Обозреватель - Observer Россия сегодня: Реальный шанс

Россия в современном мире

I. Национальные внешнеполитические интересы России

    Завершился целый этап в истории международных отношений XX века. Россия сегодня - в принципиально ином мире как с точки зрения геополитической, так и военно-политической. Осознать масштабы этих перемен еще очень трудно. Еще труднее - предсказать их последствия. Историческая ломка, происходящая на наших глазах на всем обширном пространстве бывшего Советского Союза, оказывает серьезнейшее воздействие на судьбы не только Новых Независимых Государств, но имеет и общемировое значение. Перемены эти сопоставимы лишь с итогами двух мировых войн. Мы присутствуем при зарождении новой системы международных отношений. Причем она будет определяться в первую очередь не официальными декларациями, а национальными интересами ее основных участников и стоящим за ними соотношением сил. И хотя сегодня эти интересы лишены жестко антагонистического идеологического компонента, вызывавшего в недавнем прошлом противостояние двух мировых систем, именно они влияют на основные параметры внешнеполитической стратегии государств.

    Осознать эти национально-государственные интересы, а затем на их основе - сформулировать цели национальной (государственной) внешней политики - вот сегодня важнейшая задача, стоящая перед российской государственностью, перед нацией в целом.

    Национальный внешнеполитический интерес, если важнейшая задача. попытаться свести, это понятие к упрощенно-абстрактной теоретической схеме, - это в конечном итоге к обеспечение благоприятных внешних условий для существования и развития своей (национальной) государственной системы и максимального продвижения этой системы в международном сообществе путем завоевания союзников, нейтрализации колеблющихся и изоляции противников. Сегодня Россия провозглашает, что "нм к одному государству она не относится как к своему противнику и, более того, рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее интересам и не противоречит Уставу ООН".

    Вряд ли такая явно упрощенная формулировка национального внешнеполитического интереса является исчерпывающей, поскольку не определяет потенциальные угрозы интересам России и способы противодействия этим угрозам в совершенно новом для нее международном окружении. Итак, каковы же эти новые международные параметры?

1.1. Современные реалии

    Советский Союз распался, положив тем самым конец двухполюсной структуре мира.

- Кардинально изменилось геополитическое положение России, ставшей самостоятельным субъектом мирового сообщества. Нынешние границы РФ на большой протяженности чисто условны и ей еще только предстоит обрести атрибуты государственности в нынешних физических параметрах. Но Россия не только сжалась в размерах - она оказалась в принципиально новом окружении с запада и с юга. Возникшие на территории бывшего СССР Новые Независимые Государства проходят через непростой этап внутренней трансформации;

- Коренным образом изменилось положение России в системе мировых внешнеполитических координат. Распад Организации Варшавского Договора вызвал радикальные перемены в мировом балансе сил, мировой политике. С одной стороны, эти процессы устранили угрожавшее самому существованию планеты глобальное противостояние двух систем, уменьшили опасность возникновения всеобщей войны, ликвидировали блоковую структуру мира, где наряду с геополитическим соперничеством сверхдержав определяющим фактором было непримиримое идеологическое противостояние, взаимное недоверие и вражда. С другой стороны - мир с уходом конфронтации, непосредственного противоборства двух систем не стал спокойнее, надежнее, стабильней. На смену прежнему противостоянию, где участники были предопределены, а условия жестко заданы, пришла многомерная конфронтация, опасная своей непредсказуемостью. Она чревата неуправляемой эскалацией, замешена не на идеологии, а на национализме. Причем характерно, что сегодня значительная часть 60 с лишним региональных конфликтов и локальных войн, полыхающих в мире, происходит на территории Европы, до недавнего времени не имевшей ни одного вооруженного конфликта.

    Изменилось и положение России в мире. Утратив многие атрибуты сверхдержавы, она пребывает в мучительном поиске основ новой внешней политики как в отношениях с ближайшими соседями, так и в мире в целом.

    Однако невозможно успешно реализовать свои национально-государственные интересы, проводить эффективную международную политику, не имея продуманной, всесторонне взвешенной и реалистической внешнеполитической концепции.

    Такая концепция должна отражать коренные как долгосрочные, так и текущие интересы страны, вытекать из реальных возможностей и учитывать важнейшие тенденции развития общемировой ситуации, место и роль страны в системе международных отношений, постоянно меняющуюся геостратегическую ситуацию.

    Внешнеполитическая концепция в максимальной мере должна аккумулировать и использовать накопленный опыт, сохранять определенную преемственность и соответствовать постоянным факторам, определяющим внешнеполитический курс страны.

    По вопросу об основах внешней политики России сталкиваются два подхода. Первый исходит из того, что национально-государственные интересы России предопределяют ее самобытный путь и место в системе международных отношений и что в соответствии с этим ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЫТИЕ РОССИИ ПРЕВЫШЕ ВСЕХ ДРУГИХ СООБРАЖЕНИЙ.

