Обозреватель - Observer Россия сегодня: Реальный шанс

Материально-техническая база и финансирование

1. Как помочь высшей школе?

Формирование новой структуры
организации и управления высшей школой

    Сейчас обучение все более нуждается в ресурсах (растут цены на оборудование, усложняются научные исследования, возрастают затраты на поддержание лучших вузов), а крайне ограниченные финансовые ресурсы не позволяют предотвратить снижение материально-финансовой поддержки остальных высших учебных заведений.

    В результате разрыв между элитным сектором и обычными высшими учебными заведениями растет, то же относится и к качеству подготовки специалистов. Между тем диплом о высшем образовании выпускники всех вузов страны получают единого образца.

    До сих пор элитный сектор технических вузов был почти синонимом военному. Это создало еще одну проблему. Несмотря на то, что барьеры между военной и гражданской технологиями становятся все более размытыми, многие технологии для гражданских нужд приходится закупать за рубежом.

    Оставаясь заложницей примитивного подхода, при котором образование отнесено к "непроизводственной сфере", высшая школа не получает достаточной поддержки государства, что лишает вузы экономических рычагов, а следовательно, и надежд на действительную самостоятельность в выборе средств и методов решения стоящих перед ними задач.

    Положение осложняется тем, что новые экономические механизмы и политические структуры создаются без учета приоритетов образования, необходимости его поддержки.

    В условиях демократизации общества, перехода экономики страны на рыночные отношения требует существенного изменения система управления высшим образованием. Построенная по административному принципу эта система претерпела некоторые изменения на протяжении последних лет, однако многие высшие учебные заведения до сих пор страдают от административных трудностей, возникающих в основном из-за неполноты прав, а также недостаточной ответственности органов управления, министерств и ведомств.

    Если в ближайшее время не будет уделено достаточного внимания проблемам образования, то наша зависимость от Запада и Востока как научная, так и индустриальная, особенно в области передовых технологий, будет непрерывно увеличиваться. Это должны осознать депутаты Федерального Собрания, Правительство республики, руководители региональных и локальных уровней; предприятия как производственной, так и непроизводственной сфер вне зависимости от их размеров; образовательные структуры всех систем непрерывного образования; сами граждане.

    Кризис экономики страны, в частности, ухудшение экономического положения молодежи, ускорение темпов изменения технологий требуют значительного увеличения инвестиций в подготовку, переподготовку и повышение квалификации как рабочих кадров, так и специалистов. Это предполагает:

  • утверждение приоритета образования в обществе с увеличением фазы продолженного образования, доступного для всех;
  • договоренность республиканских, региональных и отраслевых партнеров как социальных, так и промышленных о взаимопомощи в вопросах образования и повышения квалификации;
  • понимание того, что продолженное образование должно стать важным направлением деятельности высшей школы, и это будет значительно стимулировать сотрудничество высшей школы и индустрии;
  • кадры во всех отраслях хозяйства будут нуждаться в самообразовании больше, чем раньше.

    Особенно важно сохранить диверсификацию образования и единого образовательного пространства в СНГ, интегрировать его в мировую образовательную систему.

    Генеральными целями в этой связи являются:

  • повышение интеллектуального потенциала общества и утверждение гуманистического предназначения высшей школы;
  • обеспечение гарантий реализации гражданами России и других государств СНГ своих прав и свобод в области высшего образования, создание организационно-экономических, социальных и правовых предпосылок и гарантий для повышения качества подготовки и переподготовки специалистов, эффективности использования научного потенциала высшей школы.

    В связи с этим следует внести изменения в законодательство по вопросам образования, установить через закон инвестиционную и налоговую политику государства по отношению к образованию, предусматривающую приоритетность его развития.

    Высшие учебные заведения должны получать достаточную финансовую поддержку от государства на обучение и фундаментальные исследования, позволяющую им быть независимыми от любых органов власти в проведении образовательной политики и научных исследований.

Создание новой
системы управления высшим образованием.

    Комитет по высшей школе Миннауки должен разработать новые принципы взаимодействия с отраслевыми органами управления высшими учебными заведениями, а также с высшими учебными заведениями.

    Основой системы управления высшим образованием в стране должна стать аккредитация вузов с развитыми мотивирующими основами, такими как дополнительное финансирование, расширенными правами вузов по аккредитации преподавательских кадров, гарантий признания диплома об образовании.

