Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
А.МЕНЬШИКОВ,
зам.генерального конструктора МАК "Вымпел", доктор технических наук В.СИМАКОВ,
директор программы "Безопасность", кандидат военных наук В.ЦЫМБАЛ,
генеральный директор ЦМиСИ, доктор технических наук, профессор Подписанное президентами России и США совместное заявление по глобальной системе защиты (ГСЗ) против баллистических ракет (1992 г.) явилось новым шагом на пути сотрудничества России и США в военной области. Новизна ситуации в том, что впервые в практике взаимоотношений двух государств, ранее противостоявших друг другу, появилась возможность совместного решения сложных военно-технических проблем при непосредственном участии в этом процессе представителей военно-промышленных комплексов обеих стран. Такое взаимодействие планируется осуществлять в наиболее перспективных направлениях развития военной науки и техники. К осуществлению этой программы будут привлечены лучшие силы стран СНГ. Вместе с тем работы по глобальной системе защиты могут стать существенной частью общей стратегии ведущих стран мирового сообщества при реализации политики сдерживания в отношении распространения баллистических ракет и оружия массового поражения. Что же следует понимать под глобальной системой защиты? Нам представляется, что это понятие предполагает прежде всего систему мер, реализованных мировым сообществом с целью ограничить распространение ракетного и ядерного оружия, своевременного предотвращения конфликтов с его применением. А включать в это понятие следует совокупность всех средств и способов предотвращения ущерба в случае возможного применения оружия. Создание такой системы важно как с военной, так и с политической точки зрения. Это связано прежде всего с тем, что процесс распространения ракетного оружия стал свершившимся фактом, не исключается появление ядерного оружия в руках деятелей некоторых государств, способных без особых колебаний использовать его в своих авантюристических планах. Отрадно, что установившийся курс на партнерство между Россией и США уже приносит свои плоды. Совместные работы по противодействию тем вызовам в области безопасности, которые может ожидать мировое сообщество в будущем, - положительный результат нашего сотрудничества в военной области. Тем не менее политические аргументы в процессе подготовки и реализации подобных международных совместных проектов имеют более высокий приоритет по сравнению с техническими. Попытаемся определить, в какой мере проект ГСЗ, включающий как наземную, так и космическую компоненту, целесообразен с точки зрения политических интересов России и США. Во-первых, в условиях, когда вследствие распада СССР начинает разрушаться национальная система защиты, а США вдруг превратились из вероятного противника если не в друга, то по меньшей мере в партнера, не следует отталкивать протянутую руку помощи в организации новой защиты. Наоборот, на наш взгляд, необходимо совместными усилиями противостоять растущей угрозе со стороны государств, стремящихся к обладанию ракетно-ядерным оружием. Во-вторых, научно-техническое сотрудничество с США отвечает интересам России, так как появляется возможность с наименьшими затратами ликвидировать технологическое отставание в отдельных областях высоких технологий. В-третьих, глобальная система защиты от ракетно-ядерного терроризма - это один из немногих проектов, в котором США имеют свой интерес, так как географически Россия близко расположена к потенциальным, по определению США, террористам, что обеспечивает их эффективный контроль с помощью наземных радиолокационных средств предупреждения о ракетном нападении. В-четвертых, реализация совместного оборонительного проекта скрепила бы дружественные отношения США и России, и риск возврата к конфронтации был бы существенно снижен. В-пятых, реализованный проект ГСЗ мог бы стать символом нового мира, в котором США и Россия выступали бы как союзники, а не соперники, что значительно укрепило бы их позиции среди ведущих мировых держав. В-шестых, развитие сотрудничества США и России в области совместной обороны может создать новые стимулы для дополнительных усилий США в деле стабилизации экономической и политической обстановки в России. Этот перечень положительных интересов можно было бы продолжить, хотя и в таком виде, как нам представляется, он выглядит довольно убедительно. Но если смотреть на предмет наших интересов лишь с одной стороны, хотя и очень привлекательной, то мы рискуем проглядеть все то, что отличает объемный взгляд на предмет наших исследований от его плоского однобокого изображения. Поэтому рассмотрим некоторые негативные последствия создания ГСЗ. 1. Сотрудничество России и США в деле защиты от ракетно-ядерного терроризма неизбежно увеличит число государств, отрицательно относящихся к сближению России и США за счет тех, кого США причисляют к террористическим режимам и которые находятся во враждебных отношениях с США. 2. Возможно ухудшение политических отношений с некоторыми государствами, которые должны России значительные суммы (3,9 млрд.долл.), что приведет к задержке выплаты долга. 