Внешняя политика
Обозреватель - Observer



ЧЕРЕЗ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО -
К СОГЛАСИЮ!

       Федеральная пограничная служба России выполняет сегодня множество задач, ранее пограничным войскам не свойственных, в связи с этим возникла объективная необходимость активного диалога с нашими соседями по всему спектру пограничных вопросов. Для реализации этой задачи в ФПС России и был создан Международно-договорный департамент.
       Какие вопросы приходится решать департаменту сегодня рассказывает начальник Международно-договорного департамента ФПС России генерал-лейтенант АЛЕКСАНДР МАНИЛОВ.

Международно-договорная деятельность сегодня стала одним из видов обеспечения служебно-боевой деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации, необходимым условием стабильности на передовых рубежах нашего государства и осуществляется во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Наше взаимодействие с МИД осуществляется, прежде всего, в целях договорно-правового оформления Государственной границы и формирования на ней обстановки добрососедства и доверия, развития сотрудничества с пограничными ведомствами иностранных государств, создания договорно-правовой базы пребывания органов пограничной службы РФ на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств и официальных представителей ФПС России в сопредельных государствах, а также для реализации международных договоров по пограничным вопросам.

Международно-правовое оформление Государственной границы России определено Президентом России как одно из основных и приоритетных направлений пограничной политики страны. Напомню, что в настоящее время в международно-правовом отношении остается неоформленным 13,3 тыс. км границ, из них более 900 км - морских. Есть сложные, оставшиеся от прошлого вопросы в международно-правовом оформлении границ и разграничении морских пространств с некоторыми соседними государствами.

С распадом СССР у России появились новые рубежи, большая часть которых еще не оформлена юридически. Когда, по-вашему, может закончиться процесс согласования российских границ?

Ответить однозначно, когда этот процесс закончится, просто невозможно. На сегодняшний день юридически не оформлены границы, прежде всего с государствами Балтии (Латвия, Литва, Эстония), с Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Украиной, Японией и США.

Делимитация - довольно сложный процесс. Эту работу ведут специально созданные правительственные комиссии сопредельных государств. Наши комиссии возглавляют представители МИД России. В рамках осуществления делимитации стороны изучают ранее принятые и новые документы землепользования, архивные материалы, и на основании этого прокладывают линию границы на картах и схемах.

Как я уже говорил, процесс по "вычерчиванию" линии границы на карте в первую очередь учитывает межгосударственные интересы и потому не всегда берет во внимание интересы личности. Это особенно ярко проявляется сегодня на российско-украинской и российско-казахстанской границах. Есть случаи разделения домов и хозпостроек, железнодорожной станции и обслуживающего ее персонала.

Кстати сказать, на сегодняшний день 80% участка российско-казахстанской границы, общая протяженность которой 7598,6 км, уже согласован. Составлено описание границы в пределах Астраханской, Волгоградской, Саратовской и частично Оренбургской областей. Идет кропотливая совместная работа комиссий по делимитации границы, которая будет осуществляться в течение 2002-2003 гг.

Продолжается работа по делимитации с Украиной. Всего там необходимо юридически оформить 2245,8 км, из них 1502 - сухопутных рубежей. На сегодняшний день произведено согласование и описание границы в пределах Брянской, Курской, Белгородской и Воронежской областей. Кстати, с 26 по 27 марта в Белгороде состоялась встреча директора ФПС России К.Тоцкого и командующего Пограничными войсками Украины Алесеенко, на которой обсуждались вопросы упрощения процедуры погранично-таможенного контроля в действующих пунктах пропуска, а также была достигнута договоренность о необходимости дальнейшей деятельности по отработке механизма пересечения границы жителями приграничья.

С последние годы проделана уникальная работа на российско-китайской границе, где почти в полном объеме произведена демаркация границы протяженностью 4,5 тыс. км.

В настоящее время вопросами договорно-правового оформления Государственной границы занимается 15 правительственных комиссий по делимитации и демаркации. Наши офицеры действуют в качестве заместителей председателей комиссий, советников и экспертов, получают от руководства сопредельных стран высокую профессиональную оценку.

Осуществляется работа по разграничению морских пространств с Эстонией в Финском заливе, идет трехстороннее согласование стыка границы России, Латвии и Белоруссии, уточнение стыка границы России, Латвии и Эстонии.