    Аккредитация высших учебных заведений позволит проводить государственную политику в области высшего образования, защитив интересы личности в области образования, предприятий, организаций и учреждений в получении высококвалифицированных специалистов, выявить элитные высшие учебные заведения на международном, государственном или региональном уровнях с предоставлением им права выдачи выпускникам дипломов о высшем образовании соответственно международного, государственного или регионального образца. Требуется принципиально новое типовое положение о высшем учебном заведении, определить права вуза на вручение выпускникам дипломов, соответствующих уровню аккредитации.

    Необходимо разработать новую структуру высшего образования, предусмотрев аттестацию средних специальных заведений, по результатам которой принимать решение об отнесении того или иного среднего специального учебного заведения либо к системе среднего профессионального образования, либо к системе высшего образования (степень бакалавра).

    Предусмотреть право присуждать степени магистра - для лиц, имеющих высшее образование, степени бакалавра - в вузах, прошедших аккредитацию.

    Следует исследовать проблему "прием-выпуск", в том числе вопрос об удовлетворении потребностей в образовании личности и потребностей общества в специалистах (по профилям подготовки и в региональном разрезе), и разработать механизм для решения этой проблемы.

Структурная перестройка
высшего образования.

    В Федеральной программе развития образования необходимо предусмотреть меры, гарантирующие опережающее развитие высшего профессионального образования, формирование на базе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования учебных комплексов, интеграцию системы высшего образования с научными учреждениями Российской Академии наук, отраслевыми НИИ и КБ, а также меры по привлечению в вузы молодых ученых.

    Для удовлетворения потребностей личности и общества необходимо проведение структурных реформ высшего образования:

  • по уровню образования и срокам обучения в рамках того или иного профиля;
  • по видам образования (академии, университеты, отраслевые вузы, политехнические институты, технологические институты, колледжи и т.д.); содержанию обучения в рамках каждого конкретного профиля и уровня обучения;
  • по формам обучения (дневное, вечернее, заочное);
  • по формам собственности и подчиненности высших учебных заведений различным уровням системы государственного руководства (республиканский, ведомственный, местные органы управления).

    Пересмотреть перечень специальностей высшей школы на основе международного классификатора специальностей, одобренного Международной организацией труда - МОТ при ООН;

  • разработать систему образовательных стандартов по конкретным направлениям и специальностям высшего образования;
  • разработать квалификационные характеристики для двух уровней высшего образования;
  • разработать учебно-методическую документацию для двух уровней высшего образования;
  • исследовать проблему младших курсов, в том числе: престиж работы преподавателей, их профессиональный уровень, причина отсутствия методологических позиций для усиления самостоятельной работы студентов и др.

    Для массовой подготовки кадров высшей квалификации и переподготовки специалистов высшая школа в значительной мере должна быть сориентирована на осуществление продолженного образования кадров (на базе высшего образования), повышение квалификации и переподготовку специалистов. Для этого требуется исследовать вопросы диверсификации высшего образования и послевузовских возможностей образования.

Развитие законодательно-правового
обеспечения высшего образования.

Для этого необходимо:

  • принятие законодательных актов о высшем образовании, в том числе о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании", "О высшем образовании", "О среднем профессиональном образовании", "О дополнительном профессиональном образовании", "О приватизации государственных и муниципальных образовательных учреждений", "О научной деятельности и федеральной научной политике";
  • разработка положения об оценке деятельности и порядке найма профессорско-преподавательских кадров и других категорий работников высшей школы;
  • разработка положения о правах и обязанностях выпускников, получивших бесплатное образование.

Совершенствование механизма
финансирования высшей школы.

