Экономика
Обозреватель - Observer



ПРИБЫЛЬ - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО,
НО ЧЕСТЬ - ПРЕВЫШЕ ПРИБЫЛИ


О.МУШТУК,
кандидат исторических наук, профессор


I

       Российский историк В.О.Ключевский, формулируя "закон жизни отсталых государств или народов среди опередивших", подчеркивал в качестве общего для них правила: "нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформ. Необходимость ускоренного движения вдогонку ведет к переманиванию чужого наскоро". Это положение в полной мере применимо к той ситуации, которая имеет место в отечественном бизнесе. Будучи продуктом не эволюционного развития, а "революции верхов" (то есть легализованным переходом от социализма к "капитализму", организованным частью советской правящей элиты), этот бизнес в содержательном плане пока что мало похож на тот, который существует в западных странах. Введенная сверху свобода частнопредпринимательской деятельности принимает у нас чаще всего далекие от правовых и нравственно-этических норм формы девиантного (отклоняющегося) поведения, основанного на таких широко распространенных явлениях, как обман и нечестность, использование любых средств ради получения выгоды и пр.

В этой связи представляется целесообразным поставить и прояснить в теоретико-практическом плане вопросы о том, что в общецивилизационном смысле являет собой бизнес как базовый институт рыночной экономики и фундаментное основание гражданского общества? Как соотносятся в предпринимательской деятельности экономические и социальные начала, частные и общественные интересы? Совместима ли эта деятельность с общечеловеской моралью, реализацией данного Богом людям завета "служить друг другу"? Каковы писаные и неписаные обязательства бизнеса по отношению к обществу и государству как верховному менеджеру-управляющему общими делами?

В различных советских и иностранных изданиях и словарях дается различное определение бизнесу, предпринимательской деятельности. В частности, более содержательной, по мнению автора, смотрится характеристика бизнеса, данная в современном экономическом словаре (1996 г.). В ней бизнес предстает как "инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела".

Автор, частично соглашаясь с трактовкой бизнеса, данной в указанном словаре, склонен характеризовать бизнес не только как инициативную экономическую деятельность, связанную с вложением средств, в целях получения прибыли, но и как деятельность, в основе которой органически сочетаются личная выгода и общественная польза. Заниматься бизнесом - значит, создавать материальные и нематериальные ценности для других, для общества, но, разумеется, не с альтруистических побуждений, не в ущерб, а с выгодой для себя. Отсюда следует, что в любой предпринимательской деятельности, в любом бизнесе помимо частного личного интереса всегда должен присутствовать и учитываться интерес общественный. Как говорится в одной из заповедей: "Тогда ты более всего и будешь заботиться о собственной пользе, когда будешь искать ее в том, что полезно для ближнего".

В таком понимании бизнес - это прежде всего социальное служение, суть которого может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: "кормить, одевать и занимать делом народ". Но народ не в качестве иждивенца и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника. Активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ. Бизнес предоставляет реализованный в его деле капитал, народ - капитал в виде труда. Из этого союза труда и капитала рождается известное богатство с выгодой для обеих сторон.

Вообще же, во взглядах на функциональное предназначение бизнеса, в том числе рассматриваемом через призму социальности и общественной пользы, сегодня противоборствуют две основные точки зрения. С одной стороны, любая предпринимательская организация представляется как экономическая целостность, обязанная рационально-правовым образом (то есть соблюдая общепринятые правила игры) заботиться только и исключительно об эффективности использования своих ресурсов. Действуя в таком ключе, организация выполняет экономическую функцию производства необходимых для общества товаров и услуг, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров. А дальше, как говориться, "хоть трава не расти".

С другой стороны, довольно широко распространено мнение, что любая предпринимательская организация - это нечто большее, чем просто экономическая целостность. Ее ответственность перед обществом простирается гораздо дальше обеспечения эффективности и извлечения прибыли, а также простого удовлетворения нужд потребителей и ненарушения закона. По этому поводу Генри Форд, выступая в Гарвардской школе бизнеса в 1969 г., говорил: "Условия "контракта" между промышленностью и обществом меняются… Сейчас от нас требуют бережно относиться к значительно более широкому спектру человеческих ценностей и принимать на себя обязательства по отношению к членам общества, с которыми у нас нет никаких коммерческих отношений".

При таком подходе самый хороший бизнес - это социально ответственный бизнес. Что подразумевает определенный уровень добровольного (то есть находящегося за пределами предписываемых государством и законом требований или сверх этих требований) отклика предпринимателей на социальные проблемы общества, отзывчивое отношение к народным нуждам, широкое занятие благотворительной деятельностью, меценатством и т.д. Сильные не должны дистанцироваться от слабых и жить самодовольной жизнью. Сильные должны помогать слабым. Должны брать на себя часть забот, связанных с борьбой против нищеты и бедности, с развитием доступного для всех медицинского обслуживания и образования, с обеспечением благоприятной для жизни окружающей (природной) среды и т.д.


