Экономика
Обозреватель - Observer



В помощь предпринимателю

 Арабская Республика
ЕГИПЕТ*
 

ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Площадь

1000,4 тыс. кв. км

Климат

жаркий и сухой, на большей части территории — тропический континентальный, в прибрежной полосе — субтропический

Температура

среднегодовая — +23'; июнь — на севере +25—26', на юге 30— 34"; январь— на севе ре+11—12", на юге —+15-16"

Население

58 млн. чел., из них около 3,7 млн. чел. живет за границей

Официальный язык

арабский

Языки делового общения

арабский, английский

Государственная религия

ислам

Государственное устройство

республика

Административно-территориальное деление

27 губернаторств (мухафаз), делящихся на округа (марказы), которые в свою очередь делятся на районы (нахии)

Поясное время

минус один час относительно московского времени

Объем ВВП, млр  .долл США

42,7 (1992 г.)

Темп прироста ВВП, %

2,8 (1992 г.)

ВВП на душу населения, долл. США

751 (1992 г.)

Темп инфляции, % в год

17 (1992 г.)

Курс национальной валюты, египетский фунт

3,33 ег.ф. - 1 долл. США (июль 1993 г.)

Длина дорог, тыс. км

автомобильных — 32,2, железных — 5,4

Число морских портов

11

Число аэропортов

14, в том числе международных—3. Количество телефонов— 1901 тыс.

Экспорт, млрд.долл. США

3,6 (1991/92 г.)

Импорт, млрд.долл. США

11,0 (1991/92 г.)

Золотовалютные резервы, млрд.долл. США

11,0 (ноябрь 1992 г.)

Внешний долг, млрд.долл. США

52,2 (конец 1990 г.)

Иностранные капиталовложения, млрд.долл. США

14 (1993 г.)

Основные иностранные инвесторы

США, ФРГ, Франция, Великобритания

Иностранный туризм

число туристов — 5,1 млн.чел. (1992 г.). Доходы от туризма — 1,3 МЛН.ДОЛЛ. (1991/92 г.)

* Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель", 1994 г.: № 2 Нигерия, № 3-4 - Индия, № 9 - Пакистан, № 10-11 - Турция, № 12 - Израиль.


ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ
И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

    1.1. Внешнеторговый контроль
    1.2. Льготы для экспортеров
    1.3. Импортное регулирование
    1.4. Таможенные пошлины и сборы
    1.5. Бартерные сделки
    1.6. Органы государственного регулирования внешней торговли



2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    2.1. Национальная денежная единица. Валютный курс и рынок
    2.2. Нерезидентские и резидентские счета



3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

    3.1. Основные налоги
    3.2. Специфика взимания налогов с юридических и физических лиц
    3.3. Налоги на потребление



4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    4.1. Инвестиционная политика государства
    4.2. Регулирование иностранных инвестиций
    4.3. Экспортно-производственные (свободные) зоны
    4.4. Льготы для инвесторов в районах новых поселений
    4.5. Соглашения о сотрудничестве на базе "раздела продукции" ("продакшн-шеринг")



1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Внешнеторговое законодательство является одним из наиболее сложных и быстро изменяющихся разделов египетского законодательства, регулирующего внешнеэкономические связи страны. Общее направление его изменений, так же как и изменений, вносимых в другие разделы внешнеэкономического регулирования, определяется глобальным курсом экономической политики египетского руководства на либерализацию экономики, постепенный демонтаж принципов государственного регулирования и замену их рыночными отношениями. В последние годы формирование экономической политики, в том числе внешнеторгово его регулирования, происходило под усиливающимся давлением Международного валютного фонда.

Основными документами, определяющими порядок осуществления в АРЕ внешнеторговых операций, являются законы № 137/1974 (здесь и далее: первая цифра - номер закона, вторая - год его принятия) об импорте, экспорте и валютном регулировании и № 118/1975 об экспорте и импорте, положения которых за более чем 15 лет их действия неоднократно изменялись и дополнялись; исполнительное регулирование закона об экспорте и импорте № 1036/1978 с многочисленными последующими поправками, а также импортный тариф, введенный декретом Президента АРЕ № 351/1986.

1.2. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТЕРОВ

Традиционно одним из основных направлений экономической политики АРЕ является развитие экспорториентированных производств и поощрение экспорта.

В этих целях египетское законодательство постепенно расширяло перечень товаров, которые могли поставлять за границу частные компании. В настоящее время они получили право экспортировать практически всю номенклатуру разрешенной к вывозу продукции. Государственный сектор сохранил свою монополию лишь на поставки за границу нефти и нефтепродуктов, хлопка и риса.

Необходимо отметить, что декретом № 1036/1978 из АРЕ запрещен вывоз незначительного числа товаров - в основном продовольствия, кормов, продуктов животноводства, старинной мебели и ковров.

Экспортные операции в АРЕ разрешены лишь физическим и юридическим лицам, зарегистрированным в Регистре экспортеров, который ведет Генеральная организация контроля за экспортом и импортом. Процесс регистрации экспортеров в Регистре, установленный декретом № 1036/1978, был изменен и дополнен декретом № 92/1987.

В настоящее время его основные положения сводятся к необходимости предварительной регистрации в Коммерческом регистре, при этом зафиксированный в нем капитал физического лица, которым может быть только египтянин, должен составлять не менее 3000 ег.ф., а капитал юридического лица - не менее 10 000 ег.ф.

Регистрации в Регистре экспортеров не подлежат предприятия, учрежденные в соответствии с законами об иностранных инвестициях №43/1974 и 230/1989.

Активную роль в разработке предложений посовершенствованию внешнеторгового законодательства, особенно экспортного регулирования, с целью увеличения поставок египетских товаров на внешний рынок, играет Федерация египетских экспортеров.

Во многом сходную с ней функцию начал выполнять созданный декретом Президента АРЕ № 208/1990 Консультативный совет по содействию развития египетского экспорта.

На Совет возложено осуществление следующих функций:

  • разработка политики развития египетского экспорта, а также подготовка необходимых для этого планов и программ;
  • подготовка организационных и технических мер для развития экспортной промышленной базы;
  • изучение возможностей создания мелких и средних промышленных предприятий с целью расширения экспортного потенциала АРЕ;
  • подготовка предложений по устранению препятствий, сдерживающих экспорт;
  • поддержка усилий экспортеров по продвижению египетских товаров на внешний рынок;
  • подготовка исследований внешних рынков.

С целью стимулирования экспортеров в Египте используется практика возвращения им ранее взысканного потребительского налога. Для упрощения этой процедуры в действовавшие правила были внесены изменения, в соответствии с которыми потребительский налог возмещается при условии обязательного представления экспортером письменного заявления о возмещении потребительского налога, ранее уплаченного в таможенном управлении. К заявлению прикладываются следующие подтверждающие документы:

  • одобренная копия таможенной декларации на экспорт (форма № 13),
  • документы, свидетельствующие об уплате потребительского налога.

Для содействия развитию египетского экспорта специальным решением правительства был создан "Экспорт Девелопмент Бэнк оф Ид-жипт". Уставный капитал банка составляет 100 млн.ег.ф., а оплаченный - 50 млн.ег.ф. (1 /4 капитала "ЭДБИ" оплачена в СКВ). Акционерами банка являются крупнейшие банковские учреждения государственного сектора: "Нэшнл Инвестмент Бэнк", которому принадлежит40% капитала "ЭДБИ", а также "Нэшнл Бэнк оф Иджипт", "Бэнк Миср", "Бэнкдю Кэр" и "Бэнк оф Александрия", которым принадлежит по 15% капитала "ЭДБИ".

Свои операции "ЭДБИ" начал в 1985 г. В настоящее время банк финансирует более 1/8 нетрадиционного египетского экспорта. Клиентами банка является большое число компаний, поставляющих свою продукцию на внешний рынок, в том числе и в бывший СССР.

1.3. ИМПОРТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Наряду с либерализацией экспортного регулирования в АРЕ осуществляется и либерализация норм права, регулирующих импортные операции, при этом все большее значение начинают приобретать таможенное и валютное законодательства. В настоящее время система импортного регулирования АРЕ в общих чертах выглядит следующим образом.

К импортным операциям допущены зарегистрированные в Регистре государственные и частные египетские компании, а также физические лица - египтяне. Отделения иностранных компаний в АРЕ должны вести свои операции через египетского агента. Указанные требования не распространяются на предприятия, учрежденные в соответствии с законом об инвестициях № 43/1974 и 230/1989.

Министерство экономики и внешней торговли АРЕ ежегодно составляет список товаров, монопольным правом на импорт которых располагают компании государственного сектора. К 1991 г. в этом списке остались только пиломатериалы, бумага, целлюлоза и картон. Для заключения сделок по этим товарам частным компаниям требуется специальное решение министра экономики и внешней торговли.

Вся товарная номенклатура импортного регулирования АРЕ разделена на две большие группы - товары, запрещенные к ввозу (перечень из 210 товарных позиций был определен декретом министра экономики и внешней торговли № ЗЗЗ/1986, в который затем неоднократно вносились изменения), а также разрешенных к импорту товаров, подлежащих таможенному обложению.