3. Сотрудничество в осуществлении технически сложных совместных проектов в области обороны может быть плодотворно лишь при равном партнерстве. В настоящее время, когда Россия находится в состоянии глубокого экономического и политического кризиса, в союзе США и России по ГСЗ будет доминировать сильнейший. Другой стороне будет отведена роль "бедного родственника" и ее интересы будет определять новый "старший брат". Очевидно, что такая роль для России была бы совершенно несвойственна в прошлом и вряд ли необходима в будущем. Таковы аргументы "за" и "против" ГСЗ. В настоящее время политическое руководство ведущих стран мира пришло к пониманию, что только комплексный подход к решению весьма сложной проблемы ограничения, а в последующем - полного запрещения и ликвидации ракетно-ядерного оружия может освободить человечество от постоянной угрозы его использования. Отдельные шаги в этом направлении уже были реализованы мировым сообществом: это Договор о нераспространении ядерного оружия, Соглашение об ограничении распространения ракетных технологий и ряд других. И вот сейчас делаются новые усилия в этом направлении, которые позволят существенно понизить уровень опасности возможного несанкционированного или провокационного применения ракетно-ядерного оружия, что, в свою очередь, должно привести к повышению стратегической стабильности в мире как основы международного сотрудничества в интересах всеобщей безопасности. Очевидно, что создание глобальной системы защиты затрагивает интересы всех ведущих ядерных государств, так как она может оказать существенное влияние на эффективность их ядерных средств, сдерживания, особенно при наличии ограниченного ракетно-ядерного потенциала. Для России и США вопрос не нов, но сейчас он прежде всего касается Китая, Франции и Великобритании, значительно уступающих по ракетно-ядерной мощи США и России. Поэтому определение конкретного облика такой системы должно приниматься с учетом мнения, а еще лучше с участием всех стран, обладающих ракетно-ядерным оружием. Вместе с тем ее создание не должно рассматриваться другими странами, как сговор государств, обладающих передовой технологией, против слаборазвитых стран. Было бы неразумным создавать систему в целях повышения международной безопасности, если большинство или значительная часть мирового сообщества не будут разделять эту идею. Надо, безусловно, обеспечить открытость системы для других государств и широкую поддержку этой идеи всем мировым сообществом. У идеи создания совместной системы глобальной защиты от ограниченного удара, помимо изложенных, имеется и ряд других негативных сторон. Необходимо, очевидно, уточнить отдельные положения ранее подписанного Договора по ПРО в случае развертывания ГСЗ с элементами космического базирования. Все эти негативные моменты, сопутствующие созданию такой системы, могут затормозить процесс дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений, если договаривающимися сторонами не будут предприняты энергичные шаги по вовлечению в ГСЗ так или иначе всех заинтересованных стран, а также если государства не откажутся от развертывания вооружений в космосе. При разработке и реализации этих планов следует иметь в виду и то, что до настоящего времени не доказана "теорема существования" эффективных средств, борьбы со стратегическими ракетами в условиях противодействия системе ПРО. Наличие на борту атакующей баллистической ракеты комплексов среди активного и пассивного противодействия ставит практически непреодолимые препятствия перед системой ПРО при массированном применении стратегических баллистических ракет. Поэтому представляется целесообразным создание системы глобальной защиты осуществлять постепенно, начиная с создания ее информационной части. Эти работы не затрагивают Договора по ПРО и не могут оказать дестабилизирующее воздействие. Наоборот, создание международной системы предупреждения о ракетно-ядерной опасности позволило бы придать подобным средствам стран СНГ международный статус и тем самым понизить уровень негативного отношения к ним со стороны тех суверенных государств (бывших союзных республик), на территории которых в соответствии с Договором по ПРО они были в свое время размещены. Союз распался. Однако Договор по ПРО действует, и в соответствии со своими задачами функционируют средства им предусмотренные. И эти средства работают на обеспечение международной стабильности и ограничения гонки вооружений и, следовательно, на обеспечение независимости и процветания и тех государств, на территории которых они сегодня есть. На следующем этапе создания системы глобальной защиты можно было бы приступить к созданию средств борьбы с оперативно-тактическими ракетами. И наконец, на третьем этапе - приступить, при необходимости, к рассмотрению возможности создания системы глобальной защиты от ограниченного удара стратегических ракет. Параллельно с этим следует добиваться заключения международного договора по ограничению распространения ракетных технологий для ракет большой, средней и малой дальности (вплоть до дальности не более 100 км) по типу Договора о нераспространении ядерного оружия, предусматривающего международную защиту (гарантии) для стран, отказавшихся от создания ракетного оружия, а также санкции (политические, экономические, технологические) против стран, распространяющих такие технологии. В настоящее время проведено несколько раундов переговоров между Россией и США по проблеме выработки концепции ГСЗ и поиска подходов к началу совместных работ. Однако сильной заинтересованности сторон, судя по всему, в решении этого вопроса не видно. Угроза, связанная с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки, явно существует и продолжает расти. Мировое сообщество уже не может полагаться исключительно на дипломатические усилия или на контроль за его распространением, чтобы противостоять этим угрозам. Необходимо сделать шаги в направлении создания совместных систем обороны против ракетно-ядерной угрозы. Это должно произвести отрезвляющее действие на тех, кто стремится к обладанию ракетно-ядерным оружием. Таким видится одно из новых направлений сотрудничества США и обновленной России совместно с другими демократическими странами в деле обеспечения стабильности и прочного мира. |
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(108);%> <%you_hit(94);%>
|