Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

«Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим».
 
А.С.Пушкин


Нам
уроки истории
нипочем

Ю.Закревский,
кинематографист
 

Накануне нового века
«Все прошлые основы жизни поколеблены, все подвергается критике, все для нас стало условным... Связь между людьми становится не столько духовной, сколько экономической или географической. Вместе с отсутствием высших целей является как неизбежное последствие всеобщее падение нравственности».

Эти наблюдения, опубликованные в феврале 1899 г. в журнале «Наблюдатель», были сделаны теперь никому не известным Н.Юрьевым. Невеселые заметки поражают тем, что рисуют ситуацию, похожую на ситуацию в современной России. Автор был прав, отмечая, что «философия и литература носят на себе следы упадка, усталости, разложения».

Ситуация вновь весьма схожа с «направлением» многих теперешних журналов и с коммерциализированным издательским делом. Разница лишь в том, что в конце прошлого века кроме декадентов были Л.Толстой и А.Чехов, В.Короленко и М.Горький — писатели мощного духа и влияния, чьи произведения несли веру в силу народную, мечту о духовном здоровье нации и о социальной справедливости. Были и книгоиздатели, поддерживающие это истинное демократическое направление.

И все-таки, как пишет Н.Юрьев, на первый план начинало уже выходить и другое... «вследствие небывалого развития в наше время коммерции все стало легко приобретаться за деньги, погоня за наживой сделалась главным руководителем всех наших мыслей и поступков, а деньги — истинным божеством».

Через сто лет, т.е. в наши дни, происходит похожее: ростовщичество теперь возведено в ранг государственной политики. Одно из его проявлений — «финансовые пирамиды» и ГКО — привело к финансовому и экономическому кризису и обнищанию страны и народа.

Теперь наши «кормчие» пытаются утешить нас с помощью церкви и духовенства. Но когда деньги становятся божеством, надежда на укрепление духовности общества весьма призрачна. Стяжательство торжествует и распространяется как эпидемия, поражает идущее нам на смену поколение. Впрочем, и это не ново: «Игру с наивной молодежью я называю злом и ложью. И обличаю пустоту забравшихся на высоту» — писал один из поэтов конца прошлого века.

Духовность — народность
Прогрессивная часть русского общества еще сто лет назад была встревожена падением нравов и утратой духовности. Это Ф.М.Достоевский отмечал в своих дневниках: «...где материальные побуждения господствуют над всякой высшей идеей, где дети воспитываются без почвы вне естественной правды, в неуважении или равнодушии к отечеству и в насмешливом презрении к народу... вот где начало зла.» Очень неплохо зная историю Европы, предупреждал, что «механическое перенесение к нам европейских форм, народу нашему чуждых и воле его непригожих, есть, как известно, самое важное слово русского европеизма...».

Конечно, можно оспаривать Ф.Достоевского. Одно несомненно: Европа действительно «поставляла» России передовые по духу идеи.

В буржуазной Франции в марте 1871 г. восстал и победил пролетариат. «Парижская коммуна» продержалась два с половиной месяца: буржуазно-помещичьи контрреволюционеры при активной военной помощи имперской Германии разгромили рабочую Национальную гвардию. Подавление Коммуны сопровождалось разгулом террора: было уничтожено 70 тыс. париж-ских рабочих и ремесленников.

Пекущиеся о «правах человека» и «общечеловеческих ценностях» современные европейские демократы, объединившись в НАТО, с помощью США уничтожили половину Югославии и тысячи сербов, косоваров и албанцев.

«Не может одна малая часть человечества владеть всем остальным человечеством как рабом.»
Достоевский предвидел опасность пропасти между богатыми и обездоленными. Да и кто, кроме отвлеченного доктринера, мог принимать комедию буржуазного единения, которую мы видим в Европе, за нормальную формулу человеческого единения на земле?...»1.

Любопытно, что Достоевский, человек верующий, весьма критично относился к церковникам, особенно к европейским, католическим.

Как же он представлял «наши общественные идеалы»?

Вера в Христа как носителя добра и нравственности для всех граждан. Вера в духовную силу русского народа и в поддерживающее его правительство, не был даже против монархии, если монарх служил интересам народа...

Как Алексей Романов Россию
из кризиса выводил
«Смута проложила путь иностранному вмешательству в русские дела. Москва в эпоху Смуты потеряла свое международное значение, потеряла слишком значительную и ценную часть государственной территории... Московию постиг голод — отчасти из-за неурожая, а более из-за хлебной спекуляции. Стремясь защитить народ, Борис Годунов принял решительные меры против зла — повелел сыскивать скупщиков-перекупщиков и бить прилюдно и нещадно кнутами и батогами»2.

