Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

                           Концепция
информационно-ударной
операции в современной войне
 
 
 
В.Круглов,
доктор военных наук,
профессор Академии
военнных наук, полковник
Д.Ловцов,
доктор
 технических наук, профессор
Академии
 военнных наук,
 полковник
Вступление современного мира в информационную эру, глобальная информатизация на основе создания и совершенствования новых информационных технологий (НИТ), единых телекоммуникационных метасетей (типа Интернет) и «независимых» средств массовой информации (дезинформации) остро поставили вопрос об информационной безопасности государств и их вооруженных сил (ВС). Состояние информационной безопасности ВС определяется, главным образом, следующими основными факторами: степенью удовлетворения информационно-психологических потребностей персонала ВС и негативными (преднамеренными и случайными) информационно-психологическими и информационно-техническими воздействиями на личный состав и средства управления войсками и оружием, соответственно. В связи с этим под информационной безопасностью ВС можно понимать защищенность потребностей частей, соединений и объединений, видов ВС, высших органов военного управления в качественной (ценной) информации, необходимой для их жизнедеятельности и функционирования, решения целевых задач, образования (обучения) и развития. При этом научное решение проблемы обеспечения информационной безопасности ВС базируется на исследовании информационных отношений их активных компонентов — человеко-машинных объектов и систем управления оружием, войсками, специальными комплексами и др., т.е. военных эргатических систем (эргасистем), с соответствующими активными компонентами ВС противника и между собой.

Отношения эргасистем в различных информационных средах (естественных, искусственных и гибридных) включают отношения информационного обособления (изоляции и защиты) и информационного взаимодействия (соперничества и сотрудничества)1. При этом отношения информационного соперничества (информационный сбор: разведка, космический мониторинг и др.; информационное противодействие: радио-электронное подавление (РЭП), инфильтрация дезинформации, «компьютерных вирусов» в АСУ противника и др.) и информационной защиты (информационная маскировка: защитные семантические преобразования информации, применение широкополосных информационных сигналов и др.; информационное прикрытие: радио-электронная защита (РЭЗ), ограничение доступа к средствам и др.) противостоящих боевых систем составляют, по нашему мнению, основное содержание информационной борьбы в военно-политической сфере. Главная цель ее состоит в нейтрализации и разрушении информационно-стратегического ресурса враждебного государства и его ВС при одновременном обеспечении защиты своего информационно-стратегического ресурса от аналогичных воздействий со стороны противника. Для достижения этой цели создаются специальные межвидовые информационно-ударные группировки войск и сил.

Информационная борьба в мирное время — особая форма информационного вмешательства во внутренние дела других стран, направленного на попрание суверенитета, разрушение культуры народов, разжигание недоверия и вражды между ними, дискредитацию ВС эвентуального противника. Она активизируется особенно при непосредственной подготовке к войне.

Информационная борьба в военное время (информационная война) — особая форма информационной агрессии, создания информационных условий дестабилизации экономики, дезинформации, дезориентации и дезорганизации войск противника, массированного негативного информационного и запугивающего морально-психологического воздействия на войска и население противника, прямое применение «информационно-энергетического оружия» (подавляющих и разрушающих радиоэлектронных, оптикоэлектронных, психотронных, программно-компьютерных и др. средств2 и «информационно-огневого оружия» (высокоточного оружия — ВТО, в котором ударное оружие интегрировано с информационным каналом обнаружения, распознавания, целеуказания и наведения).

Отсюда основными задачами информационной борьбы можно считать:

  • в мирное время — обеспечение информационной безопасности государства и его ВС путем укрепления и повышения информационно-технологического потенциала своей страны, поддержания устойчивого управления экономикой, войсками и оружием, воздействия на общественное сознание для активизации моральных стимулов населения к необходимости вооруженной защиты Отечества в случае вооруженной агрессии, а также поддержка (инспирирование) вялотекущих деструктивных процессов в сфере государственного управления противника, которые изнашивают его информационно-технологический ресурс;
  • в военное время — обеспечение информационного превосходства государства и его ВС путем активного воздействия (информационно-психологического, радиоэлектронного, программно-компьютерного, психотронного и др.) на системы государственного и военного управления противника и источники информационных угроз для блокирования (нарушения работы, разрушения) стратегических систем управления (ракетно-ядерным оружием и др.) и введения противника в заблуждение о сроках начала, характере и масштабах предстоящей военной кампании в целом и отдельных операций, снижения морально-психологической устойчивости и боевого духа войск противника при одновременном предупреждении, парировании и нейтрализации негативных информационных воздействий, осуществляемых противником.

  • Основной формой применения межвидовых информационно-ударных группировок в современной войне становится, по нашему мнению, специальная информационно-ударная операция как сложная система взаимосвязанных и согласованных по целям, задачам, месту, времени (этапам) и способам проведения информационно-ударных сражений, информационно-огневых боев и информационных ударов, проводимых с целью поражения информационно-стратегического ресурса противника и срыва его действий.