В число запрещенных к импорту позиций вошли в основном товары, относящиеся к предметам роскоши, либо создающие сильную конкуренцию на внутреннем рынке аналогичным товарам египетского производства. Вместе с тем, учитывая, что полный запрет на импорт некоторых товаров может остановить производство на ряде египетских предприятий, ориентированных на сборку готовой продукции из импортируемых узлов и компонентов или использующих импортное сырье, действующее законодательство делает для них исключение. Указанным предприятиям определены импортные лимиты в пределах установленных мощностей, причем оговорено, что ввезенные товары должны быть использованы предприятием только для производства; их продажа в непереработанном виде запрещена.

Исключения из декрета № 333/1986 были предоставлены также Министерству туризма при импорте товаров и оснащении гостиниц и туристических объектов, Министерству обороны, Министерству внутренних дел и Управлению национальной безопасности.

Указанный декрет определяет также порядок осуществления импортных операций и устанавливает требования к импортной документации. В соответствии с ним импортер должен представить импортную заявку в банк после заполнения следующих документов и выполнения следующих формальностей:

  • получения, в случае необходимости, одобрения соответствующих властей (если товар относится к группе, которая требует разрешения);
  • получения разрешения Управления промышленного контроля, определяющего вид товара и его количество для предприятий, импортирующих сырье, полуфабрикаты, узлы и компоненты;
  • представления проформы-инвойса и ее четырех копий, содержащих имя импортера, вид товара, сертификат о стране происхождения товара (в отношении отгрузки товаров из стран, с которыми заключены соглашения о таможенных преференциях, а также товаров, импортируемых из свободных зон). Кроме того, в проформе-инвойсе должны быть указаны единица измерения, количество, цена и контрактная база в иностранной валюте;
  • получения определения Банковского таможенного комитета в отношении группы таможенного тарифа, сферы действия импортного запрещения и товарной группы.

До мая 1987 г. во внешнеторговом законодательстве АРЕ действовала норма, в соответствии с которой импортер должен был в обязательном порядке депонировать гарантию в СКВ в Центральном банке Египта через коммерческий банк, совершающий открытие аккредитива. Гарантия вносилась после выполнения всех импортных формальностей. Ее величина исчислялась в процентах от стоимости товара и составляла 15% для продовольствия, 20% - для сырья и промежуточных товаров, 40% - для запасных частей к машинам и оборудованию и 50% - для всех прочих товаров.

Декретом министра экономики и внешней торговли № 224/1987 указанное положение о гарантиях было изменено. В настоящее время оно выглядит следующим образом:

  • импортеры частного сектора, осуществляющие поставки товаров из-за границы, в целях индустриализации не обязаны вносить в Центральный банк Египта гарантию в иностранной валюте;
  • импортер частного сектора при финансировании аккредитива за счет личных средств в иностранной валюте обязан при подаче заявки на открытие аккредитива в банк, занятый выполнением операций, оплатить не менее 35% величины аккредитива в иностранной валюте. Оставшаяся часть должна быть выплачена полностью в день открытия аккредитива;
  • банкам разрешается предоставлять отсрочку финансирования оставшейся части аккредитива в пределах объема кредита, установленного банком импортеру, и в пределах лимита кредитования, разрешенного банку.

Следует особо подчеркнуть, что египетское право в законодательном порядке устанавливает верхний предел доходов от импортных операций и их распределение между импортером, оптовиком и розничным торговцем. Решением министра снабжения и внутренней торговли № 476/1990 в действовавшие ранее правила были внесены изменения, в соответствии с которыми максимальный размер доходов от импортных операций и сбыта импортных товаров не может превышать 30%, распределяющиеся, если это не оговорено указанным декретом особо, следующим образом: 10% - импортеру, 5% - оптовику, 15% - розничному торговцу. Максимальный размер доходов импортера в отдельных случаях составляет 15%.

1.4. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

Действующий в настоящее время в АРЕ таможенный тариф был введен декретом Президента № 351/1986. Так же как и предшествующий, он предусматривает адвалорную основу при установлении таможенных пошлин, за исключением импортных ставок на табак и сигареты, а также экспортных ставок на 8 товарных позиций, устанавливаемых специфически.

Таможенный тариф АРЕ является важным инструментом поощрения египетского экспорта и импортного регулирования, поскольку нетарифные ограничения, постепенно сокращаемые, играют довольно незначительную роль.

Импортный тариф носит ярко выраженный протекционистский характер. Ставки таможенных пошлин на товары, конкурирующие на внутреннем рынке с аналогичной продукцией местного производства, особенно выпускаемой в объемах, необходимых для удовлетворения внутреннего спроса, в целом значительно выше тех, которые установлены на товары, либо вообще не производимые в Египте, либо выпускаемые в недостаточном количестве.

Размер импортных пошлин в АРЕ колеблется в пределах от 1 до 3000%. Самыми низкими таможенными пошлинами в 1 % облагаются в основном продукты питания, а самыми высокими в 3000% - некоторые спиртные напитки.

Ставки на сырье составляют в большинстве случаев от 5 до 20% и лишь по тем товарам, которые конкурируют с египетской продукцией, производимой в объемах, необходимых для удовлетворения внутреннего спроса (например, мрамор и гранит), они достигают 110%. По мере возрастания степени переработки товара увеличиваются ставки импортных пошлин, составляя по промышленным потребительским товарам, как правило, от 50% (изделия из стекла, оптика, микрофоны, динамики, электрические батарейки и другие товары) до 110% (сложная бытовая техника, готовая одежда). Что касается ставок таможенных пошлин на машины и оборудование, а также запасные части к ним, то они в основном составляют от 5 до 30%, однако по некоторым позициям достигают 110%.

Египетский экспортный тариф носит поощрительный характер. Помимо антиквариата возрастом более 100 лет, облагаемого на адвалорной основе, остальные 8 товарных позиций экспортного тарифа, включающего, кроме черных и цветных металлов, шкуры и мелассу, облагаются специфическими пошлинами. Все другие товары свободны от обложения экспортными пошлинами.

При введении в 1986 г. нового таможенного тарифа был резко девальвирован курс египетского фунта, используемый при исчислении таможенных пошлин. В целях компенсации роста физического объема таможенных сборов в связи с изменением курса были упразднены дополнительные налоги на экспорт и импорт (статистический, на экономическое развитие, морской, в пользу муниципалитетов) и были сокращены на 50% налоги на потребление (перечень импортных товаров, облагаемых налогом на потребление содержал при его утверждении в 1986 г. 124 товарные позиции).

Следует также отметить, что в соответствии с декретом № 186/1986 от уплаты таможенных пошлин освобождаются товары, импортированные министерствами обороны, оборонной промышленности, внутренних дел, Управлением национальной безопасности, а также товары, импортированные для служебного пользования Президента АРЕ.

Помимо перечисленных выше таможенных налогов, внешнеторговые грузы, хранимые на складах под контролем Таможенного управления, подлежат обложению сборами по транспортировке и хранению, а также другими сборами, необходимыми для совершения таможенных формальностей.

1.5. БАРТЕРНЫЕ СДЕЛКИ

Переход к середине 80-х годов в торговых отношениях с подавляющим большинством стран на расчеты в СКВ серьезно осложнил валютно-финансовое положение АРЕ, резко обострил нехватку иностранной валюты. В этих условиях во второй половине 80-х годов в торговой практике страны большое развитие получили бартерные сделки. Эта форма двусторонней торговли широко использовалась и в советско-египетских отношениях. В 1990 г. на нее, по оценке, пришлось около 1/4 взаимного товарооборота.

В этой связи значительный интерес представляет раздел внешнеторгового законодательства, регулирующий осуществление бартерных сделок. Данный вид внешнеторговых операций в АРЕ курирует Комитет по бартерным сделкам Министерства экономики и внешней торговли, одной из главных задач которого является контроль за тем, чтобы бартерные соглашения содержали в себе, с одной стороны, поставки в Египет "стратегических" товаров, а с другой - доля нетрадиционных товаров в экспортных отгрузках составляла не менее 20%.

Египетское законодательство несколько ограничивает круг товаров, которые могут вовлекаться в бартерные соглашения при их поставке из АРЕ. Так, помимо запрещенных к вывозу товаров, содержащихся в приложении №86/1990 до 31 декабря 1991 г. в бартерные соглашения запрещено включать в экспортные списки нефть и нефтепродукты, хлопок, хлопчатобумажную пряжу, апельсины, картофель, необработанный алюминий. Осуществление операций с ними возможно лишь с согласия министра экономики и внешней торговли.

В остальном же в процедуре осуществления бартерных сделок действуют положения исполнительного регулирования закона об импорте и экспорте № 1036/1978 с его последующими дополнениями и изменениями. В частности, при поставке квотируемых товаров на них распространяются квоты, установленные декретом № 230/1986; при экспорте продукции, требующей получения соответствующего разрешения, применяются те же правила, что и при отгрузках этой номенклатуры на СКВ; по ряду товаров требуется также соблюдение уровня цен, устанавливаемого уполномоченными на это организациями.

