Обозреватель - Observer 
Военно-политические проблемы 

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ 
ПВО: 
в чем ее суть?

М.НАУМЕНКО,  
генерал-лейтенант в отставке 
 
 

В истории развития Войск ПВО страны было немало попыток реорганизовать систему противовоздушной обороны. Однажды намеревались переподчинить всю истребительную авиацию ПВО Военно-Воздушным Силам, чтобы объединенными усилиями решать задачи ПВО; в другой раз раздать части и соединения военным округам; в третий — изменить боевую и летную подготовку авиации ПВО, приспособив ее к нуждам фронтовой авиации ВВС. Существовал вариант передачи сил и средств системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) Ракетным войскам стратегического назначения и даже Верховному Главнокомандованию. В Генеральном штабе вынашивалась идея использования зенитных ракетных комплексов ПВО (после их доработки) для стрельбы по наземным и морским целям, особенно в тот период, когда зенитные ракеты стали оснащаться ядерными боевыми зарядами. Часть доработанных ЗРК планирова лось передать Сухопутным войскам и береговым частям Военно-Морского Флота. 

Большинство этих и других попыток "реорганизации" системы ПВО не получило своего во-площения в жизнь. Возобладал здравый смысл, да и расчеты свидетельствовали о том, что кроме крупных материальных издержек никакого наращивания боевых возможностей войск противовоздушной обороны не произойдет. 

Сейчас в который раз намечена реорганиза ция системы ПВО страны, но теперь уже не обособленно от Вооруженных Сил России, а по плану военной реформы в рамках общей структурной перестройки всего нашего войскового организма. Основная идея реорганизации ПВО заключается в слиянии двух видов Вооруженных Сил — Военно-Воздушных Сил и Войск ПВО страны и образовании нового объединен ного вида Вооруженных Сил — Военно-Воздуш ных Сил. 

Считается, что слиянием ВВС и ПВО и образованием нового вида Вооруженных Сил — ВВС будет достигнут ряд преимуществ, в числе которых одним из главных явится экономия средств на содержание частей и соединений прежних видов Вооруженных Сил и упрощение их управления как в мирное, так и в военное время. Важным обстоятельством якобы является упорядочение технического и тылового обеспечения ВВС и ПВО в рамках единого организма, совершенствование их инфраструк туры. 

Защищая идею объединения ВВС и ПВО часто ссылаются на зарубежный опыт, в первую очередь на США, где, как известно, военно-воз душные силы служат связующиv звеном между различными родами авиации и отдельными соединениями ПВО. Между тем, ссылка эта некорректна: американские ВВС имеют особый, специфический состав, иной статус, предназна чение и стратегические задачи. Что касается противовоздушной обороны, то ею занимается совсем другое ведомство. 

Идея объединения Военно-Воздушных Сил и Войск ПВО страны в единый организм существует у нас не одно десятилетие. Обычно она возникала в периоды очередного совершенство вания Вооруженных Сил (в 60—70 годы), либо после неудачных действий системы ПВО по обороне воздушных рубежей нашей страны. При этом само объединение обычно мыслилось как поглощение ПВО системой Военно-Воздуш ных Сил со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Нередко идею объединения ВВС и ПВО пытались частично реализовать на практике. Большей частью это происходило тогда, когда у руля руководства Войск ПВО, их штабов и крупных объединен ий стояли авиаторы, выходцы из ВВС, такие, например, известные фигуры, как К.Вершинин, В.Судец, И.Подгорный, М.Самохин, Г.Скориков и др. Именно при их руководстве численность Военно-Воздушных Сил периодически пополнялась за счет ПВО: например, путем сокращения числа истребительных авиационных полков противовоздуш ной обороны и формирования за их счет новых частей фронтовой авиации ВВС. Росли ВВС и за счет сокращения авиационных сил ПВО Военно-Морского Флота, поскольку считалось, что задачи обороны кораблей и береговых баз от ударов с воздуха возьмут на себя, наряду с Войсками ПВО, части и соединения военно-воздушных сил примор-ских военных округов. 

Почему же в конечном счете объединение ВВС и ПВО до сих пор так и не состоялось? Надо полагать прежде всего потому, что эти два вида вооруженных сил в своей основе являются антиподами, имеющими свои стратегичес кие, оперативные и тактические задачи, в корне отличные друг от друга. 

Военно-Воздушные Силы, как вид Вооруженных Сил, создавались и содержатся для нанесения ударов по сухопутным, морским и авиационным группировкам потенциального противника, его административно-политическим, промышленно-экономи ческим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок. Эти задачи ВВС призваны выполнять совместно с другими видами Вооруженных Сил и самостоятельно.  

