестройки" М.Горбачева. Ибо твердо установившегося и социально-экономического качества российское общество пока не приобрело, продолжает сотрясаться противоречивыми процессами, главная суть и содержание которых выражается в экстремальных формулах:

  • от какого общества к какому обществу?
  • от какого общественного устройства к какому общественному устройству?

Все эти вопросы сводятся к одному: какая есть и какой будет Россия - капиталистической или уйдет в обновленную и улучшенную социалистичность? Вот главный вопрос и главная дилемма, волнующие западный мир и, прежде всего, США.

После того как президентом Российской Федерации стал В.В.Путин, все заметнее проявились и новые повороты субъективного характера, идущие от президентской власти, и явные перемены объективного характера в развитии и в общественной жизни России.

Чем они были вызваны и обусловлены?

Тупиковость общественной ситуации
последних 15 лет

Воспеваемый Западом переходный период в России включил два основных этапа:

  • первый - "перестройку" М.Горбачева в 1985-1991 гг.,
  • второй - "реформы" Б.Ельцина в 1992-1999 гг.

За 15 лет трансформации, направлявшихся Западом, решали две глобальные задачи мирового переустройства:

  • во-первых, переход шел от социализма и от коммунизма, столь неугодных Западу;
  • во-вторых, трансформация с главной целью разрушения и уничтожения СССР как великой, ядерной сверхдержавы.

Обе цели навязанного СССР-России внешними и внутренними силами процесса имели и имеют первостепенное значение для установления и закрепления единовластного господства США в мире, для ликвидации существовавшего во многом равновесного соперничества и противостояния двух мировых систем - капиталистической и социалистической. Следует учитывать и то, что в поддержку социалистического общества высказывались страны третьего мира, роль которых возрастала. Отсюда и конечная нацеленность трансформационных процессов: не только от социализма и коммунизма, не только путем ликвидации и разрушения СССР, разорения России, но и к установлению в России капитализма и к окончательному превращению России в третьеразрядную страну, полностью следующую в фарватере американского и западного диктата. Именно по этому пути шли СССР и Россия последние 15 лет. Итоги для страны оказались просто катастрофическими.

Провозглашенная либеральными и радикальными демократами цель реформ - модернизация России, благодаря чему она должна войти "на равных" в современный капиталистический мир, не только не состоялась, но и оказалась блефом. Ибо модернизация - это эволюционный способ движения от низшего уровня и качества экономического и всего общественного развития к более высокому и устойчивому их уровню и качеству. России же был навязан (извне и изнутри) колоссальный провал по всем параметрам экономического, социального и общественного развития. Реально в России произошла опасная демодернизация всего общественного организма, всего социума.

    Лопнул и другой миф - о создании и доминировании в российском обществе "среднего класса". По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, на июнь 1999 г. в России высоким уровнем материальной обеспеченности, реальным богатством обладало 0,5% населения. На противоположном полюсе - 20,2% граждан находились за чертой бедности и 57,3% населения были с низким уровнем материальной обеспеченности. Совокупность этих бедных и сверхбедных составила 77,5% населения страны. Со средним уровнем материальной обеспеченности было только 19,7%. По данным Госкомстата, в 2000 г. на долю 10% наиболее обеспеченных россиян пришлось 32,3% общей суммы денежных доходов, в то время как 10% наименее обеспеченных получили лишь 2,4 % общей суммы денежных доходов населения.

Таким образом, российское общество реально поляризировалось на небольшой, но концентрирующий богатство и власть "высший класс" - класс правящего клана олигархов, сверхкрупной и крупной буржуазии и на массовый "низший класс" - класс наемных работников и безработных. Оставшиеся 20% населения никак не могут представлять главную "социальную опору" российского общества - роль, которая обычно и отводится "среднему классу". Такой реальной социальной опоры в российском обществе конца XX в. вообще не оказалось, ибо самая массовая часть российского населения (почти 80%) настолько обездолена и ограблена дикой капитализацией, что никак не может представлять социальную опору и находится в значительной части в оппозиции к общественной системе. Это прямая социальная угроза стабильности всего общественного организма, огромная угроза его национальной безопасности.