  • Обеспечение государственного финансирования образования в соответствии с программами подготовки и переподготовки кадров для рыночной экономики;
  • разработка системы нормативного бюджетного финансирования высшего образования;
  • предоставление Госкомвузу России права самостоятельно распределять выделяемые из федеральных бюджетов на 1994 и 1995 гг. средства на подготовку и переподготовку кадров с высшим образованием в зависимости от степени участия высших учебных заведений в реализации государственных программ;
  • введение с 1994/95 учебного года контрактной системы подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием за счет средств республиканского бюджета, предусматривающей особенности выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования перед государством, определяемым Положением "О контрактной системе подготовки специалистов";
  • разрешение образовательным учреждениям высшей школы, наряду с предоставляемым ее гражданам на конкурсной основе бесплатным образованием, осуществлять сверх определенных Госкомвузом России заданий (контрольных цифр) по приему студентов за счет средств бюджета обучение на коммерческой основе с оплатой как юридическими, так и физическими лицами;
  • предоставление средним и высшим образовательным учреждениям Госкомвуза России права в пределах стипендиального фонда самостоятельно определять порядок распределения стипендий в зависимости от академических успехов и уровня материальной обеспеченности студентов, сохранив действующие нормативы выделения бюджетных ассигнований на эти цели.

Федеральная программа развития
высшего образования в России.

    Федеральная программа развития образования в России (раздел высшее образование), одобренная Президиумом Правительства РФ 31.03.94 г., реализуется в два этапа: первый этап завершится в 1995 г. (начало - 1994 г.), второй этап - в 2000 г. (начало - 1996 г.).

    На первом этапе решаются наиболее существенные проблемы реформирования, направленные на преодоление деструктивных тенденций и процессов. На втором - осуществляются мероприятия по дальнейшему развитию системы высшего образования России в условиях стабилизации экономики.

    С учетом реальных социально-экономических условий России на период до 2000 г. в государственном секторе высшей школы предусматривается стабилизация численности обучающихся примерно на уровне 2,6-2,7 млн. человек при изменении структуры подготовки специалистов и развитии альтернативных систем высшего образования.

    В случае снижении контингента ниже указанного предела произойдет вытеснение России из разряда высокообразованных стран мира.

    Развитие информационного обеспечения системы высшего образования.

    Необходимо разработать и внедрить новые принципы обеспечения высшей школы учебной литературой, аудиовизуальными средствами:

  • обеспечить выделение дополнительных средств издательствам, выпускающим учебную литературу, с учетом обеспечения плановой рентабельности ее издания, а также необходимых фондов бумаги и других полиграфических материалов;
  • обеспечить высшую школу необходимыми средствами вычислительной техники, программным продуктом;
  • создать информационные сети высшей школы и обеспечить вхождение в информационные международные сети;
  • разработать и реализовать международные проекты по проблемам информатизации образования;
  • создать общегосударственную автоматизированную библиотечно-информационную систему высшей школы и обеспечить ее включение в международную библиотечную сеть.

Профессорско-преподавательский
состав и научные кадры.

    Предстоит разработать новые принципы организации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы, развивая формы творческих отпусков и стажировок в передовых зарубежных и отечественных передовых вузах:

  • разработать предложения по новым формам организации работы преподавателей, основанные на усилении самостоятельности как преподавателя, так и студента;
  • разработать предложения по контрактным формам приема на работу и новым принципам оплаты труда.

Экономика высшего образования.

Необходимо разработать предложения:

  • о "долевом" участии органов управления в финансировании работы высших учебных заведений;
  • об организации новых форм образования с использованием новых информационных технологий;
  • о льготном налогообложении доходов вузов от оказания образовательных услуг населению, ведения научных разработок, выполнения технических и сервисных работ;
  • о платном пользовании инфраструктурой высших учебных заведений сверх нормативов, обеспеченных бюджетным финансированием (библиотеки, вычислительные центры, спортивные сооружения и т.п.).

Улучшение материально-технического обеспечения.

    Предстоит добиться финансирования строительства объектов народного образования за счет федеративного и местного бюджетов на условиях планового заказа с централизованным распределением материально-технических ресурсов; создания льготных условий по налогообложению подрядных строительно-монтажных организаций, выполняющих работы на объектах народного образования.

    Крайне важно информировать обе палаты Федерального Собрания и соответствующие комитеты Совета Федерации и Государственной Думы о критическом состоянии материально-технической базы высшей школы, просить выделить долю из кредитов, предоставляемых Российской Федерации, для стабилизации и развития экономики для нужд образования, особенно для оснащения современной информационной техникой с соответствующим программным обеспечением.

    В Государственной Думе и Совете Федерации следует рассмотреть вопрос о рациональном использовании закрывающихся учебных заведений Министерства обороны; открытии на базе военных академий гражданских факультетов.

