Обозреватель - Observer | Россия сегодня: Реальный шанс |
"Ядерная контрабанда" Специально необходимо остановиться на вопросе о "ядерной контрабанде". 1994 год стал для ФРГ годом ядерной контрабанды. По сообщениям местной прессы, пресечено 123 попытки незаконной продажи радиоактивных материалов. Эксперты утверждают, что в стране может находиться до 150 кг расщепляемых материалов, нелегально переправленных через границы с сопредельными государствами. Пик пришелся на летние месяцы, когда полицией были вскрыты наиболее крупные сделки. Самая серьезная акция - арест в мюнхенском аэропорту международной группы контрабандистов, которые привезли с собой около 300 гр. оружейного плутония-239. Однако в центре газетной шумихи оказалась версия о российском происхождении перехваченного изотопа. Основание - в Мюнхен самолет прибыл из Москвы. Других поводов для подобных утверждений нет. Среди арестованных - колумбиец, испанец, француз. Акция проведена без участия российских специалистов. Хотя теория и практика осуществления подобных операций свидетельствуют о том, что они невозможны без сотрудничества спецслужб по всему маршруту движения опасного груза. Но ни Федеральная служба контрразведки, ни Московское отделение Интерпола не были даже проинформированы поданному факту. Вопреки логике и здравому смыслу, для исследования перехваченного плутония немецкой стороной приглашены не российские, а американские специалисты. И наконец, главное. Общепризнанными потребителями контрабандного плутония считаются Ирак, Иран, Пакистан. Почему же радиоактивный материал оказался в Германии? Ведь южное направление из России гораздо ближе к потенциальному покупателю, да и границы здесь более прозрачны - меньше риска. Неужели потребители оружейного плутония нашлись и в Германии, или эта страна стала международной перевалочной базой на контрабандной тропе? Это не первая кампания в западной прессе вокруг ядерной проблемы, когда заранее анонсируется "русский след". Первая, и надо отдать должное - во многом справедливая, была связана с Чернобыльской трагедией. Затем поднялся шум об утечке за границу "российских мозгов с ядерной накачкой". Совсем недавно прокатился пропагандистский вал "красной ртути" - важнейшего компонента для производства атомного оружия нового типа. Как выяснилось позднее, тема оказалась просто пустышкой - в природе не существует материала с такими характеристиками и свойствами. Нынешняя кампания в прессе - словно ракета с разделяющейся боеголовкой - имеет многоцелевое назначение. Прежде всего - устойчивое стремление потеснить Россию на мировом рынке. Одно из направлений этой программы уже выполнено. Значительно сокращены возможности нашего государства в сфере торговли оружием. Освободившееся пространство тут же заняли Соединенные Штаты, увеличив количество своих поставок ровно настолько, насколько мы сократили свои. Тогда с блеском была проведена кампания по компрометации российского стрелкового вооружения, некоторых видов бронетехники и заводов, изготовителей. Техника, мол, устаревшая, да и конверсия на предприятиях - запасных частей выпускать некому. Уступая сферы влияния и пытаясь хоть как-то удержаться в обойме стран - экспортеров, мы вынуждены теперь выставлять на продажу суперновые военные самолеты едва ли не по демпинговым ценам. Сейчас похожая ситуация складывается и на рынке атомной энергетики. Дискредитируя нашу атомную промышленность, американцы буквально вытряхивают из российского торгового портфеля заказ на строительство в Северной Корее реактора на "легкой воде", лишая нас дохода почти в 3 млрд. долл. Еще более широк спектр германских интересов. В преддверии выборов ни одна из конкурирующих партий не упустит возможности сделать скандал вокруг ядерной контрабанды козырной картой в своей политической игре. Председатели ХДС и ХСС Г.Коль и Т.