Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
1. Миграция в прошлом
Миграция населения явление не новое в истории России, она имеет глубокие
исторические корни. Естественно, что в различные периоды развития нашего
общества она протекала по-разному в зависимости от складывающихся исторических,
экономических, географических условий. Что касается конкретного региона
— Оренбуржья, то в силу своего геополитического положения оно стало своеобразным
мостом, соединяющим Европу и Азию. По Оренбургской степи, в глубокой древности,
как свидетельствуют источники, на север, на юг, на восток и запад двигались,
меняя друг друга, различные племена. Великая степь помнит сарматов и скифов,
оставивших после себя многочисленные курганы, а также названия рек, дошедшие
до наших дней.
Прошли здесь и гунны, вытеснившие аланов (поздних сарматов). Оставили
свой след половцы, монголы, войска Тимура.
В начале XVIII в. история Оренбургского края связана с принятием в российское подданство малой киргиз-кайсакской орды, строительства г. Оренбурга и, как следствие, новой волны миграции представителей различных национальностей на территорию губернии.
Миграционные потоки советского периода вызваны, в первую очередь, освоением целинных земель в Оренбуржье в 60-е годы.
И в последние десятилетия в Оренбуржье проходят резкие изменения в миграционных
процессах.
Негативные явления миграции обусловлены оттоком населения из сельских
поселений, который за 1979—1988 гг. составил 135,7 тыс. чел. (миграционная
убыль). То есть отток почти в два раза превзошел естественный прирост сельского
населения за 10 лет (70 тыс. чел.). В то же время величина миграционного
прироста численности городского населения за этот период составила 38,9
тыс. чел. (размеры естественного прироста 113 тыс. чел.). Однако длившееся
не один год сокращение сельского населения с 1990 г. сменилось его увеличением.
Если на 1 января 1990 г. в области проживало 760 тыс. сельчан (34,8% от всего населения области), то на 1 января 1994 г. в 1791 сельском населенном пункте проживало уже 791,3 тыс. чел. (35,4%), городское население за эти годы увеличилось лишь на 20,2 тыс. чел.
Если в 1979—1988 гг. из сел ежегодно выезжало на 13,6 тыс. больше, чем прибывало в них, то в 1990 г. разница между выбывшими и прибывшими составила 4,4 тыс.
К 1991 г. число прибывших в село превысило число выбывших.
Этому способствовали:
Кризисные явления в экономической и политической жизни постсоветских республик, меж-этнические конфликты, суверенизация республик и последовавший затем взрыв национализма — вот основные факторы, способствующие миграции русских и русскоговорящих в Россию. Оренбуржье является одним из ведущих регионов страны по числу прибывших сюда мигрантов.
Первая волна переселенцев, прибывшая в Оренбуржье, связана с трагическими Ферганскими событиями 1989 г., где объектом варварских преследований с погромами и пожарами стали турки-месхетинцы, насильственно высланные в Узбекистан еще И.Сталиным осенью 1944 г. Вслед за турками, в массовом порядке эвакуированными в Россию, стали покидать обжитые места и наиболее дальновидные жители Узбекистана из числа русскоговорящих. Однако сегодня трудно установить точную цифру прибывших в этот период в область из Узбекистана, так как не было официальной статистики.
С начала официальной регистрации (1992 г.) в область прибыло свыше 68
тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Область основную массу мигрантов
принимает из республик Центральной Азии. В первую очередь это связано с
ее географическим положением. За 1992—1996 гг. прибыло 57 283 чел. (табл.
1).
Национальный состав мигрантов разнороден. Это — представители более
50 национальностей. Однако в большинстве все-таки превалируют русские,
украинцы, татары, башкиры, немцы (табл. 2).
Помимо основной массы беженцев, вынужденных переселенцев из числа традиционных
для региона национальностей, Оренбуржье пополняется представителями и нетрадиционными
национальными группами.
Динамика их прибытия дана в табл. 3.
Во время гражданской войны в Таджикистане таджики ехали целыми семейными кланами, как правило, бывшими в оппозиции к той или иной противоборствующей стороне. К примеру, в 1994 г. в совхозе «Целинный» Ясненского района поселилось 70 таджиков, в Домбаровском районе — 50 таджиков.
Проведенные в 1997 г. социологические исследования свидетельствуют о снижении толерантности у оренбуржцев к представителям нетрадиционных для Оренбуржья национальностей.