Научные исследования.

    Среди наиболее важных задач в области научно-исследовательской и инновационной деятельности можно выделить следующие:

  • совершенствование системы управления научно-исследовательской деятельностью в системе высшей школы (повышение эффективности работы экспертных советов, развитие интегрирующих факторов, первоочередная поддержка фундаментальных исследований, совершенствование системы взаимодействия органов управления Центра и регионов, а также Центра и других стран СНГ, создание информационной системы и др.);
  • развитие новых форм инновационной деятельности (малые предприятия, научные и технологические парки, коммерческие центры и др.);
  • создание эффективной финансово-кредитной системы (формирование фонда поддержки фундаментальных исследований, инновационного фонда и т.д.);
  • формирование системы конкретного и результативного международного научно-технического сотрудничества;
  • развитие научно-производственной и внедренческой деятельности.

    Однако, если эти проблемы, усугубляющиеся переходным периодом нашей экономики не решать сегодня, то завтра плата будет более высокой.

    Развитые страны мира уверенно переходят к принципиально новому типу развития - инновационному, т.е. когда процесс нововведений становится осознанным, целенаправленным и воспроизводимым на систематической основе, а сами инновации становятся основным инструментом решения проблем, встающих перед обществом. Без постоянно пополняемого и наращиваемого потока нововведений, охватывающего все сферы общества, мир не только не может устойчиво развиваться, но даже просто выжить. Следовательно, от самого общества требуется такая переориентация, всех его институтов, воспитание такой творческой личности, которые были бы адекватны этому новому вызову.

    От успеха решения этой задачи зависит не только будущее нашего общества, России, но и всей человеческой цивилизации. Все это придает совершенно новый масштаб и измерение месту и роли высшего образования среди других институтов социально-экономической системы.

    Необходимы акты по социальной защите учреждений высшего образования, включающие решение следующих вопросов:

  • освобождение любой деятельности вузов, а также предприятий и организаций - инвесторов высшего образования России от всех видов налогов, сборов и пошлин при условии направления высвобождающихся средств на обеспечение потребностей образовательного процесса;
  • обеспечение вузов материально-техническими ресурсами, распределяемыми централизованно, по работам и поставкам для государственных нужд;
  • включение в перечень работ и поставок для государственных нужд выпуск специализированного учебного и культурно-спортивного оборудования для вузов;
  • включение строек объектов высшей школы в заказы для общегосударственных нужд;
  • установление льготного налогообложения строительных организаций, осуществляющих строительно-монтажные и ремонтные работы на объектах высшей школы;
  • освобождение высших учебных заведений и учебных заведений системы повышения квалификации и научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций, в том числе студенческих, спортивно-оздоровительных сооружений, опытно-экспериментальных производств от платежей в бюджет, а также этих и других предприятий и организаций от налогообложения на часть прибыли, в том числе и в валюте, направляемой на развитие вуза, его научных, социальных учреждений;
  • компенсация расходов учреждений, предприятий и организаций народного образования, состоящих на бюджете, в связи с повышением цен на продукты питания, потребительские товары, спортивный и хозяйственный инвентарь и оборудование, транспортные и другие услуги, имея в виду недопущение снижения натуральных и денежных норм и нормативов содержания этих учреждений; oфинансирование высших учебных заведений по нормативам, разработанным с учетом общественно необходимых затрат и специфики регионов, исчисление нормативных затрат, исходя из индексации стоимости обучения;
  • обеспечение преимущества при передаче (при приобретении) зданий и сооружений, нерентабельных предприятий, законсервированных строек и т.п. в систему образования;
  • установление для всех предприятий, организаций и учреждений норматива отчисления от прибыли на подготовку, повышение квалификации, переподготовку кадров и производственную практику студентов;
  • создание системы образовательных коммерческих банков;
  • создание Президентского фонда развития образования, республиканского и других фондов развития и поддержки народного образования, включая валютные средства из государственного бюджета, для финансирования государственных общеобразовательных, научных и социальных программ.

