Обозреватель - Observer Россия сегодня: Реальный шанс

Портрет многонационального государства

    Сегодня, к сожалению, нет государственной общепринятой концепции национально-государственного устройства. Из-за этого, очевидно, Россия сталкивается и будет сталкиваться со многими проблемами. Закономерно идут поиски.

    Некоторые ученые, занимающиеся вопросами национальной политики, предлагают согласовать ряд принципов1:

    К таким принципам относятся:

  • безусловное уважение прав человека и основных свобод, в том числе национальных, независимо от социального положения и территории проживания;
  • восстановление справедливости по отношению к ранее репрессированным и насильственно депортированным народам (не допускать при этом новых нарушений прав человека и национальностей);
  • равные права национальностей при различных формах мирного, конституционного самоопределения народов с обязательным условием сохранения целостности российской государственности;
  • равные возможности при равной суверенности и ответственности республик, краев, областей и национальных автономий при сохранении традиционного статуса вхождения в Федерацию, который зафиксирован Федеративным договором и Конституцией;
  • многонациональное единство Российского государства и его народов и граждан;
  • развитие многонационального российского общества в режиме диалога, мирное решение конфликтов, отказ от применения силы, кроме адекватных мер, при угрозе массового нарушения прав человека и национальностей;
  • государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языков, традиций и среды обитания;
  • создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян в иностранных государствах.

    Можно, конечно, найти еще десяток принципов. Но эти, как представляется, методологически основополагающие.

    Важно подчеркнуть, что все указанные принципы неразрывно связаны друг с другом и призваны образовать определенное нерасторжимое единство, политическую волю социальных групп, народов и общества, где выполнение каждого из принципов является условий для политической реализации остальных (т.е. если изъять один из принципов, другие просто перестают работать). Одновременно, осуществление одного из принципов не должно вести к нарушению других.

    В реальной жизни осуществление этих принципов предполагает:

  • точный учет конкретно-исторических обстоятельств развития народов и в целом государства, времени и ситуации их применения;
  • создание общепризнанных согласованных и законных (легитимных) механизмов и норм, с помощью которых на практике обеспечивается осуществление и внедрение этих принципов в жизнь, которые в своей совокупности и могут составить суть национальной политики государства.

    Крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, Россия органично вобрала в себя все многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. И, что самое главное, ни один народ (большой или малочисленный) никогда не чувствовал себя в России чужим. Несмотря на свое численное превосходство, русские люди никогда, не страдали великодержавном высокомерием. Речь идет не об исключениях, досадных перекосах, которые всегда возможны, а о принципиальной позиции русского народа, его нравственном и духовном характере. Потому и не сформировался русский национализм со всеми уродливыми формами ненависти к другим нациям. И как, ни пытается кое-кто сегодня разжечь его, - ничего не получится, исконно русский человек этого не приемлет. Именно это дает нам право верить в единую Россию, в ее национальное возрождение, в ее великое будущее в братское единстве всех населяющих российские просторы народов.

    Назвать точную цифру национальностей, проживающих в РСФСР, довольно трудно, поскольку имеются малочисленные общности и группы, в том числе почти слившиеся с инонациональным окружением.

    Можно исходить из официальной статистики. При проведении переписи населения 1989 г. в республике было отмечено не менее 130 национальностей. Они движутся, развиваются, Взаимодействуя друг с другом. Раскрыть все составляющие элементы этой сложнейшей картины в кратком обзоре - задача почти непосильная. Остановимся на важнейших чертах.

    Самый многочисленный народ Российской Федерации - русские. Русских в Федерации проживает 119,9 млн. человек (81,5% от всего населения республики)2. Русский народ имеет более чем тысячелетние традиции национальной государственности, богатейшую культуру.

    Русский язык является одним из общепризнанных мировых языков.

    Кроме русских, к наиболее крупным народам, ядро которых находятся в Федерации, относятся татары (5,5 млн.), чуваши (1,8 млн.), башкиры (1,3 млн.), мордва (1,1 млн.). Численность 17 народов - менее миллиона, но более 100 тыс. человек.

