Реформа
Бреттон-Вудских
соглашений
А.Соколов,
кандидат экономических наук
Острый финансовый кризис стал отражением структурных сдвигов в мировой
экономике в последнее десятилетие XX в. Сегодня наиболее серьезные трудности
переживают страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Россия
и ряд других государств.
Среди катализаторов кризиса выделяются такие факторы, как:
-
усиление конкуренции основных экономических центров в связи с введением
единой европей-ской валюты евро и возможного сужения роли доллара в мировой
валютно-финансовой системе;
-
обострение торговых противоречий между США и Японией;
-
укрепление позиций Китая после присоединения Гонконга.
Непосредственные результаты кризиса — снижение курса немецкой марки в качестве
опорной валюты «корзины» евро; швейцарского франка как одной из ведущих
резервных валют, а также японской йены; возросшее давление на китайский
юань, ослабление потенциала новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии
и возможность массовой скупки контрольных пакетов акций в кризисном регионе
по низкой цене — играют на руку американцам. В то же время неизбежное в
среднесрочной перспективе сжатие многих региональных рынков может сильно
ударить по экспортной экспансии США и замедлить темпы либерализации мировой
торговой системы.
В силу взаимозависимости мировой экономики азиатский кризис из регионального
быстро превратился в глобальный, из финансового — в системный.
Механизм кризиса следующий. При первых признаках сокращения высоких
прибылей от валютных и фондовых операций, портфельных инвестиций и краткосрочных
кредитов спекулятивный капитал покидает национальные рынки стран, строивших
свою финансовую политику на привлечении «горячих» денег. У таких стран
лавинообразно нарастают проблемы с платежным балансом, бюджетом и курсом
национальной денежной единицы. Для заполнения образовавшейся финансовой
бреши государтвенных золотовалютных резервов, как правило, оказывается
недостаточно. Возникает необходимость массированного привлечения заемных
ресурсов по линии международных финансовых организаций.
Дальнейшее углубление кризисных явлений, расползание угрозы кризиса
может перечеркнуть социально-экономические достижения прошлых лет и нарушить
стабильность всей мировой валютно-финансовой системы.
МВФ и группа Всемирного банка (Бреттон-Вудские учреждения — БВУ), изначально
созданные для поддержания такой стабильности, до недавнего времени в целом
справлялись со своей задачей, хотя результаты их деятельности и, в большей
мере, методы достижения поставленных целей нередко вызывали критику. На
современном этапе перед ними встают резко усложнившиеся и значительно более
масштабные задачи, вызванные новой ступенью глобализации всех мирохозяйственных
процессов. Это, прежде всего:
-
предоставление чрезвычайного «буферного» финансирования в крупных объемах;
-
создание системы «раннего предупреждения» и наблюдения за потоками краткосрочного
капитала;
-
разработка рекомендаций по глубокому реформированию всей существующей мировой
валютно-финансовой архитектуры.
Пока нынешний финансовый кризис ограничивался рамками развивающихся стран,
Бреттон-Вудские институты реагировали на него в русле своих традиционных
подходов. Однако их жесткие рекомендации и требования, построенные по типовым
схемам без должного учета национальной специфики, не только не принесли
финансового оздоровления, но в ряде случаев обострили ситуацию в социально-экономической
сфере стран-получателей, а главное, не смогли остановить дальнейшее нарастание
негативных кризисных явлений, вспышек новых очагов кризисов.
Необходимость глубоких реформ в мировой валютно-финансовой системе впервые
заявила о себе в хо-де мексиканского кризиса (1995 г.), но в должной мере
была осознана только тогда, когда последствия азиатских финансовых потрясений
задели интересы США в ряде стран Азии и Латинской Америки.
Важным шагом в направлении реформирования стал пакет мер, разработанный
министрами финансов и управляющими цен-тральными банками «семерки» стран-доноров
(Лондон, 30 октября 1998 г.).
Он предусматривает:
-
увеличение капитала МВФ на 90 млрд. долл.;
-
крупные финансовые вливания странам, выполнявшим одобренные Фондом стабилизационные
программы, а также рекомендации о снижении учетных ставок в ведущих развитых
государст-вах для стимулирования экономического роста.
Сюда же следует отнести и решение МВФ о предоставлении стабилизационного
кредита Бразилии и запуск Международным банком реконструкции и развития
(МБРР) механизма чрезвычайной помощи пострадавшим от кризиса государствам
в реструктуризации долговых обязательств и стимулировании притока иностранных
инвестиций в частный сектор.
