Внешняя политика
Обозреватель - Observer



ДОГОВОРЫ ЧТУТ СИЛЬНЫЕ


Об адаптации Договора
об обычных вооруженных силах в Европе

В.Богданов, журналист

На фоне продолжающихся военных действий в Афганистане, наращивания военного противостояния в Индостане, незатихающего израильско-палестинского конфликта как бы "за кадром" произошли некоторые события, которые могут иметь далеко идущие последствия.

Одним из них является то, что Россия полностью выполнила все обязательства в рамках подписанного в 1999 г. на саммите в Стамбуле Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В этой связи Москва надеется, что теперь страны Североатлантического альянса наконец-то ратифицируют Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Ранее члены НАТО увязывали эту ратификацию с выполнением РФ обязательств по выводу вооружений и техники с территорий Грузии и Молдавии, а также по соблюдению фланговых ограничений на вооружения в районе Северного Кавказа, которые Москва была вынуждена превысить из-за контртеррористической операции в Чечне. По заявлению наших источников, Москва еще в декабре прошлого года полностью выполнила все эти обязательства.

    С территории Грузии было выведено 35 танков, 313 боевых бронемашин (ББМ) и 27 артсистем (АС), уничтожено 24 танка и 90 ББМ и 2 АС. За процессом вывода (в том числе и с неподконтрольной Грузии территории Абхазии) имели возможность наблюдать группы иностранных экспертов, которые не выявили никаких нарушений.

    Россия в присутствии и под контролем наблюдателей ОБСЕ уничтожила и вывела из Приднестровья 364 единицы вооружений и военной техники. В декабре 2001 г. из Приднестровья были также выведены 3 эшелона (60 вагонов) с артбоеприпасами. Подготовлен к отправке четвертый эшелон.

Несмотря на сложную обстановку в Северо-Кавказском регионе, Москве впервые удалось выйти на установленные для России фланговые уровни в соответствии с Соглашением об адаптации ДОВСЕ. По состоянию на 1 января 2002 г. (уведомление передано всем государствам-участникам ДОВСЕ) во фланговой зоне находятся 1294 танка, 2044 ББМ, 1557 АС. (В соответствии с Соглашением об адаптации ДОВСЕ российские уровни на флангах составляют 1300 танков, 2140 ББМ и 1680 АС).

Известно также, что новое соглашение, готовящееся к ратификации, "отвечает интересам безопасности России, хотя и содержит в себе отдельные, не устраивающие нас моменты". Все нарушения, которые были выявлены в результате недавних российских военных инспекций на территории ряда европейских партнеров, полностью устранены. Налаженное взаимодействие подтверждает стремление европейских членов НАТО также четко следовать стамбульским договоренностям.

Все это создаст реальные предпосылки для ратификации соглашения по адаптации ДОВСЕ.

В новом Договоре "нет никаких блоков, и каждое государство-участник несет свои индивидуальные обязательства, причем даже страны НАТО несут свои обязательства друг перед другом". Договор содержит также механизмы, которые "позволяют в определенной мере сдерживать и нейтрализовывать негативные последствия расширения НАТО".

В частности, эти механизмы "не позволяют странам НАТО осуществлять крупные наращивания сил в широком поясе государств, которые непосредственно прилегают к российским границам".

В то же время новый Договор является "плодом компромисса и не полностью устраивает Россию". В частности Москве хотелось бы, чтобы он "устанавливал более жесткие ограничения на боевую авиацию, учитывая фактор качественного совершенствования обычных вооружений и техники и более строго регламентировал временное развертывание сил НАТО в регионах, прилегающих к РФ". Речь, в частности, возможно, идет о Грузии, где летом этого года НАТО совместно с грузинскими ВС планирует провести учения "Кооператив партнер - 2002". Россия намерена и дальше настаивать на необходимости учета этих претензий "и в рамках ДОВСЕ, и на других переговорных форумах".

"Конечно, при этом Россия не собирается прибегать к угрозам выхода из Договора или каким-либо односторонним действиям, если только ее не вынудят к этому чрезвычайные обстоятельства, напрямую затрагивающие национальную безопасность".