    В области социальной защищенности студентов, аспирантов, докторантов, работников высшей школы:

  • индексация заработной платы;
  • освобождение от выплаты подоходного налога со стипендий аспирантов и докторантов;
  • обеспечение широкого доступа студентов к ценностям культуры с решением вопроса о бесплатном посещении студентами музеев, галерей, выставок и льготных условиях посещения театров, спортивно-зрелищных и концертных мероприятий;
  • решение вопроса о льготных условиях проезда студентов на общественном транспорте;
  • обеспечение предприятий общественного питания учебных заведений и учреждений продуктами питания по льготным ценам, а учащихся, студентов и аспирантов - бесплатным одноразовым горячим питанием или полной его дотацией;
  • обеспечение возможности получения кредитов студентами, аспирантами, докторантами, в том числе беспроцентных;
  • создание условий для увеличения их реальных доходов за счет дополнительной научной и производственной деятельности в вузе, которые не облагаются налогом;
  • улучшение жилищных условий и предоставление льгот работникам высшей школы, развитие наряду с государственным кооперативного строительства, выделение кредитов на льготных условиях для покупки и индивидуального строительства жилья;
  • выделение дополнительных средств издательствам, выпускающим учебную литературу, с учетом обеспечения плановой рентабельности ее издания, а также необходимых фондов бумаги и других полиграфических материалов.

2. Могущество Америки будет прирастать... как всегда российскими умами?

    Конец 80-х - начало 90-х годов отмечены обвальной эмиграцией из страны (см. табл.). Это было вызвано, с одной стороны, углубляющимися социально-экономическим кризисом общества, а с другой - либерализацией режима регулирования выезда: мы стали, как все.

    Эмиграционная и миграционная волна охватила практически все социальные группы населения, но, прежде всего, интеллигенцию, которая в наибольшей степени пострадала от социальных последствий кризиса, в том числе научная интеллигенция.

Таблица

ОБЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ МИГРАЦИОННОГО ПРИРОСТА
(на 10 000 чел. населения)
СТРАНА 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г.
Азербайджан -120,4 -55,5 -83,6 -43,8
Армения 3,1 55,4 76,0 -32,1
Белоруссия -31,2 2,9 52,2 31,3
Казахстан -78,2 -29,0 -105,6 -129,0
Киргизия -93,1 -82,2 -172,3 -269,1
Молдавия -68,3 -77,2 -84,5 -71,4
Россия 11,1 3,5 11,8 34,1
Таджикистан -113,7 34,8 -255,4 -169,4
Туркмения -19,9 -12,8 850,1 13,7
Узбекистан -87,5 -45,8 -34,8 -23,0
Украина 15,3 28,5    

    Международные эксперты считают: если абсолютные величины оттока кадров из науки сохранятся на уровне 1991-1992 гг., то к 2000 г. наука в России прекратит свое существование. Если же сохранится относительная величина оттока, то к 2000 г. в науке численность занятых составит около 700 тыс. чел., т.е. 25% от уровня 1992 г. Российские эксперты полагают, что второй вариант наиболее вероятен, хотя, по мнению многих, число ученых будет меньше, и в основном это будут люди из сфер науки, не пользующиеся спросом за рубежом.

    Надеяться на заметное пополнение рядов ученых за счет молодых кадров не приходится. В справке Миннауки по итогам 1993 г. отмечается, что доля выпускников вузов, связывающих свою карьеру с научной работой, уменьшается. Некоторые вузы, исследовательские институты подумывают о закрытии аспирантуры - нет пополнения.

    Уезжают (не только ученые, вообще эмигранты) практически на все континенты. Едут в основном в Израиль, США, Германию, Грецию. До 1993 г. 45% покидавших Россию направлялись в Израиль.

    Наибольшей "наукоемкостью" характеризуется поток эмигрантов в США. В 1990- 1993 гг. в США эмигрировало 4,5 тыс. ученых.

    Возросла эмиграция российских ученых и в страны третьего мира, в которых в отличие от США и Германии растет спрос на кадры средней квалификации. Большой спрос на российских ученых, в первую очередь на профессорско-преподавательский состав в Китае. Южная Корея ждет прибытия около тысячи российских ученых. Иран и Ирак, заинтересованные в первую очередь в специалистах по ядерным технологиям и готовые платить им значительно выше, чем в США, проявляют повышенное внимание к странам СНГ, в том числе к России.

Патриотично - непатриотично?

