Внешняя политика
Обозреватель - Observer



КАК СВАРИТЬ "БАЛТИЙСКИЙ СУП"?

          Помните, у Гоголя такой замечательный герой Ноздрев, у него повар, а повар готовит по принципу: "за вкус не ручаюсь, но горячо будет". Перефразируя эту мысль и не проводя никаких политических аналогий, можно сказать, что нынешние взаимоотношения России и стран Балтии не всем по вкусу, но напряженность создают изрядную.
          Сегодняшний "балтийский суп" становится все горячее: убийство в марте в Таллинне ответственного издателя крупнейшей русскоязычной газеты "Эстония" Виталия Хаитова, реанимирование судебных процессов против бывших сотрудников НКВД-КГБ, шпионские скандалы, стремление войти в НАТО, антирусская политика некоторых местных руководителей… Недавно прошедшая в Москве международная научно-практическая конференция "Москва и российские соотечественники: от поддержки к сотрудничеству" констатировала, что по-прежнему отсутствует целенаправленная политика государства в этой сфере, поскольку Москва реагирует на проблемы соотечественников "по принципу пожарной команды". Наши законы мало того что не работают, но еще и не стыкуются; двусторонние соглашения России со странами СНГ и Балтии никак не увязываются с проблемами русской диаспоры. Современные отношения России и стран Балтии комментирует директор Института стратегических оценок СЕРГЕЙ ОЗНОБИЩЕВ.

Сергей Константинович, сегодняшние отношения с Латвией, Литвой, Эстонией начали складываться на волне восторженного демократического подъема 90-х годов, но сегодня они вязнут в проблемах как мнимых, так и реальных…

Как ни парадоксально, анализ наших нынешних отношений следует начать именно с проблем мнимых, поскольку они, к сожалению, слишком часто служат основой для принятия политиками скоропалительных решений. Речь идет, в первую очередь, о восприятии в трех балтийских странах России как потенциальной угрозы национальной безопасности этих государств. На этом, в конечном итоге, строится и стремление этих государств как можно скорее быть принятыми в НАТО.

Какие бы при этом в балтийских столицах ни произносились слова - возврат в Европу, обретение европейской идентичности, расширение демократии на страны Балтии - российские политики и эксперты понимают данный процесс абсолютно однозначно - как присоединение к военно-политическому блоку НАТО.

Для России, особенно на фоне достаточно конструктивного ее сегодняшнего взаимодействия с Западной Европой, вступление трех балтийских государств в НАТО чревато крупнейшим внешнеполитическим кризисом - резким ухудшением отношений с западными странами с последующей переоценкой многих политических установок и экономических трендов. Такое развитие событий не исключено, поскольку самолюбие России чрезвычайно уязвлено потерей статуса сверхдержавы, она глубоко разочарована итогами отношений с Западом за последнее десятилетие и отсутствием верных союзников на международной арене.

Историческая память не исчерпывается и не лечится в течение десятилетия. Это, однако, абсолютно не оправдывает тех балтийских политиков, которые бессознательно или намеренно спекулируют на тезисе об угрозе со стороны России. При этом они играют на чувствах тех граждан стран Балтии, которые действительно пережили и прочувствовали на себе "советскую имперскую политику". Психологический трюк состоит в том, что, высказывая опасения относительно возможных рецидивов "имперской политики", случайно или намеренно предполагая возможность повторения таких действий, политики Балтии опускают тот факт, что сегодняшняя Россия - это не Советский Союз. Для российских политиков само упоминание вероятности подобных сценариев тем более обидно, что именно Россия решительно и незамедлительно выступила в поддержку независимости и демократических преобразований в балтийских республиках.