    В Российской Федерации проживают народы я меньшей численности (несколько десятков тысяч или даже сотен человек); табасараны (93,6 тыс.), хакасы (78,5 тыс.), балкарцы (73,7 тыс.), алтайцы (69,4 тыс.) и др.

    Этностатистический портрет республики будет явно неполным, если упустить из виду национальные группы. К ним относятся группы людей, проживающих сравнительно компактно, в виде более или менее значительных вкраплений в инонациональной среде, отдельно от основного массива своего народа.

    "Границы" национальных групп часто нечетки и во многом размыты. Они порой проходят как бы внутри семей, когда заключаются национально смешанные браки. Отсюда может быть множество переходных состояний из одного народа в другой, самое разнообразное сочетание взаимовлияний, черт различных национальностей.

    Наряду с национальными в Российской Федерации имеются и этнографические группы или "субэтносы". Они представляют собой группы внутри народа, отличающиеся особенностями в культуре, языке (говор, диалект или наречие).

    У этнографических групп не выделяется четкое самосознание. Сегодня такие группы обычно слабо выражены на фоне всего народа и не учитываются во время переписи населения.

    Раньше, в частности, хорошо прослеживались этнографические различия среди русских (окающие, акающие и средневеликорусская группа). К более мелким этнографическим группам русской нации относились: поморы, пустозеры, устьилемцы, кержаки, мещера, старожильческое население Сибири и Севера и т.д. Постепенно эти группы сливались с окружающим их населением.

    В отдельных случаях подобные процессы далеки от завершения. Среди мордвы существуют две крупные этнографические группы: мордва - эрзя и мордва - мокша, марийцы делятся на горных, луговых или лесных и восточных. В настоящее время интерес к этнографическим различиям возрастает.

    Порой можно столкнуться с удивительной мозаикой. Этнографические группы по крайней мере частично совпадают с национальными группами. На все это еще накладывается религиозный фактор. Например, своеобразной этнографической группой являются духоборы - сектанты протестантского толка. Их движение зародилось во второй половине XVIII века среди крестьян России и Украины. По указу Николая I духоборы были выселены в Грузию. Недавно же обеспокоенная обстановкой в Закавказье часть духоборов переселилась в Тульскую область. Языки народов Российской Федерации принадлежат к различным генеалогическим семьям и группам. Очевидное большинство населения говорит на языках славянской группы индоевропейской семьи, а также на тюркских языках алтайской семьи. Среди языков есть старописьменные, младописьменные и бесписьменные. На некоторых языках письменность была разработана, но не получила распространения.

    Выделяется по числу носителей русский язык. Его считают родным 86,6% населения Федерации. 97,8% населения свободно им владеют (среди горожан 99,1%).

    Активно функционирует и ряд других языков. На 15 родных, наиболее распространенных в республике языках говорят 96,6% населения. На некоторых языках общаются десятка тысяч человек. Отдельные языки используются столь малым кругом людей, что их называют "одноаульные", "семейные".

    Наиболее высока доля лиц, считающих родным язык своей национальности, - среди русских (99,95 %). В основном совпадают национальность и родной язык у народов Северного Кавказа, тувинцев, якутов - от 90,4% у ногайцев и до 98,8% у чеченцев. Ниже и порой существенно этот показатель у некоторых национальных групп, народов, проживающих дисперсно, у части малочисленных народов.

    Ряд важных черт этностатистического портрета Российской Федерации, особенно отдельных регионов, обусловлен демографическими процессами.

    Различия в динамике численности национальностей сохранятся, по крайней мере в ближайшие годы. Дифференциация процессов воспроизводства населения в значительной степени зависит от возрастной структуры отдельных национальностей. Во время переписей 1970 и 1979 гг. имели место большие колебания между национальностями по удельному весу детей и подростков в возрасте от 0 до 15 лет, а именно эти поколения сейчас вступили и вступают в продуктивный возраст.

    Самая высокая доля детей и подростков от 0 до 15 лет была отмечена у тувинцев - 468 на 1000 лиц данной национальности, даргинцев - 436, аварцев - 424, лезгинов - 423, ингушей - 422. Намного ниже этот показатель у евреев - 90, карелов - 121, мордвы - 186, русских - 231 на 1000 человек. Население Федерации заметно стареет. Уровень рождаемости в республике - один из наиболее низких по СНГ. Ниже данный показатель только на Украине и в Латвии.

