Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

 
Ю.ДЕРЯБИН,  
заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол 

Россия
и
Азиатско-Тихоокеанский
регион 
 
На протяжении всей российской истории новейшего времени, особенно в ее переломные моменты, политические умы России задумывались над вопросом — где искать подобающее ей место и роль в мире. С одной стороны, весь духовный, научный, культурный, политический потенциал России сформировал ся в Европе и по отношению к Европе. Он является неизвлекаемым элементом европейской и евроатлантической цивилизации. С другой стороны, аксиома Петра Великого о том, что "могущество России будет прирастать Сибирью", остается краеугольным камнем российской политики и на пороге XXI в. 

На мой взгляд, ответ на этот философский вопрос дает сама практика современных отношений в мире. Важнейшей политической задачей нашего времени является создание эффективной системы кооперативной международной безопасности. То есть безопасности, построенной на основе всеобщего сотрудничества и баланса интересов, а не на блоковом противосто янии с его неизбежными элементами сдерживания и устрашения. Такой способ обеспечения безопасности является единственно приемлемым в нынешний период перехода от идеологической конфронтации к многополярному миру. В противном случае даже без крупных войн человечество будет пребывать в состоянии "холодного мира" или передышки между очередными локальными конфликтами. 

Проблема кооперативной безопасности лежит во главе угла всей европейской политики. В Европе уже задействованы основные структуры и механизмы ее решения. Но проблема кооперативной безопасности приобретает все более актуальное значение и для Азиатско—Тихо океанского региона (АТР). Россия жизненно заинтересована в мире, стабильности, безопасности и процветании АТР. Ее территория на две трети находится в Азии, к Востоку от Урала постоянно проживает около 30 млн. россиян. Россия имеет в АТР важные экономические интересы. На долю стран региона сейчас приходится до 22% экспорта и до 15% импорта Российской Федерации. Но это очень малая часть возможного. Здесь имеются большие перспективы в плане сбыта высокотехнологичных товаров и, не в последнюю очередь, продукции российско го ВПК. Вне кооперирования со странами АТР, привлечения зарубежных инвестиций и технологий невозможно решить острые проблемы социально-экономического развития районов Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 

На пороге XXI в. АТР превратился в зону наиболее динамичного экономического роста, крупнейший международный торговый и финансовый центр. Разрастание кризисов и конфликтов в АТР имело бы губительные последствия для всего мира. 

За последние годы в АТР набирают силу многие благоприятные тенденции: снижается роль военно-силового фактора в политике безопасно сти стран региона, военно-политическая обстановка в регионе становится все более стабильной и предсказуемой. Страны региона прошли немалый путь в своих взаимных отношениях, постепенно освобождаясь от стереотипов конфронта ции и взаимного недоверия. 

Общепризнано, что заметную роль в этом процессе сыграла Россия. Существенными элементами нового международного климата в АТР являются дружественные связи России с Китаем, неконфронтацион ный характер российско-аме риканских отношений в АТР, позитивное развитие связей Российской Федерации с обоими корейскими государствами, странами Юго-Восточной Азии. Создаются предпосылки для активизаци и сотрудничества с Японией как в экономичес ких областях, так и в сфере региональной безопасности, ярким свидетельством чему стала состоявшаяся недавно российско-японская встреча на высшем уровне в Красноярске. 

В то же время нельзя не видеть и ряда сложных и многоплановых проблем, создающих потенциальную угрозу кризисов и конфликтов в регионе. К ним относятся межэтничес кая напряженность и сепаратистская активность в ряде государств региона, наличие застарелых территориальных и пограничных проблем, ограничения в свободе торговли, международная организованная преступность, включая наркобизнес, морское пиратство, терроризм. Угрозу всеобщей безопасности представляют собой истощение природных ресурсов в ряде стран, деградация окружающей среды, неконтролируемый рост населения. 

Вызывает озабоченность, что по темпам роста национальных военных расходов АТР опережает другие районы мира. 

Можно сказать, что удовлетворительное в целом состояние международной среды безопасности в АТР опирается главным образом на позитивное развитие двусторонних отношений между большинством стран региона. Многостороннее и, тем более, общерегиональное сотрудничество в сфере безопасности еще только зарождается. Пока оно не закреплено ни юридически, ни организационно. В регионе отсутствуют хотя бы контуры коллективных механизмов совместного предупреждения кризисов и реагирования на них, не отработана модель миротворчества. 

Государства АТР практически не готовы к совместным ответам на возможность внезапных осложнений военно-политической ситуации в регионе по каким бы то ни было причинам. 

В то же время, по нашему мнению, для обстановки в АТР характерно наличие всех необходимых условий для сотрудничества по кооперативному обеспечению общерегио нальной стабильности, безопасности и развития. 

