Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

 

Первые связи 
Черногории и 
России

Нас и русских — двести миллионов
Н.БАКИЧ 
 

На скупщине черногорских старейшин, проведенной в г. Цетине в 1697 г., новым черногорским владыкой был избран Данило Петрович из рода Негуш, иеромонах Цетинского монастыря. 

В этом году началось правление семьи Петрович, которые со временем кроме церковной власти завоевали и светскую власть. Династия Петрович правила Черногорией 221 год (в период с 1697 по 1918 г.). В период правления династии Петрович борьба за защиту и сохранение веры ассоциировалась с борьбой за свободу. Ахиллесовой пятой Черногории были потурченцы (люди, сменившие веру), возглавлявшие все турецкие вторжения на черногорскую землю. Ненависть черногорского народа к ним усиливалась изо дня в день и привела к открытой борьбе за их полное уничтожение. Нужен был только повод для того, чтобы начать решительную борьбу против них. С разрешения Скадарского паши в черногорском селе, расположенном на берегу реки Зета на турецкой территории, была сооружена православная церковь, котрую должен был освятить Цетинский владыка Данило. Как только он туда приехал, его захватили турки, заковали в кандалы и долго пытали, собираясь посадить на кол. Черногорцам удалось его выкупить и он вернулся в Цетине. 

На скупщине черногорских старейшин владыка заявил, что отказывается оставаться их владыкой, если они не начнут более решительно бороться против потурченцев, где бы они ни были. "Мы должны освободить Черногорию от турецкого духа", — заявил владыка. 

В ночь накануне Рождества 1709 г. на черногорской земле началась жестокая борьба против потурченцев. Несмотря на напряженную и весьма тяжелую обстановку, черногорцы были решительны в своей борьбе против турецкого ига. Скоро в этой борьбе к ним присоединилась могучая православная Россия. 

Одержав блестящую победу над татарами на Куликовом поле в 1380 г., Россия начала расширяться и укреплять свои позиции в Европе. 

В конце семнадцатого столетия Россия превратилась в могучее государство, которое играло весьма существенную роль в решении всех важнейших вопросов и событий в Европе. 

Позиции России значительно укрепились при Петре Первом (в период с 1689 по 1725 г.). В этот период Россия потребовала от других европейских государств позволить всем христианам свободно исповедовать свою веру. Несмотря на то что в 1700 г. был заключен пакт о ненападении, весной 1711 г. Турция объявила войну России. 

В начале борьбы против турок, рассчитывая на балканские христианские народы, Петр Первый отправил грамоту черногорскому владыке с герцеговинским полковником Михаилом Милорадовичем и капитаном Иваном Лукачевичем, уроженцем города Подгорица. 

В своей грамоте Петр Первый призывал черногорский народ на борьбу против зла. "Все хорошие, честные, свободолюбивые и мужественные люди должны презреть страх и тягости и вступить в борьбу, защищая церковь и не щадя своих сил". Петр Первый звал черногорцев на восстание против турок, обещая им в качестве награды освобождение православных земель от мусульманского ига и возведение креста на православных храмах.  

Черногорский владыка с воодушевлением принял грамоту русского царя и созвал скупщину старейшин всех родов, на которой попросил посланников русского царя передать царю, что черногорский народ благодарит своих православных братьев за проявленную заботу и возможность установить отношения с великой необъятной славянской страной, находящейся "где-то далеко на Востоке"

Владыка черногорский говорил о том, что черногорцы живут в горах, далеко от других и, что они не могут поверить в то, что великий христианский царь знает о существовании одного маленького народа, живущего среди змей и скорпионов. "Благодарим Бога за пришествие царских вестников, привезших его грамоту. В качестве своих вестников русский царь выбрал не чужеземцев, а именно наших братьев, поведавших нам о Петре Первом, как об императоре самого могучего и большого царства на земле. Черногорцы и русские принадлежат к одному племени и исповедуют одну веру, и мы надеемся на то, что станем и соседями. Вооружайтесь, братья мои черногорцы. Не щадя своей жизни и имущества, я готов откликнуться на зов русского царя и пойти с вами в бой за освобождение от турецкого ига, надеясь на Бога, как на своего помощника и путеводителя". 