Вайгель уже включили в правительственную и предвыборную программы специальный раздел, посвященный незаконному распространению ядерных материалов. Надо полагать, что теперь, когда Германию покинул последний российский солдат (если не считать того парня, который держит на руках немецкую девочку в Трептов-парке), перестал существовать некий внутренний тормоз, сдерживающий немецкий политический и экономический прессинг. И трудно сказать, как Россия сумеет выдержать давление такого пресса, да еще и с атомным приводом. Создается впечатление, что во внешнеполитической деятельности ФРГ проявляется тенденция обвинить Россию в неспособности организовать собственными силами действенный контроль за сохранением ядерных материалов и как следствие поставить отечественную атомную энергетику и оборонную промышленность под международный контроль, а также навязать демонтаж некоторых ядерных объектов и создать новую, совместимую с европейской, систему контроля. Таким образом, Россия будет вынуждена делать многомиллионные заказы инофирмам на изготовление и монтаж такого оборудования. Оплачиваться все это будет из западных кредитов или из кармана российского налогоплательщика. Но более всего искусно инициированный "радиоактивный" информационный фон вокруг российской изотопной контрабанды выгоден для США. Подозрения эти возникли еще полтора года назад в связи с бумом по поводу "красной ртути". Но пузырь лопнул, и следующей серией этой мыльной оперы стал оружейный плутоний и уран. Посетив Москву, директор ФБР Луис Фри заявил, что российские ядерные материалы могут стать легкой добычей террористов. (Заметим, что для такого заявления нужно либо досконально изучить нашу систему охраны ядерных материалов на "закрытых" объектах, либо, идя ва-банк, четко прогнозировать последствия своих слов.) Затем появились мнения членов вашингтонской группы изучения оборонного бюджета о том, что деятельность российской атомной мафии поможет странам, даже подписавшим договор о нераспространении ядерного оружия, нарушить данные мировому сообществу обязательства и создать свой ядерный потенциал. А это еще страшнее, чем если бы изотопы попали в руки террористов. Еще один факт. В 1995 году состоится церемония продления договора о нераспространении ядерного оружия. Ей должна предшествовать проверка всех ядерных установок стран - участников. На фоне шума о неспособности России обеспечить надежное хранение расщепляющихся материалов представляется удобный повод выяснить, заручившись поддержкой экономически развитых стран, ядерный потенциал нашей державы. Стратегическая цель перечисленных мероприятий - снять гриф секретности С российского ядерного комплекса как мирной, так и военной ориентации. Иными словами - получить гарантированный легальный доступ к той сфере передовой науки и промышленного производства, в которой наша страна не только не уступает, но и по многим позициям пока еще опережает зарубежные разработки. При этом, конечно, не приходится рассчитывать на благожелательную ответную реакцию со стороны западных атомщиков и надеяться на добровольное раскрытие ими своих тайн. Таким образом, Россия окончательно будет переведена в разряд третьестепенных государств без каких-либо реальных шансов сохранить за собой лидирующие позиции в развитии ядерных технологий в ближайшие десятилетия. Единственная область деятельности, приоритет которой оставят за нами партнеры по МАГАТЭ - так это переработка отходов атомного производства и создание на необъятных некогда российских просторах ядерных могильников. Но это в перспективе. А до конца века нам, судя по всему, может быть обеспечена подотчетность отечественных разработок и, если не прямой запрет, то обязательный патронаж Запада над всеми ядерными программами. И все же, что явилось основой столь бурной пропагандистской кампании? Магическое сочетание типа "уран-238" приводит в трепет лишь журналистов - погонщиков "жареных уток", да бизнесменов-дилетантов, сдавших школьный курс физики на два с плюсом. В качестве сырья для производства ядерного оружия или топлива уран должен быть обогащен как минимум на 45 процентов. А то, что воруют с наших заводов, на языке специалистов называется "источники ионизирующего излучения", пригодные для изготовления производственно-технических приборов, противопожарных датчиков и т.