Определенные особенности существуют в валютно-финансовом регулировании бартерных сделок, содержащиеся в декрете № 486/1990. Прежде всего следует отметить, что декрет разрешает заключение бартерных сделок в СКВ с организациями стран, имеющими с АРЕ клиринговые платежные соглашения при том условии, что они осуществляются вне рамок этих соглашений.

В то же время в бартерных сделках с этими странами можно использовать и валютное регулирование в рамках платежных соглашений. В этом случае при осуществлении сделок не производится перевод какой-либо иностранной валюты за границу. В целях упорядочения бухгалтерских счетов банк, через который осуществляется сделка, ведет расчеты по всем операциям в египетских фунтах и относит на дебет счета стоимость импорта и на кредит - стоимость экспорта, рассчитанную на базе валютных курсов, устанавливаемых для клиринговых валют в рамках платежных соглашений на день подписания сделки или на день ее утверждения министром экономики и внешней торговли.

При экспорте соблюдается требование о заполнении экспортных заявок, причем эти заявки регистрируются на имя договаривающейся стороны, заключившей сделку, которая обязуется вернуть стоимость товара путем согласованного платежа в случае отсутствия импорта товара в установленный законом срок.

В тексте заявки указывается также, что импорт осуществляется в рамках бартерной сделки и содержится обязательство экспортера не требовать от банка-исполнителя выплаты стоимости экспорта вплоть до момента поступления сумм в египетских фунтах от осуществления импортной части сделки.

1.6. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Важную роль в формировании внешнеэкономической политики и контроле за осуществлением внешнеторговых операций в АРЕ играет Министерство экономики и внешней торговли.

В прямом подчинении министерства находится Внешнеторговая корпорация, представляющая из себя акционерную компанию, в которую входят 13 государственных внешнеторговых фирм с ежегодным товарооборотом почти в 3 млрд.долл.

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

2.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА.
ВАЛЮТНЫЙ КУРС И РЫНОК

На протяжении почти двух десятилетий характерная особенность валютного законодательства Египта заключается в существовании системы множественности валютных курсов.

Основу множественности валютных курсов в АРЕ заложило принятое египетским правительством в 1973 г. решение № 477 об открытии параллельного валютного рынка, начавшего свои операции с сентября 1973 г. К купле-продаже свободно конвертируемой валюты (СКВ) на нем через коммерческие банки, круг которых определялся Центральным банком Египта, допускались компании как государственного, так и частного сектора.

На параллельном валютном рынке поступления в СКВ от экспорта нетрадиционных товаров (все товары, исключая хлопок-волокно, хлопчатобумажную пряжу и ткани, рис, нефть и нефтепродукты, лук, чеснок, картофель и цемент) обменивались на египетские фунты по курсу на 50, затем на 65, а в последующем и на 79% выше, чем по официальному курсу.

Египетское правительство постоянно расширяло круг товаров, которые реализовывались через параллельный валютный рынок. К началу 1978 г. только три товарные группы были исключены из сферы параллельного рынка: хлопок-волокно, рис, нефть и нефтепродукты.

Египетские частные физические и юридические лица, занимавшиеся внешнеторговыми операциями или туризмом, были обязаны хранить свои средства в иностранной валюте на специальных счетах в одном из банков параллельного рынка. Помимо возможности продажи этих средств по льготному курсу одному из банков параллельного рынка, они могли их использовать для совершения "невидимых" платежей или для импорта товаров производственного назначения.

С введением в 1973 г. параллельного валютного рынка произошла значительная активизация деятельности частного сектора в промышленности и во внешней торговле, увеличился приток в страну иностранной валюты. Однако в условиях постоянно возраставшего дефицита торгового баланса АРЕ (в первую очередь с промышленно развитыми странами) параллельный валютный рынок, в рамках которого поощрительный курс действовал лишь в отношении поступлений в СКВ и не распространялся на поступления по клирингу, естественно, не мог решить всех финансовых проблем.

С января 1979 г. параллельный валютный рынок был, по существу, упразднен решением о признании действующего на нем курса официальным курсом пересчета валют стран - членов МВФ. Это решение, однако, не ликвидировало систему множественности валютных курсов.

Своего максимального развития система множественности валютных курсов в АРЕ достигла в середине 80-х годов, когда одновременно действовали, не считая клиринговых соглашений, до 6 курсов национальной валюты. Однако во второй половине 80-х годов после начала переговоров с МВФ об урегулировании внешнего долга (в значительной мере под давлением этой международной организации) в Египте начала проводиться политика по "унификации" курса египетского фунта, т.е. постепенному введению единого курса национальной валюты.

Существенные изменения в валютное законодательство АРЕ в этом направлении внесли декреты министра экономики и внешней торговли № 222-224 от 10 мая 1987 г., в соответствии с которыми в стране был создан свободный банковский валютный рынок. Для руководства его деятельностью был учрежден специальный комитет в составе представителей 4-х коммерческих банков государственного сектора ("Бэнк оф Александрия"), а также 4-х других банков, определяемых поочередно из числа действующих в стране банковских институтов.

На своих заседаниях, проводимых после закрытия операций, комитет ежедневно устанавливает курс доллара США "на реалистической основе". Курсы других валют к египетскому фунту рассчитываются как "кросс-курсы", причем за базу берутся курсы валют на закрытие Лондонского валютного рынка того же дня.

Наряду со свободным банковским рынком в АРЕ продолжал действовать и официальный рынок валюты Центрального банка Египта, на котором осуществлялись операции при конверсии выручки от эксплуатации Суэцкого канала и нефтепровода СУМЕД, а также от экспорта нефти, нефтепродуктов, хлопка-волокна и риса и пересчете платежей по внешним займам в СКВ и при импорте египетскими государственными организациями пшеницы, муки, животного и растительного масла, сахара, удобрений и пестицидов.

Все остальные операции, за исключением тех, которые проводились в соответствии с клиринговыми и другими специальными соглашениями АРЕ с отдельными странами, осуществлялись по курсу свободного банковского валютного рынка.

В феврале 1991 г. в АРЕ была проведена очередная реорганизация валютного рынка с целью его дальнейшей либерализации и унификации. Она предусматривает создание в АРЕ двух валютных рынков - первичного и вторичного.

Первичный рынок осуществляет операции с иностранной валютой через Центральный банк Египта и уполномоченные для этих целей банки. Эти банки покупают и продают иностранную валюту на свои средства и под свою ответственность в рамках действия рынка. Источниками пополнения первичного рынка валютой являются: кредиты и помощь, предоставленные правительству, за исключением тех, которые выделяются целевым назначением, сборы за нефтепровод СУМЕД и за прохождение судов по Суэцкому каналу, поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, хлопка и риса.

Курс египетского фунта в рамках первичного рынка определяет специальная комиссия, в которую входят представители Центрального банка, а также представители восьми утверждаемых банков. Комиссия ежедневно определяет банковский курс продавца и покупателя египетского фунта к ам.доллару в соответствии со спросом и предложением на них, при этом учитывается необходимость активизации египетского экспорта на внешний рынок. Курсы других валют рассчитываются как "кросс-курсы".

К операциям с иностранной валютой в рамках вторичного или свободного рынка допускаются банки и другие организации, получившие лицензии на осуществление валютных операций в АРЕ от министра экономики и внешней торговли по согласованию с Управляющим Центральным банком.

Вторичный рынок пополняется за счет источников иностранной валюты, не входящих в сферу деятельности первичного рынка: доходов от туризма, переводов из-за рубежа, продажи ценных бумаг, в том числе туристических чеков, и других поступлений. В рамках вторичного рынка банки получили право устанавливать свободный валютный курс. В случае убытков от изменения курсов продавца и покупателя они, по сообщениям египетской печати, получают компенсацию от Центрального банка. Одновременно с этим меняльным конторам в г. Порт-Саид предоставлено право не только покупать иностранную валюту, но и продавать ее.

Новые валютные правила вступили в силу 27 февраля. В этот день при открытии рынка цена покупателя составляла 3,15 ег.ф. за 1 ам.долл., продавца - 3,18, а при закрытии рынка курс составлял соответственно 3,19 и 3,26.

Внешне новая система валютного регулирования в значительной мере похожа на действовавшую ранее. Однако на самом деле она содержит ряд принципиальных особенностей. Так, если ранее курс рынка Центрального банка был неизменным, составляя 2,00 ег.ф. за 1 ам.долл. при покупке и 2,02 ег.ф. при продаже, то теперь он начал ежедневно изменяться, при этом произошла его резкая девальвация. Кроме того, впервые началась продажа банками иностранной валюты физическим лицам и начали свободно открываться аккредитивы на импорт.