Народ с воодушевлением принял слова и пожелания русского царя и твердо решил присоединиться к русскому народу в борьбе против турецкого ига. Владыка и полковник Милорадович занялись перепиской царской грамоты, а затем, сопроводив ее своим письмом, направляли в соседние христианские земли, приглашая соседей вступить вместе с Черногорией и Россией в борьбу против турок. 

Летом 1711 г. черногорцы начали готовиться к войне. К черногорцам присоединились христианские земли, непосредст -венно примыкающие к Черно- гории и столетиями находящие ся под турецким игом. 

До конца 1711 г. черногорцы провели несколько успешных наступлений на турецкие войска. Турки были вынуждены вернуться в пограничные города (Спуж, Подгорица, Жабляк). Эти города не удалось освободить, потому что черногорское население в них было плохо вооружено. 

Черногорцы начали борьбу с большим воодушевлением, которое день ото дня росло, благодаря царским грамотам, в которых говорилось о скорой победе и освобождении от турецкого ига с помощью могучей России. Эти грамоты постоянно переписывались и передавались из рук в руки. Владыка и русские посланники делали все, что было в их силах, чтобы подбодрить воинов и оказать им поддержку в их борьбе и таким способом препятствовать вторжению турецких войск на русскую землю. 

В середине 1711 г. вооруженные до зубов турецкие войска во главе с визирем Мехметом Баталджией напали на Россию. Так как турецкие войска были лучше вооружены и подготовлены к войне, русский царь Петр Великий вынужден был заключить мир с турками. Мир был заключен на очень тяжелых для России условиях. 

Петр Первый сообщил черногорскому владыке о заключенном в июле 1711 г. мире с турками и посоветовал ему уйти в горы и оттуда защищаться от турок, обещав ему при этом всю свою помощь. 

17 июля 1712 г. черногорцы победили турок в бою на Царевом Лазе. Восемь тысяч черногорцев оказали сопротивление пятидесяти тысячам турецких воинов. Эта победа считается самой знаменитой победой черногорцев над турками. 

Турки не могли простить черногорцам этой победы и отомстили им в кровавой битве в 1714 г. Во главе с Нуман-Пашой-Чуприли чем сто двадцать тысяч турецких воинов вторглись в Черногорию, завоевали и превратили в пепелище город Цетине и его монастырь. В начале ноября турецкий паша был вынужден покинуть Цетине из-за неоднократных нападений черногорцев. 

В том же году через Котор и Вену Владыка Данило приехал в Россию. Петр Первый выразил свое сожаление в связи с несчастьем, постигшем Черногорию. Однако в тот момент он был не в состоянии оказать Черногории большую помощь, так как Россия вела войну против шведов. В июле 1715 г. русский царь с владыкой послал грамоту черногорцам, в которой писал о заслугах черногорского народа в общей борьбе против турок и обещал ему оказать щедрую помощь, как только закончится война со шведами. В подтверждение этих своих слов русский царь послал в Черногорию 2700 дукатов и 13 400 руб. на восстановление православных храмов (церквей и монастырей) и как помощь пострадав шим в войне. Кроме того, русский царь распорядился раз в три года выделять 5000 руб. цетинскому монастырю. 

В заключение русский царь советовал черногорцам заключить мир с турками, пока Россия не вступит снова в войну, в которой два православных народа воевали бы вместе. За это он обещал черногорцам награду и царскую милость. 

Владыка Данило был первым черногорским владыкой, посетившим Россию. Он установил прямую связь с Россией, он завязал дружбу между этими двумя народами, он первым обратился к ней за помощью в борьбе против вечного врага. Его посещение России сыграло историческую роль в развитии русско-черногорских отношений. Со временем эти отношения укреплялись, и в Черногории появилась поговорка: "Нас и русских — двести миллионов". Эта поговорка является выражением и подтверждени ем не только любви черногорского народа к России, но и уверенности в том, что в самый трудный момент Черногории есть на кого надеяться и опереться. 

В тот период, когда владыка Данило решил поехать в Россию, Черногория была в весьма тяжелой ситуации: повсюду были пепелища, люди голодные и беззащитные покидали свои очаги и прятались в пещерах. Те, кто не успел спрятаться, попали в рабство. 

У самого порога Черногории была Венецианская республика, но владыка Данило не обратился к ней за помощью, не захотел крошек со стола венецианского герцога, потому что заранее знал, что Черногории придется столетиями платить за одно доброе дело. Владыка Данило поехал к русскому царю, как к своему брату за защитой и помощью.





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]