    Согласно данному определению, информационно-ударная операция (ИУО) всегда носит наступательно-оборонительный характер и содержит в качестве наступательных информационных («информационно-боевых») действий разнообразные информационные удары (табл.). Под информационным ударом понимается внезапное кратковременное и мощное информационное воздействие (избирательное, сосредоточенно-массированное или массированное, специализированное или комплексное — комбинированное) на личный состав ВС и систему государственного управления (войсками, оружием, экономикой и др.) противника. В современной войне возможны следующие основные виды информационных ударов: информационно-психологический (воздействие СМИ и/или агитационно-пропагандистских средств: видео- и аудиокассет и др.); радиоэлектронный (воздействие средств радиоэлектронного подавления и др.); психотронный (воздействие специальных средств: генераторов мощных импульсных электромагнитных излучений (ЭМИ), видеографической и телевизионной информации, видеосредств НИТ типа «Виртуальная реальность» и др.);

  • программно-компьютерный (воздействие и/или активизация в системах управления противника специальных разрушающих программных средств: «компьютерных вирусов», сетевых вирусов- «червей», программных закладок и др.);
  • информационно-огневой (разведывательно-огневой и др.), т.е. комбинированное воздействие информационных и огневых средств.
Такие удары могут проводиться в различных комбинациях, но согласованно во времени и в пространстве, по единому плану и замыслу с целью достижения максимального эмерджентного эффекта.

Основными свойствами такой информационно-ударной операции являются:

  • объемность (использование наземно-воздушно-космической сферы информационно-боевых действий);
  • дистанционность (отсутствие непосредственных контактов с силами и средствами противника);
  • управляемость (возможность оперативного влияния на ход ведения информационно-боевых действий);
  • комплексность (согласованное применение космических, воздушных, морских и наземных средств информационной борьбы).
В связи с этим основными требованиями к организации и проведению информационно-ударной операции являются:
  • возможность согласованного проведения ИУО в составе операции более высокого масштаба (например, стратегической воздушно-космической операции3);
  • высокая степень детальности разведки (включая проводимую в ходе разведывательно-огневого удара); соответствие требуемому уровню качества управляющей, осведомляющей (навигационно-баллистической, контрольно-измерительной, телеметрической, сигнальной и др.) и специальной (развединформации и др.) информации, включая внутреннее качество информации — содержательность (значимость: идентичность, полноту; куммулятивность: гомоморфизм, избирательность) и внешнее — защищенность (достоверность: помехоустойчивость, помехозащищенность; сохранность: целостность, готовность; конфиденциальность: доступность, скрытность, имитостойкость);
  • высокая точность пространственно-временной «увязки» применения космических, воздушных, морских и наземных средств информационной борьбы.
Обеспечение требуемого уровня качества и эффективности проведения информационно-ударной операции в целом как сложной системы действий базируется на известном принципе информационной ценности, определяющем три соответствующих экстремальных условия:
  • информационно-стратегический ресурс следует использовать рациональным способом и только для переработки наиболее ценной (качественной) информации, на основе которой действительно возможна выработка оптимальных (при заданном ограничении на количество информации) управляющих решений-действий, ведущих к достижению целей ИУО.
Под способом использования (употребления) информационно-стратегического ресурса эргасистемы военного назначения понимается специальная информационная технология как совокупность информационных процедур формирования (рецепции), интерпретации (преобразования, поиска, реорганизации) и коммуникации (передачи, хранения) военно-специальной информации. Внедрение эффективных НИТ позволит повысить уровень качества и эффективности проведения основных этапов ИУО. При этом повышение эффективности проведения информационно-ударной операции в части обеспечения оптимальности управляющих решений-действий возможно в результате тщательного, детального выполнения ее «заблаговременного» этапа с целью «ослабления» (снятия) ограничения на количество осведомляющей информации.

Количественную оценку информационно-стратегического ресурса можно осуществить с помощью известных мер количества структурной и содержательной информации, а различных целевых и технологических эффектов его использования — на основе соответствующих информационных показателей, использующих данные информационные меры в качестве компонентов4.

Основными стратегическими задачами информационно-ударной операции в современной войне (см. табл.) являются следующие:

Характеристики информационно-ударной операции
  • на I этапе: срыв навигационного обеспечения войск и оружия противника; нарушение функционирования АСУ войсками и оружием противника, включая системы связи и обмена данными;
  • на II втором этапе: «разрушение» (нарушение функционирования) автоматизированных информационно-ударных систем (АИУС) и комплексов (разведки, опознавания, целеуказания, наведения и др.) противника, включая их информационно-программную (базы данных и знаний) и аппаратурно-программную части, а также встроенную в оружие микропроцессорную технику.
Выполнение этих задач на основе применения нетрадиционных, физически не разрушающих информационных средств поражения (борьбы) позволяет достигать стратегические цели информационно-ударной операции, вносить весомый вклад в достижение целей войны в целом, решающим образом влиять на ход и исход современных войн и, тем самым, во многом предопределять победу в глобальном информационном противостоянии существующих центров силы и цивилизации.
 
1 Ловцов Д.А. Проблема обеспечения информационной безопасности России // Обозреватель - Observer. 1999. № 2. С. 44—50.
2 Ловцов Д.А. О парадигме национальной безопасности России // Обозреватель — Observer. 1999. № 9. С. 47—50.
3 Круглов В.В. О вооруженной борьбе будущего // Военная мысль. 1998. № 5. С. 54—58.
4 Ловцов Д.А. Информационные показатели эффективности функционирования АСУ сложными динамическими объектами. Модели измерения информационного ресурса АСУ // АиТ РАН. 1994. № 12. C. 143—150; 1996. № 9. С. 3—17.
 

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]