Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
В.БЕЛОУС,
генерал-майор, кандидат технических наук Демонтаж биполярной военно-политической системы оказался весьма сложным и болезненным, что является типичной чертой переходных процессов в больших системах. Этот процесс характерен неустойчивостью, неопределенностью, возрастанием роли и влияния новых центров силы, обострением региональных противоречий. Становление новых государств обострило проблему межэтнических отношений и взаимных территориальных претензий. В этих условиях ряд государств демонстрирует стремление решать возникающие проблемы с опорой на военную силу, при этом некоторые из них рассчитывают обеспечить силовое превосходство над своими потенциальными противниками с помощью оружия массового поражения - ядерного, химического, биологического. В таких государствах под прикрытием завесы глухой секретности проводятся исследования, ведутся разработки, а кое-где и налаживается производство оружия массового поражения. Следует принять во внимание, что целый ряд стран - потенциальных обладателей оружия массового поражения (ОМП) - находится в непосредственной близости от границ России, а это создает реальную угрозу ее национальным интересам безопасности, территориальной целостности. Следует признать, что появление и распространение ядерного оружия носит объективный характер и неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, развитием науки, техники, средств вооруженной борьбы. При этом в результате военно-технической революции ядерные вооружения все более приобретали характер средств сдерживания, а не ведения войны с целью достижения победы. Устойчивость системы сдерживания, опирающейся на ядерные вооружения пяти великих держав, была продемонстрирована в течение десятилетий "холодной войны". Принципиально иная ситуация может сложиться в отдельных регионах мира в случае появления новых государств - обладателей ядерного оружия. Использование его для достижения определенных политических целей авторитарными авантюристическими режимами, национальными или религиозными экстремистами может резко снизить "ядерный порог", повысить вероятность развязывания ядерного конфликта. Распространению ядерной технологии способствует ложное представление о том, что обладание ядерным оружием повышает безопасность государства, предупреждает возникновение региональных конфликтов. Что это не соответствует действительности, убедительно свидетельствует пример Израиля. Как известно, наличие у Израиля ядерного оружия не остановило арабские страны от развязывания против него войны в 1973 г., а во время войны в Персидском заливе - от ракетных ударов Ирака. Более того, наличие ядерного оружия у Израиля стимулировало развертывание работ в ряде арабских стран по производству ракет и различных видов ОМП. Стремление некоторых политических лидеров к овладению ядерным оружием объясняется также их надеждами на укрепление таким путем своих позиций внутри страны, на создание определенного "имиджа" сильной власти, способной противостоять внешним угрозам. Ряд экспертов полагает, например, что ядерный взрыв, произведенный в 1974 г. Индией в мирных целях, был призван продемонстрировать своим соседям, и в первую очередь Пакистану и Китаю, свои научные и военно-технические возможности. Однако, как известно, это привело к обострению китайско-индийских отношений и усилению темпов работ над ядерной программой Пакистана. Большую тревогу мировой общественности вызывает "утечка мозгов" из стран СНГ. Выезд специалистов в области ядерной технологии в другие страны, особенно в те, которые стремятся овладеть ОМП, ракетной технологией, может значительно ускорить там темпы работ по созданию новых видов оружия. Эта проблема приобрела глобальный характер, и ее решение может быть достигнуто в результате объединения усилий мирового сообщества. Разумеется, наряду с улучшением экономического положения ученых необходимо предпринять решительные меры ограничительного характера, предусматривающие запрет на определенное время на выезд носителей секретной информации за пределы своей страны. В то же время проблема незаконного вывоза расщепляющихся и радиоактивных материалов, "утечка мозгов" зачастую используются за рубежом для дискредитации России, подрыва ее позиций на мировом рынке. Так, например, Россия, обладающая около 45% мировых разведанных запасов урана и владеющая самой передовой в мире технологией его обогащения, имеет квоту на продажу урана на мировом рынке всего 5 - 6%. Крупные компании по производству урана США и Западной Европы препятствуют более справедливому распределению размеров квот на его продажу. С этой целью они периодически организуют "утечку секретной информации" о ненадежности российского партнера в области ядерных исследований и технологий. В последние годы обострилась проблема ядерного терроризма. Ядерный терроризм - понятие широкое и многоплановое. Оно включает в себя хищение ядерных боеприпасов, расщепляющихся и радиоактивных материалов, диверсии на ядерных объектах, похищение и убийства ученых-ядерщиков и т.