Свидетельством либерализации в последние годы валютного законодательства и ослабления валютного контроля является также декрет Президента АРЕ № 205/1990 о тайне банковских вкладов. В соответствии с его положениями счета, вклады, кредиты и денежные средства клиентов банков, а также все операции с ними хранятся в тайне. Допуск к ним и разглашение какой-либо информации о них в прямой или косвенной форме разрешается только с письменного разрешения их владельца или в силу судебного разбирательства. Данное запрещение сохраняет силу и после того, как отношения между банком и его клиентом независимо от причины были прекращены.

Банки, перечень которых утверждается Центральным банком Египта, могут открывать для своих клиентов неограниченное количество счетов в иностранной валюте, а также принимать на эти счета неограниченное количество вкладов. Имена владельцев таких счетов должны быть известны только официальным лицам банка.

Генеральный контролер или уполномоченный им первый заместитель в силу своего служебного положения или по требованию официальных должностных лиц может обратиться в Каирский апелляционный суд с просьбой о разрешении допуска и получения сведений по этим счетам, вкладам, кредитам или денежным средствам только в двух случаях:

  • серьезного доказательства о совершенном клиентом уголовном преступлении или судебно наказуемом проступке;
  • поступления заявления в отношении финансового имущества или наследственного владения, на которое банк при строгом соблюдении положений данного закона наложил арест.


2.2. НЕРЕЗИДЕНТСКИЕ И РЕЗИДЕНТСКИЕ СЧЕТА

В соответствии с действовавшими в 1990 г. валютными правилами нерезиденты могут открывать в Египте три вида счетов: свободные счета (в свободно конвертируемой валюте или египетских фунтах), счета типа "Д" (только резиденты стран, имеющих с АРЕ клиринговые платежные соглашения) и капитальные счета в неконвертируемой валюте.

Свободные счета в СКВ могут пополняться переводами свободно конвертируемой валюты из-за границы, переводами с других таких же счетов, вложением наличных банкнот, зарегистрированных в таможенной декларации, а также переводами эквивалента иностранной валюты со свободных счетов в египетских фунтах и процентов по этим счетам.

Средства с указанных счетов могут переводиться за границу, а также на другие такие счета в АРЕ или на свободные счета в египетских фунтах. Кроме того, они могут быть получены наличностью.

Свободные счета в египетских фунтах в свою очередь пополняются за счет эквивалента в египетских фунтах от переводов СКВ из-за границы или со свободных счетов в СКВ в Египте, переводов с аналогичных счетов, продажи уполномоченным банкам иностранной валюты, зарегистрированной в таможенной декларации, поступлений от продажи финансовых документов и процентов по этим счетам.

Средства с этих счетов могут быть использованы для перевода за границу или на свободные счета в СКВ эквивалента в свободно конвертируемой валюте, либо для перевода на аналогичные счета в АРЕ. Помимо этого, они могут быть получены наличностью или использованы для приобретения египетской экспортной продукции.

Счета типа "Д" могут быть открыты на имя любого резидента страны, имеющей с Египтом двустороннее клиринговое соглашение о платежах. В них должно быть указано наименование государства - участника соглашения, в рамках действия которого открывается данный счет. Он кредитуется поступлениями эквивалента средств, переводимых другим участником соглашения. Средства с этих счетов могут быть использованы как для такого же перевода, так и для местных платежей (включая платежи по египетскому экспорту), осуществляемых в соответствии с действующим валютным регулированием и положениями клирингового соглашения.

Средства с капитальных счетов в неконвертируемой валюте могут использоваться для любых платежей, носящих характер перевода капитала, иностранцами, находящимся за границей. Банки дебитуют эти счета платежами, законно производимыми владельцами счетов. Физические лица, владеющие этими счетами, имеют право ежегодно расходовать с них не более 10 000 ег.ф. Юридические лица могут использовать эти средства для урегулирования своих обязательств перед египетскими организациями, а также для оплаты предоставленных резидентами услуг, причем расходы на эти цели не должны превышать 20 000 ег.ф. в год.

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

3.1. ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ

Налоги в Египте традиционно являются главной статьей текущих поступлений государственного бюджета. Во второй половине 80-х годов на них приходилось около 50 % всех текущих поступлений (остальную половину составляли поступления от государственной собственности и из фондов социального страхования).

В структуре налогообложения в АРЕ преобладают косвенные налоги и различные сборы, постуления от которых равняются в последнее время около 2/3 всех налоговых сборов. В свою очередь на таможенные пошлины и сборы за инвалютные операции приходится почти 1/2 косвенных налогов, на обложение местных товаров и услуг - 1/3 и на гербовые и прочие сборы - 1 /б.

Прямые налоги составляют в общих налоговых сборах примерно 1/3. На долю подоходных приходится 95% поступлений прямых налогов, на долю поимущественных - 5%.

В последние годы в налоговой политике египетского правительства все отчетливее проявляется тенденция к дальнейшему увеличению поступлений от косвенных налогов. Подобный курс налоговой политики можно рассматривать как отказ Министерства финансов от усиления борьбы с уклонением от уплаты прямых налогов, превратившемся в АРЕ в повсеместное явление. По свидетельству египетских официальных лиц, по некоторым видам прямых налогов собирается менее половины тех сумм, которые должны были поступить в бюджет.

Используемая в Египте система подоходных налогов включает в себя:

  • подоходный налог на юридических лиц,
  • общий подоходный налог,
  • шедулярные подоходные налоги (налог на зарплату, налог на доходы от движения капитала, налог на производственные и коммерческие доходы, налог на некоммерческие прибыли).

Обложение всеми этими налогами осуществляется на основании закона № 157/1981 с последующими его дополнениями и изменениями, а также исполнительного регулирования этого закона.

В соответствии с этими законодательными актами юридические лица в Египте подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц, а также, в соответствующих случаях, шедулярным налогом на доходы от движения капитала. Физические лица облагаются одним, несколькими или всеми шедулярными подоходными налогами в зависимости от того вида доходов, которые они получают. Каждый шедулярный налог применяется к определенному виду дохода и имеет свои собственные ставки и правила расчета. Кроме того, физические лица облагаются общим подоходным налогом на весь доход, являющийся предметом обложения различными шедулярными налогами.

В числе других прямых и косвенных налогов, действующих в Египте, следует отметить налог на развитие, налог на наследство, налог на недвижимость, таможенные сборы, налог на потребление и гербовые сборы.

Прямые и косвенные налоги в АРЕ, как правило, отчисляются в государственный бюджет, однако некоторые их виды (например, налог на недвижимость) поступают в распоряжение местных органов власти.

Деятельность налоговой администрации в Египте контролируется Налоговым управлением, подотчетным Министерству финансов.

3.2. СПЕЦИФИКА ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ
С ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Действующие на территории АРЕ компании подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц, причем египетские фирмы платят его со всей чистой прибыли вне зависимости от того, где она была создана, а иностранные - только с той ее части, которая получена от операций в Египте. Облагаемый этим налогом доход представляет из себя валовой доход, включая поступления от продажи основного капитала, за вычетом понесенных потерь, обоснованных коммерческих расходов и освобождаемых от уплаты сумм.

Обложению подоходным налогом на юридических лиц не подлежат:

  • доходы компаний, учрежденных в соответствии с законами об инвестициях №43/1974 и №230/1989;
  • доходы компаний, созданных в соответствии с законом о новых поселениях № 59/1979;
  • часть дохода, эквивалентная проценту, который компания могла бы получить, вложив сумму, равную оплаченному капиталу, в банк. Процентная ставка, используемая при расчете этой суммы, объявляется Центральным банком Египта. Данное положение распространяется лишь на компании, зарегистрированные на Фондовой бирже.

Кроме того, в отдельных случаях не подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц проценты по облигациям, дивиденды и другие распределяемые прибыли акционерных компаний.

Практически все обоснованные коммерческие расходы компаний могут быть вычтены при расчете облагаемого этим налогом дохода. Так, при его расчете вычитаются все оплаченные ранее налоги; амортизация; проценты, роялти и рентные платежи, связанные с деятельностью компании; запасы и резервы; безнадежные и сомнительные долги; выплаты директорам и управляющим; выплаты акционерам за присутствие на общих собраниях; сумма заработной платы или выплата 10% прибылей в соответствии с законом № 159/1981 (выплата персоналу свыше 10% минимума, установленного законом, не подлежит вычету); взносы по общей системе социального страхования в АРЕ, а также 20% от сумм, выделяемых компаниями в собственные фонды социального страхования; дары местным и центральным органам власти (в пределах 7 % чистого дохода); судебные издержки; представительские расходы, подтвержденные оправдательными документами (в том случае, если ряд оправдательных документов отсутствует, необлагаемые этим налогом представительские расходы ограничиваются 3 % чистой прибыли).

Облагаемые налогом доходы отделений иностранных компаний рассчитываются сходным образом. Отправной точкой для этого являются доходы, отражаемые в бухгалтерских книгах. В том случае, если отделение иностранной компании не ведет свои счета должным образом, египетская налоговая администрация исчисляет налог с той доли валовых доходов иностранной компании, которую она получила в АРЕ.

