Обозреватель - Observer
|
Экономика
|
как фактор стабильности Л.Москвин, доктор исторических наук, профессор Выдвинутые ЮНЕСКО идеи формирования в мировом сообществе принципов миролюбия как антитезы культу силы, агрессии и войны и проводимые ею во многих странах мероприятия по подготовке к проведению в 2000 г. Международного года за культуру мира приобретают в наши дни особое значение не только в сфере международных отношений. Речь идет и о том, чтобы внутри отдельных стран противоречия в политической, хозяйственной, этнической, религиозной и культурной сферах жизни стремиться разрешать, не прибегая к насилию, на основе взаимного доверия, диалога, согласия, партнерства и терпимости. Эти принципы имеют важное значение и при разрешении конфликтов в социальной сфере. Наиболее точно продвижение общества по пути социального прогресса (наряду с экономическими и научно-техническими показателями) характеризуют уровень, основные направления и непременно результаты развития социальной сферы. Поэтому при оценке всего комплекса проблем, связанного с политическим и экономическим развитием любого государства, приоритетным должен быть их анализ с позиции социальности, а политика его правительства должна оцениваться прежде всего с точки зрения его социальной ответственности перед обществом. В этом контексте критерий оценки преобразований в России один: лучше или хуже стали жить люди. Если на протяжении длительного периода времени (а с начала реформ в России прошло уже около 15 лет) жизнь людей не только не улучшается, но неуклонно ухудшается, если на повестку дня стала проблема «физиологического выживания» народа, то осуществляемые в стране преобразования, какие бы аргументы в их пользу ни приводили, не могут быть оправданы. Это достаточно образно сформулировал поэт Андрей Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». При таком подходе побудительным мотивом любого развития должен быть сам человек, его благосостояние и самочувствие в широком смысле слова. А социальная ответственность правительства должна определяться «социальной ценой» проводимой им политики, то есть тем, в какой мере она удовлетворяет или не удовлетворяет коренные интересы народа. Ни социализм, ни сменивший его период не сумели обеспечить социального благополучия большинства населения нашей страны. Вызванное «реформами» резкое падение жизненного уровня, социальный пессимизм, всеобщая усталость и возросшая социальная напряженность привели к тому, что большинство народа независимо от того, придерживается ли оно левой, правой или центристской политической ориентации, испытывает ныне страх не столько перед капитализмом или социализмом, сколько перед голодом, нищетой и безработицей и открыто выражает недовольство своим униженным положением. Об этом наглядно свидетельствует подъем и радикализация протестного движения. Согласно всероссийскому опросу общественного мнения неприятие сложившейся ситуации в России привело к тому, что 65% респондентов считают свое положение совершенно нетерпимым, а 27% — терпимым с трудом, т.е. порядка 92% всех опрошенных; лишь 8% заявили, что они выиграли от реформ. В то же время примерно 90% всех опрошенных считают, что сохранение прежнего курса в ближайшее время чревато серьезными социальными потрясениями в стране. Учитывая современные реалии, необходимо внести существенные коррективы в решение вопроса о государственной безопасности нашей страны. На протяжении многих десятилетий мы придерживались точки зрения, согласно которой наибольшая угроза для Советского Союза, а сейчас для России исходила и продолжает исходить от ведущих стран Запада. Отнюдь не идеализируя позицию США и других стран дальнего и ближнего зарубежья в отношении современной России, возросшую для нее угрозу в связи с расширением НАТО на Восток и драматическую ситуацию вокруг Югославии, не меньшей, если не большей угрозой для государственной безопасности России стал внутренний фактор и, прежде всего, отсутствие социальной безопасности граждан. В настоящее время, когда социальная напряженность в стране достигла крайней степени остроты и кредит доверия различных слоев населения к нынешней власти практически исчерпан, реальная опасность социального взрыва в стране, уже находящейся в состоянии скрытой гражданской войны, представляет главную угрозу государственности России. Развернувшееся вследствие крайнего недовольства большинства населения движение социального протеста, составной частью которого стали такие формы, как «рельсовые и шоссейные войны», грозит перерасти в общенациональную катастрофу, т.е. социальная безопасность стала в наши дни важнейшей составной частью общенациональной безопасности. Обращает на себя внимание определенная аналогия сложившейся кризисной ситуации в России с положением в буржуазно-демократической Веймарской республике в Германии в 20-е и начале 30-х годов. При всей условности исторических аналогий они могут служить серьезным предостережением о реальной угрозе установления военной диктатуры в случае социального взрыва в стране. Об этом наглядно свидетельствуют опросы общественного мнения. Так, на заданный вопрос об отношении к крайней экстремистской организации РНЕ около 53% респондентов сообщили, что поддерживают ее. В основном это мужчины от 20 до 50 лет, среди которых многие — офицеры армии, милиции, сотрудники охранных структур, рабочие и безработные. Сложившаяся в России ситуация может служить серьезным предостережением еще и потому, что у нынешней власти нет больше того запаса прочности, какие были в начале 90-х годов. Угроза государственной безопасности России исходит не только от участников движения социального протеста, но и от тех, кто не платит людям вовремя зарплату, пенсии, детские пособия и тем самым объективно подстрекает их к бунту. В этой связи заслуживает внимания мысль, высказанная С.