п. Расширение угрозы ядерного терроризма обусловлено глобальным распространением ядерной технологии, сведений об устройстве ядерного оружия, перерастанием в последние десятилетия терроризма из внутренней проблемы в международную, определенным ослаблением режима нераспространения. По подсчетам экспертов специальной международной группы, за период с середины 60-х до середины 80-х годов было зафиксировано около 155 проявлений ядерного терроризма. Так, в конце 70-х годов члены пуэрториканской организации ФАЛН неоднократно угрожали взорвать один из ядерных реакторов США. В результате группа лиц из этой организации была арестована в 1980 г. в 20 милях от АЭС в г.Сион (шт. Иллинойс). Весной 1961 г. группа правых генералов во время мятежа в Алжире сделала попытку захвата ядерного заряда на полигоне в Режанне (Сахара). Это обстоятельство заставило правительство Франции произвести его взрыв ранее намеченного графика. В 1975 г. анонимный террорист, требуя большой выкуп, угрожал включить часовой механизм атомной бомбы. Это привело к созданию в США специальной поисковой команды, оснащенной оборудованием, необходимым для дистанционного обнаружения боезарядов. Военные специалисты считают ядерный терроризм наиболее опасной формой насилия в мировой политике. Это объясняется прежде всего тем, что до сегодняшнего дня не изучен и не разработан комплекс мер, обеспечивающих надежную и эффективную его нейтрализацию. Некоторые эксперты полагают, что в современных условиях ядерный терроризм 'является наиболее вероятной причиной случайного возникновения войны. Как узнать правду? В настоящее время разработан ряд признаков политического, экономического, научно-технического и военно-технического характера, анализ которых позволяет с достаточной надежностью определить наличие и состояние в том или ином государстве военных ядерных программ. Служба внешней разведки Российской Федерации опубликовала результаты исследования "Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового уничтожения", в котором, в частности, излагаются признаки тайного владения каким-либо государством тем или иным видом ОМП. К признакам политического характера относятся действия руководства страны, направленные на отказ от участия в международных договорах по ограничению и запрещению ОМП; отказ от постановки под международный контроль некоторых объектов военного назначения; создание новых организационных структур, непосредственно подчиняющихся высшему военно-политическому руководству и обладающих особыми правами и полномочиями, в том числе в области закупок за рубежом сырья, оборудования, образцов техники. Нередко со стороны таких стран отсутствует официальная реакция на предъявляемые им обвинения в намерении создать ОМП. Среди признаков экономического характера следует отметить гипертрофированную структуру военного бюджета, увеличение доли военных затрат. Разумеется, страны, тайно разрабатывающие ядерное оружие, стараются скрыть истинные размеры военных расходов и их структуру, поэтому особое значение приобретает анализ развития военных отраслей промышленности и структуры импорта. Существуют также признаки научно-технического характера. Это касается прежде всего налаживания производства урана и плутония или их импорта из других стран в обход МАГАТЭ. Использование подставных фирм позволяет тайно приобретать отдельные узлы, блоки и даже технологии, применяемые при изготовлении ядерного оружия. Особое значение приобретает обеспеченность проводимых работ научно-техническими кадрами в области обогащения урана, регенерации плутония, получения тяжелой воды. По оценкам японских аналитиков, для создания собственного ядерного оружия страна должна иметь примерно 1300 инженеров и 500 ученых, среди которых доля специалистов-ядерщиков - не менее 5-6%. С этой целью некоторые страны удовлетворяют свои потребности за счет подготовки национальных кадров в странах Запада, и в первую очередь в США, Германии, Великобритании, Франции, Италии. Среди признаков военно-технического характера значительное место занимает ориентация вооруженных сил на использование ядерного оружия. Для этого в армии создаются специальные подразделения и службы ядерно-технического обеспечения, проводятся испытания и учения с условным применением ядерного оружия, строятся специальные хранилища боезарядов, создаются или приобретаются средства доставки. Кроме того, отмечается усиление разведывательной работы и подготовки возможного театра военных действий для ведения войны с применением ядерного оружия.
