Бизнес-план
Обозреватель - Observer



Глава 2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ. РЕТРОСПЕКТИВА
 

Каков характер деятельности предприятия?

Этот раздел должен содержать краткую, но исчерпывающую историю становления предприятия, основные факторы, существенно повлиявшие на его деятельность с момента основания. Например:

  • История предприятия
  • Изначальная и/или современная цель предприятия
  • Роль каждого руководителя в становлении предприятия
  • События, которые влияли на совершенствование продукции
  • Современная организационная структура и ведущие специалисты
  • Исторические и современные тенденции торговых и финансовых показателей (таблица финансовых показателей; фактический месячный объем сбыта; фактический объем сбыта от начала года до настоящего момента, включая примеры фактических месячных и годовых объемов сбыта).


      Каков характер деятельности предприятия?


Финансовые показатели
(ретроспектива)

(пример заполнения)

Основные показатели

19ХХ

19ХХ

19ХХ

19ХХ

ДАННЫЕ ОДОХОДАХ

Чистый объем продаж

Нет данных

Нет данных

250

1000

Себестоимость реализованной продукции

-

-

200

700

Валовая прибыль

-

-

50

300

Производственные издержки

-

-

(250)

(700)

Чистая прибыль после уплаты налогов

-

-

(150)

(400)

ДАННЫЕ ОБ АКТИВАХ/ПАССИВАХ

Дебиторская задолженность

-

-

60

200

Товарно-материальные запасы

-

-

32

180

Общая сумма активов

-

-

190

500

Кредиторская задолженность

-

-

40

150

Краткосрочная задолженность

-

-

0

0

Долгосрочная задолженность

-

-

40

150

Общая сумма пассивов

-

-

100

300

Собственный капитал предприятия

-

-

90

200

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (см. анализ отрасли)

Отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам

-

-

0,72

1,21

Отношение общего долга к общей сумме активов

-

-

0,53

0,60

Период погашения покупательской задолженности, суток

-

-

45

60

Отношение объема продаж к товарно-материальным запасам

-

-

7,81

5,55

Коэффициент прибыльности после уплаты налогов, %

-

-

(60)

(40)

Прибыль на собственный капитал

-

-

-

-


ПРОДУКЦИЯ

Укажите, какие товары или услуги предлагает компания. Опишите, чем ассортимент товаров или услуг отличается от предлагаемого конкурентами. (Ассортимент товаров или услуг - это совокупность родственных товаров или услуг.) Проспекты продукции включите в приложение к вашему бизнес-плану.


      Каше товары или услуги предприятие предлагает или намерено разрабатывать?



РЫНКИ

Перечислите основные сегменты рынка, обслуживаемые предприятием. (Сегмент рынка -это группы покупателей, которые обнаруживают какие-то сходные потребности, привычки или другие характеристики.) Укажите размеры рынка и долю предприятия на этом рынке.


      Каковы сегменты рынка, которые предприятие обслуживает или куда оно намерено проникнуть?



КЛИЕНТЫ

Укажите, намеревается ли предприятие иметь дело со многими или только с несколькими клиентами. Перечислите основных клиентов предприятия.


      Кто главные покупатели и где они находятся?



ТЕХНОЛОГИЯ

Сравните технологию предприятия с технологией имеющихся или ожидаемых конкурентов. Укажите, в чем она лучше, аналогична или уступает. В каких областях технологии предприятие особенно сильно? Если в технологии есть слабые места, укажите их, а также способы их устранения.


      Развивается ли технология предприятия в соответствии с тенденциями отрасли?
      Объясните, почему да или почему нет.



ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Охарактеризуйте интеграционный подход предприятия: является ли оно предприятием прямого или обратного интегрирования. Предприятие обратного интегрирования владеет или управляет системами снабжения; предприятие прямого интегрирования владеет или управляет системами распределения. Опишите, как ваш тип интеграции способствует деятельности вашего предприятия.


      Важна ли интеграция для предприятия? Если да, то почему? Как она помогает?



СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ

Сравните стоимостные показатели предприятия с отраслевой себестоимостью. Оценка стоимостных показателей конкурентов, особенно небольших предприятий или компаний закрытого типа, может оказаться затруднительной. Однако существует ряд источников, содержащих сравнительные стоимостные показатели. При определении отраслевой себестоимости следует начать с данных промышленных ассоциаций. Многие из них публикуют информацию о средней себестоимости и финансовых показателях в кодах Стандартной промышленной классификации (SIC).

Сравнительные стоимостные показатели (отраслевые коэффициенты) можно получить из следующих источников:

  • Key Business Ratios, Dun & Bradstreet, Inc., 99 Church Street. New York, NY 10007. Это ежегодная публикация, включающая свыше 100 направлений предпринимательской деятельности в области розничной торговли, обрабатывающей промышленности, оптовой торговли, услуг и строительства. Во многих библиотеках это издание имеется в справочных отделах.
  • Annual Statement Studies, издается Robert Morris Associates. В этих исследованиях используются финансовые и производственные показатели, получаемые из банков данных, которые охватывают около 300 направлений предпринимательской деятельности.
  • Отраслевые статистические отчеты. Эти источники содержат показатели по конкретной отрасли или группе отраслей. Источники охватывают торговые ассоциации, банки, специализированные бухгалтерские фирмы, отраслевые журналы, правительственные ведомства (например. Министерство торговли. Управление по делам малого бизнеса), брокерские фирмы и т.д.