Итоговый вывод неизбежно сводится к тому, что 15-летний период в России в главном и решающем оказался со знаком минус. Страна и общество поставлены перед реальной и объективной дилеммой: или дальше катиться вниз, или осуществить поворот к новому курсу развития общества, российской цивилизации.

Условия для нового президента

Пришедший в новогоднюю ночь 2000 г. к президентскому "наследованию", а затем в марте 2000 г. законно избранный президентом России В.В.Путин оказался в реальной ситуации, которой трудно позавидовать, о чем потом откровенно говорил Е.М.Примаков.

Действительно, вопрос стоял так: окончательно ли погибнуть в ближайшие годы России, а вместе с нею и новому лидеру страны, или новая президентская власть сумеет увести страну от провала.

Для этого было два пути: эволюционный и революционный. Конечно, революционный (вовсе не означает обязательно кровопролитие и гражданскую войну, чем постоянно пугают обывателей псевдодемократы) всегда короче и перспективнее. Но для революции в России не было условий и активных социально-политических сил. Оставался путь эволюционный - более длительный, более противоречивый и компромиссный. Но все же реальный и эффективный путь, если это действительно эволюция, а не пустая болтовня.

Такой путь и пришлось выбрать В.В.Путину. При этом главная проблема сводилась, с одной стороны, к тому, на какие реальные социально-политические силы можно опереться в корректировке и смене социально-экономического курса. С другой стороны, проблема существенно осложнялась необходимостью трезвого учета тех мощных сил, которые настаивали на продолжении курса либерального прозападного реформирования России. Баланс этих социально-политических сил и определял возможные параметры, темпы и границы эволюционного реформирования общественных процессов.

К чему сводились силы, стремящиеся контролировать В.В.Путина и навязывать ему прежний курс развития?

К внутренним силам, действующим и по сей день, нужно отнести:

  • "семью" Б.Ельцина, весь окружающий его клан, в том числе сам факт того, что В.В.Путин "по наследству" получил президентство "из рук" Б.Н.Ельцина и в какой-то степени должен быть "обязан ему";
  • связанную с ельцинской "семьей" группу олигархов, крупнейших финансистов-спекулянтов;
  • определенную группу крупных компрадорских частных собственников;
  • близкую к властным и олигархическим структурам группу теневых, криминальных авторитетов преступной мафии;
  • бюрократию и чиновничество, обслуживающие и связанные с ельцинской командой и окружением;
  • руководящий состав финансируемых и направляемых определенными олигархами и властными структурами СМИ;
  • открыто и скрытно прислуживающую ельцинской власти и соответствующим финансово-коммерческим кругам и постоянно подкармливаемую ими часть интеллигенции, выполняющую их заказы и поручения, нагло преследующую и громящую левые, патриотические силы.

К внешним силам, поддерживающим действия внутренних сил, относятся:

  • правящие круги в США и в других странах Запада, прежде всего из числа "семерки";
  • разведки и подрывные западные центры, в первую очередь ЦРУ;
  • сионистские идеологические, пропагандистские и информационные центры, прежде всего в США, Израиле и России;
  • западные и прозападные идеологические, пропагандистские, информационные центры и каналы СМИ.

А на что, начиная свою деятельность, смог опереться В.В.Путин? На очень немногое, а именно:

Во-первых, на новые кадры, численность которых невелика и которые только осваивают новые посты, новые уровни государственной работы и государственного управления, набираются опыта и заметно растут.