Помимо пяти ядерных держав, к которым относятся страны, осуществившие ядерные испытания до 1 января 1967 г., по отношению к ядерному оружию следует выделить еще четыре группы государств. Первая группа включает в себя страны, которые недостаточно развиты технологически и не имеют политического устремления к обладанию им. Они в силу объективных обстоятельств отказались от ядерного выбора и стали наиболее многочисленной и активной категорией движения нераспространения. К ним относятся более 100 государств третьего мира, которые не без оснований полагают, что преимущества отказа от погони за ядерным оружием намного превосходят выгоды от его обладанием. Вторую группу составляют высокоразвитые государства, имеющие все возможности для собственного производства ядерного оружия, но сделавшие свой политический выбор в отказе от него. Разумеется, на некоторые из них, такие как Западная Германия и Япония, оказали влияние политические реалии, сложившиеся после второй мировой войны. Проявившие себя как агрессоры и потерпевшие поражение в войне, подписавшие акт о безоговорочной капитуляции, они в силу внутренних и международных условий были скорее вынуждены избрать для себя безъядерный статус. В соответствии с оценками экспертов, некоторые из стран этой группы обладают необходимым научно-техническим потенциалом, индустриальной базой, передовыми технологиями и могут в течение нескольких месяцев стать владельцами ядерного оружия. Однако в силу своего геостратегического, экономического и политического положения они считают целесообразным сохранять свой безъядерный статус, который в наибольшей степени отвечает национальным интересам. Третью группу составляют относительно немногие государства, которые в разные периоды заявили о своем намерении приобрести ядерное оружие, но для этого у них отсутствует современная индустриальная база и научно-технические возможности. Эти государства, подобно Ливии или Уганде направляемые крайним национализмом или религиозным экстремизмом, стремятся стать обладателями ядерного оружия для достижения определенных политических целей. Однако некоторые неудачи в политике, изменения внутренней и международной ситуации в этих странах в значительной степени девальвируют ядерные амбиции их руководства, побуждают занимать в вопросах ядерной политики более реалистичные позиции. Наиболее сложную и потенциально опасную четвертую группу составляют государства, которые в значительной мере способны производить ядерное оружие, имеют политические устремления к его овладению (хотя и в разной степени), однако подвержены влиянию объективных и субъективных факторов, которые осложняют достижение поставленной цели. Как правило, эти государства находятся в состоянии конфронтации с каким-либо серьезным соперником в своем регионе. Кроме того, им необходимо научно-техническое содействие со стороны ведущих стран мира в овладении военной ядерной технологией в приобретении некоторых ключевых элементов оружия. К этой категории стран следует отнести Индию, Пакистан, Израиль, ЮАР, Бразилию, Аргентину, КНДР.