      Каковы стоимостные показатели предприятия и как они соотносятся с показателями по отрасли?



ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Опишите функциональные производственные объекты и основное оборудование, график основного производственного процесса и численность персонала, необходимые для обеспечения производственной деятельности предприятия.

Для обрабатывающей промышленности опишите календарное планирование, материально-техническое снабжение, товарные запасы и управление производственным процессом. Для предприятий сферы обслуживания дайте местоположение предприятия, условия аренды оборудования, производственные площади и численность персонала.

Заполните таблицу, озаглавленную "Функциональные производственные объекты", для каждого объекта, используемого или необходимого предприятию. Для действующего предприятия охарактеризуйте производственные объекты, используемые в настоящее время, классифицируя каждый объект по его назначению (офис, склад, производственное здание), и опишите соответствующие рабочие помещения.

Для создающегося предприятия опишите, как и когда будут приобретены необходимые производственные объекты. Будет ли оборудование и помещение арендовано или закуплено? Какая часть финансирования предназначается для приобретения помещений и оборудования?

Для каждого объекта включите следующую информацию:

  • Местонахождение (конкретно). Если предприятие арендует часть большого здания, укажите этаж или номера комнат, а также адрес.
  • Назначение и размеры. Укажите, используется помещение под офис, склад, производство и т.д.
  • Производственные мощности. Оцените производственные мощности каждого объекта и оборудования по часовой и суточной выработке, число рабочих мест или другие единицы измерения, приемлемые для данного предприятия. Оценки должны производиться для оптимальных производственных мощностей, которые могут не совпадать с номинальными мощностями для какого-то конкретного объекта.
  • Использование производственных мощностей. Укажите процент использования действующих производственных мощностей объекта. Например: "Склад обычно заполнен на 80%".
  • Оборудование. Перечислите типы и количество основного оборудования на каждом объекте, включая производственное оборудование, транспортные средства, конторское оборудование, мебель и приспособления.
  • Срок службы и мощность. Опишите техническое состояние и срок службы существующего оборудования. Укажите производительность, а также, какое оборудование является физически или морально устаревшим и подлежит заменен т.д.
  • Использование оборудования. Оцените коэффициент использования каждой единицы имеющегося в настоящее время оборудования.


      Какие функциональные производственные объекты необходимы для обеспечения деятельности предприятия?


Функциональные производственные объекты
(пример заполнения)

Местонахождение

Назначение

Площади, кв.фут

Производственная мощность

Использование,
%

Оборудование

Срок службы/мощность

Использование,
%

Санта-Клара, Калифорния

Администрация, маркетинг

3500

25 служащих

90

3 IBM PC 1DEC ЭВМ

2 года/
/3 чел.

70

Сан-Хосе, Калифорния

Производство

7000

50 ед. в день

50

Компьютерный тестер Паяльные машины

1 год/
/50 ед.
в день

50


СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Используйте таблицу, озаглавленную "Сильные и слабые стороны предприятия", чтобы охарактеризовать основные производственные функции предприятия и ресурсы, необходимые для их выполнения. Определите конкурентоспособность предприятия. Не указывайте те показатели, которые не имеют отношения к вашему предприятию. В правой части таблицы суммируйте основные достоинства и недостатки предприятия с точки зрения ресурсов.

Функции определяются следующим образом:

  • МАРКЕТИНГ. Деятельность, связанная с административными функциями и сбытом. Маркетинг может включать посылку торговых агентов на места.
  • ФИНАНСЫ. Деятельность, связанная с получением и расходованием денежных средств, включая бухгалтерский учет и ведение другой финансовой отчетности, составление бюджета, кредитование и инкассирование, кредиторские счета, долгосрочное финансовое планирование и привлечение капитала.
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ. Закупка оборудования, материалов и сырья, необходимых для текущих нужд или на какой-то период в будущем. Материально-техническое снабжение включает также поддержание соответствующего уровня запасов сырья и материалов.
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ. Совокупность действий по доставке товаров или услуг покупателю. Ресурсы определяются следующим образом:
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Соответствующее материально-техническое обеспечение для автоматизированной обработки данных в каждой функциональной области.
  • СТРАТЕГИИ И МЕТОДИКИ. Директивные установки и механизмы для планирования, реализации и регулирования деятельности в каждой функциональной области.
  • МЕНЕДЖМЕНТ. Квалифицированное управление и эффективные системы отчетности, которые обеспечивают информацию для принятия решений.