...В труднейшее время взошел на престол костромской юноша Михаил Романов. «Тушинская распущенность сказалась в нравах деятелей, теперь поднявшихся к власти. Их вымогательства и хищения вызывали ропот».
Недовольство правлением, переходящее в борьбу народа с властями, было неизбежным. Перебросилось оно и на боярскую думу царя Алексея Михайловича. Никакие утешения и обещания не помогли избежать мятежей и бунтов. «Экономическое неравенство разных слоев населения Москвы сказалось в том, что началось открытое разграбление богатых домов; грабили главным образом тех, чье имя было связано с кризисом и дороговизной3.

Огромный перепад в благосостоянии богатых и бедных, рожденный несправедливостью распределения плодов труда и общенародного достояния, не раз приводил в России (и не только в ней) к мятежам и восстаниям. И никакие «силовые структуры» предотвратить их не могли. А причина дороговизны была та же, что и теперь: повышение цен на продукты и товары людьми, их не производящими, пренебрежение к отечественному производителю-труженику в угоду иноземцам.

Недавно одно солидное должностное лицо в телеинтервью заявило: «Европа нам поможет!». Это «лицо» было демократической ориентации.

Не помним мы своей истории. Еще в XVII в. торговые привилегии, даваемые Россией европейцам, наносили ущерб своим производителям и купцам. Чтобы пополнить государеву казну, правительство царя Алексея вводило новые налоги. Вскоре выяснилось, что и эта мера не ведет к выходу из кризиса, к возрождению государства. Тогда в государевом казначействе «придумали» финансовую реформу (1654—1656 гг.): решено было выпускать вместо золотых и серебряных монет медные. Это сразу привело к резкому повышению цен, обесцениванию рубля, а иноземцы отказались получать вместо золота и серебра медь.

У нас при либерализации цен и эмиссии также многократно увеличилась денежная масса, т.е. стало больше денег, не обеспеченных товарами. Во времена царя Алексея их назвали «воровскими», а во времена Наполеона и Гитлера такие деньги распространялись на территориях враждебных им государств — чтобы подорвать их экономику. Е.Гайдар и его соратники таким манером подорвали экономику своей страны.
Теперь много говорят и пишут о бессмысленности всяких бунтов: забастовок, голодовок, «рельсовой войны». А если в оппозицию к большинству населения стали власть имущие, как тут быть?

В 60-е годы XVII в. у царя и его сподвижников хватило ума и смелости принять ряд мер, поддерживающих интересы своего народа. Только в июне 1663 г. вышло четыре царевых указа. Их суть в том, чтобы выдать в руки толпы «высокопоставленных воров, приказных и прочих насильников»; ликвидировать несоответствие между жалованием и дороговизной продуктов, для чего выдавать жалование серебряными деньгами; ввести государеву (т.е. государственную) монополию на продаваемые за границу «сырые товары» — т.е. сырье...

Это перекрыло путь крупным перекупщикам-спекулянтам, остановило разбазаривание природных ресурсов. Торговля иными товарами разрешалась жителям порубежных (приграничных) городов. Торговцев родом из других местностей отпускали за границу не иначе, как с крепкой порукой. У лиц, самовольно отправляющихся за границу, отбиралось все имущество. Чтобы оградить русский рынок от привоза «худых, воровских и поддельных товаров», розничная торговля иностранцев в пределах государства была воспрещена.

Царь Алексей Романов слов «демократия» и «социум» не знал. Но хорошо усвоил свою главную задачу — забота о своем народе, об укреплении государства. С его правления началось расширение функций государственности. Особое развитие этот процесс получил при его сыне, Петре Великом.

Сегодня нас заверяют: назад возврата нет... и отбрасывают к временам Смуты и кризиса XVII в. А не учесть ли положительный опыт прошлого?

«Чтобы судить о нравственной силе народа, и к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он может унизиться, а надо брать лишь высоту духа, до которой он способен подняться», — писал Достоевский.

Возможно, Достоевский идеализировал русских. Но ведь и унижать нас не следует: «как только начинал расшатываться и ослабевать в данной нацинальности идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность...».

Если каждодневно повторять человеку, как он глуп и плох, так таковым он и станет. Похоже, что в по-следнее десятилетие именно таким способом с помощью разнообразных СМИ стараются выбить из русских их идеалы. Даже словечко придумали — деидеологизация.

Наверное, добрые слова Ф.Достоевского о русских кое-кому не понравятся. Не всем нравились они и в прошлом веке.

Напомним старославянское: «Глаголь добро, добро есть жизнь!»

1 Цитирую по 11 и 9 томам Полного собрания сочинений Ф.Достоевского — издание А.Ф.Маркса, 1895 г.
2 Н.Костомаров. «Русская история».
3 Там же.

 


   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]