Одним из потенциально взрывоопасных регионов является Южная Азия - регион, расположенный между Ближним Востоком на западе и Юго-Восточной Азией на востоке. Общее население региона составляет 1,2 млрд.чел., половина из которых живет ниже уровня бедности. За последние 45 лет на его территории произошло шесть войн, множество локальных конфликтов. Политический климат субконтинента во многом определяется противостоянием Индии и Пакистана. Для поддержания своего военного потенциала Индия расходует на эти цели около 3,5% своего валового национального продукта, что составляет 7,5 млрд.долл. Специалисты этой страны овладели военной ядерной технологией, что было продемонстрировано взрывом ядерного устройства в 1974 г. Используя возможность импорта ядерных материалов и ноу-хау, предназначенных для мирных целей, а также собственной ядерной энергетики, Индия, по оценкам экспертов, может ежегодно производить 180 - 200 кг оружейного плутония. Этого количества достаточно для изготовления 20 - 25 боезарядов. Индия имеет средства доставки ядерного оружия - британско-французский самолет "Ягуар" и советский МиГ-27. В последние годы она активизировала усилия по созданию ракет, в том числе и средней дальности, которые могут рассматриваться как средство сдерживания, не только против Пакистана, но и против Китая. Однако существуют мотивы, сдерживающие ядерные амбиции Индии. Дело в том, что страна обладает значительным превосходством над Пакистаном в обычных вооружениях, а в случае развязывания взаимной ядерной гонки это превосходство будет практически нивелировано. Другим сдерживающим мотивом является стремление Индии стать лидером третьего мира, для подавляющего большинства стран которого одним из основополагающих принципов является безъядерный статус. Поэтому для государства, активно выступающего за ядерное разоружение, публично обнародовать ядерные амбиции означает коренным образом подорвать свои позиции в третьем мире. Это на практике приводит к тому, что руководство страны демонстрирует определенную степень ограничения своих ядерных программ. Противостоящий Индии Пакистан расходует на военные цели 7 % своего валового национального продукта, что составляет 2,5 млрд.долл. Непосредственным стимулом к овладению ядерным оружием послужило поражение, нанесенное Пакистану Индией в 1974 г. По оценкам некоторых экспертов, Пакистан начал активно накапливать расщепляющиеся оружейные материалы с 1985 г. и в настоящее время может производить ежегодно 1 - 2 ядерных боезаряда. Во избежание давления со стороны США Пакистан не производит готовых ядерных взрывчатых устройств, предпочитая изготавливать и приобретать необходимые ключевые элементы. Это обеспечивает готовность к изготовлению боезарядов в течение нескольких недель. Пакистан имеет самолеты - носители ядерных бомб типа Б-16 и "Мираж", а также ракеты тактического назначения. Весьма показательной является ядерная политика ЮАР. Эта страна обладает научно-технической базой для создания ядерного оружия. По признанию президента ЮАР Де Клерка, к моменту вступления его на этот пост в стране имелось шесть боевых ядерных зарядов, которые по его приказу вскоре были уничтожены. Работы по созданию этого оружия проводились начиная с 70-х годов. Уже через несколько лет был создан первый заряд "пушечного" типа. В дальнейшем проводились работы по созданию термоядерных боеприпасов. В 1991 г. ЮАР присоединилась к Договору о нераспространении и поставила свои ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ. Однако среди "пороговых" стран ЮАР обладает, пожалуй, наивысшей способностью в кратчайшие сроки наладить собственное производство ядерных боезарядов. Израиль является страной, фактически обладающей ядерным оружием. По оценке видного американского физика-ядерщика Т.Тейлора, в арсенале этой страны в конце 80-х годов могло находиться от 50 до 200 ядерных боезарядов. Однако Израиль официально не подтверждает, но и не опровергает свой фактический ядерный статус, стараясь извлечь политические дивиденды из "поддержания неопределенности" и оказывая давление на своих оппонентов. Израиль уклоняется от присоединения к Договору о нераспространении. Страна имеет довольно развитую ядерную промышленность, которая была создана во многом благодаря помощи Запада. Для получения оружейного плутония используется тяжеловодный реактор и установка для регенерации отработанного топлива, мощности которых достаточно для ежегодного производства 5 - 10 ядерных боезарядов. Производство плутония может быть увеличено с вводом в строй еще одного реактора, что позволит дополнительно создавать 6 - 8 зарядов в год. Среди средств доставки, кроме американской ракеты "Ланск" (120 км), Израиль имеет тактические и оперативно-тактические ракеты собственного производства. К концу 80-х годов в стране была завершена разработка ракеты средней дальности "Иерихон" нескольких модификаций, дальность действия которых охватывает всю территорию стран Ближнего и Среднего Востока. Примерно в равном положении в отношении ядерного оружия находятся Аргентина и Бразилия. В настоящее время отсутствуют признаки того, что эти страны обладают ядерным оружием. Среди стран Латинской Америки они обладают наиболее развитой ядерной промышленностью и способны самостоятельно в довольно сжатые сроки наладить производство этого оружия. Обе страны являются членами МАГАТЭ, ратифицировали Договор Тлате-колко о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, однако Аргентина не ратифицировала, а Бразилия не подписала Договор о нераспространении. Несомненно, что будущее ядерной политики этих стран будет во многом определяться развитием ситуации прежде всего в Латинской Америке и состоянием режима нераспространения. Как уже указывалось, потенциальные обладатели ядерного оружия уделяют большое внимание приобретению средств его доставки, в первую очередь баллистических ракет. Если ранее они приобретали ракеты у традиционных экспортеров этого оружия, таких как США, СССР, Великобритания, Франция, Китай, то в последние годы ситуация значительно изменилась. Только за период второй половины 80-х годов 26 стран получили доступ к ракетной технологии и развернули собственное производство ракет. По оценкам экспертов США, к 2000 г. не менее 15 развивающихся стран будут способны самостоятельно производить ракеты различного назначения. В таблице приведены сведения о ракетном оружии стран третьего мира, находящемся на вооружении или в стадии завершения испытаний.