Витте, который в бытность министром финансов заявил: «Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли... Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: «Нет, вы живете так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим». В России в 90-е годы «культура поведения» новой правящей «элиты» неадекватна условиям жизни широких масс населения. Освободившись от командно-административной системы управления страной, новая «элита», а в целом ряде случаев и преуспевшая в новых условиях старая номенклатура, заняла наиболее привлекательные и престижные чиновничьи кресла. Она сконцентрировала в своих руках при приватизации огромные богатства и стала выдавать частные интересы за интересы широких слоев населения. И если не принять сейчас срочных экстраординарных мер для социальной защиты населения, то нет гарантий того, что дальнейшее развитие событий в России не пойдет по албанскому, румынскому или югославскому сценарию. Последствия этого в условиях нашей страны могут стать неизмеримо более катастрофичными, так как в мировой истории еще не было социального взрыва в государстве, обладающем ядерным и химическим оружием. По-новому, вероятно, следует подходить и к критериям оценки социального прогресса того или иного государства. В наши дни подлинное величие государства должно определяться не размером территории и количеством населения, уровнем экономического и военного потенциалов, численностью армии и разрушительной мощью накопленных ракет и ядерных боеголовок, а тем, в какой мере наряду с высоким уровнем производства, развития науки и техники и эффективности системы обороны социально ориентирована экономика, насколько стабильно государственное устройство, демократична политическая система, обеспечиваются благосостояние и социальная защита граждан, их неотъемлемые права и свободы, то есть насколько гуманен и благоприятен окружающий человека социум. В этом контексте сравнительный анализ состояния важнейших сфер жизнедеятельности наиболее развитых стран мира дает основание предполагать, что место в «большой семерке» России предоставлено не на основании современного уровня ее социально-экономического развития, а скорее вследствие того, что она обладает мощным арсеналом ракетно-ядерного оружия. Этот факт заставляет страны Запада считаться с Россией. В течение ближайших лет Россия вынуждена снова догонять в развитии ведущие государства, и ожидать в полной мере равноправного ее участия в формируемой ныне ведущими индустриально и социально развитыми странами новой мировой системе вряд ли приходится. По-прежнему решающее слово за «семеркой». Она решает, нужно ли и в какой мере продолжать оказывать России политическую, экономическую, техническую и иную помощь для выхода из кризиса, втягивая ее в новые долговые обязательства. Возможно, эту тенденцию со временем удастся переломить, но лишь в том
случае, если Россия сумеет приблизиться к ведущим странам не только в экономической
и научно-технической, но и в социальной сфере.
Острый социально-экономический кризис в России вызвал необходимость использования не только традиционных, но и разработки новых, нестандартных форм повышения эффективности социальной политики. В этой связи интересен опыт западных стран. В целом ряде индустриально развитых государств Запада ввели такое понятие, как «социальная сетка безопасности». К сожалению, такой структуры, которая оп-ределяла бы предельно допустимые нормы социальной безопасности, в нашей стране нет. А между тем «наша» сетка социальной безопасности вследствие продолжающегося роста цен на продукты питания, жилищно-коммунальные и транспортные услуги, с одной стороны, и неиндексированных в течение длительного периода времени заработной плате и пенсиях, которые к тому же выплачиваются с задержкой, с другой стороны, продолжает последовательно приближаться к критической черте. Следующая важнейшая задача, которую необходимо решить в целях предотвращения возможного социального взрыва, — принять нестандартные меры к тому, чтобы найти мирные, эволюционные пути выхода из политического, социально-экономического, национально-этнического и других проявлений кризиса. А его преодолеть невозможно, если хотя бы одна из конфликтующих сторон будет ориентироваться не на диалог и взаимовыгодный компромисс, а на победу. Согласия можно добиться лишь в том случае, если обе стороны представляют себе и учитывают реальные пределы того, что допустимо и что неприемлемо для партнера по переговорам. Наконец, последний момент, учитывать который нужно для минимизации опасности
и негативных последствий социального взрыва, — анализ эволюции социальной
психологии и учет политической позиции широких масс населения. То есть
нужно прогнозировать поведение людей в экстремальных условиях.
Таким образом, принципы культуры миролюбия и согласия, предлагаемые
ЮНЕСКО, создают более благоприятную ситуацию для смягчения и ослабления,
а по возможности и снятия напряженности в человеческих отношениях.
|
|