Обозреватель - Observer |
Образование
|
В этой связи встает вопрос о порядке подготовки Национальной доктрины российского образования. Основным требованием в данном процессе, как нам представляется, является участие в разработке и обсуждении текста Доктрины всех заинтересованных в ней лиц: педагогов, ученых, руководителей учебных заведений, потребителей образовательных услуг, работодателей, общественных и педагогических союзов и объединений. По нашим подсчетам, образование в различных своих формах и отношениях затрагивает не менее 100 млн. россиян, т. е. более 2/3 населения нашей страны. Поэтому подготовка Доктрины не может быть внутриведомственной функцией законодательных и исполнительных органов государственной власти, а должно быть делом всего российского общества.
Решение задачи по подготовке текста Доктрины может быть осуществлено комиссией, состоящей из независимых представителей педагогического и научного сообщества, работников образовательных учреждений всех уровней, представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации.
По своему содержанию Доктрина должна быть достаточно лаконичным, емким документом, призванным сформировать у общества мировоззренческую картину развития образования, закрепить его приоритетную и консолидирующую роли в продвижении России к будущему. В качестве основных целей национальной доктрины образования предлагается провозгласить: отражение интересов, прав и обязанностей российских граждан, образовательных учреждений и государства в сфере образования; определение цели, задач и стратегических направлений развития образования в Российской Федерации, содержания деятельности и средств по их реализации; фиксацию системы взаимодействия государства, общества и учебных учреждений в сфере образования.
Основные требования Доктрины должны быть целеполагающими и строго определенными. Считаем, что данный документ должен зафиксировать следующие основные доктринальные положения:
1. Образование является социальной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором стабильности и развития общества. В этой связи, целью образования в Российской Федерации предлагается провозгласить обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества.
В данном контексте в Доктрине следует отразить особую роль педагога — ключевой фигуры процессов обучения и воспитания. При этом необходимо рассмотреть вопрос об отражении в образовательной доктрине «Клятвы педагога», определяющего профессионально-этические нормы поведения и деятельности работников образовательной сферы.
2. В качестве задач образования, по нашему мнению, следует выделить: реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны; приведение системы воспитания и обучения в соответствие с образовательными потребностями личности и общества, нормами отечественного и международного права; подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений; социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений; обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования; формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.
3. К основным доктринальным положениям относятся принципы образования. Их совокупность может быть сведена к следующим: демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы; гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания; мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий; адаптивность образования к динамично изменяющимся условиям и потребностям общества; преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания; автономность образовательных учреждений; единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.
На наш взгляд, в Доктрине следует отразить право каждого гражданина на получение любых уровней и форм образования. Решение о прекращении образования должно приниматься самим учащимся. Данные положения отражают принцип всеобщей доступности образования.
Особо в Доктрине следовало бы указать на необходимость адресной материальной поддержки обучающихся — талантливых юношей и девушек, учеников из многодетных семей, детей малообразованных родителей, с физическими и психическими отклонениями и др.
4. Ведущим фактором развития образования выступает его содержание, в котором реализуются ценностные, смыслообразующие, гуманистические и творческие компоненты жизни общества, исключаются избыточность, тоталитарность и унифицированность обучения и воспитания современной личности. Поэтому одно из основных мест в тексте доктрины следовало бы отвести вопросу о содержании образования, определяющегося достижениями культуры, науки и техники, потребностями личности, общества и государства.
По нашему мнению, содержание образования должно быть направлено на решение следующих задач: формирование у обучаемых естественнонаучной картины мира и человека, исключение из ее состава эклективных, избыточных и бессистемных элементов; доведение до детей, молодежи и взрослого населения страны правил их поведения в семье и социуме, гигиены и жизненной безопасности; оздоровление молодого поколения и развитие его природных способностей; приобщение россиян к достижениям отечественной и мировой культуры, усиление роли искусства в обучении и воспитании, овладение родным и иностранным языками: формирование навыков создания и грамотного потребления материальных и духовных продуктов общества.
5. В качестве одного из положений Доктрины было бы целесообразным указать основную функцию управления образованием — обеспечение взаимодействия государства и общества в интересах динамичного развития образования, его многообразия, высокого качества и учета интересов общества. Управление российским образованием должно рассматриваться как процесс приведения его системы в соответствие с закономерностями и тенденциями эволюции мировой образовательной сферы, развития лучших отечественных педагогических традиций.
6. В тексте Доктрины целесообразно зафиксировать необходимость развития непрерывных образовательных услуг по месту проживания учащихся по принципу «образование к ученику», а не наоборот. В этой связи в Доктрине следовало бы отразить положение о том, что современные образовательные технологии обеспечивают переход к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему весь период активной жизни человека, как условию достижения его оптимального состояния, полной реализации способностей и задатков.
В качестве базиса передовых образовательных технологий предполагается рассматривать академическую мобильность обучаемых, индивидуализацию и вариативность учебного процесса, реализуемых следующими мерами:
8. Особое внимание в Доктрине, на наш взгляд, должно быть уделено исключению любых видов льгот и дискриминационных решений в отношении учащихся и учебных заведений (особенно негосударственных). Неопределенности в данном вопросе создают противоречия в образовательном законодательстве: с Конституцией РФ (ограничение приема на государственную службу выпускников негосударственных образовательных учреждений), с Гражданским кодексом (требования по лицензированию филиалов), с налоговым законодательством (льготы по налогам на прибыль) и другие.
В свою очередь, эти противоречия ставят перед заказчиками и потребителями
образования целый ряд жизненно важных проблем, среди которых следует выделить:
практическое отсутствие академической мобильности студентов, включая прямой
запрет на их переход из негосударственных в государственные вузы; нарушение
автономии образовательных заведений и академических свобод преподавателей
из-за жесткой регламентации содержания и форм образования посредством госстандартов;
нарушение прав студентов негосударственных вузов (призыв в армию, дискриминация
при поступлении на государственную службу); дискриминация в названии негосударственных
вузов (нельзя назвать «университет»), во включении их руководителей в региональные
Советы ректоров; «драконовские» нормы на учебные площади и другие.
9. На наш взгляд, настала необходимость отражения в основополагающем
документе идеи оздоровления школьников и студентов в период их обучения.
Оздоровление нации в рамках учебной деятельности, приобщение
к ценностям здорового образа жизни должны стать приоритетами образовательной
сферы. К направлениям их реализации следует отнести:
|