Мировое сообщество уже давно обратило серьезное внимание на опасность распространения оружия массового поражения, и особенно ядерного. Однако потребовалось немало времени для принятия действенных мер, способных создать серьезные препятствия на пути расползания ядерного оружия по планете. Как известно, в 1968 г. был заключен и в 1970 г. вступил в действие Договор о нераспространении ядерного оружия. В настоящее время к нему присоединилось около 160 государств, в том числе все пять ядерных. Однако ряд "пороговых" государств до сего времени не подписали его по различным причинам. Среди них Бразилия, Израиль, Индия, Ливия, Пакистан, Алжир и некоторые цругие государства.
Договор о нераспространении содержит взаимные обязательства как ядерных, так и неядерных государств. Ядерные страны взяли на себя обязанность не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним ни прямо, ни косвенно; не помогать неядерным государствам в производстве и приобретении такого оружия. Со своей стороны неядерные страны обязуются: не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним, а также не производить и не приобретать его, не принимать помощи в производстве ядерного оружия. Обеспечение контроля за выполнением положений Договора возлагается на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Неядерные государства должны поставить под гарантии МАГАТЭ ядерные объекты с тем, чтобы все расщепляющиеся материалы использовались исключительно в мирных целях. В то же время договором закрепляется право каждого государства проводить исследования и обеспечивать использование ядерной энергии в мирных целях. В соответствии с договором ядерные страны обязуются "в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем". Все неядерные государства - участники Договора получили гарантии безопасности в отношении возможного применения против них ядерного оружия. Резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 г. предусматривает принятие действенных мер в случае его применения против какого-либо неядерного государства или угрозы применения со стороны государства, владеющего им. Разумеется, Договор о нераспространении не является идеальным документом, и в определенной степени он носит дискриминационный характер. Впервые в практике международных отношений одной группе государств предоставлялось (вернее, закреплялось де-юре) право обладания самыми мощными средствами массового уничтожения, которые обладают свойствами "абсолютного оружия". Другие государства, сознавая опасность распространения ядерного оружия, добровольно отказались от обладания таким оружием. Можно задаться вопросом: был ли у мирового сообщества другой путь снижения угрозы термоядерной катастрофы? Моделирование вероятного развития международной ситуации, проведенное рядом исследователей, показало, что увеличение числа ядерных держав, например, с 5 до 8, увеличивало вероятность термоядерного конфликта в несколько раз. С другой стороны, полная ликвидация ядерного оружия в условиях широкого распространения ядерной технологии и возможности тайного его изготовления в каких-либо странах сделают ситуацию в мире еще более опасной и непредсказуемой. Тайное изготовление десятка ядерных боезарядов в одной из стран в условиях безъядерного мира обеспечит ей подавляющее военное превосходство над любым государством. Это, несомненно, будет подталкивать наиболее агрессивные, тоталитарные, националистические режимы к тому, чтобы попытаться воспользоваться сложившейся ситуацией для достижения важнейших политических или экономических целей.