Предстоит большая работа по разграничению морских границ на Черном море. Активно ведутся переговоры по определению правового статуса Азовского и Каспийского морей.

В ходе делимитации частично сняты и некоторые проблемы, существующие на границе с Грузией. В настоящее время согласовано прохождение около 89% российско-грузинской границы.

На три четверти согласовано прохождение границы с Азербайджаном, правда есть еще такие участки, по которым мнение сторон не совпадает. Там работает согласительная комиссия.

Существует ряд вопросов по дагестанскому участку российско-грузинской и российско-азербайджанской границы, а также по стыку границ Грузии, России и Азербайджана.

Исторически сложилось так, что на протяжении всей истории существования пограничных войск многие проблемы, возникающие на границе, решаются соседями на погранкомиссарских встречах. В чем особенности работы института погранкомиссаров сегодня?

Для оперативного решения различного рода вопросов, возникающих на границе, существует специальный аппарат - погранпредставителей и погранкомиссаров, уполномоченных для этого Российской Федерацией. Наши погранкомиссары в основном решают вопросы, касающиеся поддержания пограничного режима, осуществляют совместные осмотры Госграницы, сохранность пограничных знаков, должное содержание погранполосы. В их компетенции решение частенько возникающих на границе хозяйственных проблем, таких, например, как землепользование, водопользование, установление очередности пользования водозаборами. Погранпредставительская деятельность в ФПС России осуществляется в соответствии с международными договорами РФ о режиме границы и деятельности пограничных представителей, а также в соответствии с другими нормативными актами.

В прошлом году по различным поводам состоялось около трех тысяч встреч на уровне погранкомиссаров и их помощников. Наибольшее количество нарушений режима границы в прошлом году допущено на российско-польском и литовском участках границы, которые прежде всего были связаны с участившимися там фактами нарушений границы с целью незаконной миграции, хозяйственно-бытовыми и контрабандными целями.

В ноябре 2000 г. после выхода в свет межправительственного российско-монгольского соглашения "О совместных комиссиях по розыску и возвращению похищенного или перепасшегося через Государственную границу скота" особенно большая погранкомиссарская деятельность была развернута на границе с Монголией. Результаты налицо. И той, и другой стороне возвращены тысячи голов скота. Почти полностью прекращены разбои на границе.

В последние годы наши погранпредставители работают не только на границе, но и в российских посольствах за границей, правда, пока только в Монголии и Финляндии. В ближайшем будущем планируется открытие официальных погранпредставительств в посольствах стран Балтии, Китая, Японии, Норвегии, США, Украины, Грузии, Азербайджана и других государствах. Всего, напомню, мы граничим с 16 государствами.

Указом президента РФ от 1994 г. при российских посольствах за границей интересы ФПС России представляют сотрудники в ранге советников послов по пограничным вопросам. В зависимости от выполняемых задач погранпредставитель имеет звание генерала или полковника. Аппарат - один-два человека.

Сегодня, когда криминал, по сути дела, штурмует границы, как никогда важно сотрудничество приграничных государств, их пограничных структур.

В самом деле без разностороннего сотрудничества пограничников разных стран сегодня довольно сложно охранять рубежи, и потому мы постоянно встречаемся, обмениваемся информацией, организуем взаимодействие. В настоящее время мы сотрудничаем с погранструктурами более чем 35 стран. С большинством из них заключены межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения.

Только в прошлом году состоялось более 300 встреч руководителей ФПС России с представителями различных заинтересованных ведомств других государств. Мы приняли 71 делегацию. Большую часть иностранных гостей принял директор ФПС России К.Тоцкий.

Мы прекрасно понимаем, что без постоянного и плодотворного сотрудничества с соседями трудно решать проблемы пограничной службы, особенно в условиях, связанных, прежде всего, с недостаточным финансированием и сокращением войскового компонента. Сегодня достоверно известно, что главенствующую роль в охране границы играют не столько количественные показатели, сколько качественные. И здесь у нас очень много проблем, так как имеющиеся технические средства охраны границы стареют, приходят в негодность, а новой техники на вооружение практически не поступает.

В вопросе технической оснащенности границы с нашими зарубежными коллегами мы, конечно, всегда готовы обмениваться опытом, с тем, чтобы брать у них все только самое лучшее. Но для этого, прежде всего, требуется соответствующее финансирование, разработка и реализация Федеральной целевой программы "Обустройство границ Российской Федерации", которая, очень бы этого хотелось, была бы рассчитана на длительную перспективу, хотя бы до 2010 г.