III. Соседний Казахстан — «поставщик» вынужденных переселенцев в область
По-прежнему наблюдается большой приток переселенцев из соседнего Казахстана. За шесть последних лет, по оценкам казахстанских экспертов, из Казахстана выехало более двух млн. чел. Пик пришелся на 1994—1995 гг. В 1994 г. только по официальным данным из республики выехало 481 тыс. чел. От 65 до 80% эмиграции направлены в Россию, Украину, Германию. Ее основные причины — это сочетание социально-экономических и политических факторов.
Официальные власти Республики Казахстан высокий уровень миграции объясняют исключительно экономическими причинами. Однако в своих объяснениях о причинах выезда из Казахстана мигранты указывают такие, как:
Как и предполагалось ранее экспертами, увеличивается также и число казахов, мигрирующих в область из соседнего Казахстана. Падение уровня жизни, особенно на селе, экономический кризис и безработица в городах — основные причины их переселения в более благополучные регионы. Сами же казахи говорят, что это связано еще и с тем, что в Казахстане повысили пенсионный возраст до 63 лет, а в России возрастной уровень сохранился. По оценкам экспертов, лишь 1/3 часть прибывающих в Оренбург казахов регистрируется в службе миграции области, так как они переезжают на местожительство в основном в приграничные районы к родственникам (где высокий процент местного казахского населения) и обычно не регистрируются в структурах миграционной службы, не видя в этом необходимости и обустраиваясь с помощью родственников и земляков. Казахская диаспора, насчитывающая сегодня в области 111 тыс. чел. (по переписи населения 1989 г.), является одной из самых активных. Созданы три местные национально-культурные автономии, первой зарегистрирована региональная, ведется работа по организации федеральной казахской национально-культурной автономии с центром в Оренбуржье. Представители диаспоры стремятся занять ниши в органах исполнительной и представительной власти. Кандидатами в депутаты по выборам в областное Законодательное Собрание было выдвинуто 8 казахов (на 47 депутатских мест), избрано 2 чел.
IV. Проблемы адаптации мигрантов
Переезд человека на новое место — процесс сам по себе сложный, болезненный, тем более если он осуществляется не по его воле. Поэтому адаптация вынужденных переселенцев на новых местах зависит от многих факторов: материальных, организационных, правовых, зачастую чисто психологических. В первом ряду, конечно, стоят социально-экономические аспекты, вопросы трудоустройства, жилья. Переселенцы из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, как правило, бывшие горожане.
В национальных республиках русские работают в своем большинстве в передовых отраслях производства, поэтому, психологически ощущая себя основными создателями материальных благ, они не хотят себя считать людьми второго сорта, чувствуют себя дискомфортно в новых условиях. Из-за отсутствия рабочих мест, а также жилья в городах, большая их часть направляется в село, где есть какие-то жилищные условия, хотя с работой дело обстоит еще хуже. Акционерные общества в большинстве своем убыточные. Занятие фермерством требует стартового капитала.
Как показывают исследования, за годы земельной реформы в области создано более 7 тыс. фермерских хозяйств, в среднем имеющих по 79,5 га земельных угодий каждое. Однако доля произведенной ими продукции в общем объеме остается весьма незначительной: зерна подсолнечника от 1 до 4%, молока — 2%, мяса — 1%. Количество фермерских хозяйств в последние два года сокращается, без материальной поддержки эффективность их деятельности падает.
Одной из наиболее перспективных отраслей с точки зрения трудоустройства мигрантов является сфера обслуживания. Однако и здесь складывается проблемная ситуация. Прежде всего превалирует тенденция к снижению розничного товарооборота и объема платных услуг (в сопоставимых ценах).
У приезжающих в область переселенцев («узбекских русских», «казахстанских русских») совершенно отличный от местного населения менталитет. Они переняли нормы поведения этносов, среди которых проживали. Эти русские трудолюбивы, имеют высокую квалификацию, гостеприимны, менее пьющие, привыкли к сравнительно более высокому уровню жизни. Хорошо зарабатывая на промышленных предприятиях, они жили в благоустроенных квартирах, имели хорошую обстановку. Поэтому, приезжая в село и складируя в сарайчике мягкую мебель, стенки, шкафы из контейнера (так как в купленном или выделенном местными властями домишке все не размещается), они вызывают зависть у местных жителей, становятся сразу чужаками. В свою очередь, приезжие представители других национальностей, порой не соблюдают Устав села.