Разумеется, в связи с изменениями внешнеполи тической обстановки, некоторыми успехами в обеспечении международной безопасности, снижением уровня ракетно-ядерного потивостояния стратегические задачи наших ВВС существенно сократились или во всяком случае изменились. Но в принципе их роль как потенциальной ударной силы, особенно в случае безъядерной агрессии, не претерпела существенных изменений.  

Иное дело Войска ПВО страны. Это сугубо оборонительный вид Вооруженных Сил. Они всегда предназначались для борьбы с воздушным противником, для защиты от ударов с воздуха административно-политических, промышленно-экономичес ких центров, районов и объектов, прикрытия группировок войск и сил флотов, важных военных и других объектов. Эти функции в последние годы существен но расширились. Кроме сил противосамолетной обороны в состав Войск ПВО страны включены части и соединения противоракетной, противокосмической обороны и средств предупреждения о ракетном нападении. 

В отличие от ВВС, ударная мощь которых необходима главным образом для предупрежде ния или парирования возможной агрессии, Войска ПВО нужны ежеминутно, ежечасно, поскольку даже сейчас, в сугубо мирное время, имеют место систематические нарушения воздушного пространства как России, так и СНГ, непрерывные полеты воздушных разведчиков вдоль наших границ. 

Немалой угрозой для нашей национальной безопасности может явится возникновение локальных войн и вооруженных конфликтов у российских границ, способных эскалировать и перерасти в крупный военный пожар. В такой обстановке роль Войск ПВО трудно переоценить. Сохраняется опасность международного терроризма, военного шантажа, в том числе с использовани ем оружия массового поражения. Существует теоретическая возможность несанкционированно го, неумышленного или, как еще говорят, "случайного" использования ракетно-ядерного оружия, несмотря на заключенное в свое время соглашение между СССР, США, Великобрита нией и Францией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны. 

Несколько снизила "случайность" пуска МБР реализация соглашения между ведущими ядерными державами о введении в ракеты "нулевого" полетного задания, хотя сам режим "ненацеливания" не может ни приблизить ядерную войну, ни уменьшить ее угрозу. Да и "нулевым" заданием особенно обольщаться нельзя, поскольку, по мнению специалистов, загрузка боевого полетного задания в электронную систему управления современных ракет занимает всего несколько минут. 

И еще одно обстоятельство. При общей тенденции сокращения затрат на закупку вооружения, развития оборонной структуры и оперативную и боевую подготовку, ассигнования на технологическое совершенствование материальной базы войны за рубежом не снижается. В развитых странах особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию средств воздушно-космического нападения: ракетам и искусственным спутникам Земли военного назначения, ударной авиации, оснащаемой новыми высокоточными средствами поражения, аппаратурой радиоэлектронной борьбы и пр. Идет активная закупка современных средств воздушного нападения развивающимися и слаборазвитыми государствами во всех регионах мира. Никто сегодня не может дать гарантий, что объектом применения этих вооружений не станет Россия и другие государства СНГ, особенно со стороны тоталитарных режимов с низкой политической ответственностью, которые претендуют на вхождение в "ядерный клуб". 

До недавних пор подобным угрозам нашей стране с воздуха и космоса сравнительно надежно противостояли Войска противовоздушной обороны, мощь которых являлась немалым сдерживающим фактором для потенциальных агрессоров. Способность Войск ПВО успешно решать стратегические, оперативные и тактические задачи прошла хорошую проверку в борьбе с многочисленными иностранными самолетами- нарушителями наших границ, а также в ходе боевых действий за рубежом, особенно во Вьетнаме, в Сирии, Египте, Афганистане и др. странах. 

Сила ПВО состояла в единстве всех ее составных частей, в оснащенности мощной боевой техникой и высокой обученности личного состава. Организация ПВО, ее инфраструктура были рассчитаны на комплексное использование войск, на тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех ее боевых компонентов. Оперативное построение войск, их группировка были развернуты так, что основные усилия сил и средств ПВО сосредоточивались на главных, наиболее опасных воздушно-космических направлениях, а менее опасные участки намечалось прикрывать за счет маневра войск, заранее спланированного и обеспеченного всем необходимим. 

Сейчас единство прежней противовоздуш ной обороны частично разрушено, система распалась на отдельные звенья. Потеряно главное, что определяло ее мощь и эффективность. 

Первой раскололась налаженная система ПВО стран — участниц Варшавского Договора, в оснащение которой Советским Союзом были вложены гигантские средства. Мы потеряли передовой оперативный эшелон системы противовоздушной обороны, так называемое "западное предполье". На северо-западе прекратилось функционирование противовоздушной обороны в связи с выводом наших войск из Прибалтики. Нет надежной системы ПВО в Закавказье и в Средней Азии, особенно там, где политическая и военная обстановка сложна и неустойчива. Лишь в Белоруссии и на Украине части и соединения ПВО, насколько нам известно, исправно несут боевое дежурство, но, будучи "приватизированы" Минском и Киевом, они действуют теперь автономно, как сугубо национальные формирования, вне системы ПВО России.  