    Большая часть научных работников, выехавших из России по каналам этнической эмиграции, была вынуждена уйти из сферы исследований и разработок, не надеясь уже вернуться к любимому делу. По мнению 50 опрошенных руководителей ведущих зарубежных научных центров, проблемы адаптации российских ученых-эмигрантов обусловлены плохим знанием иностранных языков (75% опрошенных), трудностями в общении с коллегами (21 %) и со студентами (67%), незнанием зарубежной научной литературы (17%).

    Словом, фортуна улыбается не всем. Но важно понять, почему люди поднимаются и уезжают. Осудить и заклеймить проще всего. Сложнее трезво смотреть на вещи и делать правильные выводы. В ходе социологического опроса, проведенного среди 18 научных институтов, 42% респондентов указали, что всерьез задумываются о выезде для работы за рубеж, хотя возможности для этого пока не имеют, 8% опрошенных намерены выехать в ближайшее время, 5% рассматривают вопрос о своем выезде за границу потому, что у них лично появилась работа за границей. Лишь 23% не рассматривают свою возможность выезда за границу.

    Анализируя перспективы решения этой проблемы, 31% ответивших на вопрос об "утечке умов" указали на то, что факторы, определяющие отток ученых из страны, имеют глубинный характер и не могут быть устранены в ближайшее время. К общей причине переживаемых наукой трудностей респонденты отнесли "нынешнее состояние общества".

    В качестве второй совокупности факторов респонденты указывают на сложившийся низкий престиж науки в обществе, на атмосферу уязвимости, незащищенности, в которой оказалась наука, неясность для ученых своей перспективы. Удручающе действует на ученых невостребованность их творческих способностей: 46% считают, что реализуют свой научный потенциал полностью, 31 % полагают, что используют его лишь наполовину, 13% - в малой степени.

    Тема оплаты труда научных сотрудников как один из определяющих факторов, обусловливающих "утечку умов", затрагивается в ходе социологических опросов почти всеми респондентами. Абсолютное большинство ученых полагают, что уровень оплаты научного труда необходимо поднять до международных стандартов, повысив его в 10-30 раз. В качестве важнейшего шага в этом направлении предлагается переход к контрактной системе в проведении исследований.

    На втором месте по значимости - переоценка обществом социальной значимости интеллектуального труда (в качестве причины отъезда отметили 53%). Почти так же оценивают недостаточные возможности реализовать себя как ученого в России 50%.

    Нестабильность политической ситуации, угрозу социальных беспорядков отметили в качестве причины выезда 40% ученых, профессоров и преподавателей московских вузов; 35% опрошенных называют в качестве мотива выезда беспокойство за судьбу детей. Столько же опрошенных назвали общее ухудшение экономической обстановки, угрозу безработицы. Еще 19% опрошенных отметили в качестве причины эмиграции низкий уровень защищенности ученых, юридического оформления результатов научной деятельности.

    Среди отраслей науки, особенно затронутых эмиграцией, лидируют математика и вычислительная техника. В последние годы на международном рынке труда вырос спрос на программистов из России - и, конечно же, молодых: 25% выпускников элитарных вузов России по математическим специальностям сейчас ежегодно уезжают за границу. Не отстают от них и физики.

    Понятно, что работодатели, принимающие наших ученых, заинтересованы получить не просто обладателей дипломов, а наиболее талантливых, перспективных специалистов, уже создавших себе имя в науке или подающих большие надежды.

    В результате из страны уезжают наиболее активно работающие, талантливая молодежь и ученые среднего возраста, уже достигшие значительных научных результатов и известные по публикациям за рубежом. Большая часть выехавших на постоянное место жительства за границу ученых из РАН имеет степень кандидата (55,9%) и доктора (16,2%) наук. Почти половина (48,5%) покинувших страну не достигла сорокалетнего возраста.

     Страна, несомненно, несет значительные материальные потери, причем не только средств, которые она затратила на подготовку специалистов и научных кадров. Расчеты, проведенные по методике ООН (вычет из совокупного общественного продукта страны суммы прямых и косвенных расходов на подготовку выезжающих кадров и упущенной выгоды от деятельности эмигрантов в этой стране), по состоянию на начало 1991 г. показывают, что при отъезде одного специалиста страна теряет около 300 тыс. долл. Если подтвердится прогноз ежегодной эмиграции Минэкономики России - 200-250 тыс.чел.,то страна будет терять ежегодно 60-75 млрд. долл., значительная "заслуга" в этом будет приходиться на ученых.

