Обозреватель - Observer
Внешняя политика

К ратификации Конвенции по химическому оружию

Развитие идеи Женевского протокола 1925 г., запрещающего применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, СССР и другие соцстраны в 1972 г. внесли в Комитет ООН по разоружению проект конвенции о полном и всеобщем запрещении химического оружия (ХО) и его уничтожении.

В 1976—1980 гг. по проблеме ХО велись переговоры между СССР и США, но они были прерваны американской стороной.
С 1981 г. обсуждение вопросов о запрещении ХО происходило на Конференции по разоружению в Женеве. После многолетних и весьма непростых переговоров — в сентябре 1992 г. Конференция приняла текст Конвенции, который был открыт для подписания 13 января 1993 г. Россия подписала этот документ в числе первых.

К настоящему времени подписантами Конвенции стали свыше 160 государств. Вместе с тем процесс ратификации протекает медленно. Через 180 дней после сдачи на хранение ратификационной грамоты ее 65-м участником, как это требует процедура, “Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения” вступила в силу 29 апреля 1997 г.
Государства — участники Конвенции берут на себя обязательство в течение 10 лет уничтожать значительное количество ХО. Его объявленные запасы характеризуются следующими данными (по материалам Центра Карнеги в Москве):

США — 30 000 т
Великобритания — 62 000 т (затоплены или уничтожены методом прямого сжигания до 1960 г.)
Россия — 40 000 т
Франция — (тайное уничтожение закончено)
Ирак — 750 т (уничтожены)

В настоящее время Конвенцию ратифицировали около 90 государств. Но среди них пока нет России. Президент РФ направил Конвенцию на ратификацию в Государственную Думу 15 марта 1997 г. России предстоит уничтожить 40 тыс. т отравляющих веществ. Согласно Конвенции уничтожение ХО будет осуществляться в два этапа. На первом этапе уничтожаются запасы кожно-нарывных ОВ (иприт, люнзит, их смеси). На втором — подлежат уничтожению боеприпасы, содержащие фосфорорганические отравляющие вещества нервнопаралитического действия (зарин, зоман, ви-икс).
Реализация второго этапа ликвидации запасов ХО планируется через четыре года после вступления Конвенции в силу. Исходя из того что действие Конвенции началось с апреля 1997 г., весь процесс ликвидации ХО должен быть завершен в 2007—2009 гг.
За весь срок работ по реализации Конвенции Россия должна затратить более 30 трлн. руб. Это колоссальные расходы. А если их суммировать с одновременными затратами на проведение военной реформы и на реализацию Договора СНВ-2, в случае его ратификации, то это может оказаться непосильной нагрузкой для России.

Из трудного положения по реализации Конвенции о ликвидации ХО можно было бы выйти за счет финансовой помощи со стороны мирового сообщества. Однако такая эффективная помощь весьма иллюзорна.
В марте 1996 г. правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации (утверждена правительством в марте 1996 г.) 2 мая 1997 г. Президент России подписал Федеральный закон “Об уничтожении химического оружия”. Таким образом, можно сказать, что Россия уделяет самое серьезное внимание проблеме ликвидации ХО. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость избавления от одного из самых опасных видов оружия массового поражения.

Обсуждение вопроса о ратификации Конвенции в комитетах Государственной Думы выявило различный подход к этой процедуре. Наряду с выступлениями за скорейшую ратификацию рассматриваемого документа, высказываются соображения против поспешности принятия такого решения. Основную обеспокоенность депутатов вызывает проблема финансирования работ по ликвидации ХО в довольно сжатые сроки. Есть мнение, что Россия способна уничтожить свое ХО в лучшем случае за 20—25 лет, и только при надежном финансировании.
Конвенция предусматривает ликвидацию предприятий по производству ХО. Целесообразно ли это? Не лучше ли их сохранить и перепрофилировать для других целей. Для этого потребуется разрешение международной Организации по запрещению ХО. Но она вряд ли согласится с таким предложением. Важным моментом является и то, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона “Об экологической экспертизе” документы, подобные Конвенции, должны подвергаться экологической экспертизе.
Такая экспертиза пока не проведена. А ведь надо иметь в виду, что процесс ликвидации ХО будет осуществляться на семи объектах, разбросанных по различным регионам России. Подобные сомнения говорят о том, что спешка с ратификацией Конвенции может привести к определенным издержкам для нашей страны.

Сторонники своевременной ратификации Конвенции утверждают, что такой акт позволит избежать ввода против России санкций по ограничению закупки у нее различных химических товаров и по отказу международной помощи в уничтожении ХО.
Ратификация Конвенции об уничтожении ХО безусловно важный шаг в деле повышения международной безопасности. Но этот шаг должен быть сделан таким образом, чтобы избежать ущерба интересам России. Для этого следует хорошо взвесить все “за” и “против”.

Эксперты РАУ-Корпорации

P.S.
31 октября 1997 г. Государственная Дума ратифицировала Конвенцию о за-прещении химического оружия несмотря на то, что более 70 депутатов голосовали против. Среди этих депутатов был и А.И.Подберезкин, которому даже не дали возможности выступить со своими соображениями.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]