В частности, Москва может кардинально пересмотреть свое отношение к ДОВСЕ, если страны Балтии вступят в НАТО, не войдя предварительно в упомянутый Договор.

Ибо в этом случае, по словам наших высокопоставленных источников, "если они (Эстония, Литва и Латвия - Ред.) вступят в НАТО, не вступив в Договор, Россия получит "серую зону", в которую можно закачать любое количество вооружений". Тогда "ДОВСЕ полностью утратит свой смысл".

В связи с этим вспоминается один факт. Ровно год назад, выступая в Москве на "Форуме Россия - ЕС по проблемам внешней политики и безопасности", генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана заявил о планах создания отдельных европейских сил в составе 60-тысячного корпуса с бронетанковыми силами и огласил тезисы о возможных совместных действиях "сил быстрого реагирования" ЕС и объединенных вооруженных сил НАТО. Не для этой ли "серой зоны" они предназначены? Вообще-то складывается впечатление, что НАТО в противовес основополагающим принципам Хельсинского заключительного пакта 1975 года, Устава ООН и базовых документов ОБСЕ, которые предполагают использование только мирных средств разрешения конфликтов, главную ставку делает на военную силу. Генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон, выступая недавно перед персоналом одного из центров НАТО в Испании, заявил: "Мы можем говорить об "управлении кризисами", об "операциях по поддержанию мира", но все эти операции все же требуют повышенных военных возможностей, а иногда... и использования передовых военных технологий".

Стало ясно, что Вашингтон, после окончания афганской операции, отнюдь не собирается сворачивать в этом районе свое военное присутствие или поступиться политическим влиянием. Не исключено, что настойчивые призывы США к европейским союзникам взять на себя большую военную ношу в Европе как раз и преследует цель высвободить силы для укрепления своих группировок в отдаленных от Европы районах, где США приходится рассчитывать в основном только на себя.

Основные усилия Вашингтон сосредоточивает на том, чтобы:

  • упрочить свое влияние в новых независимых государствах;
  • освоить в оперативном отношении новые для себя театры;
  • в конечном счете обеспечить контроль над важными в геополитическом и стратегическом отношении территориями, запасами минеральных ресурсов, коммуникационными маршрутами;
  • а главное - вытеснить из этих регионов Россию, или, по крайней мере, максимально ослабить ее роль в этих государствах (в первую очередь это касается республик Закавказья и Центральной Азии, прилегающих к Каспию, где сосредоточены огромные запасы нефти).

Как писала на днях испанская газета "Паис", Россия настороженно относится к размещению Вашингтоном своих военных баз в Киргизии и Узбекистане. "…Все это заставляет аналитиков задаваться вопросом, не завершается ли период взаимного доверия, возникший после терактов в США 11 сентября прошлого года, и не возникает ли недоверие между Москвой и Вашингтоном".

В разгар "медового месяца" с США, продолжает газета, Кремль полагал, что "военное присутствие США в Центральной Азии будет лишь временным, до завершения международной антитеррористической операции. Однако... США и их союзники по НАТО закрепляются там для долгосрочного присутствия. Все это указывает на то, что Россия столкнется с присутствием НАТО не только на своих западных, но и на восточных границах".

Английская "Гардиан" отмечает, что "наращивание вооруженных сил США в бывших советских республиках Центральной Азии возбуждает в Москве опасения, что Вашингтон использует афганскую войну, чтобы получить в регионе постоянный плацдарм. Быстрое сооружение военных баз США, вероятно, вызовет тревогу и в Пекине, хотя центральноазиатские государства, судя по всему, обнимаются с американцами, чтобы уменьшить влияние России в местах, которые Москва считает своим стратегическим задним двором".

Последним признаком наращивания американской военной мощи стало приземление транспортного самолета "Гэлэкси" в аэропорту "Манас" рядом с Бишкеком, столицей Киргизии, и началом строительства там крупной военной базы.