Россия остается страной строящейся демократии, которая не вынашивает агрессивных планов ни против Балтии, ни против каких-либо иных стран. Нет и никаких свидетельств военных приготовлений, которые создавали бы угрозу этому региону. Для России с ее исторической приверженностью к сильной центральной власти немаловажно и то, что президент В.В. Путин со своих первых шагов проявил себя как политик, серьезно ориентированный на взаимовыгодный диалог с Западом. В своем послании Федеральному Собранию глава государства ясно дал понять, что он - лидер страны, где западная модель свободы и частной собственности победила окончательно. За такой ориентацией стоит понимание необходимости "врастания" России в институты Запада - как магистрального пути национального развития, хотя это не исключает "многомерности" политических отношений со странами и в других частях света. При подобном понимании даже какие-либо намеки на недружественные действия в отношении стран Балтии будут просто самоубийственны для западного направления российской политики.

Оценивая взаимоотношения России и стран Балтии, приходится констатировать, что обеим странам не хватает прагматизма, подкрепленного политическим диалогом. Тот же прагматизм подсказывает: не урегулировав свои отношения с Балтией, мы не сможем иметь нормальные отношения с Западом. Вы согласны с этим?

Действительно, для России и Балтии состояние отношений друг с другом - ключ к дальнейшему взаимодействию с Западом. В этом контексте важны еще и другие аспекты. Поглощение НАТО стран Балтии будет означать обвальное ухудшение отношений с Западом. В то же время неурегулированность отношений с Россией не позволит балтийским государствам быть принятыми в европейские институты.

Парадокс, отмечаемый известными российскими политологами, состоит также и в том, что, ступив на путь вхождения в НАТО, балтийские республики не обретут большую безопасность, к которой они стремятся, а получат дополнительные проблемы: обострение отношений в сфере безопасности со своим соседом - Россией. А ответные меры с нашей стороны просто не могут не последовать.

Причин для перспективы таких действий с российской стороны несколько - назову, на мой взгляд, главную. Вне зависимости от позитивного или негативного восприятия НАТО расширение альянса фактически направлено на создание некоей "саморасширяющейся" панъевропейской структуры обеспечения военной безопасности. Но если это так, то Россия, как член европейского сообщества, должна на равных с другими участвовать в этой системе. Однако этого не предусмотрено ни сейчас, ни в обозримом будущем.

Мне вспомнилось высказывание по этому поводу Киссинджера: "Что если Россия войдет в НАТО? Это обессмысливает НАТО…"

Лучше не скажешь. Сегодня НАТО оказывается для России организацией "чужеродной" и ее действия, несогласованные с Москвой, а тем более происходящие вопреки мнению и позиции Москвы, естественно, расцениваются как недружественные. И это происходит абсолютно вне зависимости от того, мнима или реальная военная угроза, связанная с расширением альянса.

Обозначить цели - мало, нужны еще практические действия по их достижению. И эффективность политики будет зависеть от выбранных для достижения этих целей средств, путей. А в России, как известно, кроме главных бед: дураков и плохих дорог, есть еще одна - люди, которые указывают эти дороги…

К сожалению, последняя беда относится не только к нам. Развязка тугого узла российско-балтийских отношений, состоящего из гипертрофированного восприятия намерений и действий друг друга, "фантомных" страхов, реалий и требований сегодняшнего дня, лежит на пути поиска альтернатив и компромиссных решений.

В качестве одной из идей для проработки можно предложить совместное рассмотрение и решение проблем обеспечения безопасности с участием заинтересованных стран НАТО. Можно рассмотреть вопрос и о "перекрестных" гарантиях в области безопасности для стран Балтии со стороны России и НАТО.

В наших отношениях, как и в отношениях России с Европой в целом, играет роль не столько сама проблема безопасности, сколько национальное восприятие этой проблемы. Следует признать, что это восприятие само по себе давно уже стало реальностью межгосударственных отношений, которую нельзя игнорировать. Но есть надежный способ излечиться от фобий - прояснять имеющиеся опасения в прямом диалоге, позволяющем наметить меры по их излечению.