Учитывая все это, нетрудно сделать вывод, что система ПВО России резко ослаблена. Надежность прикрытия дальних подступов к центральным районам нашей страны на северо-западе, юго-западе и на юге явно недостаточная, а потому требует к себе особого внимания. На западном воздушном направлении положение более благоприятное, но в связи с переходом части союзных войск ПВО под юрисдикцию Белорусси и и Украины российские воздушные рубежи оказались теперь в непосредственной близости от столицы нашего государства и его центральных областей, что также вызывает немалую озабоченность. 

Совершенно очевидно, что в условиях резкого ослабления системы ПВО России необходим о искать пути и способы ее кардинального усиления. Однако вместо этого предлагается паллиативное решение: слить систему ПВО с ВВС, вывести из ее состава силы и средства, относящиеся к контролю космического пространства и предупреждению о ракетном нападении. 

Утверждается, что уже в рамках ВВС, как новом виде Вооруженных Сил, Войска ПВО будут реконструированы, в связи с чем их мощь якобы возрастет и в первую очередь за счет привлечения фронтовой авиации (ее истребителей -перехватчиков) к решению задач ПВО. Средств для реконструкции, по утверждению Генерального штаба, потребуется не так уж много. 

К сожалению, сейчас нет достаточно обоснованных данных, чтобы судить, во что материаль но выльется образование нового вида Вооруженных Сил и сколько потребуется финансовых ресурсов для реорганизации ПВО. Но даже в том случае, если затраты на это мероприятие будут посильны для государства, существует опасность того, что Войска ПВО, образно говоря, растворятся в новом военном образовании. А это неизбежно приведет к утрате индивидуальности ПВО, ее традиций, изменению менталитета личного состава. Понизится статус ПВО: из вида Вооруженных Сил Войска противовоздуш ной обороны превратятся в род войск в составе ВВС. Не исключено, что мощь противовоздущной обороны в объединенных ВВС не только не возрастет, а останется прежней и даже уменьшится, поскольку реорганизация Войск ПВО не предусмат ривает каких-либо кардинальных мер по их оснащению новейшей боевой техникой или решительной модернизации существую щей. 

Справедливы ли опасения о потере Войсками ПВО своего лица в объединенных ВВС и будут ли посильны для государства расходы на реорганизацию ПВО? Ответ на это может дать только практика. Чтобы не ошибиться и не нанести в очередной раз урона мощи и боеготовности Войскам ПВО, было бы полезным при принятии окончательного решения по реконструкции ПВО рассмотреть и другие варианты реконструкции, более радикальные по своей сути. 

Учитывая происшедшие изменения в стратегическом положении России, а также необходимость усиления противовоздушной обороны на европейском направлении и в Средней Азии, можно было бы, в отличие от идеи объединения ВВС и ПВО, наметить два принципиальных направления возможных действий по подлинной реконструкции системы противовоздушной обороны, чтобы в какой-то мере компенсировать те потери, которые понесли Войска ПВО после распада СССР. 

Первое направление — это развертывание сил и средств ПВО по новым границам Российской Федерации с Прибалтийскими республиками, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном и возможно с Белорусссией. Многими специалистами это направление считается наиболее радикальным. Однако выполнить его нашему государству пока вряд ли под силу. Сейчас, пожалуй, никто не возьмется подсчитать, во что выльются работы в этом направлении. Но то, что для этого потребуются огромные средства, большое количество вооружения и боевой техники, немалый объем нового (в том числе и капитального) строительства, а также длительные сроки выполнения всех мероприятий, не вызывает никаких сомнений. Между тем ни того, ни другого, ни третьего в России в достаточном количестве нет и вряд ли появится в ближайшей перспективе. 

Поэтому, учитывая политическую и экономическую нестабильность в нашем государстве, дефицит материальных и финансовых средств, представляется предпочтительным второе направление — не отгораживаться впредь новыми воздушными границами от других стран СНГ, а объединить усилия ПВО этих стран для решения боевых задач сообща, по единому замыслу и плану. Иными словами, предполагается воссоздать на территории бывшего СССР объединен ную систему противовоздушной обороны в новом качестве. 

Речь, естественно, не идет о том, чтобы возвратиться к полностью централизованной ПВО Советского Союза, с единым командованием, безусловным подчинением Войск ПВО стран Содружества Центру. К этому возврата быть не может. Придется искать компромиссный вариант управления и взаимодействия, в котором разумно сочетались бы методы децентрализа ции, автономности действий с элементами централизованного планирования и руководства со стороны соответствущего органа, например Объединенного командного пункта ПВО СНГ. 