    Это министр обороны (до того - секретарь Совета безопасности) С.Б.Иванов, ответственные руководители в администрации Президента В.Ю.Сурков, Д.А.Медведев, А.С.Абрамов, В.И.Кожин, а также Д.Н.Козак, спецпредставитель президента в странах СНГ В.И.Трубников, полномочные представители Президента в регионах В.В.Черкесов, Г.С.Полтавченко и другие.

Политологами и в прессе верно подчеркивается, что надежная команда у В.В.Путина еще не создана, она находится в процессе формирования. Во многом ему приходится опираться на старые кадры, поручая им дела по расследованию деятельности и наказанию своих бывших коллег.

Во-вторых, главной реальной опорой в государственных делах стала Федеральная служба безопасности (Н.П. Патрушев), кадры которой всегда отличались наибольшей честностью, порядочностью и подлинно патриотическим отношением к Отечеству. Такой же опорой стала армия, отношение к которой Президент изменил кардинально, и другие силовые структуры.

В-третьих, это сознательная и стихийная поддержка со стороны населения страны.

В-четвертых, поддержка значительной части патриотической интеллигенции, занятой в различных областях деятельности (включая науку, образование, культуру и т.д.), содействующей любым позитивным и разумным изменениям в обществе, в стране.

Качественное отличие социально-политических сил, поддерживающих отход от старого курса антинародных "реформ" в том, что они идут "снизу", от народных масс, выходцев из них, ставших служащими государства в армии, ФСБ и других структурах. В то время как противники обновления общества и страны представляют главным образом "верхушку" ельцинской системы, самовольно присвоившую себе звание "элиты", стоящей над народом и против народа.

Настоящие радетели народа никогда не противопоставляют себя ему, называя себя "элитой", а закономерно считают себя его органической частью. Невозможно себе представить, чтобы Пушкин, Лев Толстой, Чайковский, Горький, Маяковский, Шолохов считали себя "элитой", оторванной от народа. На это стали способны в горбачевский и ельцинский периоды духовного разложения и морального перерождения в основном деятели, предавшие народ, и разного рода щелкоперы, авантюристы и проходимцы.

Куда В.В.Путин ведет Россию и кто он?

За год с небольшим работы президента В.В.Путина определились основные направления его действий.

Общая линия президентских действий - постепенный отход от старого: от разрушения к созиданию, от упадка к подъему, к улучшению жизни населения страны. Но не для узкого круга "избранных" (самими себя!), "элиты", клана вокруг зарвавшегося правителя, а для самого массового, работающего, в основе своей скромного и честного российского гражданина, действительно составляющего исторически проверенную и подтвержденную "соль" России.

Уже в 2000 г. стало меняться содержание самого переходного периода. Из периода со "знаком минус", каковым он был при М.Горбачеве и Б.Ельцине, он стал превращаться в 2000 г. в переходный период со "знаком плюс", а именно все более направленным в созидательную, а не в разрушительную сторону, при доминировании позитивных, а не негативных процессов.

Но следует признать, что эта общая линия в силу сложнейших условий и обстоятельств проявляется противоречиво, с шагами вперед и назад, часто непоследовательно, сопровождаясь лавированием и компромиссами. В целом все же - вперед, к новому состоянию страны и общества.

    В этой связи следует упомянуть негативно воспринятые патриотической общественностью в 2000 и в начале 2001 г. следующие заявления и действия президента В.В.Путина (чаще всего вынужденного, тактического характера): что не будет передела собственности; что продолжится либерализация экономики; что замолчали факт явного потопления странами НАТО АПК "Курск"; что закрыто дело "Мабетекс", бросающее тень на всю "семью" Б.Н.Ельцина, включая П.П.Бородина, и немало другого. Все это не украшает президента В.В.Путина, представляет собой явные шаги назад, выглядит как определенная "плата".