Прошедшее десятилетие в отношениях России и Балтии было не самым благоприятным временем, но оно, по крайней мере, наглядно продемонстрировало то, чего не следует делать - нельзя пренебрегать озабоченностями друг друга и не прислушиваться к мнению другой стороны…

Правильно. Кстати, контрпродуктивным оказался также способ общения друг с другом через Вашингтон или Брюссель, принятый на вооружение российской и балтийской дипломатией в 90-е годы. В итоге взаимный диалог, а вместе с ним и своевременное решение наболевших проблем оказались упущенными.

Много реальных и мнимых проблем наслаивается и в такой области, как права нацменьшинств - русского и русскоговорящего населения. Недавно известный московский адвокат Вячеслав Макаров "пожаловался" на резко увеличившийся поток заявлений из стран Балтии с просьбой помочь получить российское гражданство…

Это не совсем так. Ситуация с этим вопросом в различных странах Балтии разнится.

    В момент получения независимости в Эстонии проживало 475 тыс. русских (30,3% всего населения республики), в Латвии - 906 тыс. русских и 1 млн. 122 тыс. русскоговорящих (34% населения), в Литве - 344 тыс. (9,4%).

    Наиболее благоприятно для нас ситуация складывалась в Литве - там был принят закон о гражданстве, предполагавший так называемый "нулевой вариант". В соответствии с ним гражданами Литвы смогли стать практически все ее постоянные жители, независимо от национальности. Это не означало, что были решены все проблемы, но ситуация в этой республике все эти годы была наиболее благоприятной.

Большинство принятых с 1991 г. в Латвии нормативных актов - закон о гражданстве, о выборах, о государственной службе, о предвыборной агитации, о языке, о положении иностранцев - было дискриминационно в отношении нацменьшинств и преследовало цель выдавливания русскоязычного населения на "историческую родину". Эта политика имела свои плоды: из Латвии уехало уже более 150 тыс. чел.

В Эстонии в первоначальном варианте закона об иностранцах (июнь 1993 г.), целью которого было урегулирование статуса неграждан, все неграждане, проживающие в республике на основе советской прописки, объявлялись иностранцами и в течение двух лет обязаны были получить вид на жительство и разрешение на работу, подлежащие затем обновлению каждые 5 лет.

Нельзя не признать и ответственности нашей стороны. В договорах, заключенных Россией с прибалтийскими республиками в 1991 г., участники брали на себя обязательства гарантировать лицам, проживающим на момент подписания в республиках и являющихся гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство РСФСР или балтийских республик "в соответствии с их свободным волеизъявлением", а также с учетом местных условий.

В договорах предусматривалось также, что конкретные вопросы, касающиеся гражданства, будут согласованы в особых двусторонних соглашениях. Москва тогда полагала, что все проблемные вопросы в дальнейшем будут регулироваться путем переговоров. Однако удовлетворительно решать проблемы русскоязычного населения российская дипломатия на тот момент оказалась не в состоянии. На молодые национально ориентированные правительства Балтии вообще оказалось сложно воздействовать - к тому же долгое время наша политика руководствовалась иными ценностями.

Но нам удалось найти эффективный инструмент влияния на политику этих правительств, действуя через европейские гуманитарные институты. Именно достаточно нелицеприятные перед лицом всей Европы, в которую там стремятся войти страны Балтии, отчеты представителей ОБСЕ и Совета Европы способствовали заметному прогрессу национальной политики этих стран.

Надо учитывать еще одну реальность - даже те неграждане, которые наиболее активно борются за свои права, не очень стремятся уехать на "историческую родину" - в Россию. Значит, целью российской политики должно стать создание условий для цивилизованной натурализации русскоязычного нацменьшинства.

В Балтии есть сформировавшиеся политические силы и политики из русскоязычной диаспоры, которые продвигают и добиваются принятия здравых законов, направленных на цивилизованное решение "национального вопроса". Нам нужно четко и реально поддержать эти силы, движения, партии, ибо они способны оказать серьезное позитивное воздействие на развитие всей ситуации с правами нацменьшинств.