    В большинстве российских республик уровень рождаемости выше среднего по Федерации. Во многих же областях европейской части не обеспечивается даже простое возобновление поколений.

    В последнее время ситуация ухудшается. Происходит дальнейшее падение рождаемости и рост смертности. Естественный прирост снижается.

    На численность, соотношение национальностей оказывает воздействие направленность и интенсивность миграционных процессов. Длительное время русские довольно активно перемещались в различные уголки страны. С 1959 по 1989 г. число русских в других союзных республиках выросло с 16,3 до 25,3 млн. человек.

    Противоположные тенденции проявляются в настоящее время. Резко возрос отток русского и так называемого "русскоязычного" населения из ряда республик (независимых государств), трудоизбыточных районов и зон межнациональных конфликтов. Эти процессы усиливаются и могут привести к очень серьезным последствиям, так как социальная инфраструктура Российской Федерации не выдержит большого притока населения. Существенные особенности имеет направленность миграций русского населения в различные республики, автономные образования внутри Федерации. С 1959 по 1989 г. за счет переселенцев происходил прирост русских преимущественно в северных и восточных автономных образованьях, где продолжалось освоение необжитых территорий.

    В 1989 г. русские составляли абсолютное или относительное большинство в 8 из 16 автономных республик, во всех автономных областях и в 8 из 10 автономных округов. Но в период с 1959 по 1989 г. доля русского населения понизилась в 10 автономных республиках, 3 автономных областями 3 автономных округах. В силу разных причин уменьшилась абсолютная их численность в Дагестане, Чечено-Ингушетии и Коми-Пермяцком автономном округе. Незначительно увеличилась абсолютная численность русских в Башкирской, Севере-Осетинской АССР, Горно-Алтайской автономной области, Усть-Ордынском автономном округе и некоторых других автономиях.

    Волна межнациональных конфликтов сегодня, к сожалению, коснулась и отдельных регионов Российской Федерации. Эти конфликта порождают рост перемещений русского населения. Усилился отток русских из районов Северного Кавказа и некоторых других.

    В период с 1959 по 1989 г. заметные миграции за пределы своих республик были характерны для отдельных народов Российской федерации. В частности, численность башкир вне своей республики выросла на 334,3 тыс. человек, или в 2,3 раза.

    Восстановление национальной государственности калмыцкого, балкарского, карачаевского, чеченского и ингушского народов, естественно, вызвало потоки возвращенцев на историческую родину.

    Число калмыков за пределами своей автономии с 1959 по 1989 г. сократилось на 12,9 тыс. человек. Численность чеченцев и ингушей несколько выросла, но в значительно меньшей степени, чем внутри республики.

    Порой говорят о "русификации" в Российской Федерации. Если исходить из реальности, то число народов в основном стабилизировалось в республике. Доля нерусского населения растет, увеличивается численность большинства нерусских национальностей. С 1959 по 1989 г. число русских в Федерации выросло на 22%, а ингушей в 3,9 раза, чеченцев - в 3,4, рутульцев - в 2,9, агулов и табасаранов - в 2,8, даргинцев и лезгинов - в 2,3 раза.

    Главным каналом ассимиляции выступают национально-смешанные браки. В условии Российской Федерации большинство браков заключается внутри национальных общностей, но число национально-смешанных семей, по крайней мере до последнего времени, неуклонно росло. По переписи 1989 г. в каждой 7-ой или 8-ой семье ее члены принадлежали к различным национальностям. Чаще встречаются такие семьи в городских поселениях. Миллионы людей происходят от национально - смешанных браков. Дети как бы прерывают линию национального развития одного из родителей. Последствия данного обстоятельства для существования национальной общности не стоит преувеличивать. Ассимиляционные процессы лишь в малой степени влияют на численность народов Российской Федерации.

    Высокий уровень многонациональности и смешанности населения Российской Федерации - реальность, которую нельзя игнорировать. В этих условиях обособление и разделение - тупиковый путь развитая, чреватый пагубными последствиями.