Стандартная ставка подоходного налога на юридических лиц в Египте составляет 40%. Однако доходы промышленных компаний и фирм, осуществляющих экспортные операции, облагаются 32% налоговой ставкой, а доходы компаний нефтегазовой промышленности - 40,55%.

Ежегодная декларация о прибылях или убытках, заверенная уполномоченным контролером, должна быть представлена в соответствующий налоговый орган в течение 30 дней с момента одобрения финансового отчета компании. Декларация должна быть доставлена либо представителем компании, либо направлена заказным письмом. К ней необходимо приложить копию последнего одобренного балансового отчета, счета прибылей и убытков, а также других бухгалтерских документов, подписанных контролером, свидетельствующим подлинность финансового положения компании.

Подоходные налоги на юридических лиц, рассчитываемые самими компаниями, должны быть оплачены в день представления декларации в налоговое управление. Обычно это означает окончание процедуры их выплаты, однако налоговый орган может использовать свое право для того, чтоб уточнить, исправить или отклонить декларацию, уведомив компанию о предлагаемом им разрешении спорного вопроса.

В этом случае компания в течение 30 дней с получения уведомления должна информировать налоговое управление в письменном виде, принимает она или нет предложенное разрешение спорного вопроса. Если предложение принято, то последующая апелляция невозможна и налог уплачивается в том размере, который определен налоговым управлением.

При возражении против предложенного разрешения спорного вопроса налоговое управление направляет компании формальный иск на сумму дополнительных налоговых выплат, которые, по его мнению, должны быть произведены.

В течение следующих 30 дней после получения иска компания должна либо выплатить указанную в нем сумму, либо обратиться в Апелляционный комитет. Если какая-нибудь из сторон окажется не удовлетворенной решением Апелляционного комитета, она может направить очередную апелляцию в Коммерческий суд, а затем в Апелляционный суд.

Если компания не в состоянии представить заполненную необходимым образом декларацию, налоговый орган определяет сумму налоговых выплат, руководствуясь своим собственным мнением. В этом случае юридическое лицо теряет право на апелляцию и обязано выплатить определенную налоговым органом сумму полностью.

Государственные налоговые инспектора не контролируют регулярно компании. Однако при необходимости представители налоговых органов могут посетить помещение компании без предварительного уведомления и потребовать проверки документации, подтверждающей соблюдение законодательства о налогообложении.

В случае представления налоговой декларации после истечения установленного срока накладывается штраф в размере 20% подоходного налога. Его величина может быть понижена наполовину, если выплата налога не потребует обращения в Апелляционный комитет.

На компании, представляющие недостоверные декларации, накладывается штраф в размере 10% от неуплаченного налога, или 1000 ег.ф. В случае повторения нарушений штраф может быть удвоен или утроен. Злостное уклонение от налогообложения наказуемо тюремным заключением и штрафом в размере трехкратной величины невыплаченного налога.

Помимо подоходного налога юридические лица в АРЕ подлежат обложению шедулярным налогом на доходы от движения капитала. Его ставка составляет 32%.

За перечисленными ниже исключениями этим налогом облагаются все виды получаемых в Египте процентов. Кроме того, местные компании или иностранные фирмы, имеющие статус "постоянного учреждения", уплачивают этот налог с дивидендов и другой распределяемой прибыли, получаемой от иностранных компаний, и большинства видов получаемых из-за границы процентов. Иностранные налоги, выплаченные с подобного дохода, вычитаются при расчете облагаемых этим египетским шедулярным налогом сумм. Дивиденды, полученные от местных компаний, не подлежат обложению налогом на доход от движения капитала.

Расходы по выплате шедулярного налога на движение капитала действующими в Египте компаниями вычитаются при расчете их доходов, подлежащих обложению подоходным налогом на юридических лиц.

Налогом на доходы от движения капитала не облагаются:

  • проценты по займам в иностранной валюте, предоставленным проектам, осуществление которых одобрено в соответствии с законами об иностранных инвестициях № 43/1974 и 230/1989;
  • процент, составляющий часть коммерческого дохода компании (например, банка) при условии, что компания расположена в Египте и ее доход облагается подоходным налогом на юридических лиц;
  • проценты по займам и кредитам, предоставленным египетскому правительству, местным органам власти или компаниям государственного сектора из источников, находящихся за границей;
  • проценты на счета в свободно конвертируемой валюте;
  • проценты по облигациям, зарегистрированным на Фондовой бирже и выпущенным зарегистрированными акционерными компаниями, при условии, что они не превышают установленную Центральным банком Египта ставку для депозитов на тот же срок, что и облигации;
  • проценты по облигациям, выпущенным банками государственного сектора;
  • проценты по депозитам и сберегательным счетам в банках, входящих в систему Центрального банка Египта, а также сберегательным счетам в почтовых отделениях.

По состоянию на конец 80-х годов АРЕ подписала соглашение об избежании двойного налогообложения с 16 странами: Австрией, Великобританией, Индией, Ираком, Италией, Канадой, Норвегией, Румынией, Суданом, США, Финляндией, Францией, ФРГ, Швецией, Южной Кореей и Японией.

В том случае, если иностранный источник дохода расположен в стране, не имеющей подобного соглашения с АРЕ, и облагается двойным подоходным налогом (страны расположения и египетским), то его зарубежные выплаты вычитаются при расчете облагаемого налогом дохода в АРЕ.

Как отмечалось выше, физические лица в Египте подлежат обложению различными шедулярными налогами на отдельные источники дохода, а также общим подоходным налогом. Шедулярные налоги вычитаются при исчислении величины дохода, облагаемого общим подоходным налогом.

Резиденты - постоянно проживающие в АРЕ лица (египтяне или иностранцы, которые обычно попадают в этот разряд при налогообложении после 5 и более лет проживания в стране) подлежат обложению шедулярными налогами на доходы, получаемые в Египте или из зарубежных источников. Правила обложения ими отличаются в зависимости от вида доходов.

Нерезиденты - лица, не проживающие постоянно в АРЕ, обычно облагаются шедулярными налогами только на египетские источники доходов.

Что касается общего подоходного налога, то в отношении него действуют те же правила определения облагаемых и необлагаемых доходов, которые используются при расчете шедулярных налогов.

Шедулярным налогом на заработную плату облагаются:

  • работники частного сектора - резиденты и нерезиденты;
  • работники египетских государственных и местных органов власти, общественных организаций и компаний государственного сектора - резиденты и нерезиденты;
  • директора и управляющие частных компаний с окладом до 5000 ег.ф. в год (компания может назначить ими до 4 чел., ни один из которых не может владеть более 5 % ее акционерного капитала). В случае, если оклады превышают 5000 ег.ф., сумма сверх этой величины облагается шедулярным налогом на движение капитала с более высокой налоговой ставкой.

Обложению этим доходом не подлежат профессиональные надбавки (до 240 ег.ф. в год), представительские средства (до 3000 ег.ф. в год) и премии (до 3000 ег.ф. в год). Вместе с тем общая величина подобных необлагаемых доходов не может превышать 4000 ег.ф. в год.

Кроме того, при исчислении облагаемой налогом величины заработной платы предоставляются следующие скидки: 720 ег.ф. для одинокого лица, не состоящего в браке; 840 ег.ф. для лица, состоящего в браке, но не имеющего детей, или лица, не состоящего в браке, но содержащего одного или более детей; 960 ег.ф. для лица, состоящего в браке и содержащего одного или более детей. Возможно предоставление и других скидок, в том числе скидки в размере 10% с заработной платы для покрытия расходов, вызванных характером работы (табл. 1).

Таблица 1

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ег.ф.

СТАВКА НАЛОГА,%

до 480

2

Следующие 480

5

960

10

960

15

960

18

более 3840

22


В соответствии с законом работодатель должен представить в налоговый орган сведения об адресе, должности и заработной плате нового сотрудника в течение 60 дней с начала его работы. Любые изменения в этой информации сообщаются в течение 40 дней. В свою очередь каждый сотрудник обязан сообщить в налоговый орган аналогичные сведения не позднее 40 дней с начала работы.

Работодатель обязан ежемесячно удерживать налог на заработную плату и выплачивать удержанную сумму налоговому органу в течение первых 15 дней следующего месяца. Нанимателю, имеющему 50 и более работающих, может быть разрешено выплачивать шедулярный налог на заработную плату раз в квартал.

Уклонение от выплаты этого налога наказывается штрафом или тюремным заключением, либо обоими наказаниями одновременно.

Физические лица в Египте платят также шедулярный налог на доходы от производственной и коммерческой деятельности, получаемые в стране или за границей.

Правила расчета величины облагаемой этим налогом прибыли в целом совпадают с описанными выше правилами расчета сумм, облагаемых подоходным налогом на юридических лиц, а предоставляемые при его уплате скидки аналогичны тем, которые предоставляются при выплате налога на зарплату. Следует, однако, отметить, что эти скидки можно использовать только при выплате одного шедулярного налога.