II

Предприниматель, в какой бы сфере экономики ни действовал, всегда должен быть ответственным. Он должен: во-первых, уважать и строго соблюдать законы, нести правовую и материальную ответственность за ненадлежащее исполнение регулирующих предпринимательскую и коммерческую активность нормативных актов, нарушение прав собственности и прав потребителей, причиненный ущерб отдельным лицам и обществу в целом и т.д. При этом речь идет не о "выборочном" соблюдении законов, то есть только тех, которые выгодны предпринимателю, но и тех, которые ему не нравятся, которые стесняют предпринимательскую инициативу. Ибо "закон есть закон". Тем более, что законов, в равной мере удовлетворяющих всех, в природе не существует.

Между тем в России мы имеем дело с отношением к закону именно по этому первому принципу выборочности.

    Показательно в этом плане интервью с главой "Альфа-банка" М.Фридманом, опубликованное на страницах еженедельника "МН". На вопрос, готов ли г-н Фридман соблюдать только те законы, которые ему кажутся правильными? А не все подряд? - интервьюирующий ответил вполне определенно: "Это, безусловно, так. Какие законы в моей системе координат являются хорошими, а какие плохие - я знаю и без государства. Другое дело, что я предпочитаю с государством вести мирное сосуществование, а в тех случаях, когда его представления о жизни совпадают с моими, я его могу даже поддерживать".

Следует особо подчеркнуть, что юридически-правовая ответственность распространяется на предпринимателя не только в роли производителя и "редистрибьютора" товаров и услуг. Но и в статусе работодателя. Речь идет об ответственности в области правового регулирования наемно-трудовых отношений, соблюдения КЗоТ, законов о гарантированном минимуме заработной платы, социальном страховании и пр.

И с этой точки зрения в России все обстоит с точностью до наоборот. В частном секторе во взаимоотношениях между патронатом и персоналом сложилась система, весьма далекая от правовой, которую профессор МГУ Н.Покровский назвал системой "нового феодализма с постмодернистским лицом". И разъяснил: "Внутри новых структур родственные связи… и полное отсутствие прав соседствуют с криминалитетом. Договора о найме, как правило, не оформляют. А если и оформляют, то в нем черным по белому написано, что внутренние правила фирмы имеют приоритет по отношению к КЗоТ. Зарплата выдается в двух видах - легальная и "черным налом", что делает сотрудников невольными соучастниками неправового поведения… На верхнем этаже находится не более 10, но, как правило, 5-6% занятых в частной фирме. Это ее владельцы и узкий круг менеджеров, получающих сверхприбыли и фактически установивших феодальный режим в данной системе. Остальная масса работающих - это вассалы. То есть не наемные работники при капитализме, как можно было бы предположить, а именно закрепощенные, которых держат на грани выживаемости". И в любое время могут выставить за дверь.

Во-вторых, своевременно и регулярно уплачивать налоги. Если источником процветания частного бизнеса выступает грамотная экономическая политика государства, то источником процветания государства и общества в целом являются налоги и другие выплаты с частного бизнеса. (В Германии, например, только за счет малого и среднего бизнеса обеспечиваются 65% всех бюджетных поступлений). С их помощью государство не только регулирует экономические процессы, но, что не менее важно, занимается их социализацией, то есть бюджетным перераспределением доходов в пользу особо нуждающихся. Осуществляя на деле один из базовых принципов-детерминант социально ориентированного рынка: "Против нищеты и бедности, за достойные условия существования каждого". И если предприниматель уходит от налогов и выводит свои доходы "в тень", он обкрадывает не только государство, но и социально незащищенные слои населения, нарушая тем самым исходную социальную заповедь рынка: "хочешь жить сам, дай возможность жить другим. И не только дай, но и помогай жить другим".

    Хотя в России до 1 января 2001 г. была самая низкая максимальная ставка подоходного налога - 35% против 40% в Великобритании, 45% в США, 50% в Японии, 55% в Германии и 60% во Франции, на 1 января 1997 г., как указывается в "Отчете Государственной налоговой службы", из 2,8 млн. зарегистрированных в стране организаций-налогоплательщиков около 0,6 млн. или 21,4% даже не представляли свою отчетность в налоговые органы.

    При этом в Москве на эту же дату из 442 тыс. зарегистрированных организаций-налогоплательщиков отчетность не предоставляли 152 тыс. или 36%.

    И если в западных странах собираемость налогов составляет в среднем 95%, в России в лучшем случае она колеблется на уровне 60-65%.