    Самобытный путь развития в той или иной степени присущ многим государствам, и Россия здесь не исключение. Сторонники этого подхода считают, что геополитические историко-культурные и многие иные характеристики отрицают возможность копирования чужого опыта, поскольку на таком пути ее ожидают неизбежные потрясения, интересов - сохранение территориальной целостности, суверенитета и независимости государства, укрепление его безопасности. ванных стран" ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, поскольку ее "возвращению" на общий для всех маршрут нет реальной альтернативы. Между этими двумя принципиальными позициями едва ли достижимы примирение и компромисс. Основой новой внешнеполитической концепции, на наш взгляд, должна быть идея ПРИМАТА НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ. В конечном счете в политике любого государства именно национально-государственные интересы играют доминирующую роль. Главные же разногласия и борьба развертываются в связи с пониманием и интерпретацией этих интересов.

    Историческая судьба России не раз подвергалась тяжелым испытаниям вследствие того, что политические силы и движения, которые определяли ее курс, произвольно, через призму своих узких расчетов толковали смысл и содержание ее национально-государственных интересов. При этом игнорировалось то первостепенной важности обстоятельство, что национально-государственные интересы имеют объективно обусловленную природу, не зависящую от воли и устремлений различных политических сил и движений.

    Сама природа национально-государственных интересов совершенно несовместима с узкопартийной монополией на их трактовку и реализацию. Национально-государственные интересы должны всегда ПРЕВАЛИРОВАТЬ НАД ПОЛИТИЧЕСКИМИ АМБИЦИЯМИ И ПРОГРАММАМИ ЛЮБОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, равно как и над всеми формами и методами организации общественной жизни. Это в одинаковой степени приложимо как к социалистическим, так и либерально-демократическим моделям общественного развития. Ни одна из этих моделей не приводит автоматически к самореализации национально-государственных интересов.

1.2. Историческая преемственность

    Без исторической преемственности вообще немыслима серьезная политическая стратегия. Национально-государственные интересы, меняясь в связи с внутренними и внешними изменениями, остаются в то же время ПОСТОЯННОЙ ВЕЛИЧИНОЙ, определяющей общественное бытие любого государства. Ни одно государство, особенно столь крупное, как Россия, НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ОТМАХНУТЬСЯ ОТ НАСЛЕДИЯ ПРОШЛОГО, КАКИМ БЫ ОНО НИ БЫЛО.

    Вся история России сопряжена с идеей государственности, с борьбой за ее утверждение. Исторически Россия формировалась не как мононациональное, а как многонациональное государство, что предопределяло ее место и историческую роль в системе других государств. Государственное бытие России - это альфа и омега ее существования как демократического государства, предпосылка реализации всех ее устремлений. Демократия и все ее атрибуты - не самоцель, и во имя демократии нельзя жертвовать коренными государственными интересами. Общечеловеческие ценности имеют подлинную цену лишь тогда, когда они преломляются через национальные интересы. В противном случае они - лишь фикция.

    К числу фундаментальных основ концепции внешней политики, на наш взгляд, относится и вопрос о соотношении прав личности и интересов народа в целом. В политической реформе личности и интересов сегодня преобладает идея верховенства прав личности над всеми другими правами, в том числе и государственными соображениями. Однако было бы неверно абсолютизировать эту идею. Она должна рассматриваться не абстрактно, а через призму национально-государственных интересов. Вся история России свидетельствует о том, что права отдельной личности были производными по отношению к интересам народа в целом. Попытка перенести примат прав личности на российскую почву, как нам кажется, и явилась существенным источником хаоса, охватившего страну.

    Российской Федерации необходима такая внешняя политика, которая исходила бы из ее собственных интересов и ценностей.

    Внешнеполитическая концепция должна четко обозначить продуманную, отвечающую стратегическим интересам и текущим потребностям систему внешнеполитических приоритетов, причем именно стратегические цели должны играть доминирующую роль.

    В системе приоритетов ключевое место занимает сохранение территориальной целостности, суверенитета и независимости государства, укрепление его безопасности.

    Начавшийся процесс эрозии его территориальной целостности таит в себе реальную, а не мифическую угрозу государственного распада. Необходимо четко сформулировать принципиальную линию в отношениях с бывшими республиками Союза, территориальное размежевание с которыми не может не занять длительного времени.

    Поскольку формирование Российского государства заняло не одну историческую эпоху, было бы наивно рассчитывать на то, что рядом поспешно и непродуманно заключенных договоров можно решить эту проблему.

    Не выдерживают критики воззрения тех политиков, которые исходят из исторической предопределенности и необратимости распада единого государства.

1.3. Тенденции

    Новая внешнеполитическая концепция должна исходить не только из реальностей сегодняшнего дня, но и из объективного анализа вероятных тенденций развития всех государственных и национально-территориальных единиц бывшего Союза. Можно ожидать, что безудержный разгул национализма и упоение суверенитетом постепенно утратят присущие им сейчас силу, агрессивность и столь широкий размах. Рано или поздно вновь возникнет вопрос о формировании определенной государственной общности. Без тесного сотрудничества с Россией бывшим союзным республикам уготована весьма сомнительная будущность в системе современных государств, где соперничество и конкуренция не только не ослабевают даже в рамках процесса интеграции, но и часто обостряются, принимая весьма напряженные формы.