    Ну а что можно было ждать? Чтобы В.В.Путин прямо заявил, что итоги приватизации, проведенной А.Б.Чубайсом по подсказке и требованию Запада, будут пересмотрены и явно наворованное будет возвращено народу? Тогда силы внешней и внутренней реакции его просто устранили бы или заставили бы досрочно уйти, о чем проговорился Б.А.Березовский. Приходится лавировать, иногда подыгрывать им. Выпускать на первый план Г.О.Грефа. Бросать им определенные "кости".

Сложная ситуация и обуславливает данные тактические шаги. Главное - чтобы стратегия оставалась неизменной.

    Очень многие в России и в мире спрашивают: а кто Вы, господин Путин?

    Французские журналисты перед поездкой В.В.Путина во Францию в конце 2000 г. прямо спросили: он левый или правый? В.В.Путин ответил: хоть горшком назовите, только в печь не ставьте. А представляете, если бы он прямо признался, что он левый. Или - правый. Что было бы! Какая бы свистопляска развернулась в России и на Западе, если бы он признался что он - левый, народный! А он, несомненно, народно ориентированный. Другим лидером нельзя быть в современной России.

    В.В.Путин в конце 2000 г. говорил, что он работает для страны "по трудовому договору"; заявил на Кубе, что "Россия постепенно, но твердо и уверенно встает на ноги". Если встает на ноги, то это значит, что в предыдущие 15 лет Россию просто "уложили наземь", да еще придавив внешней зависимостью и внешними долгами. Вот реальная ситуация, из которой приходится выбираться. В феврале 2001 г. в Омске на слова людей об их надежде на "большие перемены" в стране он ответил, что перемены будут, но "спокойные".

Президент В.В.Путин прежде всего энергичный прагматик. При этом прагматик, нацеленный на корректировку прежнего курса внутреннего и внешнего общественного развития, на постепенную замену его позитивным направлением, на эволюционное изменение развития страны.

Он прагматик преимущественно левого настроения, которому в силу обстоятельств приходится лавировать и для пользы дела пока скрывать свои истинные цели и программы. Реальные сдвиги в положительную сторону сейчас являются для России самыми важными и необходимыми.

Основные направления
эволюционных изменений

Для этих изменений характерны две черты.

Во-первых, проводимые действия одновременно направлены и "за", и "против": за введение и внедрение новых параметров развития страны и общества и против целого ряда установленных в течение последних 15 лет в государственной жизни структур и взаимоотношений.

Во-вторых, изменения по необходимости проявляются в единстве проводимой политики и линии внутренних и внешних действий, что делает их комплексными и более ответственными.

Суммируем основные направления проводимых в 2000-2001 гг. эволюционных изменений в государственном устройстве, управлении и функционировании общества:

  • Обновление и подкрепление властных позиций новыми кадрами.
  • Укрепление и консолидация властной, государственной, управленческой вертикали:

Перемены в Совете Федерации, создание Госсовета, назначение 7 полномочных представителей президента в регионах и другие мероприятия. Возвращение центральной властью утраченных управленческих позиций и функций, изъятие у региональных баронов и противоконституционно присвоенных ими функций, присущих центральной власти.

