Обозреватель - Observer |
Духовное наследие
|
ректор
В 1962 г. окончил Новочеркасский политехнический институт, кандидат технических наук. В 1962—1964 гг. работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре теплотехники Павлодарского индустриального института (Казахская ССР). В 1967—1970 гг. — ассистент, старший преподаватель кафедры теоретических основ теплотехники и гидравлики, одновременно — заместитель декана вечернего факультета Новочеркасского политехнического института. С января 1970 г. — проректор по учебной работе вновь организованного Шахтинского технологического института бытового обслуживания, преобразованного в 1995 г. в Донскую государственную академию сервиса. В 1997 г. конференция трудового коллектива избрала А.Г.Сапронова ректором Академии. Академик Российской академии проблем качества. Заслуженный работник бытового обслуживания населения РФ, заслуженный работник высшего образования РФ. Награжден орденом «Знак Почета», орденом Почета и медалью «Ветеран труда». А.Г.Сапронов женат, имеет сына. В ОБРАЗОВАНИИ
Сегодня главной проблемой высшей школы является отсутствие нормативной экономической базы деятельности государственных вузов. Финансирование и планирование образования имеют значительный элемент субъективизма в условиях, когда не утверждены обоснованные экономические нормативы. Отсюда неравенство положения вузов в разных регионах, ввиду различий в уровнях их реальных расходов по оплате энергоресурсов и вследствие других региональных особенностей. В последнее время усилилось давление на вузы со стороны финансовых органов. Несовпадение положений законодательства об образовании и о налогообложении усложняет деятельность учреждений высшей школы, так как создает повод для санкций со стороны служб финансового контроля. Вследствие этого вузы вынуждены изыскивать разнообразные способы, чтобы уберечь заработанные деньги от конфискационных акций финансовых контролеров. Фактически государственные высшие учебные заведения оказались в невыгодном положении по сравнению с негосударственными вузами: в отличие от коммерческих институтов и университетов они не могут приобретать в свою собственность помещения, 25%-ный лимит на контрактный набор студентов на экономические и юридические специальности на платной основе распространяется только на государственную школу и т.д. Первоочередным шагом к обеспечению выживаемости российских вузов может стать введение механизма антикризисного управления высшими учебными заведениями. Необходимо разработать меры по оптимизации финансовых потоков внутри вузов, по совершенствованию оплаты труда, стимулированию подразделений к сокращению расходов, экономии средств. Как показала практика, большой положительный эффект дает установка измерительных приборов, позволяющих контролировать энергоснабжение образовательных учреждений, учитывать реальный расход воды и тепла. В результате установки счетчиков, совершенствования учета и контроля коммунальные расходы Донской государственной академии сервиса сократились в 4 раза. А ведь именно эта статья расходов является одной из самых значительных статей бюджета вуза в современных условиях: на оплату теплоснабжения и электричества сегодня уходит около 40% госбюджетных средств, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения. Введение внутренних лимитов и нормативов, использование энергосберегающих технологий также позволят сократить значительную часть расходов. В течение двух последних лет в Донской государственной академии сервиса создан адекватный механизм управления вузом. Введена должность проректора по экономической и производственно-коммерческой работе. Образован консалтинговый центр, в котором опытные экономисты осуществляют экспертизу всех предлагаемых бизнес-проектов. Ученые и специалисты ориентированы на виды деятельности, обеспечивающие приток средств: развиваются различные формы платного дополнительного образования, дополнительных образовательных услуг профессиональной подготовки и переподготовки на коммерческой основе производственной деятельности в сфере сервиса. В результате на 1 рубль бюджетного финансирования в Академии приходится 1 рубль заработанных внебюджетных средств. Образованы лицевые счета для всех подразделений в целях накопления средств, полученных в результате хозяйственной и образовательной деятельности. В результате осуществления этих мероприятий увеличился поток средств, направляемых на развитие материальной базы. Создан благотворительный Фонд содействия развитию вуза, принимающий пожертвования частных лиц и организаций. Все сотрудники получают дополнительную зарплату, создан неподконтрольный ректору фонд социальной защиты преподавателей, студентов и ветеранов труда, выдаются пособия на подготовку и защиту кандидатских и докторских диссертаций. Развита система кредитования: преподаватели имеют право на получение беспроцентных кредитов в размере половины их годичной заработной платы. Несмотря на проведенное сокращение бюджетных штатов преподавателей и сотрудников в связи с новыми государственными нормативами, все продолжают трудиться благодаря введению новых внебюджетных ставок. Такой опыт, на мой взгляд, с успехом может быть применен и другими вузами страны. Сегодня с каждым регионом у нас заключены договоры о социально-экономическом сотрудничестве, и в соответствии с этими договорами мы выделяем места для целевого набора. Таким образом, в Академию поступают до 70% студентов, которые обучаются либо у нас в Шахтах, либо в наших филиалах. Считаем, что это правильный подход, так как абитуриент, поступающий по целевому набору, может быть уверен, что, окончив Академию, он найдет себе работу. В образовании не может быть центров и окраин, единственным мерилом ценности вуза должен быть его научно-образовательный потенциал. У нас же замечательные преподаватели, окончившие очень хорошие вузы страны и вернувшиеся сюда, чтобы создать такой же вуз в Шахтах. В нашей тиши студенту, пожалуй, даже удобнее заниматься образованием и наукой, чем в крупных городах. Конечно, Москва и Петербург традиционно посильнее, но что касается вузов остальных городов, с ними мы можем соперничать на равных. Главное в жизни каждого вуза, тем более молодого, не останавливаться на достигнутом. После того как Донская государственная академия сервиса перешла под юрисдикцию Минобразования РФ, мы существенно расширили сферу своей деятельности. Но решили все таки не отрываться от сферы услуг. Сфера услуг постоянно развивается, на Западе она до 70% ВВП, и наша страна идет к этому. Ведь именно в сфере сервиса представлен средний класс — основа любого цивилизованного общества. Я считаю: создание слоя цивилизованных, культурных, законопослушных и обеспеченных работников — первостепенная задача для страны. Мы готовим специалистов, которые должны обладать естественными и гуманитарными знаниями, знать как экономику и юриспруденцию, так и психологию, и историю культуры. Появятся такие кадры, тогда и сложится в государстве цивилизованная сфера услуг. Среди наших ближайших задач — создание многоуровнего учебно-инновационного комплекса, который будет готовить высококвалифицированных специалистов для сферы быта и услуг, малого бизнеса и легкой промышленности по образовательным программам высшего, среднего, начального и дополнительного образования, выполнять научные исследования по актуальным проблемам. В комплекс должны входить предприятия, где наши студенты и учащиеся сразу же смогут применять полученные в академии знания. Кроме того, мы параллельно создаем систему дополнительного профессионального образования. А наличие корпоративной сети и современного телекоммуникационного оборудования,
скоростных каналов связи позволит проводить теле- и видеоконференции по
сети Интернет, развивать дистанционное обучение, способное охватить всю
страну, дать образование каждому желающему.
Not FoundThe requested URL /hits/hits.asp was not found on this server. <%you_hit(88);%>
|