    Однако постановка в настоящее время вопроса о пересмотре границ чревата губительными последствиями как для самой РФ, так и для других стран СНГ. Поэтому в дополнение к заявлениям Президента России об отсутствии у нее территориальных претензий к соседям целесообразно ввести временный мораторий на пересмотр границ, что создаст необходимые предпосылки для урегулирования нынешних конфликтов.

    Исчезновение с политической карты мира Советского Союза, если это событие измерять мерками исторического масштаба, сопоставимо с наиболее крупными поворотами в мировой истории. Последствия для нашего народа и для всей системы международных отношений всего происшедшего сейчас в полной мере невозможно оценить. Вряд ли можно расценивать эти события исключительно в плане крушения коммунизма и "торжества идеалов демократии" западного типа.

    Имеет беспрецедентно благоприятное международное окружение в период тяжелейших внутренних испытаний. На самом деле это не так, РФ еще никогда не находилась в столь неблагоприятном окружении, когда у нее нет союзников и почти все ее соседи прямо или косвенно выдвигают территориальные претензии к ней. Внешняя политика страны, находящейся в состоянии глубочайшего кризиса, поневоле руководствуется преимущественно соображениями выживания и стабилизации. Внутренне ослабленное государство во многом теряет способность проводить эффективную внешнюю политику.

    Важным императивом новой концепции российской внешней политики должна стать линия на сохранение и возрождение национально-государственного достоинства и международного авторитета России исходя из того, что эти понятия имеют отношение не только к морально-этическим категориям, но и прямо и непосредственно отражают реальное место и роль государства в системе международных отношений и в мире целом.

    Внешняя политика Российской Федерации должна прежде всего строиться на основе коренных, долгосрочных национально-государственных интересов страны, а не только текущих потребностей выхода из кризиса. Попытки выйти из него с преимущественной опорой на западную помощь нереальны, даже сомнительны. Страна таких масштабов, как Россия, должна полагаться прежде всего на собственные силы.

    Состояние экономики России предопределяет долговременное ослабление позиций страны на мировой арене. Это особенно заметно при сравнении мировой "табели о рангах" 1987 г. и аналогичной статистики последнего времени. Советский Союз превосходил ФРГ по производству валового продукта примерно вдвое (имея вчетверо большее население), боролся с Японией за второе место в мире, отставая от США почти в два раза. Теперь же Россия экономически уступает Франции в 2,5 раза, единой Германии в 3 раза, Японии - в 7 раз, Соединенным Штатам - почти в 12 раз.

    Совершенно очевидно, что резкое сужение экономического потенциала России по сравнению с показателями СССР (усугубляемое к тому же хотя и существенно сокращенными, но тем не менее несоизмеримо обременительными военными расходами) резко ограничивает возможности ее внешнеполитической активности в "клубе" ведущих держав мира. Сужение возможностей России подсказывает ей при выборе зарубежных партнеров ориентацию на малые и средние государства. Связи с крупными державами должны быть подчинены в основном решению задачи структурной перестройки экономики.

    Ныне Россия больше не участвует в глобальной борьбе за лидерство, хотя бы и в неантагонистических формах. Идет объективный процесс регионализации Российской Федерации как державы, ограничения круга ее интересов зоной ближнего зарубежья и традиционных соседей. Дуга локальных кризисов и конфликтов с косвенным участием России передвинулась от Никарагуа, Анголы и Камбоджи на ближние подступы к РФ.

    Любые расчеты на возрождение российской мощи на мировой арене должны опираться на восстановление народнохозяйственного комплекса и превращение ближнего зарубежья из зоны конфликтов в интеграционное пространство, всяческое содействие отечественному производителю и капиталу.

    В условиях резкого сужения возможностей России даже самая правильная и взвешенная стратегия действий на мировой арене больше не гарантирует хотя бы минимального успеха, если натолкнется на противодействие крупных держав - слишком велика диспропорция сил и средств.

    Рефлективность в политике России, особенно в глобальных вопросах, станет скорее правилом, чем исключением; это неизбежно потребует повышения оперативности руководства внешнеполитическими действиями. Российская Федерация утрачивает инициативную роль в международных отношениях, не говоря уже о контроле над развитием мировых процессов, все больше становясь объектом активной политики иностранных государств и организаций. В перспективе вопрос о зарубежном влиянии на решения, принимаемые в Москве, может встать в плоскость борьбы иностранных держав, прежде всего США и Германии, за влияние в России.

    Уже сегодня правильнее говорить не о российской внешней политике как таковой, а шире - о России в международных отношениях, которые начинаются для нее не с ближнего зарубежья, а с Москвы.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]