В основу объединенной системы ПВО СНГ было бы целесообразным положить несколько основополагающих принципов. Первый — это равноправие всех национальных составных частей объединенной системы ПВО, взаимное уважение их независимости и суверенитета. Второй основополагающий принцип — взаимная помощь, доверие и активная поддержка друг друга. И, наконец, третий принцип — общность оперативно-стратегических взглядов на военно-политическую ситуацию в мире, на характер и масштаб угроз со стороны сопредельных стран (в том числе и особенно НАТО), и, разумеется, на роль и место противовоздушной обороны в системе Вооруженных Сил. 

Образование объединенной системы ПВО создаст для России ряд стратегических преимуществ. Это прежде всего вынос воздушных рубежей далеко за российские территориальные границы, образно говоря, образование, в европейской части России и в Средней Азии "противовоздуш ного предполья", в котором соединенными усилиями Войск ПВО соседей можно добиться того, чтобы резко снизить эффективность первого удара воздушного противника, заставить его отказаться от продолжения воздушной операции. 

Создание объединенной системы ПВО даст немалые стратегические преимущества и другим странам СНГ, заключившим в свое время соглашение о коллективной безопасности. Так, в случае массированного удара воздушного противника средств ПВО одного государства может не хватить, и для создания нужного соотношения сил между нападающим и противовоз душной обороной потребуется привлечение сил соседей, в первую очередь истребителей-пере хватчиков для действий с аэродромов маневра. Это можно достичь лишь в рамках единой противовоздушной операции, при общем замысле и плане использования всех сил и средств ПВО, прикрывающих данное воздушное направление. Надежда на то, что такой маневр со стороны соседей можно осуществить экспромтом, без заблаговременной подготовки, по меньшей мере проблематична или вовсе лишена оснований. 

Объединение усилий войск ПВО стран Содружества может дать значительный выигрыш не только в оперативно-стратегическом отношении, но и в военно-технической области. 

До распада СССР на суверенные независимые государства военно-техническая политика страны была единой. Сейчас, когда дезинтегрировались наши Вооруженные Силы и распалась союзная оборонная промышленность, каждое государство Содружества в области военно-технической политики действует само по себе. Это наносит немалый урон научно-техническому прогрессу, приводит к дублированию работ оборонных предприятий, НИИ и КБ, нарушает их годами сложившуюся кооперацию и в конечном счете способствует неэффективному расходованию материальных и финансовых ресурсов, интеллектуального и промышленного труда. Единственный выход из создавшегося положения состоит в восстановлении утраченной интеграции и кооперации между предприятиями оборонной промышленности бывших республик СССР, налаживани и лицензирования производства вооружений и военной техники, обмене технической документа цией, организации научно-технического консультиро вания, как это было в недавнем прошлом. Только общими усилиями можно не допустить критическо го отставания от наиболее развитых стран Запада и Востока в разработке эффективных и перспектив ных вооружений, сохранить способность маневра военно-техническими ресурсами, позволяющими нивелировать воздействие возможных научных прорывов в других странах в области оружия и боевой техники. 

Реорганизация нарушенной системы ПВО России, как и создание единой противовоздушной обороны стран Содружества, потребует огромных усилий. Но прежде всего необходимо политичес кое согласие всех заинтересованных сторон, ибо комплексирование ПВО не может решаться обособленно, вступать в малейшее противоречие с проблемами государственного строительства или забегать вперед. 

К сожалению, процесс выработки и практической реализации решений по оборонным вопросам в Содружестве далеко не гладок. Сильно мешает интеграции, в том числе и в области ПВО, нестабильность военно-политической обстановки в некоторых странах СНГ, а то и прямая конфронта ция между различными ветвями власти. Имеет место излишняя амбициозность руководящих гражданских и военных лиц, подозрительность в отношении уже принятых решений, стремление переложить тяготы интеграции друг на друга. 

Тем не менее между отдельными руководителями СНГ и их военными ведомствами все явственнее проявляется желание скоординировать военное строительство, найти такой механизм и такую схему взаимодействия, которые бы устраивали всех и были бы во много раз эффективнее, чем сегодня. Ближе всех к такой координации действий в военной области, в том числе и в области ПВО, подошли сейчас Россия и Белорусссия, заключив между собой союзный договор. Нет сомнения в том, что когда дело с военной интеграцией между Россией и Белоруссиией пойдет на лад, появятся еще желающие присоединиться к уже заключенным соглашениям. Надо только не упустить этот шанс. В конечном счете мир не становится спокойнее, и в одиночку государствам Содружества со всеми проблемами обороны и безопасности просто не справиться.





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]