В 1994 г. в Подольском сельсовете Красногвардейского района восьми семьям вынужденных переселенцев было предложено выехать по этой причине на другое место жительства.
Все вышеизложенное подтверждается результатами социологических исследований, которые базировались на данных о прибывших беженцах за последние 2—3 года.
Из прибывших в Оренбургскую область почти 40% не планировали конкретное местожительство именно в Оренбургской области. В связи с тем что более половины респондентов (преимущественно молодого возраста) советуют своим родственникам и друзьям, проживающим за пределами России, переезд в Оренбургскую область, следует ожидать, что волна миграции сильно не сократится. Увеличения следует ожидать от представителей русской, украинской и казахской национальных групп.
Исследование подтвердило, что статус беженца по разным причинам не оформляют 21% опрошенных (значительное их число из смешанных браков). Наибольшее число их среди казахов.
Неоформление статуса беженца респонденты связывают с убеждением, что это не повлечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%).
Различными оказались со стороны мигрантов и оценки отношения к ним населения.
При достаточно высоком уровне доброжелательных оценок (около 70%) отмечаются
территории (Домбаровский, Новосергиевский, Оренбургский районы и г. Оренбург),
где, по мнению мигрантов, проявляется крайне недоброжелательное к ним отношение.
Характер недоброжелательного отношения фиксируют в отношении себя и другие
национальности: грузины, армяне, чеченцы, казахи. Нужно отметить, что беженцы
несколько преувеличивают недоброжелательное отношение к ним со стороны
местного населения. Среди опрошенных оренбуржцев к появлению беженцев в
области 51% относится с сочувствием, 22% с неприязнью, 13% безразлично.
Хотя сложившаяся ситуация по отношению к беженцам далека от конфликтной,
массовое сознание характеризуется определенным конфликтогенным потенциалом.
Из числа мигрантов, которые столкнулись с недоброжелательным к себе отношением
со стороны местного населения, 21% решили переехать по этой причине на
новое место жительства. Особенно это отмечается в Новосергиевском районе,
где беженцы жаловались на агрессивное отношение к их детям.
Несмотря на то что из общего числа опрошенных желание переехать высказали 12%, каждый пятый из них намерен вернуться назад. Это в большей мере относится к мигрантам из Северного Кавказа, Закавказья и Центральной Азии. Среди желающих сменить место жительства превалирует проблема жилья (50%) и трудоустройства (16%).
Зафиксировано, что у мигрантов в оценках нынешних условий жизни и труда преобладает негативное содержание (у 46% опрошенных эти условия ухудшились). Наряду с этим отмечается группа беженцев, которые улучшили свое положение в результате переезда, это в основном выходцы с Северного Кавказа и Закавказья (5% из них улучшили условия жизни), что, кстати, является одной из причин существующего к ним отношения. Среди беженцев-русских положение ухудшилось у 39% опрошенных. Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными.
В целом проблема жилья вышла на первое место среди видов помощи, которая наиболее приоритетна для беженцев. Так, 63% считают, что помощь должна быть сконцентрирована на компенсации стоимости утраченного жилья (25%), продажи жилья в рассрочку (22%) и выделении льготных кредитов на строительство жилья (16%). По сравнению с прежними жилищными условиями, их ухудшение отмечено у 47% беженцев. Для облегчения положения беженцев представляется необходимым со стороны государственных органов области создание условий для самовыживания через содействие в организации предпринимательской деятельности, регистрацию ассоциаций мигрантов, общественных объединений беженцев с целью защиты интересов этой социальной группы.
Переживаемый страной кризис в разной мере отразился и на социальном самочувствии беженцев. Свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных беженцев, 66% испытывают серьезные материальные затруднения, когда денег хватает только на скромную жизнь.
Беженцы принесли с собой проблемы реализации трудового и интеллектуального
потенциала.
Из 57,2 тыс. переселенцев, прибывших с 1992 по 1996 г., 53,4% имеют
среднее образование, 32,4% — незаконченное высшее и среднее специальное,
14,2% — высшее.