п. Такие правонарушения составляют 60 процентов от общего числа преступлений, связанных с радиоактивными веществами. Заведенные по этим фактам уголовные дела довольно часто не имеют судебной перспективы в силу малозначительности и как не представляющие серьезной опасности для здоровья населения. Официальная стоимость урана на мировом рынке не превышает 20-25 долл. за килограмм и лишь очень крутому невежде его можно сбыть за 100-170 "баксов". Интересен социальный состав жуликов, пытающихся сколотить состояние на таком негодном для бизнеса объекте: мясник продовольственного магазина и слесарь-сантехник - кража урана-235 с подмосковного завода Минавтопрома; слесарь-ремонтник г. Электросталь, похитивший тепловыделяющий элемент из природного урана; старший лейтенант внутренних войск МВД, гражданин Польши и еще девять подельников, вынесшие с механического завода г. Глазов около 90 кг низкообогащенного урана; аппаратчик из Красноярска-26, оказавшийся душевно больным. Даже с очень большой натяжкой эти лица вряд ли могут претендовать на звание российской ядерной мафии. Причинами же этих краж явились недостатки в организации охраны, морально и физически устаревшие средства контроля, штатное сокращение сторожей и шумиха в прессе о баснословных барышах. По данным МВД, ФСК, Минатома и Минатомнадзора за последние полтора года зафиксировано 74 преступления, связанных с радиоактивными материалами. В 40 случаях уголовные дела заводились по фактам незаконного приобретения, хранения и передачи радиоактивных материалов. В 24 случаях - в связи с хищениями и в 10 - по поводу нарушений учета, хранения и перевозки таких материалов. Что касается серьезных хищений расщепляющихся материалов, то они, конечно, есть и не только в России. Достаточно вспомнить скандальные истории на западных предприятиях в 1987 и 1989 гг. В бывшем СССР такие преступления начиная с 1943 год" можно перечесть по пальцам одной руки. Система мер охраны военных ядерных объектов и комплекс оперативных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению несанкционированных действий с оружейными расщепляющимися материалами срабатывают надежно. Всего месяц потребовался сотрудникам Петербургского управления ФСК для расследования и задержания преступников, похитивших более трех килограммов высокообогащенного урана-235. А в Мурманске военные контрразведчики за 7 месяцев нашли трех офицеров, вынесших со склада Северного флота 4,5 кг урана-238, обогащенного ураном-235. (Этого количества вполне хватило бы на создание ядерного устройства.) Годом раньше здесь же была предотвращена попытка кражи аналогичных материалов еще на стадии подготовки. В целом же, можно констатировать, что серьезные кражи оружейных расщепляющихся материалов в России происходят не чаще, чем убийства крупных политических лидеров в США. Тем не менее, наша страна готова к сотрудничеству и взаимодействию с другими государствами в области предотвращения и пресечения утечек и хищений радиоактивных материалов. Россия, как участница международного "Договора о нераспространении ядерного оружия" и Соглашений об осуществлении гарантий МАГАТЭ, заинтересована в получении информации о любой деятельности своих граждан, которая могла бы привести к нарушениям установленного режима нераспространения оружия массового уничтожения. Первый шаг навстречу западным партнерам уже сделан. И хотя визит в Москву государственного министра в ведомстве федерального канцлера ФРГ по координации деятельности спецслужб Бернда Шмидбауэра не внес ясности в вопрос по поводу российского происхождения задержанного в Мюнхене урана, тем не менее был подписан меморандум о взаимодействии спецслужб России и Германии по вопросам борьбы с организованной преступностью в сфере ядерных материалов и технологий. Достигнутые договоренности позволят начать обмен служебной информацией между контрразведывательными и правоохранительными органами РФ и ФРГ, что позволит быстро устанавливать происхождение радиоактивных материалов, вскрывать пути и методы их нелегальной доставки, выявлять потребителей атомной контрабанды. И, наконец, в Москве и Бонне будут созданы специальные представительства по координации и взаимодействию. Тем не менее некоторые крупные государственные деятели ФРГ считают, что Германия и в дальнейшем должна выступать инициатором усиления международного внимания к вопросам нераспространения ядерного оружия, материалов и технологий для его изготовления и активнее привлекать к решению этих вопросов международные институты, включая ООН, ЕС, СБСЕ и даже НАТО.
|
|