    Зато непрерывно растет сумма российских авуаров в зарубежных банках - по разным оценкам, она достигла астрономической цифры в 250-500 млрд. долл., а с учетом приобретенной в зарубежных странах недвижимости и объема прямых инвестиций в их экономику вывоз капитала из России за годы реформ в целом составил, по некоторым данным, порядка 1,3 трлн. долл.

Введенный с 1 января 2001 г. единый для всех подоходный налог в 13%, как указывают многие эксперты, мало что изменит в этом отношении. Прежде всего потому, что, с одной стороны, практически на 50% российская экономика - это теневая экономика, экономика "серого и черного нала". И "светится" тем, кто ее олицетворяет, смерти подобно. С другой - потому, что в отличие от западных, отечественные предприниматели в массе своей не довольствуются прибылью на уровне 5-7%. Они ориентированы на получение прибыли в "разы". И очень нетерпеливы в своем стремлении разбогатеть. Хочеться иметь много и сразу. А не корпеть годами и десятилетиями.

Ни для кого не является секретом, что большинство нажитых за период реформ крупных состояний в основе своей нелегитимны, так как созданы в обход закона. Как признал через английскую газету "Файнэншнл таймс" Б.Березовский, только те в России, кто "проспал последнее десятилетие, не рискуют оказаться за тюремной решеткой". Тех же, кто "бодрствовал", можно сажать. Не случайно еще первый президент России Б.Ельцын ставил вопрос о необходимости проведения "экономической амнистии" на первоначально накопленный капитал, публично признавая тем самым, что этот капитал по своему происхождению носит неправовой (криминальный или полукриминальный) характер.

В-третьих, производство и насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами. Предприниматель в подлинном значении этого слова - это не тот, кто зарабатывает себе на жизнь перепродажей "с наваром" готового товара, закупленного за рубежом (такого рода бизнес, по выражению Г.Форда-старшего, "не имеет ничего общего с делами" и представляет собой всего лишь "более пристойный вид воровства"). И не тот, кто живет за счет спекуляций валютой и ценными бумагами, а также предоставления под высокий процент денежных кредитов и ссуд. Это и не тот, кто делает деньги на компрадорском посредничестве, то есть в качестве торгпредов иностранных фирм, продвигая "забугорный" товар на внутреннем рынке в ущерб национальному производителю.

Подлинный предприниматель - это своего рода "пахарь-сеятель", то есть тот, кто создает, начиная с нуля, необходимую людям продукцию и развивает отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, укрепляя тем самым экономическую самостоятельность и процветание страны.

    Не случайно, как свидетельствует видный промышленник и общественный деятель дореволюционной России В.П.Рябушинский, "в московской неписаной купеческой иерархии на вершине уважения стоял промышленник-фабрикант; потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были, и как бы приличен он сам ни был. Процентщик…".

Приходится с сожалением констатировать, что таких "промышленников-фабрикантов" и "пахарей-сеятелей" в отечественном бизнесе пока что не так много. И предпринимательская активность концентрируется в основном не в производственной сфере, а в сфере спекулятивного распределения в соотношении 15% (производящих) к 85% (распределяющих). И дело здесь не только в том, что давно уже стало притчей во языцех: "душат налогами". А в значительной степени потому, что для того, чтобы производить, требуется совершенно иная (не торгашеская) предпринимательская "ментальность". Особый предпринимательский дух, который ставит предпринимателя в центр экономического развития и определяет в качестве его важнейшей функции нововведение.

    Согласно концепции австрийского ученого Й.Шумпетера, сформулированной им в начале ХХ в., предпринимателем является тот, кто выпускает новый товар, вводит новый метод и новую форму организации производства, находит новый рынок и новый источник сырья. Это, прежде всего, новатор, который делает не то, что делают другие, и не так, как другие. "Классический предприниматель, - подчеркивает отечественный политолог С.Панарин, - гетерогенный социокультурный тип. Он включает в "сублимированном" виде черты завоевательного типа - раскованное "авантюрное" воображение, азарт и готовность к риску. Предприниматель не столько организатор производства (в этом качестве его вытесняет наемный, профессиональный менеджер), сколько социальный первооткрыватель и коммуникатор. Он открывает новые социальные потребности и, следовательно, новые рынки и налаживает новые связи - межгрупповые, межрегиональные, межкультурные...".

В-четвертых, социальная ответственность, которая, помимо сказанного выше, включает поддержку и участие предпринимательских организаций во всех крупных государственных и местных социальных программах, разработку и реализацию собственных проектов в области благотворительной деятельности и меценатства, наподобие того, что имело место в дореволюционной России.