Говоря о сотрудничестве по охране границы, я хотел бы отметить наметившийся прогресс во взаимоотношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Продолжилось развитие пограничного сотрудничества с зарубежными государствами, основным направлением которого явилось, прежде всего, развитие пограничного сотрудничества с государствами Содружества.

В двустороннем сотрудничестве основные усилия были направлены на совместную выработку и осуществление практических мер, обеспечивающих повышение надежности охраны Государственной границы и укрепление ее режима.

Эффективно действует Пограничный комитет Союзного государства. Со времени его образования проведено 12 заседаний Коллегии, на которых рассмотрены наиболее актуальные вопросы российско-белорусского пограничного сотрудничества.

Наиболее конструктивно строились отношения с пограничными ведомствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана.

Представители ФПС России участвовали в работе межправительственных комиссий по сотрудничеству с Украиной, Грузией, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Киргизией.

В многостороннем сотрудничестве контакты с партнерами по СНГ поддерживались в рамках Совета командующих Пограничными войсками (СКПВ) и Совета по пограничным вопросам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.

В настоящее время в рамках Совета командующих Пограничными войсками готовится проект Концепции согласованной пограничной политики государств-участников СНГ, который планируется вынести на утверждение главам государств Содружества.

Основные усилия в пограничном сотрудничестве с государствами дальнего зарубежья были направлены на поддержание добрососедских отношений и взаимодействие на каналах международных сообщений, борьбу с незаконной миграцией, контрабандой и иной противоправной деятельностью на границе.

В развитие ранее достигнутых договоренностей проведены встречи как на центральном, так и региональном уровнях с представителями пограничных ведомств Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Литвы, Польши, Болгарии, США, Японии. Произошел прорыв во взаимоотношениях с Норвегией.

Результативно развивалось сотрудничество в рамках Содружества государств Балтийского моря.

ФПС России в качестве председательствующей на Конференции СГБМ в прошедшем году провела три операции: "ЦЕПОЧКА", "ОХВАТ" и "СЕТЬ-2000", в которых приняли участие Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия. Целями операций ставились: отработка системы контроля за передвижением подозреваемых судов, совершенствование системы обмена информацией между Национальными координационными центрами, обнаружение и пресечение нелегальной миграции, противодействие контрабандной деятельности с использованием морских судов.

В истекшем году были проведены два семинара технических экспертов. В Хельсинки специалисты обсудили вопросы связи. В Калининграде эксперты почти из всех Балтийских стран обменялись опытом охраны границы с применением кораблей и авиации.

С учетом имеющегося опыта и результатов сотрудничества с Турцией, Японией, Кореей планируется развернуть сходные системы взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском и Черноморском бассейнах. Представители этих государств побывали у нас в гостях и на месте изучали опыт работы нашего Национального координационного центра, расположенного в Санкт-Петербурге.

В декабре 2000 г. в Токио состоялась встреча руководителей пограничных ведомств государств северо-западной части Тихоокеанского региона, в работе которой принимала участие и делегация ФПС России во главе с директором, генерал-полковником К.В.Тоцким.

На состоявшейся впервые встрече руководителей пограничных ведомств России, США, Японии и Южной Кореи была достигнута договоренность о переводе многостороннего пограничного сотрудничества на постоянную основу. В рамках этой договоренности в марте нынешнего года во Владивостоке была проведена встреча экспертов государств этого региона - России, США, Японии и Южной Кореи.

В целях дальнейшего укрепления безопасности Государственной границы, поддержания на российских границах обстановки добрососедства, взаимопонимания и равноправного партнерства, была организована и активно проводилась работа с зарубежными партнерами и в региональных управлениях.

Проведено более 70 представительских мероприятий региональных управлений (пограничных групп) ФПС России с представителями пограничных ведомств Финляндии, Украины, Грузии, Азербайджана, Эстонии, Латвии, Литвы, Китая, Монголии, Кореи, Японии, США.

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в условиях изменившейся на российских рубежах ситуации без активной международно-договорной деятельности ФПС России не обойтись, так как это один из основных гарантов поддержания на границе добрососедских и дружественных отношений между соседями при наименьших финансовых затратах.

Беседовал В. НОСАТОВ,
Пресс-служба ФПС России

   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]