Обозреватель - Observer 
Наши интервью 

 
Левоцентристский блок
обречен на победу
 
 
 
Интервью с председателем ВОПД «Духовное наследие»,
сопредседателем НПСР, депутатом Государственной Думы
А.Подберезкиным
  Так ведь никто и не работал над созданием такой партии. За семь прошедших лет появлялись яркие лидеры, но они были больше озабочены реализацией собственных амбиций, чем укреплением возглавляемых ими организаций. Шла полоса «раскрутки», лидер добивался своей цели — избирался в Думу или просто занимал определенную нишу в политической иерархии — а дальше следовал спад. И политиков можно понять.

Прежде чем созданные партии, организации, движения начнут приносить свои плоды, должно пройти примерно три года кропотливой работы. А наше время столь сжато, что почти никто не согласен работать на перспективу. Политику нужен немедленный результат. В свое время «Духовное наследие» помогло многим, в том числе очень известным политикам. Так что я хорошо себе представляю, как зарождались и развивались многие патриотические организации.

«Духовное наследие» сознательно отказалось от своих амбиций и работало на тех политиков, которые исповедовали государственническую патриотическую идеологию. Мы имели возможность наблюдать, как развивалось современное партийное строительство изнутри. И должен сказать, что единственной мощной патриотической структурой стала с 1993 г. лишь КПРФ, и то благодаря тому, что она создавалась на «осколках» КПСС.

Это фактор субъективный и не самый главный. Ситуация в России 90-х годов была такой, что создание крупных партий было крайне затруднено. Это не удалось никому: ни патриотам, ни демократам, ни радикалам разного окраса. Почему?

Во-первых, Россия лишилась своей политической элиты. Формально она продолжала существовать и существует до сих пор. Наше недавнее исследование показало, что 75% истеблишмента образца 1998 г. — это те же люди, которые входили в элиту 10 лет назад. А мы охватили 15 тыс. политиков и функционеров. Но к 1991 г. большинство этих людей предали национальные интересы своей страны. Мы лишились политической элиты, а это равносильно поражению в войне. Более того, люди из элиты приняли активнейшее участие в дележе общенародной собственности. В СМИ откровенно пропагандировалось уничтожение собственной промышленности и сельского хозяйства. Все связанное с национальной культурой подвергалось уничижению.
В медицине и образовании искусственно насаждались чуждые нам модели. Только где-то с 1994 г. эти процессы стали корректироваться. Некоторые политики в «верхах» стали понимать, что слишком далеко зашли в деле самоуничтожения.

Осенью 1994 г. В.Черномырдин, например, впервые, как глава правительства, заступился за ограбленных в Варшаве русских туристов. Это было знаковое явление. Был снят проводивший антинациональную политику и министр иностранных дел. Но лишь к 1998 г. большинство этих людей опомнилось, и политики, нанесшие стране столь сильный урон, вновь становятся на государственнические позиции.

Образование мощных сильных партий невозможно в состоянии хаоса. Невозможно в ситуа-ции, когда политическую элиту интересует не по-литика и идеология, а приватизация по Чубайсу.

Во-вторых, мы были и до сих пор лишены нормальной реакции нации на развал и грабеж нашего общего достояния. Большинство русских людей не прошли этап национальной самоидентификации. Она, конечно, существовала на уровне истории, культуры, быта, но не на уровне политики. Многие начали путать национальные интересы собственной страны с национальными интересами США и Израиля. Особенно это было видно во второй половине 80-х годов.  В этих условиях создание общерусской патриотической партии было обречено на провал. К тому же, если бы существовало понимание непосредственной связи личных интересов с национальными интересами страны, то происшедшее с Россией в 90-х годах ХХ в. было бы просто невозможным. Казалось бы, чего проще, сказать себе: я русский! Я должен защищать национальные интересы своей страны! И тогда все сложилось бы по-другому. Но мы имели дело с другой реальностью. В СМИ договорились до того, что саму национальную русскую идею назвали мифом.

В-третьих, была разрушена социальная структура общества. Стали образовываться новые социальные слои и группы. Все это были очень неустойчивые образования. Люди «перетекали» из одной группы в другую. Или хлеще того. Человек из НИИ ушел в «челноки». С одной стороны, это интеллигент, кандидат наук с определенным мировоззрением, с другой — мелкий собственник с очень определенными интересами. В итоге — каша в голове. А сколько чиновников, оставаясь на службе, стали крупными предпринимателями? Эти примеры можно продолжать. Наше общество до сих пор лишено четкой социальной структуры. В этой ситуации человеку очень сложно связать  свои интересы и с конкретной политической силой, тем более осознанно вступить в какую-то партию. Но зато мы имеем огромное количество мелких организаций, где не больше сотни активистов.