Что же далать?

    Ясно, что отгородиться от мира высоким забором или строгими запретительными законами в современных условиях немыслимо. Это не пошло бы на пользу ни науке, ни ученым, ни экономике страны. Нужны иные меры, иные пути. Цели программы: разработка принципов и механизмов долгосрочной национальной политики России в области миграции ученых и специалистов и формирование системы конкретных мер по реализации этой политики; сведение к минимуму ущерба от отъезда за рубеж научно-технической и творческой интеллигенции путем создания адекватных организационно-правовых и социально-экономических условий труда и быта ученых и специалистов в России и их эффективного участия в международном разделении труда.

    Важнейшей задачей программы является разработка рационального механизма управления процессом интеллектуальной миграции и создание условий для его эффективного функционирования.

    Основные мероприятия программы могут быть реализованы в три этапа. На первом этапе выдвигается задача сохранить научную элиту России, не дать погибнуть ведущим научным школам страны.

    Вместе с тем процесс "утечки умов" требуется ввести в цивилизованные рамки. В этих целях планируется предпринять усилия для изменения формы миграции от безвозвратной (пока еще преобладающей) к контрактной временной эмиграции.

    На втором (среднесрочном) этапе предполагается существенное изменение в связи с переходом к рынку структуры науки, форм и источников ее финансирования и т.д. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, станут независимые структуры, акционерные общества, различные фонды. Трансформация науки в этих направлениях создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящими наукоемкую продукцию. Все это позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их развитие, рост, что кардинальным образом скажется на миграции интеллектуалов.

    Третий, перспективный, этап регулирования интеллектуальной миграции может начаться тогда, когда Россия, преодолев трудности переходного периода, сформирует динамичную рыночную экономику и эффективно функционирующее гражданское общество, предъявляющее высокий спрос на научные идеи. Этот этап откроет реальные возможности для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а также для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах.

    Программа является государственной, долгосрочной и утверждается постановлением Правительства. Общая координация работ по программе осуществляется Министерством науки и технической политики Российской Федерации.

    Государственное участие в финансировании программы предполагает:

  • выделение бюджетных средств на развитие науки, культуры, высшего образования с учетом возможных обострении проблемы интеллектуальной миграции;
  • установление льготных режимов налогообложения для предприятий и фирм при осуществлении ими инвестиций или реализации иных проектов, способствующих достижению целей программы;
  • мобилизацию средств, поступающих от отечественных и зарубежных неправительственных организаций.

    Реализация программы рассчитана: во-первых, на государственные органы, чью деятельность координирует Миннауки России; во-вторых, на научное сообщество, общественность, представителей коммерческих структур и средств массовой информации; в-третьих, это международные организации и фонды, а также определенные структуры тех стран, которые оказывают помощь российской науке; в-четвертых, соответствующие подразделения Федеральной миграционной службы России.

    После утверждения программы на государственном уровне в рамках Миннауки России создается специальное подразделение (управление или агентство по вопросам интеллектуальной миграции), выполняющее функции генеральной дирекции программы, а также межведомственный научный совет с привлечением представителей научного сообщества, экспертов международных организаций и т.п., отвечающий за научное, в том числе исследовательское, обеспечение программы.

    Общими усилиями научного сообщества, коммерческих кругов, государства, международных организаций создается Всероссийская биржа научного труда, занимающаяся на коммерческой основе всем комплексом вопросов, связанных с обеспечением цивилизованных условий перемещения ученых и специалистов, - от контрактации за рубежом до трудоустройства на Родине.

    Хочется надеяться: пути решения проблемы будут найдены. Тем более, что и законодательные органы России наконец-то поняли: наша наука у края пропасти. В конце марта Государственная Дума приняла постановление "О кризисном положении в российской науке", в котором, в частности, отмечается: "В научных учреждениях Российской Академии наук (РАН), отраслевых академиях, министерствах, ведомствах и в вузах сложилась ситуация, граничащая с катастрофой".

    Правительству Российской Федерации предлагается обеспечить сохранение и развитие научного потенциала страны обеспечить приоритетное финансирование фундаментальных и перспективных прикладных исследований за счет увеличения расходов бюджетов всех уровней на эти цели.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]