Сильные и слабые стороны предприятия
(пример заполнения)

Функции

Сильная (+)

Средняя (0)

Слабая (-)

Основные сильные и слабые стороны по ресурсам

Общее руководство

-

0

-

-

Маркетинг

+

-

-

Опыт маркетинга у вице-президента

Финансы

-

-

-

Необходим штатный финансист-контролер

Людские ресурсы

-

0

-

-

Инженерно-техническое обеспечение

+

-

-

Три ведущих инженера

Организация производства

-

0

-

Необходимы специалисты по материально-техническому планированию и инженеры по качеству

Производство

+

-

-

-

Материально-техническое снабжение

+

-

-

-

Распределение

-

-

-

Необходимо создание каналов распределения

Международная деятельность

-

-

-

Нет — внутренняя ориентация

Обслуживание

+

-

-

-


ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ

Фактор конкуренции - это совокупность определенных признаков, которыми пользуются покупатели, чтобы сделать выбор между конкурентами. В числе прочего сюда входят цена, технология, обслуживание, качество, репутация предприятия, местоположение и сроки доставки. Практически любая отрасль может характеризоваться почти всеми этими показателями. Факторы конкуренции - это те характеристики, которыми пользуются большинство покупателей при своем выборе.

Следует отметить, что сравнение осложняется тем, что данные для определения факторов конкуренции трудно найти, поскольку они нелегко поддаются количественному определению. факторы конкуренции связаны с мотивами, определяющими принятие покупателем решения при покупке того или иного товара. Вы должны быть в состоянии выявить факторы конкуренции, задав себе ряд вопросов о покупателях на рынке: покупают ли они исключительно в зависимости от цены;

является ли качество ключевым фактором в принятии решения о покупке; важна ли технология;

что важнее - обслуживание и быстрая доставка или цена и качество?

Например, компания ЛВС производит микрокомпьютеры. Она покупает электронные клавиатуры у поставщика, который предлагает наилучшие качество и сроки поставки. При выборе поставщика ЛВС также учитывает технологию, поскольку поставщик будет нести ответственность за конструирование логических схем. Цена не является фактором конкуренции, т.к. стоимость электронной клавиатуры представляет лишь небольшой процент от общей стоимости товара.

Другой способ определить факторы конкуренции - опрос покупателей. Сжатая, четкая ферма опроса, концентрирующая внимание на вышеупомянутых вопросах, обеспечит вас реальными данными. Однако имейте в виду, что проведение опроса потребует больше времени, усилий и денег.


      Почему клиенты покупают у вас или у конкурентов?



КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА

Ключевые факторы успеха - это средства, с помощью которых предприятие побеждает в конкуренции. Например, если цена - это важный фактор конкуренции, тогда производство с низкой себестоимостью - это соответствующий ключевой фактор успеха. В зависимости от структуры отрасли ключевой фактор успеха может быть определен и как снижение переменных издержек. Когда фактором конкуренции является репутация, соответствующим ключевым фактором успеха могут быть хороший контроль качества продукции и обслуживание. Для каждого указанного фактора конкуренции дайте один или более ключевых факторов успеха, с помощью которых обеспечивается выигрыш.


      Каковы ключевые факторы успеха предприятия?



КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Следующий шаг состоит в том, чтобы проанализировать конкурентоспособность предприятия. Для этого воспользуйтесь таблицей "Конкурентоспособность".

Начните с перечисления факторов конкуренции и ключевых факторов успеха, описанных в предыдущих разделах (пункты а и Ь). Перечислите их в убывающем по значимости порядке.

Далее, используя систему весовых коэффициентов, классифицируйте факторы конкуренции и ключевые факторы успеха (пункт с). Например, два самых важных фактора конкуренции могут иметь весовые коэффициенты 5 и 4, а остальные 3, 2 или 1. Не назначайте всем факторам конкуренции одинаковые весовые коэффициенты. Цель метода весовых коэффициентов - показал", что предприятие может выиграть в конкурентной борьбе, если оно правильно использует ключевые факторы успеха в своей отрасли.

Теперь перечислите основных конкурентов в отрасли (пункт d), начиная с вашего предприятия.

Далее подсчитайте очки конкурентов по каждому фактору конкуренции и ключевому фактору успеха. Эти очки начисляются следующим образом:

    +1 - сильный конкурент
    0 - средний конкурент
    -1 - слабый конкурент

Например, в отрасли, где цена очень важна, средняя цена данного товара составляет 20 долл., а цены большинства конкурентов колеблются от 18 до 23 долл. Единственный конкурент, цена которого составляет 18 долл., получит +1, а остальные 0. Конкурент, который появился на рынке с аналогичным товаром по цене 25 долл., получит оценку -1. Когда вы оценили каждого конкурента по всем факторам конкуренции и ключевым факторам успеха, то следующий шаг состоит в том, чтобы подсчитать общее число очков. Умножьте очки каждого конкурента на назначенный ранее весовой коэффициент. Затем просуммируйте цифры в графе h с учетом знака, в результате чего вы получите взвешенные суммы (пункты fug). Используя взвешенные суммы, выделите всех сильных и слабых конкурентов (пункт h). Предполагается, что остальные конкуренты (не попавшие в эти две категории) являются средними.



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]