Ставка налога на доходы от производственной и коммерческой деятельности приводится в табл.2.

Таблица 2

ОБЛАГАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ, ег.ф.

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА, %

 

коммерческие фирмы

промышленные фирмы

 

до 1000

20

20

 

следующие

 

 

 

1500

23

23

 

2000

27

27

 

2500

32

32

 

3000

35

32

 

3500

38

32

 

более 13500

40

32

 


Эти же ставки используются и при обложении доходов от экспортных операций.

Физическое лицо, облагаемое этим подоходным налогом, обязано представить заполненную налоговую декларацию до 1 апреля каждого года или в течение 3 месяцев с конца финансового года предприятия-налогоплательщика. Указанная в ней сумма налога должна быть оплачена в день представления декларации. В остальном процедура взимания этого налога сходна с той, которая используется при выплате юридическим лицом подоходного налога.

К числу шедулярных налогов на физических лиц в АРЕ относится и налог на некоммерческую прибыль, которым облагаются лица свободных профессий. Этот налог выплачивается только с доходов, получаемых от профессиональной деятельности в Египте. Как и в других случаях, при его расчете предоставляется возможность исключать из оплаты определенные суммы.

Таблица 3

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ДОХОДЫ, ег.ф.

СТАВКА НАЛОГА, %

до 1000

18

следующие 1500

20

2000

25

свыше 4500

30


Налог на движение капитала в Египте платят не только юридические, но и физические лица. Правила его исчисления и выплаты, так же как и ставка, - 32% - одинаковы.

Помимо всех перечисленных выше отдельных шедулярных налогов, физические лица в АРЕ платят общий подоходный налог, исчисляемый с тех же доходов, что и шедулярные. Помимо этого в облагаемую им сумму включаются также дивиденды, полученные от египетских акционерных компаний, причем в том случае, если акции зарегистрированы на Фондовой бирже, то в облагаемую общим подоходным налогом сумму включается только половина полученных по ним дивидендов. Последнее правило распространяется и на проценты по облигациям.

Так же как при исчислении отдельных шедулярных налогов при определении доходов, подлежащих обложению общим подоходным налогом, налогоплательщику предоставляется право исключить из оплаты ряд расходов, однако этим правом можно воспользоваться лишь при выплате одного налога.

Кроме перечисленных выше расходов, которые можно исключать при выплате отдельных налогов на физических лиц, при расчете величины облагаемых общим подоходным налогом доходов можно исключать стоимость приобретенных в истекшем году акций и облигаций акционерных частных и государственных компаний, средства, вложенные в правительственные облигации развития, инвестиционные и сберегательные сертификаты, а также средства, вложенные на счета в банки, входящие в систему Центрального банка. Общая величина таких расходов, которые можно исключать только из обложения общим подоходным налогом, составляет 30% чистого дохода, но не более 3000 ег.ф. В эту сумму, однако, не входят выплаты шедулярных налогов. С их учетом эта сумма увеличивается до 4000 ег.ф. в год.

Следует отметить, что обложение общим подоходным налогом иностранцев несколько отличается от изложенного ранее налогообложения египтян. Эти отличия состоят в определении сумм, облагаемых налогом. Так, при их расчете иностранцы могут дополнительно исключать:

  • заработную плату, получаемую ими на объектах, вступивших в эксплуатацию в соответствии с законами об иностранных инвестициях № 43/1974 и № 230/1989;
  • вознаграждение иностранным специалистам, период работы которых в облагаемом налогом году не превышает 6 месяцев;
  • профессиональное вознаграждение нерезидентов, выполняющих в Египте некоммерческие задания;
  • иностранные источники доходов экспертов и специалистов, приехавших по контрактам на работу в АРЕ.

Физические лица с чистым доходом, превышающим 2000 ег.ф. в год, обязаны представить в соответствующий налоговый орган декларацию, указав в ней источники дохода и предоставляемые законом налоговые льготы. Декларация должна быть подана в течение четырех месяцев с начала года, а иностранцы, уезжающие из Египта, должны представить ее не менее чем за 60 дней до отъезда. В указанные сроки должен быть выплачен и общий подоходный налог.

Как отмечалось ранее, на перечисленные выше прямые подоходные налоги приходится в общей сложности около 1 /З всех налоговых поступлений государственного бюджета АРЕ. Остальная их часть, если исключить из расчета незначительные средства, поступающие от прямых поимущественных налогов (например, налога на недвижимое имущество), приходится на косвенные налоги и сборы, наиболее существенными из которых являются рассмотренные в первом разделе импортные пошлины и налог на потребление.

3.3. НАЛОГИ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ

Действующие в настоящее время правила взимания налога на потребление были установлены законом № 133/1981, которые в дальнейшем неоднократно дополнялись и изменялись различными законами и республиканскими декретами. Ставки налога на потребление устанавливаются как на адвалорной основе, так и специфически - в расчете на тонну или килограмм. По большинству товаров ставки налога на потребление местных товаров ниже, чем импортных, либо местные товары вообще не облагаются этим налогом. В то же время довольно широка номенклатура товаров с одинаковыми ставками, а в ряде случаев ставки налога на потребление некоторых местных товаров выше, чем импортных. Так, например, налог на потребление импортного бензина марки "супер" составляет 43,35 ег.ф. за тонну, а местного - 141,35 ег.ф. за тонну; ставка налога на потребление для импортных записанных видеокассет - 25 %, а местных - 50 %.

Ставки налога на потребление колеблются в значительных пределах. Максимальная адвалорная ставка налога на потребление на продукцию местного производства составляет 60%. Она применяется в отношении некоторых видов прохладительных напитков.

По имеющимся данным, в 1991 г. в АРЕ начато взимание 10%-ного налога с продаж, действие которого не распространяется, в частности, на такие товары, как хлеб, молоко и молочные продукты, макароны, сахар, масло, овощи, фрукты, чай, книги, газетная бумага, лекарства, цемент, кровельное железо и некоторые другие.

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Начало современной инвестиционной политики АРЕ было заложено два десятилетия назад. Пытаясь решить многочисленные проблемы, с которыми египетская экономика столкнулась на рубеже 60-70-х годов, руководство страны приступило к проведению комплекса взаимосвязанных мероприятий, получивших название "либерализации" экономики или политики "открытых дверей" ("инфитах"),

Стержнем экономической политики "инфитаха" является всемерное поощрение прямых иностранных капиталовложений из арабских нефтедобывающих и промышленно развитых стран с целью обеспечения дополнительного притока средств в иностранной валюте, приобщения к передовой технологии, существенного облегчения продвижения египетских товаров, особенно готовых изделий, на внешние рынки.

Ее создатели рассчитывали использовать местную относительно дешевую и квалифицированную рабочую силу, арабский капитал и западную технологию для строительства предприятий и производства товаров главным образом для реализации на рынках арабских государств, поскольку внутренний спрос довольно ограничен, и, кроме того, страна не располагает возможностью производить продукцию (за исключением нефти и длинноволокнистого хлопка), в импорте которой были бы серьезно заинтересованы развитые капиталистические государства.

Наряду с привлечением иностранного капитала был также взят курс на активизацию и стимулирование местного частного сектора в качестве фактора развития, дополняющего государственный сектор, поощрение частных египетских капиталовложений, рационализацию системы рыночных цен и рыночного механизма для его более полного использования в процессе экономического развития.

Политика "либерализации", как неоднократно отмечалось в официальных документах, ставит перед собой задачу децентрализации принятия решений на предприятиях государственного сектора, сокращения сферы прямого государственного администрирования и контроля над экономической деятельностью и замены его на рыночный механизм регулирования, перестройки правительственных инвестиционных программ с целью повышения адсорбционной способности египетской экономики.

Эта экономическая политика с самого начала была нацелена на ограничение влияния государственного сектора. Вместе с тем вынесение вопросов разгосударствления собственности в плоскость практических решений правительства стало возможным лишь к началу 90-х годов, когда в основном сформировались предпосылки для передачи определенной части государственной собственности (пока еще речь идет о приватизации мелких и средних предприятий в отдельных малозначительных для государственного сектора отраслях экономики) в частные руки либо в коллективную собственность непосредственных производителей.

К числу внутренних факторов, подготовивших условия для начала процесса приватизации государственных предприятий в АРЕ, следует отнести рост и укрепление позиций частного сектора, явившегося следствием либерализации всей экономической системы (пересмотр основных действующих в стране законов, регулирующих деятельность компаний, внесение соответствующих изменений в валютное, внешнеторговое, таможенное и налоговое регулирование, воз рождение деятельности фондовой биржи и т.п.).

4.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Инвестиционное регулирование в целом, и, в частности, регулирование иностранных инвестиций является наиболее четко изложенным и менее всего подверженным изменениям разделом египетского законодательства. Юридическое обоснование регулирования иностранных инвестиций было заложено в законе № 65/1971 "Об инвестициях арабских капиталов и свободных зонах".