Дело в том, что общественное настроение «левеет». Можно сказать, что это основной вектор развития общества. Идеология левоцентристского блока с каждым месяцем неизбежно будет становиться все популярнее. И победа блока на парламентских и президентских выборах, на мой взгляд, на 100% предопределена. Другое дело — какие организации будут участвовать в создании этого блока, какой лидер его возглавит... Это вопрос будущего. Именно поэтому сейчас особенно остро разгорится борьба за это лидерство, ведь победа ему гарантирована. Хотя может случиться и так, что силы, которые мы относим к левому центру, не смогут выставить на президентские выборы единого кандидата. Предположим, их будет 5 чел.: Зюганов, Лужков, Селезнев, Николаев, Семаго. Но во второй тур кто-то из них обязательно пройдет и в конечном счете победит. Не вижу объективных причин, которые могли бы помешать союзу этих лидеров. Общест-венное настроение «левеет», как я уже сказал. Либералы становятся государственниками, государственники становятся социал-демократами, социал-демократы — социалистами, а социалисты — коммунистами. Постепенное перемещение Ю.Лужкова из правого центра в левый выглядит вполне оправданным, более того, также неизбежным.

Г.Зюганов никогда не был «упертым» догматиком, каким его часто выставляют. Он достаточно толерантен, способен на компромиссы. Уже в 1996 г. им был создан блок, в котором присутствовали не только коммунисты, но даже монархисты. Поэтому его сближение с Ю.Лужковым не вызывает удивления.

Если этот союз станет реальностью, то некоторые коммунисты уйдут от КПРФ. Но хотел бы напомнить, что на выборах мэра Москвы в 1996 г. Ю.Лужков получил 90% голосов, а это значит, что за него проголосовали не только левые вообще, но и коммунисты. Все будет зависеть от того, насколько успешно лидеры КПРФ сумеют объяснить своим соратникам необходимость союза с Ю.Лужковым. Успешная работа приведет к тому, что процент «отколовшихся» может быть небольшим. В отличие от некоторых обозревателей, я не вижу ничего удивительного в том, что Е.Примаков становится публичным политиком. Это закономерно. У нас всегда, как только появляется очередной премьер или даже вице-премьер, почти сразу они из чиновников высшего ранга превращаются в фигуры политические. Не исключено, что к 2000 г. Е.Примаков почувствует вкус власти и это проявится в его политических амбициях. Не исключено, но маловероятно. Очень сомнительно, что Е.Примаков, будучи по своим убеждениям социал-демо-кратом, найдет общий язык с «правыми».

Что касается «партии власти», то она сегодня расколота и у нее нет реального кандидата на пост президента. «Партия власти» у нас всегда выстраивалась под первое лицо, под президента или премьера. Если случится так и на этот раз, то не Е.Примаков станет «правым», а «партия власти» «полевеет».

Не нужно забывать и о том, что сейчас идет не просто смена политической элиты, а смена поколений. И у нас может повториться феномен Квасневского. Появится лидер из политиков «второго ряда» и перед выборами за несколько месяцев объединит вокруг себя значительные силы. Для его победы на выборах необходимо только одно условие — он должен выступать от «левого центра».

Мы работали на Русскую Идею. Мы никогда не отступали от наших принципиальных положений. В свое время, кажется в 1993 г., А.Проханов сказал, что мудрость современного политика определяется его способностью идти на компромисс, способностью отказаться от излишних амбиций. На компромисс мы шли, ибо не было политиков, деятельность которых на 100% соответствовала бы нашей программе.
Но в каких условиях мы шли на эти ком-промиссы?

В 1990—1992 гг. мы поддерживали А.Руцкого. Не нужно забывать, что тогда это был единственный  заметный политик, который объективно работал на оппозиционные идеи. Мы вырабатывали концепции, но их необходимо было заложить в алгоритм развития общества. Это можно сделать через статьи в газетах, через книги, но самое эффективное, когда эти концепции берет на вооружение реально действующий политик. И не нужно забывать, что первое большое оппозиционное мероприятие прошло в кинотеатре «Россия» в феврале 1992 г. под патронажем А.Руцкого. Нам впервые удалось тогда объединить и «белых», и «красных», и казаков. Объединение всех оппозиционных сил — это наше сверхзадача. Затем эта идея сработала при создании Фронта Национального Спасения, затем при создании НПСР...

Лидеры могут менять свои взгляды, уходить из рядов оппозиции, но сверхзадача остается. Всех русских людей (а русский — это понятие не этническое, русский тот, кто себя считает таковым) объединяют общие интересы.