Американский офицер на базе "Манас" сообщил агентству "Интерфакс", что ежедневно до четырех самолетов США приземляются здесь и что на базе вскоре будут находиться 3000 военнослужащих. "Эта база, - пишет "Гардиан", - расположена в 250 милях от западной границы Китая. Поскольку у США есть на востоке базы в Японии, на юге - в Южной Корее, а Вашингтон в военном отношении поддерживает Тайвань, Китай может почувствовать себя окруженным".

Не надо забывать, что в районе, граничащем с Киргизией, проживает порядка 110 млн. жителей Китая, основной религией которых является ислам.

Но центральноазиатские государства, особенно Узбекистан, счастливы принимать у себя американцев в качестве противовеса крупным региональным державам, - отмечает "Гардиан". - В добавление к ослаблению традиционного господства России государства центральной Азии... вознаграждены помощью США и торговыми уступками, а также соглашениями о сотрудничестве в военной области и сфере безопасности".

Как заявила недавно помощник госсекретаря США Элизабет Джонс, Вашингтон выделяет постсоветским центральноазиатским государствам "за долгосрочное сотрудничество" 10-11 млрд. долларов инвестиций.

Для особо "розовых оптимистов" из российского истэблишмента приведу одну цитату из статьи Г.Киссинджера "Наше близорукое видение мира", опубликованную ровно год назад газетой "Вашингтон пост". В ней он признает, что США как "оплот стабильности" выступают посредником в решении ключевых проблем в горячих точках и направляют войска по всему миру с миротворческими миссиями, которые постепенно переходят в осуществление почти постоянной оккупации".

Уход России из Центральной Азии повлечет за собой общее вытеснение Российской Федерации на север, отстраненные от магистральных стратегических потоков товаров, сырья и услуг и в целом - вытеснение на периферию мирового экономического развития.

Размещение американских вооруженных сил на постсоветском пространстве ставит вопрос и о смысле существования такой структуры, как СНГ. Находясь недавно в Казахстане спикер Госдумы РФ Г.Селезнев заявил, что России "не хотелось бы, чтобы в Центральной Азии появились постоянные военные базы США". Президенты всех центральноазиатских государств, их правительства и парламенты, отметил Селезнев, будут внимательно изучать вопросы, касающиеся статуса иностранных военных формирований, которые будут дислоцироваться в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане. Вместе с тем спикер напомнил, что, являясь членами Договора о коллективной безопасности, страны Центральной Азии "не должны принимать каких-либо решений без проведения совместных консультаций в рамках Договора". Но что-то официально о подобных консультациях пока не слышно.

Как известно, оптимист от пессимиста отличается только количеством извечной достоверной информации. Не хотелось бы выглядеть законченным пессимистом, но... как говорил Карел Чапек: "Договоры существуют для того, чтобы их выполнял более слабый".

На фоне четкого выполнения Россией своих обязательств по снижению военного присутствия и противостояния в Европе довольно явственно обозначается дуга кризисов вдоль южных границ России и СНГ. Если вспомнить проталкиваемые в свое время Г.Киссинджером и З.Бжезинским планы создания "дуги напряженности" вокруг СССР, идеи расчленения России, изложенные Бжезинским в его книге "Великая шахматная доска", то высказываемые некоторыми западными политологами предложения об искусственном создании "пояса регулируемой напряженности" с целью дальнейшего ослабления России и недопущения интеграции бывших советских республик, представляются не такими уж далекими от истины. Этот "пояс", простирающийся от Балкан до границы с Китаем, практически целиком входит в так называемую евроатлантическую зону, где влияние НАТО особенно велико. Надо заметить, что наблюдается стремление включить в этот "пояс напряженности" не только давних соперников России, но и новые государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве. И для реализации таких целей хорошо подходят локальные конфликты и вызванные ими гуманитарные кризисы.

Цель Североатлантического альянса понятна: обеспечить любой ценой стабильность и безопасность только собственных членов (а пока именно такая цель превалирует в стратегии НАТО), что, вообще говоря, вынуждает многие малые или слабые государства Европы и бывшие республики СССР, добиваться членства в этом блоке. Выбор таких государств в общем-то невелик: или будешь участником "королевской трапезы", пусть на третьих ролях, или блюдом на этом пиршестве.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(21);%>



магазин "Все Стулья.ру"
   TopList         

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]