Означает ли это, что человечество обречено навечно жить в условиях ядерной угрозы? Разумеется, нет. Подтверждением этого является эволюция взглядов на использование ядерного оружия, произошедшая на протяжении четырех десятилетий. От эйфории по поводу безграничных возможностей "абсолютного оружия", с помощью которого считалось возможным обеспечить решение всех проблем, вплоть до установления мирового господства, до отрицания его как оружия войны и определения единственной рациональной функции - сдерживания. Однако и эта функция ядерного оружия является весьма ограниченной в силу обязательств, взятых ядерными государствами о неприменении его против неядерных стран. Обязательства СССР (России) и Китая о неприменении первыми ядерного оружия еще более сужает сферу его возможного практического применения.
Прежде всего это резкое уменьшение ядерных потенциалов главных ядерных держав США и России в ходе выполнения соглашений СНВ-1 и СНВ-2. Разумеется, при этом подлежат полной ликвидации ядерные вооружения, размещенные на территории Украины, Казахстана, Белорусии. На следующем этапе к процессу ядерного разоружения должны присоединиться Великобритания, Франция, Китай. По мере радикальных сокращений ядерного оружия целесообразно рассмотреть вопрос о передаче оставшегося ядерного арсенала в распоряжение Совета Безопасности ООН. Этот ограниченный ядерный потенциал будет необходим на случай тайного овладения каким-либо государством ядерным оружием. По мере оздоровления международного климата, укрепления системы коллективной безопасности могут создаться объективные условия для полной ликвидации ядерного оружия, выработки надежного механизма предотвращения его возможного тайного изготовления. Безъядерный мир является необходимым условием сохранения человечеством своего бессмертия. Однако путь к безъядерному, ненасильственному миру будет отнюдь не усыпан розами, и он не придет сам по себе, а потребует от мирового сообщества значительных усилий. Для укрепления режима нераспространения чрезвычайно важным является одновременное осуществление как политических, так и технических мер воздействия. Разработка и осуществление комплекса таких мер приобретают особое значение в настоящее время, в период подготовки к конференции 1995 г. Во всех публикациях и выступлениях содержится поддержка режима нераспространения, однако гораздо меньше внимания уделяется выработке конкретных рекомендаций по укреплению режима нераспространения, внесению соответствующих поправок и дополнений в текст договора. Представляется необходимым прежде всего конкретизировать содержание понятия "не производить ядерное оружие". Оно должно распространяться не только на производство самого оружия, но и на проведение соответствующих НИОКР, создание и приобретение отдельных компонентов боеприпасов. Особое внимание следует уделить принятию на себя обязательств по раскрытию всей деятельности в области военной ядерной технологии со стороны "пороговых" и "околопороговых" государств. Такие государства должны представить доказательства об отказе от дальнейших работ в этой области, что они ликвидировали или трансформировали объекты, на которых проводились работы по созданию ядерного оружия, или его компонентов, и уничтожили все их запасы. Для проверки выполнения указанных положений необходимо осуществлять комплексные специальные инспекции. Согласие инспектируемой страны на проведение таких проверок является проявлением ее открытых и честных намерений, ее доброй воли. Для решения этой задачи необходимо значительно расширить права и обязанности МАГАТЭ. Необходимо постепенно перейти к такому состоянию, чтобы под гарантии этого агентства были поставлены все ядерные объекты как мирного, так и военного назначения во всем мире, усилить международный контроль за производством и перемещением расщепляющихся материалов. Должен быть узаконен со стороны Совета Безопасности ООН инспекционный режим ядерных объектов "по подозрению" на территории всех участников Договора о нераспространении. Немаловажное значение следует придать расширению масштабов политических и экономических санкций в отношении государств, нарушающих режим нераспространения. Создание такого эффективного механизма воздействия является чрезвычайно важной и в то же время весьма сложной задачей, которая может вызвать наибольшие возражения, особенно со стороны "пороговых" государств. Однако в целом мировое сообщество уже приходит к пониманию необходимости принятия самых радикальных мер против нарушителей режима нераспространения. При этом санкции к странам-нарушителям могут применяться исключительно по решению ООН, что должно предотвратить их использование в политических целях отдельных группировок государств.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(16);%>
|