Мы должны:

Выбор действительно невелик. Я уже говорил, что часть политической элиты да и общество в целом — все приходят в себя. Я знаю только три категории людей, которые бы напрочь отвергали государственнические идеи, которые были или безразличны, или враждебны к защите Россией своих национальных интересов. Это дегенераты, либералы, космополитично настроенные «новые русские». К тому же многие из либерально настроенных журналистов и ученых стараются, потому что им за это платят.

Наступил перелом в общественных настрое-ниях. Но для этого пришлось поработать. Мы говорили о лидерах патриотического движения, которым не удалось создать единой мощной партии. Но ведь их деятельность не прошла даром, как и сами они никуда не исчезли. Через их организации прошли тысячи и тысячи социально активных людей. Пусть в урезанном, а порой искаженном виде их выступления тран-слировали электронные СМИ. Отдельный разговор, какую роль в переломе общественного сознания сыграли оппозиционные газеты и журналы. Но результат налицо — общество постепенно принимает наши идеи. То самое общество, которое совсем недавно находилось под влиянием либеральной идеологии. Другой вопрос — сумеет ли оппозиция воспользоваться в ближайшее время плодами собственной работы?

В свое время мы не случайно заявили, что будем заниматься защитой культуры, науки, образования. И название нашей организации «Духовное наследие» появилось не просто так. Именно духовная сфера объединяет всех нас. В 1991 г. многим казалось странным, почему политическая организация заняла столь невыгодную нишу. Но мы считаем, что точно определили основной вектор развития патриотического движения. В деле защиты духовности, т.е. русскости, мы всегда были беском-промиссны, и куда более радикальны, чем крайне «левые» или крайне «правые». Это, кстати, понимали наши противники. Одна из статей в демократической печати, посвященная «Духовному наследию», называлась «Кулак, завернутый в вату». Мы всегда высту-пали против тех оппозиционных лидеров, ко-торые классовые или партийные интересы ставили выше интересов России.

Оппозиция сегодня стала не просто фактором, определяющим внутриполитическую ситуацию в стране, но и фактором, влияющим непосредственно на судьбу Нации и Государства. Такое качественное изменение ситуации возлагает на лидеров НПСР историческую ответственность за будущее нашей Родины, а не только возглавляемых ими партий и движений.

Сегодня о духовности и нравственности заговорили. На недавней встрече с Патриархом об этом говорили все: от Г.Зюганова до В.Черномырдина. И это хорошо. Но разговоров ма-ло. Если оппозиция будет следовать нравственным нормам, а не нормам партийной борьбы, тогда ей удастся выступить единым фронтом и победить.

Нам нужно выработать новую мировоззренческую модель. Без решения этого вопроса невозможно решить все другие, которые, может быть, кажутся более важными. Мы не решим ни политические, ни экономические, ни финансовые, ни социальные вопросы.

Мы исходим из того, что Россия обладает уникальным духовно-нравственным, культурным потенциалом. Если мы будем опираться на него, то и найдем свой Русский Путь.

В этом тезисе нет ничего сверхестественного и принципиально нового. Тот же Запад не просто так пришел к модели «общества потребления». Опираясь на свою культуру, на свою нравственность, американские и европейские либералы сформулировали задачу, а затем уж она была выполнена.

Мы поняли, что западная модель нам не подходит, не подходит нам и догматический коммунизм. Остается наш Русский Путь. Народ с таким духовно-нравственным потенциалом задушить нельзя. Это все равно что на бьющий из-под земли ключ свалить самосвал дерьма. И ключ на время исчезнет (что с нами и произошло). Но через некоторое время ключ все равно пробьется, и ручей смоет все это наносное.

Рано или поздно будет возрождена русская политическая элита и воссоздано русское государство. В этом, кстати, заинтересована и вся мировая цивилизация. Либеральная модель изжила себя. Лучше всего это понимают не наши, а западные интеллектуалы. Они зашли в тупик. Мы же имеем возможность предложить иной путь, которым, кстати, шли веками. На нынешнем этапе нам требуется лишь корректировка, но никак не иной путь.

Действительно, накануне съезда НПСР мы решили провести съезд «Духовного наследия». Предполагаем обсудить три основных вопроса:

Во-первых, свой вариант антикризисной программы.

Во-вторых, предложить НПСР свой список кандидатов в Госдуму.

В-третьих, ответить на вопрос, который часто задавался оппозиции: кого вы предлагаете в Правительство? Мы хотим предложить детальную концепцию и состав Правительства (до третьего уровня — начальников департаментов).

Спасибо за интервью.
Беседу вел заместитель главного редактора журнала
Ю.Новиков




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]