В 1974 г. основные принципы, провозглашенные этим законом, были в значительной мере конкретизированы в результате принятия закона № 43 "Об арабских и иностранных инвестициях и свободных зонах", который отменил ранее принятый закон. В 1977 г. законом № 32 в действующее законодательство были внесены важные дополнения, связанные главным образом с предоставлением египетскому частному сектору тех же льгот и привилегий, которые получил иностранный капитал в соответствии с законом № 43/1974. С тех пор почти в неизменном виде инвестиционное законодательство АРЕ просуществовало до 1989 г.

Сущностью принятых в 1974 и 1977 г. законов об инвестициях является предоставление частным иностранным и местным предпринимателям в АРЕ гарантий от некоммерческих рисков (секвестрации, национализации и конфискации), а также гарантии свободы перевода прибылей на инвестированный капитал и репатриации капитала наряду с предоставлением им существенных налоговых льгот.

В соответствии с законом № 43 иностранный капитал было разрешено вкладывать почти во все отрасли экономики АРЕ: энергетику, металлургию, машиностроение, нефтехимию, производство удобрений, цемента, строительных материалов, пищевую, текстильную и электротехническую промышленность, инфраструктуру, сельское хозяйство, страхование и банковскую систему, а также туризм и жилищное строительство при обязательном участии в осуществлении этих проектов египетского государственного или частного капитала. Инвестиции в коммерческие банки допускались и без участия египетского капитала при условии, что их деятельность будет ограничена операциями в свободно конвертируемой валюте, а создаваемые финансовые учреждения будут являться филиалами иностранных банков.

Капитал, инвестированный в египетскую экономику в рамках закона № 43/1974, в течение первых пяти лет функционирования предприятия, а в отдельных случаях до восьми лет (в свободных зонах до 15 лет) освобождался от уплаты налогов, здания и сооружения - от арендной платы. Иностранным инвестерам было предоставлено право репатриировать вложенный капитал через пять лет после его поступления в АРЕ. Инвестиционные объекты, которые осуществляли экспортные операции, могли переводить за границу до 50% чистого дохода.

Указанные привилегии (по части налоговых льгот и гарантий от некоммерческих рисков) распространялись и на египетский частный капитал, участвующий в осуществлении совместных с иностранным капиталом проектах при условии, что третьей стороной в них выступали государственные египетские компании.

В июле 1989 г. Народное собрание АРЕ после долгих дебатов и доработки утвердило новый закон об инвестициях № 230, заменивший действовавший на протяжении 15лет закон № 43 от 1974 г. Новый закон не внес принципиальных изменений в инвестиционное законодательство, не предоставил иностранным инвесторам новых существенных льгот, а главным образом упростил процедуру капиталовложений в египетскую экономику. Дело в том, что основным предметом жалоб иностранных инвесторов в отношении закона № 43/1974 и его исполнительного регулирования являлось обилие бюрократических преград при создании смешанных предприятий.

Закон № 230/1989 состоит из 5 разделов и включает в себя 58 статей.

Первый раздел закона содержит терминологические определения и общие положения об инвестициях. В нем, во-первых, перечислены основные формы осуществления инвестиций:

  • осуществление капиталовложений на территории свободной зоны,
  • размещение капитала в различные предприятия, расположенные за пределами свободных зон.

Во-вторых, дан перечень основных приоритетных направлений экономики, в которых допускается и поощряется размещение инвестиций. Это прежде всего освоение пустынных и неплодородных земель и их культивация, туризм, промышленность, жилищное строительство. Как отмечается в первой статье, Совет министров по предложению Совета директоров Генеральной организации по инвестициям может дополнить указанный выше перечень отраслей экономики с целью использования современных технологий, улучшения структуры экспорта и импорта, а также наиболее полного использования местной рабочей силы. Пятой статьей закона премьер-министр АРЕ по предложению Совета директоров Организации наделяется правом определять и те отрасли экономики, где вложение иностранных инвестиций не допускается без участия египетских инвесторов, при этом оговаривается процент долевого участия египетского и иностранного капитала.

В-третьих, в первом разделе даны основные определения таким понятиям, как "инвестируемый, египетский, арабский и иностранный капитал", и определяется курс перевода и реэкспорта прибыли (курс свободного банковского рынка на дату перевода или реэкспорта).

Второй раздел закона содержит в себе систему льгот и привилегий, которая устанавливается как в отношении всех инвестиционных проектов, так и в отношении инвестиционных проектов в конкретных областях.

Так, инвестиционные проекты в области освоения пустынных земель и строительства новых городов освобождаются от уплаты налогов на 10 лет с возможным продлением этого срока еще на 5 лет. Инвестиционные проекты по сооружению небольших по размеру и недорогих по стоимости зданий и строений, предназначенных для сдачи их в аренду, освобождаются от уплаты налогов на 15 лет с возможным продлением этого срока еще на 5 лет. Имеются также и другие отличия в установлении льготного налогового режима в отношении проектов в зависимости от того, в какой сфере экономики они реализуются.

Что касается общих условий налоговых льгот, то они сформулированы следующим образом: 5 лет, начиная с первого финансового года после пуска в эксплуатацию. При этом Совет министров по предложению Совета директоров Генеральной организации по инвестициям может продлить разрешение на освобождение от уплаты налогов на новый пятилетний срок при условии, если это отвечает общественным интересам (при этом принимается во внимание характер производства объекта и его географическое расположение), а также способствует увеличению экспортных поставок, занятости местного населения и выполнению планов экономического и социального развития страны.

Из общих принципов, действие которых распространяется на все проекты, можно выделить также следующие. Национализация и конфискация инвестиционных объектов не допускается. Прибыль, получаемая в результате деятельности инвестиционного объекта, не облагается налогом на производственную и коммерческую деятельность, а также подоходным налогом на юридических лиц. Кроме того, распределяемая прибыль инвестиционного объекта освобождается от налога на движение капитала и общего подоходного налога в течение действия льготного периода.

Инвестиционные объекты в соответствии с данным законом рассматриваются как объекты частного сектора. В этой связи на них не распространяется действие законодательства в области государственного сектора.

В случае совершения инвестором правонарушений, перечисленных в законе (таможенного, валютного и налогового законодательства), обращение в суд может иметь место только при выяснении мнения на этот счет Генеральной организации по инвестициям.

4.3. ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЗОНЫ

В третьем разделе закона № 230/1989 рассматриваются вопросы осуществления инвестиций на территории ЭПЗ. Закон устанавливает два вида зон - "общественные свободные зоны для реализации проектов в соответствии с настоящим законом", создаваемые по решению Совета министров, и "частные свободные зоны для реализации одного конкретного проекта, создаваемые по решению Совета директоров Генеральной организацией по инвестициям". В этом разделе определяется компетенция Совета директоров зоны, а также те отличительные особенности, которые связаны с реализацией проекта в свободной зоне: порядок ввоза и вывоза товаров, налоговый режим, условия найма рабочей силы.

Так, в частности, товары и материалы, экспортируемые из свободных зон или импортированные в свободные зоны, не подпадают под действие правил, регулирующих экспортно-импортные операции, а также не подлежат таможенным процедурам экспортно-импортных товаров. Более того, указанные товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и другими сборами и налогами.

Все предметы, оборудование, машины и средства транспорта, необходимые для реализации проекта в свободной зоне освобождаются от обложения таможенными пошлинами и другими сборами и налогами, за исключением налога на вождение машины.

Вывоз продукции из свободной зоны на египетский рынок осуществляется в соответствии с общими правилами импорта товаров. Так, например, она подлежит обложению таможенной пошлиной в отношении той части, которая относится к иностранному компоненту по действующим ценам в момент ее вывоза, при этом доля иностранного компонента подсчитывается из расчета ее первоначальной стоимости при ввозе в свободную зону.

При подсчете фрахта свободная зона рассматривается как место происхождения продукции, выпускаемой на ее территории.

Сделки, заключаемые в свободной зоне, а также между представителями таких зон и иностранными партнерами, не подпадают под действие закона о контроле за валютными операциями.

Налогообложение в свободных зонах регулируется следующими положениями. Все инвестиционные объекты подлежат обложению ежегодным налогом в размере 1 % от стоимости товаров, ввозимых на условиях СИФ в свободную зону, или вывозимых из нее на условиях ФОБ. Те объекты, основная деятельность которых не связана с ввозом или вывозом товаров, уплачивают ежегодный налог в размере 1 % от суммы полученных доходов. Во всех случаях инвесторы обязаны оплачивать сбор за обслуживание и предоставляемые услуги в соответствии с положениями исполнительного регулирования данного закона, принятого декретом премьер-министра АРЕ № 1531/1989.

Указанное исполнительное регулирование определяет, что инвестиционные объекты перечисляют в пользу Генеральной организации по инвестициям ежегодный сбор за предоставленные услуги в размере 0,05% от произведенных капиталовложений в соответствии с их последними оценками, при этом их минимальный размер не может быть менее 300 ег.ф., а максимальный - 3000 ег.ф., либо равноценных им сумм в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, при представлении заявления о размещении инвестиций инвестор обязан уплатить сумму в размере 1000 ег.ф. или равноценную сумму в СКВ, которая взимается с целью покрытия расходов организации за услуги, оказываемые инвесторам при реализации их проектов.