В долгосрочной перспективе Россия выступает за то, чтобы на пространстве АТР постепенно формировалось азиатско-тихоокенское сообщество совместной безопасности и совместного процветания. 

Это сообщество могло бы строиться на следующих апробированных опытом принципах: 

  • взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности; невмешательство во внутренние дела друг друга; 
  • полное равенство прав и ответственности государств; 
  • взаимное признание того, что в современных условиях национальная безопасность любого государства неотделима от всеобщей безопасности, а, в свою очередь, международная безопасность служит решающей гарантией безопасности каждого отдельного государства. 
Многие из этих принципов зафиксированы в российско-китайской Совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной 23 апреля 1997 г. в Москве Президентом Российской Федерации Б.Ельциным и Председателем Китайской Народной Республики Цзян Цзэминем. В этом документе Россия и Китай призывают все страны развернуть активный диалог по вопросу о строительстве мирного, стабильного, справедливого и рационального нового международного порядка и готовы к совместному обсуждению любых выдвигаемых в этой связи конструктивных предложений. 

Россия отнюдь не считает, что налаживание нового международного порядка явится легким делом. На нашем пути к этой цели есть немало трудностей и преград, реликтов политики и менталитета "холодной войны". 

Например, система военных союзов в АТР сложилась еще в годы конфронтации и была нацелена на сдерживание бывшего Советского Союза. Эпоха конфронтации ушла, на месте бывшего СССР появилась новая Россия, которая никому не угрожает и никого не рассматри вает в качестве своего противника. Тем не менее военные союзы в АТР сохраняются. 

Трудно согласиться и с той точкой зрения, что постоянное передовое базирование вооруженных сил Соединенных Штатов в Азии создает исчерпывающие гарантии мира, стабильности и экономического процветания в регионе, сдерживает здесь гонку вооружений. 

Я далек от того, чтобы призывать к обвальному демонтажу военных союзов. Но их трансформация в новых условиях постконфронтаци онной эпохи, их приспособление к целям общерегионального партнерства в интересах всеобщей безопасности были бы как нельзя своевременны. Об этом, как мне кажется, в АТР следовало бы начать серьезный диалог. 

Полагаю, что общую озабоченность должны вызывать попытки реанимировать состояние "холодной войны", но теперь уже не в военно-поли тической, а в экономической сфере. Да — состязательность, соревнование, конкуренция — это стимулы экономического роста и развития. Однако состязательность предполагает честные правила игры, включая в себя необходимость равноправного сотрудничества и взаимопомощь. 

Раскол мира, либо какого-либо региона, тем более такого особого региона, как Азиатско-Ти хоокеанский, на замкнутые экономические группировки ничуть не менее опасен, чем раскол на военно-политические блоки. 

Все более усложняющиеся проблемы экономического развития, научно-технического прогресса, экологии, демографии, проблемы бедности и богатства, техногенных рисков — это те вызовы, которые никому не под силу парировать в одиночку. Глобальная экономическая интеграция, всеобщая экономическая безопасность — вот еще один из объективных императивов времени. 

Исключение хотя бы одной страны, либо группы стран из процессов экономической интеграции, возможно, и дает кому-то краткосрочный сиюминутный выигрыш. Однако это тактика мелкого игрока, но отнюдь не стратегичес кий талант истинного бизнесмена. 

Установление нового международного порядка в АТР требует и новых подходов к некоторым "болевым точкам" в регионе. 

Всеобщую озабоченность вызывает ситуация на Корейском полуострове, разделенном на два государства с противоположными социально -экономическими системами. Север и Юг Кореи пребывают в состоянии постоянной конфронта ции, что превращает полуостров в опасный очаг напряженности. 

И Корейская Народно-Демократическая Республика, и Республика Корея выступают за мирное воссоединение страны. Несмотря на это груз взаимного недоверия препятствует налаживанию конструктивного диалога. 

Россия считает бесполезным и вредным вмешиваться извне в процесс объединения и, тем более, возлагать ответственность за напряженность на какую-либо одну из конфликтующих сторон. Мы полагаем, что сроки, формы, модель мирного восстановления единого государства должны быть избраны самими корейцами, проживающими к северу и югу от тридцать восьмой параллели. Задача мирового сообщества в данном случае — создать благоприятные внешние условия для процесса объединения. 

По-видимому, на первом его этапе потребуется полная нормализация и улучшение отношений между Севером и Югом, развитие межкорейских политических, культурных, гуманитарных, торгово-экономических связей. Немалое значение при этом приобретет создание прочных гарантий безопасности обоих корейских государств, что способно существенно укрепить взаимное доверие между ними. 