  • Последовательное проведение линии на постепенное избавление от навязанной стране почти тотальной внешней зависимости от США и всего Запада, восстановление и укрепление союзнических отношений с Китаем, Кубой, Монголией, КНДР, Вьетнамом, Индией и другими странами.
  • Усиление государственного управления и регулирования на всех уровнях.
  • Поворот к подъему отечественного производства, усиление внимания к развитию науки, образования, высоких технологий, подчеркивание необходимости опоры на труд и творчество граждан, а не на спекуляцию и перепродажу.
  • Систематические меры по улучшению социального положения, в том числе в бюджетной сфере, пенсионеров. Впервые после 15 лет был прямо поставлен властью вопрос о бедности в стране, о необходимости решения этой социальной проблемы.
  • Действия против особенно зарвавшихся олигархов (Б.А.Березовский, В.А.Гусинский и другие), привыкших при Б.Ельцине влиять на власть, оказавшие отрезвляющее воздействие на всех вообще олигархов и бизнесменов, стремящихся в корыстных интересах определять государственную политику.
  • Изменения в системе СМИ и особенно телевещания в направлении усиления роли государственного влияния на принадлежащих или контролируемых государством теле- и радиоканалах, организация проверки законности действий частных телеканалов. Проведение встреч властных структур с прессой, с редакторами не только правых, демократических, но и левых, патриотических изданий.
  • Восстановление исторической связи времен в истории России. Недопущение волюнтаристского выбрасывания какого-либо периода (прежде всего, советского) из отечественной истории. Понимание того, что каждый период был состоявшейся реальностью страны со всеми диалектически противоречивыми положительными и отрицательными чертами и ознаменовывал собой конкретный этап в исторической судьбе России. Это был смелый и мужественный шаг, разумно доказывающий необоснованность развернутого внутренней и внешней реакцией оголтелого антисоветизма, поносящего жизнь и судьбу собственной страны.
  • Утверждение символики Государства Российского в виде трехцветного флага и гимна на музыку А.В.Александрова советского периода, несмотря на возмущение прислуживавших ельцинско-олигархическому режиму интеллигентов и заявление нынешнего лидера правых - А.Б.Чубайса о том, что В.В.Путин этим совершил "историческую ошибку"(!), которую "все равно потом нужно будет исправить". Этим Президент недвусмысленно бросил вызов реакционной части интеллигенции (до сих пор возглавляемой А.Н.Яковлевым) и одновременно как бы протянул руку для совместных действий патриотической частью интеллигенции.
  • Внешне ровно относясь к политическим деятелям разных "цветов", Президент в то же время явно оказывает поддержку деятелям, умеющим работать, а не просто болтать.

Каково будущее общество России в XXI веке?

Современный период в России не будет продолжаться вечно. Его будущие перспективы должны выявиться примерно через 3-5 лет, по крайней мере, к концу срока президентства В.В.Путина.

Понятно, что российское общество не сможет полностью сформироваться через 3-5 лет. Но должно проясниться его содержание и направление развития.

Реальные перспективы с учетом всей сложности внутренней и внешней обстановки могут быть следующими:

Первое - будут продолжаться и нарастать эволюционные "спокойные", по словам В.В.Путина, изменения.

Второе - будет возможно усиление радикализма изменений в ту или другую сторону в зависимости от обстоятельств.

Третье - темпы и глубина преобразований будут определяться в дилеммах смешанного пути экономического и всего общественного развития России, а именно в диалектически противоречивых линиях экономического и всего общественного развития:

  • государство, государственное управление и рынок;
  • cоциальная, народная ориентация или либерализация;
  • авторитаризация - демократизация;
  • бюрократизация или разбюрокрачивание;
  • социальное выравнивание положения трудящихся или продолжение социальной поляризации;
  • социально-политическая консолидация в обществе или социально-политическое разъединение, противостояние.

В целом - диалектика конечных процессов социализации и (или) капитализации, изменений и преобразований левого и (или) правого характера и направлений.

Следовательно, постепенно будут проявляться характер и существо, приоритеты и доминирующие позиции в формируемом российском обществе. Такое общество должно становиться все более управляемым и самоуправляемым, подлинно демократическим, социализированным, народным. Страна обязана все полнее избавляться от внешней зависимости и диктата, вести более независимую и самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. В результате у России будет больше союзников и друзей на Востоке, на Западе, на Юге, на Севере.

* * *

Новые тенденции XXI столетия требуют, чтобы идущее по пути прогресса общество становилось все более социальным, благоустроенным, самостоятельным, благополучным, устойчивым, надежным для каждого гражданина и народа в целом, для соседей и друзей - обществом прогрессивного, социального, демократического, народного общественного устройства.

Российским силам патриотического, социалистического, коммунистического толка следует активнее содействовать социализации общественных процессов в современной России.



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]