    Как подчеркивает в этой связи тогдашний исследователь российского купечества П.Бурышкин, на предпринимательскую деятельность "смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которое смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга". И если до второй половины XIX в. именитые роды соперничали, кто лучше церковь выстроит, кто ее лучше украсит, то с конца этого века соперничество "пошло в том, кто больше для народа сделает".

У сегодняшнего предпринимательства все призывы к тому, что надо бы "делиться с народом" не вызывают особого энтузиазма, хотя, как заявил на встрече с президентом 2 июня 1998 г. один из олигархов, "мы назаработали уже столько денег, что пора подумать и о стране". С тем, чтобы, по словам Л.Невзлина, "навести мосты между молодым "третьим сословием" и остальной частью населения, сломать лед недоверия, смягчить зависть, а кое-где и враждебность - наследие уродливой привычки к равенству в бедности, насаждавшейся многими десятилетиями".

Очевидно, что только человек, лишенный социальности и духовности, равнодушный к чужой боли и не способный к состраданию, бескорыстному благодеянию по отношению ближнему, без "страновых" корней, лишенный элементарного чувства патриотизма и любви к родине, только такой человек ("космополит биологический") может быть счастливым в стране, в которой миллионы людей живут за чертой бедности, а детская беспризорность принимает характер гуманитарной катастрофы; где медленно вымирают десятки (если не сотни) тысяч обитателей домов для престарелых и инвалидов, специализированных детских учреждений и интернатов; где из-за хронического недоедания и жуткой экологии, равно как и принявшей характер национального бедствия алкоголизации и роста наркомании, идут неуправляемые процессы дегенерации и депопуляции населения. Эти процессы, если их не остановить совместными усилиями, реально угрожают самому существованию русского (российского) народа как самостоятельного этноса.

Также социально ответственно должны вести себя предприниматели, которые "вошли во власть", в том числе в качестве парламентариев. Между тем их деятельность и на этом поприще пока весьма далека от того, чтобы всерьез озаботиться "ближними", а не только работать в пользу интересов тех узкопрофессиональных групп, которые они представляют.

В-пятых, высоконравственный профессиональный этос. В одном из многочисленных исследований отечественного бизнеса один из респондентов-предпринимателей заявил: "Этичность бизнеса - это вопрос личностный. Вопрос собственных убеждений. Ведь морали общества не существует. Существует мораль личности. В бизнесе для меня нет морали. Ибо мораль в бизнесе - это закон. Если выполняешь закон, значит, морален, если не выполняешь - нет. Обман вне сферы закона - вполне нормальная и законная вещь в бизнесе. И рассматривать его как аморальное явление нельзя".

Не говоря уже о том, что в этом утверждении смешаны два самостоятельных типа регуляции взаимоотношений между людьми - закон, как жестко фиксированные и обязательные для исполнения правовые нормы и принципы организации и регулирования общественной жизнедеятельности. И мораль, как не обладающие силой закона неписаные правила общежития, в основании которых находится феномен обычая, - это утверждение ложно в своей основе. Принять такую точку зрения - значит, отрицать какую бы то ни было возможность совмещения бизнеса и морали, которые, если следовать логике данного утверждения, как их не смешивай, всегда будут отталкиваться друг от друга. И там, где начинается бизнес, мораль заканчивается.

Между тем цивилизованный бизнес - это бизнес, выступающий не только в роли социального носителя таких "мещанских" добродетелей, как деловитость и партнерство, гражданская самодеятельность и активность, размеренный порядок и самодисциплина. Одновременно это и "непорочный" бизнес, то есть бизнес, чья деятельность включает построенный на общечеловеческих и религиозных нравственных ценностях особый кодекс поведения, своего рода кодекс предпринимательской чести.


III

Уместно в этой связи привести нравственно-этические принципы ведения дела в России, выработанные еще в 1912 г. и неуклонно соблюдавшиеся большинством дореволюционных отечественных предпринимателей, в среде которых, как заповедь, говорили: "прибыль превыше всего, но честь - превыше прибыли". И если предприниматель не обладает таким качеством, как честность, он ничего не стоит. Вот эти принципы:

  • Уважай власть. Власть необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка на всех узаконенных эшелонах власти.
  • Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем этих добродетелей.
  • важай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
  • Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
  • Будь верен слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: "Единожды солгавший, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Слово делового человека должно цениться неизмеримо выше казенной бумаги с печатью.
  • Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй, сообразуясь со своими средствами.
  • Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

П.Бурышкин, говоря об экономическом прогрессе России на рубеже ХХ в., в этой связи подчеркивал: "Тот значительный успех в развитии производительных сил и всего народного хозяйства России не мог бы иметь места, если бы база была порочной, если бы те, кто этот успех создавал, были жуликами и мошенниками". В свете этого высказывания одна из основных первопричин затянувшегося "неуспеха" России на пути рыночных реформ более чем очевидна.

   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]