Полагаю, что подобные гарантии могут быть обеспечены двумя взаимосвязанными способами. Первый из них — предоставление подобных гарантий одновременно Северу и Югу со стороны России, Китая, Японии и Соединенных Штатов. Второй способ — создание структуры кооперативной безопасности в Северо-Восточной Азии с обязательным участием двух корейских государств, а также России, Китая, Японии, США и Канады. В дальнейшем подобная структура может стать элементом общерегиональ ной системы кооперативной безопасности. 

Мир, безопасность и сотрудничество в Юго-Восточной Азии имеет принципиальное значение для безопасности и стабильности в АТР в целом. 

За последнее время снизился накал напряженности вокруг неурегулированных территориальных проблем в зоне Южно-Китайского моря. Заинтересованные стороны ищут развязки этого непростого узла на пути политическо го диалога. Высказываются конструктивные идеи относительно совместного хозяйственного использования спорных островов и акваторий. 

Позитивному расширению имеющихся противоречий послужило бы дальнейшее укрепление атмосферы взаимного сотрудничества и доверия между государствами Южно-Китайского моря, в том числе в военной области. 

К примеру, почему бы не обсудить организацию не только совместного хозяйственного использования, но и совместного военного патрулирования и охраны спорных участков с тем, чтобы исключить взаимные подозрения, возможность провокаций, предупредить акты пиратства, контрабанды, незаконного промысла и т.п. 

Образование подобной структуры доверия и сотрудничества послужило бы, в свою очередь, ощутимым вкладом в формирование общерегионального механизма кооперативной безопасно сти. Оздоровление двусторонних отношений — лучший фундамент строительства многосторон ней системы кооперативной безопасности. 

С другой стороны, необходимо закрепление подобного процесса через многосторон ние общерегиональные структуры. Это послужило бы надежной гарантией того, что никто не будет воспринимать позитивное развитие чьих бы то ни было двусторонних отношений через призму подозрительности, недоверия, ожидания ущерба собственным интересам. Формирование таких механизмо в — насущная необходимость. 

Их основой могло бы стать многостороннее разноплановое сотрудничество с учетом действующих военно-политических обязательств государств и существующих союзов. 

Россия активно поддерживает усилия созданного по инициативе АСЕАН Азиатского регионального форума (АРФ) по налаживанию переговорного процесса и созданию структур, способствующих безопасности и стабильности в регионе. Система безопасности в АТР могла бы формироваться поэтапно, через диалог и контакты, конкретные шаги от простого к сложному: 

  • двусторонние отношения и договоренности; 
  • отношения на многостороннем и субрегиональном уровнях с привлечением стран, имеющих интересы в АТР; 
  • постоянные структуры и организации. 
Если перевести эти построения в плоскость практических пожеланий, то мы хотели бы на данном этапе быть участниками более активного обсуждения в рамках АРТ, например, таких вопросов: 

1. Разработка общерегиональной модели военной стабильности, включающей в себя: 

  • достижение договоренности между Россией, Китаем и США о предотвращении гонки ядерных вооружений в регионе; 
  • согласование странами региона взаимопри емлемых уровней обычных вооруженных сил и вооружений, а также военной деятельности; 
  • транспарентность военных доктрин и военных расходов. 
2. Создание в перспективе многонацио нальных сил постоянной готовности, которые применялись бы с санкции Совета Безопасности ООН и занимались бы поддержанием и восстановлением мира, проведением гуманитарных и поисково-спасательных акций в чрезвычайных ситуациях, патрулированием в зонах спорных островов и акваторий в интересах недопущения военных инциденто в, проведени ем специальных операций по пресечению морского пиратства и контрабанды наркотиков. 

3. Постепенное внедрение в АТР мер доверия в военной области. 

4. Разработка мер экономической безопасно сти и содействия экономической интеграции стран региона, включая безопасность международных морских коммуникаций на основе Конвенции ООН по морскому праву. 

Возвращаясь к мыслям, затронутым в начале статьи, хочу подчеркнуть, что само положение России на евразийском пространстве предопределяет ее роль связующего звена между Европой и Восточной Азией, географического стержня целостного мирового устройства, фактора сближения и взаимоувязки западной и восточной цивилизаций, политической культуры, моральных и идеологических ценностей. Поэтому наша страна не может сохранить и укрепить статус великой мировой державы, обеспечить в полном объеме свои национальные интересы, не заняв прочных позиций в Азиатско-Тихооке анском регионе. 

Евразийский глобализм — уникальная для России ниша в будущем мировом порядке XXI в. Реализация подобной объединительной роли России полностью отвечает как задачам создания системы глобальной кооперативной безопасности, так и интересам национальной безопасности и процветания нашей страны. 





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]