Сегодня в области были востребованы около половины квалифицированных работников здравоохранения, образования, финансово-экономической сферы, инженерных кадров. Вместе с тем какого-либо значительного влияния на рынок труда эта социальная группа пока не оказывает. Уровень безработицы в области в 1997 г. составил 0,9% (в 1996 г. — 1,1%), что значительно ниже уровня российского.
V. Разрешение социально-бытовых нужд переселенцев
Следует отметить, что органами исполнительной власти области принимается ряд мер, направленных на интеграцию представителей этой социальной группы в российский социум.
Проблемами переселенцев занимается миграционная служба администрации области, в штате которой 61 чел. Из них 25 чел. работают в областном центре, остальные в городах и районах области.
На ее территории для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев распоряжением ФМС в 1993 г. создан пункт для их приема и временного размещения. Со дня организации через него прошли 914 чел. (419 семей), в том числе 437 чел. из Чеченской Республики.
В области существует 92 компактных поселения вынужденных переселенцев, где зарегистрировано 7,3 тыс. чел. К примеру, ТОО «Семена-Оренбурга» расположено в Саракташском районе в селе Надеждинка. Там проживает 24 семьи, которые занимаются выращиванием семян. Другое АОЗТ «Миграция» расположено в пос. Чкалов. Там проживает 90 семей, созданы рабочие места по производству строительных материалов и переработке сельскохозяйственной продукции. Однако далеко не во всех местах создано необходимое количество рабочих мест.
За 1993—1996 гг. выплачено 3770 ссуд, в 1996 — 1480. По итогам 1997 финансового года ссуда на строительство (приобретение) жилья предоставлена еще 978 семьям вынужденных переселенцев, на что израсходовано 14 833,2 тыс. руб. из средств федерального бюджета.
За 1993—1996 гг. для представителей этой социальной группы сдано 977 квартир, куплено за этот же срок 32 квартиры. В 1997 г. Миграционной службой Оренбургской области приобретено 6262,5 кв. м жилья, заселено 97 семей.
Вместе с тем положение с предоставлением жилья переселенцам остается сложным. В списках очередников на получение жилья остаются в общей очереди 253 семьи, в льготной 418 семей. Недостаточное финансирование на строительство и приобретение жилья усиливает остроту размещения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.
Для более эффективной работы с переселенцами, усиления внимания к их
проблемам требуется увеличение кадрового состава миграционной службы. В
четырех районах области она не имеет своих представителей, 14 чел. работают
на 50% ставки. Зарплата по-прежнему мизерная. В итоге за 1997 г. из службы
уволилось 7 чел.
Выполнение миграционной программы Оренбургской области в 1997 г. было
затруднено из-за недостаточного финансирования. Планировалось выделить
из федерального бюджета 50 934,11 тыс. руб., фактически в область поступило
31 154,1 тыс. руб., что составило 61% от запланированной суммы.
При финансовой помощи ФМС структурами администрации области проведено исследование, на основании которого разработана Миграционная программа Оренбургской области на ближайший год (руководитель исследования А.Сусоколов), включающая в себя и комплексные мероприятия взаимодействия органов управления Оренбуржья по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам в обустройстве и предотвращении межнациональных конфликтов. Программой предусматравиается выплата единовременных пособий и материальной помощи остронуждающимся, выделение льготных ссуд на строительство или приобретение жилой площади, создание рабочих мест в компактных поселениях, обеспечение бесплатным питанием остронуждающихся вынужденных переселенцев в центре временного размещения. Однако она может быть реализована только при наличии соответствующего объема финансирования.
VI. Некоторые выводы
В ближайшие годы миграционный поток переселенцев, направляющийся в область, сохранится на прежнем уровне.
Анализ количества переселенцев, прибывших за последние два года, этому подтверждение. Динамика их дана в табл. 5 и табл. 6.
По оценкам экспертов, основными странами исхода по-прежнему будут являться страны Центральной Азии (в первую очередь соседний Казахстан), так как в них по-прежнему еще остается много русских и русскоговорящих. При обострении экономической политической ситуации количество мигрантов резко увеличится.
Со стороны ФМС необходимо пристальное внимание к региону, как потенциально
взрывоопасному, улучшение и увеличение финансирования для обустройства
мигрантов. Необходимо также ускорить заключение соглашения между Россией
и Казахстаном о регулировании процессов переселения и защиты прав переселенцев.
|