    Даже только в силу большой многонациональности и смешанности населения - не говоря о других факторах - такой путь неосуществим в Федерации, и любые попытки продвигаться в этом направлении будут очень болезненны для всего общества и отдельных людей.

    Цель современной национальной политики должна быть в ином - в обеспечении союза, мира и согласия между национальностями на демократической основе. Эта политика должна исходить из существующих реалий, учитывать изменения в национальном (этническом) составе населения всей Российской Федерации, ее регионов.

    Как свидетельствует Федеральная миграционная служба России, вопросы иммиграции в Россию в последние годы переросли в сложнейшую государственную проблему, которая по своим масштабам и последствиям уникальна. После второй мировой войны ни в одной стране мира развитие миграционных процессов не протекало в столь специфичных и тяжелых социально-экономических и политических условиях.

    Особенно острый и социально-взрывной характер имеет вынужденная миграция, не имеющая аналогов в истории цивилизации.

    В период распада Союза ССР за пределами Российской Федерации проживало свыше 25 миллионов русских и около 4 миллионов лиц других коренных национальностей Российской Федерации.

    Усиление антирусских, а иногда и откровенно русофобных настроений, обострение социально-политической ситуации в республиках бывшего Союза, экономический кризис и уменьшение рабочих мест, банкротство предприятий и резкое социальное расслоение общества, дискриминация и нарушение прав некоренных национальностей, расширение географии межнациональных конфликтов приводят к дестабилизационным процессам в республиках и значительному росту миграционных потоков. Уже сегодня в Российскую Федерацию прибыло около 2 миллионов вынужденных переселенцев и экономических мигрантов. Эта цифра была бы намного больше, если бы миллионы других русских имели материальную возможность для переезда.

    По экспертным оценкам, с учетом развития ситуации, в ближайшее время можно ожидать притока на территорию России из государств нового зарубежья - по среднему варианту 2-3 миллионов, по максимальному - от 4 до 6 миллионов человек.

    Наряду с этим возникла совершенно новая проблема, связанная с приездом в Россию большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время, по экспертным оценкам, их число может доходить до 500 тыс. человек. Характерно, что это число имеет тенденцию к увеличению (табл. 4).

    Прежде всего это стало возможным из-за открытости наших внешних границ и границ некоторых новых государств Закавказского и Среднеазиатского регионов. Это серьезная проблема как для государства в целом, так и отдельных регионов.

    Сегодня к экономическому хаосу добавились межнациональные конфликты, развал нравственных устоев и культурного наследия, наконец, кризис политической власти. Парадокс, но в государстве на протяжении целого ряда лет проводилась антигосударственная политика, направленная на развал и ликвидацию его важнейших институтов: армии, национальной внешней политики, системы государственной безопасности. Наиболее острые проблемы, стоящие перед государством сегодня, это:

  1. предотвращение гражданской войны;
  2. укрепление институтов государства;
  3. недопущение развала России;
  4. преодоление социально-экономического кризиса;
  5. сохранение науки, культуры и образования.

    "Парад суверенитетов", мутные волны национализма, братоубийственные межнациональные конфликты принесли в последние годы неисчислимые беды и страдания десяткам народов Российской Федерации. Миллионы людей осознали, что дальнейшее продолжение такой политики невозможно. И закономерно возросла тяга к интеграции, единству народов России, как и бывшего СССР.

    Связующей нитью народов России выступает и высокая "степень полиэтничности всех новообразованных государств. Только 6 из множества российских народов насчитывают в своих республиках свыше 50% коренного населения (чуваши - 69%, тувинцы - 64%, коми-пермяки - 60%, чеченцы - 58%, буряты Агинского Бурятского автономного округа - 55%, осетины - 53%). В республиках Российской Федерации вместе взятых "коренное население" составляет 32%, а в автономных округах и того меньше - 10,5 %. Разделить все это на некие государственные образования просто невозможно. Напрашивается заключение: народам России предназначено жить в одном государстве - федеративном по духу и форме. 1."Независимая газета", 17 мая 1994 г.
2.В статье используются данные о постоянном населении.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]