Думаю, настало время заявить о долгосрочных целях политики России в отношении стран Балтии. При этом мы не должны сбрасывать со счетов восприятие образа России - фактора субъективного, от которого, однако, во многом будет зависеть будущее и российско-балтийских отношений.

Расширение НАТО и проблемы неграждан - два негативных фактора российско-балтийских отношений, которые иногда называют "дваН" - оказывают самое непосредственное воздействие на важнейшую и наиболее перспективную область нашего взаимодействия - торгово-экономические связи.

Вот вам конкретный пример.

    Все знают, что такое Юрмала - бывший всесоюзный курорт. Сегодня там мэром стал ярый националист. И к чему это привело? Приток основных туристов - российских граждан прекратился. Западники туда не поехали, так как уровень сервиса низкий, и город пришел в полный упадок.

    Совсем другая картина в городе-порте Вентспилсе. Здесь руководит очень толковый мэр. Ведь огромный транзит грузов, проходящий через порт, обеспечивается высококвалифицированной рабочей силой и инженерными кадрами из русской диаспоры. И они нормально чувствуют себя в новой среде. Мэр делает все, чтобы их удержать, создал даже специальный совет по нацменьшинствам, который быстро решает все конфликтные вопросы. Работают русские школы, люди получают приличную зарплату. Только не уезжайте, работайте. Необходимо признать тесную взаимосвязь и высокую степень зависимости рынка балтийских государств от России. Речь идет как о транзите энергоносителей (нефти и газа) через территории этих стран, так и о практически неограниченных возможностях импорта производимой в трех государствах Балтии продукции в Россию. Даже в случае вступления этих стран в ЕС, экспорт в Россию не потеряет своей привлекательности в силу ряда факторов - хотя бы, в связи со сложностью продвижения товаров на европейский рынок, предъявляющий высокие требования по ряду параметров.

Чем конкретно грозит присоединение к НАТО республик Балтии?

Присоединение к НАТО, с одной стороны, потребует существенных затрат в непроизводственной сфере - военной, где придется финансировать повышение качественного уровня всего оборонного комплекса до стандартов НАТО. Кроме того, вхождение в НАТО существенно осложнит, если не заставит прекратить, столь важные, в первую очередь, для самой Балтии, торгово-экономические связи с Россией. Свидетельство тому начавшаяся проработка строительства "альтернативных" портов на российской территории (Усть-Луга, Приморский, Батарейная) для экспорта на Запад энергоносителей в обход территории стран Балтии.

Так что абсолютно не правы те бизнесмены, которые легкомысленно утверждают - "капитал идет туда, где больше прибыль". В наше время капитал часто может направляться только туда, куда ему позволяет идти большая политика.

В отношениях России со странами Балтии сегодня наступает время большой политики. Уже некоторое время назад Москвой была принята концепция дифференцированного подхода к государствам Балтии, которая означала, фактически, установление зависимости уровня политических и экономических связей от степени добрососедства в наших отношениях.

    В последние месяцы произошла встреча между президентами России и Латвии. Большего пока желать трудно - в Латвии остается еще много проблем по обеспечению прав национальных меньшинств.

    Состоялся обстоятельный визит в Россию президента Литвы В. Адамкуса и подписание целого ряда соглашений. В частности, решен вопрос о снижении железнодорожных тарифов для перевозки товаров, предназначенных к ввозу в эту страну - чего давно добивается, но так и не может получить Латвия. Для Риги - это довольно прозрачный намек и, надеюсь, руководство к действию. Дальше - логично ожидать и оживление контактов с Эстонией.

В завязывающемся практическом диалоге, который так давно ждали многие, очень важно, не поступаясь ничьими принципами, выйти на стабильный диалог - создать тот механизм доверия, который так и не возник, казалось бы, в благоприятные 90-е годы. Всем нам важно понять, что какими бы путями в своей дальнейшей политике мы ни предпочли бы следовать - Россия и Балтия навсегда останутся соседями. И хотелось бы - добрыми соседями.

Беседовал спецкор журнала В. БОГДАНОВ

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(69);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]