Распределяемая прибыль объектов, действующих в свободных зонах, не подпадает под положения действующего законодательства о налогообложении. Кроме того, инвестированный капитал не подлежит обложению налогом на наследство.

Основные положения трудового законодательства в свободных зонах сводятся к следующим положениям:

  • доля египетских граждан, работающих на инвестиционных объектах, должна быть не менее 75% от общего количества работающих,
  • минимум заработной платы должен быть не меньше минимума, установленного в АРЕ,
  • продолжительность рабочего дня не должна превышать 42 часов в неделю с соблюдением еженедельных выходных дней,
  • сверхурочные работы подлежат оплате в установленном порядке,
  • инвестиционное предприятие обеспечивает социальное и медицинское обслуживание работающих, а также осуществляет необходимые мероприятия по технике безопасности.

Четвертый раздел закона № 230/1989 определяет статус и компетенцию Генеральной организации по инвестициям: порядок формирования Совета директоров, основные функции самой Организации и Совета директоров, порядок формирования денежных средств Организации и т.п.

Особо следует отметить установленный в этом разделе закона механизм принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта. Определено, в частности, что Совет директоров Генеральной организации по инвестициям обязан в 20-дневный срок с даты представления всего комплекта необходимых документов вынести соответствующее решение. В том случае, если заинтересованное лицо будет неудовлетворено указанным решением, оно вправе обжаловать его, обратившись с заявлением в Организацию.

Пятый, заключительный раздел закона № 230/1989 предусматривает возможность привлечения инвестора за нарушение установленного порядка въезда, проживания, ввоза и вывоза из свободной зоны местной валюты, а также осуществление любой деятельности в общественной свободной зоне без разрешения ее председателя к уголовной ответственности - лишению свободы на срок до 6 месяцев и наложению штрафа в размере не менее 500 и не более 5000 ег.ф., либо к одному из этих наказаний.

4.4. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ В РАЙОНАХ НОВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

Введенный в 1989 г. закон об инвестициях не отменил положений закона № 59/1979 о новых поселениях, который также предоставляет инвесторам ряд льгот. Принятие этого закона было вызвано стремлением египетского руководства решить проблему нехватки жилья в АРЕ, переместив при этом жилищное строительство с высокоплодородных земель дельты и долины Нила в пустынные районы. В настоящее время ускоренными темпами осуществляется строительство четырех городов: 10-го Рамадана, Садат-сити, 6-го Октября и Новой Амрии, которые превратились не только в крупные населенные пункты, но и новые промышленные центры Египта. В трех других городах: Убур, Амаль и Бадр-сити пока в основном ведется сооружение городской инфраструктуры.

Компании, расположенные в новых городах, при условии, что их деятельность отвечает местоположению, получают следующие льготы:

  • освобождение прибылей от подоходного налога на юридических лиц на 10 лет с первого финансового года, следующего за пуском в эксплуатацию;
  • освобождение на 10 лет от обложения налогами дивидендов, выплачиваемых акционерам;
  • освобождение на 10 лет от уплаты всех налогов на недвижимую собственность, начиная с даты завершения строительства здания и начала его использования по назначению;
  • освобождение от импортных пошлин машин, оборудования и строительных материалов, необходимых для сооружения предприятия;
  • предоставление иностранным предпринимателям права репатриации инвестированного капитала и прибыли.

Таким образом, положения этого закона во многом сходны с положениями законов № 43/1974 и № 230/1989. Основные отличия состоят лишь в строго фиксированном сроке освобождения от налогов в 10 лет, установленном законом о новых поселениях, а также в том, что он не предоставляет иностранным сотрудникам освобождения от обложения налогом их заработной платы.

Помимо закона №230/1989 и №59/1979 инвестиции египетского и иностранного капитала в АРЕ в настоящее время могут осуществляться и в соответствии с положениями закона № 159/1981 о компаниях и исполнительного регулирования этого закона, утвержденного декретом №96/1982 министра инвестиций и международного сотрудничества.

Указанные документы устанавливают, в частности, что ни одна иностранная компания не вправе осуществлять в АРЕ какую-либо деятельность, иначе как образовав отделение своей компании в соответствии с положениями законодательства о коммерческой деятельности.

До подачи заявления о регистрации необходимо получить в соответствующем египетском банке свидетельство об открытии отделением своего счета в сумме не менее 5000 ам.долл., а затем оно должно пройти регистрацию в Коммерческом регистре и в Генеральном управлении компаний.

В тех случаях, когда отделение иностранной компании подпадает под действие налогового законодательства АРЕ (перечень из 16 стран, с которыми АРЕ имеет соглашения об избежании двойного налогообложения, приведен в разделе "налоговый режим"), необходимо также зарегистрироваться в налоговых органах и получить налоговую карточку. Отделение компании может начать функционировать только после завершения процедуры регистрации.

Положения закона № 1159/1981 и его исполнительного регулирования № 96/1982 определяют, что отделение иностранной компании не вправе осуществлять деятельность, которая может выполняться только лицами египетской национальности. К таким видам деятельности относятся, в частности, осуществление импорта, коммерческое агентство, объявление торгов с участием правительственных учреждений и организаций государственного сектора. Однако, если отделение иностранной компании изъявит желание осуществлять такого рода деятельность, то оно может действовать через зарегистрированного в установленном порядке египетского агента.

При налогообложении отделений иностранных компаний учитываются два фактора. Первый - статус "постоянного учреждения" в АРЕ, и второй - получение дохода от осуществляемой в Египте деятельности.

Определение правового статуса физических и юридических лиц по данному законодательству регулируется соответствующими соглашениями АРЕ с той или иной страной. Как правило, такие соглашения рассматривают отделения иностранных компаний в качестве "постоянных учреждений", и на них распространяется действие местного законодательства, которое помимо обычных для египетских компаний налогов и сборов предусматривает, что представительства иностранных фирм в АРЕ уплачивают Генеральной организации по инвестициям ежегодный сбор в размере 0,05% от общей стоимости контрактов, заключенных на проведение операций на территории АРЕ. Однако, если в межправительственном соглашении установлен иной порядок налогообложения, то отделения компаний освобождаются от уплаты соответствующих налогов. Следует отметить, что требования местного законодательства касаются только той деятельности, которая осуществляется в АРЕ.

4.5. СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
НА БАЗЕ "РАЗДЕЛА ПРОДУКЦИИ" ("ПРОДАКШН-ШЕРИНГ
)

Помимо перечисленных выше законов в инвестиционной практике Египта используются также соглашения типа "продакшн-шеринг", регулирующие деятельность иностранных компаний в нефтегазовой промышленности.

Министерство нефти АРЕ начало заключать подобные соглашения с иностранными компаниями с 1973г. За 17 лет было подписано около 200 контрактов с 40 иностранными фирмами. В соответствии с типовыми условиями иностранные компании получают право на поисково-разведочные работы на определенных участках, при этом устанавливается сумма расходов на их проведение. В случае открытия коммерческих месторождений нефти предусматривается создание ими совместных компаний с Египетской генеральной нефтяной корпорацией. При подписании соглашений оговаривается и сумма подписного бонуса, выплачиваемого иностранной фирмой египетской стороне. Данные соглашения вступают в силу после их ратификации Народным собранием АРЕ.

В конце 1986 г. Министерство нефти Египта с целью активизации деятельности иностранных нефтяных компаний, сократившейся к середине 80-х годов в результате ухудшения для продуцентов конъюнктуры рынка нефти, а также уменьшения вероятности открытия коммерческих месторождений жидких углеводородов в АРЕ, разработало новые типовые условия соглашений "продакшн-шеринг". Так, если в соответствии с положениями большинства заключенных до конца 1986 г. контрактов иностранный партнер получал около 20% добытой нефти в качестве возмещения затрат, а из оставшегося количества - еще 20 - 25% в качестве своей доли участия, то по новым условиям в качестве возмещения затрат иностранная фирма получает уже 30% в том случае, если поисково-разведочные работы осуществлялись на суше, и 40%, если они производились на шельфе, а оставшаяся часть делится между партнерами по скользящей шкале в зависимости от общих поступлений и затрат. В том случае, когда это соотношение меньше 1, доля иностранного партнера становится равной доле Египетской генеральной нефтяной корпорации. При желании иностранная компания может получить причитающуюся ей часть добытой нефти в денежной форме.

Кроме того, с целью привлечения иностранных фирм к поискам и добыче природного газа, в чем они ранее были абсолютно не заинтересованы, Египетская генеральная нефтяная корпорация взяла на себя обязательство покупать его у иностранных компаний. Цены на природный газ устанавливаются на базе его теплотворной способности по отношению к мазуту за вычетом 15% с его мировой цены для покрытия расходов по сбыту газа на внутреннем рынке, а цены на сжиженный газ - на 5% ниже.

АО "Восток-Коммерс"



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]