Анализ развернувшейся в настоящее время в международных финансовых кругах
широкой дискуссии по вопросам обновления БВУ позволяет выделить базовые
подходы к их реформированию.
Основные дискуссии развернулись вокруг предложений придать дополнительные
полномочия Бреттон-Вудским учреждениям, усилить их контрольные функции
при условии большей транспарентности деятельности БВУ и обновления критериев
принятия решений по кредитованию кризисных стран.
Предлагается также усилить координацию с национальными банковскими
системами, разработать механизмы мониторинга потоков краткосрочных капиталов
и контроля над деятельностью «хедж-фондов» и на этой базе создать системы
прогнозирования и раннего предупреждения локальных кризисов. Выдвигается
идея формирования региональных валютных фондов по типу связанных с МБРР
многосторонних региональных банков развития с тем, чтобы в большей степени
адаптировать помощь к национальной специфике стран-получателей и более
эффективно контролировать ее использование. Высказываются рекомендации
учредить специальные фонды для дополнительного финансирования кризисных
стран в случае возможных изменений в распределении страновых квот в МВФ,
регулярно публиковать рейтинги кредитного риска в развивающихся государствах,
разграничить расчетные и инвестиционные операции и т.д. Допускается возможность
введения жесткого режима валютного регулирования, в частности, путем внешнего
валютного управления (Currency Board) и других ограничений на валютные
операции либо за счет полного отказа от использования национальной валюты
и ее замены на твердую валюту при тщательном мониторинге за движением краткосрочных
капиталов.
МВФ, очевидно, останется центром мировой валютно-финансовой системы,
но его статус и функции претерпят существенные изменения.
С этой целью предполагается преобразовать Временный комитет (внеуставный
орган МВФ, в рамках которого обсуждаются вопросы макроэкономики, реформы
мировой валютно-финансовой системы, пересмотра квот, внесения изменений
в устав, а также обеспечивается разработка политических решений для их
последующего принятия на Совете управляющих), увеличив число его членов
и предоставив ему право принимать политические решения. Что касается дополнительных
механизмов и инструментов Фонда, то они будут обновлены за счет совершенствования
деятельности по прогнозированию и раннему предупреждению кризисных явлений,
улучшению координации с Всемирным банком, национальными банковскими системами.
Подробно обсуждаются планы создания крупной международной компании по
страхованию кредитов, а также Агентства по глобальному финансовому регулированию
с участием МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов и Базельского
комитета по банков-скому регулированию, других международных финансовых
организаций. Следствием всех указанных мероприятий должно стать неизбежное
удорожание кредитов Фонда, а также отказ от их предоставления для реструктуризации
долговых обязательств страны-заемщика.
Главные направления текущего реформирования Всемирного банка:
-
совершенствование его организационной структуры и оперативной деятельности;
-
большее внимание социальным проектам, борьбе с бедностью и коррупцией,
распространению передовых знаний и технологий;
-
обеспечение более полного доступа стран-членов к информационной базе Банка;
-
подготовка кадров и т.п.
В основе механизма кредитования Всемирным банком кризисных стран будет
лежать система предоставления экстренных займов на срок до 5 лет под высокую
процентную ставку.
Страны, прочно привязанные к программам помощи МВФ и МБРР, занимают
сдержанную позицию по вопросам реформирования их деятельности, ограничиваются
в основном общими пожеланиями и предостерегают от резких шагов.
Пожелания стран — получателей помощи в основном подразумевают:
-
более глубокий учет национальных особенностей экономики и финансовой системы;
-
создание конкретных и общепризнанных механизмов разрешения кризисных ситуаций
в случаях внезапного и массового оттока капиталов из отдельных стран;
-
открытие экстренных целевых кредитных линий для решения проблем ликвидности
стран, находящихся в кризисной ситуации;
-
разработку процедур реструктуризации долгов и др.
Россия наряду с другими государствами — жертвами кризиса заинтересована
в улучшении международного финансового устройства, в разработке как краткосрочных
мер быстрого реагирования, так и долгосрочного стратегического подхода
к предотвращению глобальных потрясений. В целом нашим интересам отвечает
обновление международной финансовой системы. Однако темпы возможных реформ
должны быть разумными и взвешенными. В качестве главной цели совершенствования
этой системы мы видим создание эффективного механизма по мониторингу и
предотвращению региональных и глобальных кризисов.
В заявлениях политических деятелей ведущих стран мира в связи с финансовым
кризисом подчеркивается необходимость не допустить возврата к протекционизму
и автаркии, сохранить уровень либерализации финансовых рынков и потоков
капитала при обеспечении транспарентности валютно-финансовых операций и
более активном участии национальных правительств в их регулировании.