Проблемы миграции |
Обозреватель - Observer
|
В.НОСАТОВ,
полковник Не так давно в пункте пропуска "Аксарайск-железнодорожный" ОКПП "Астрахань" при осуществлении пограничного контроля пассажирского поезда "Ташкент-Москва" выявлена и задержана очередная группа граждан Афганистана, следовавших в Россию незаконно. Чтобы нелегально въехать на российскую территорию, один из нарушителей переоделся в форму помощника проводника вагона. У иностранцев были не только неисправные документы, но и у них не было никаких средств к существованию. Любой российский бомж на их месте нашел бы десяток вполне правдоподобных причин и отговорок, сделал бы все, чтобы только его отпустили на волю. Иностранным путешественникам же до такого полета мысли далеко. В лучшем случае кто-то из них ссылается на трудное детство. А кто-то, особо не мудрствуя лукаво, просто заявляет, что едет знакомиться с достопримечательностями Москвы. Дескать, всю жизнь только об этом и мечтал.
О незаконной миграции, как об общегосударственной проблеме, мировое сообщество знает давно, но только в последние годы она обострилась до предела. Вызвано это, прежде всего, дестабилизацией обстановки во многих развивающихся странах, которая захватывает сегодня целые регионы и континенты. В незаконной миграции задействованы в основном три группы стран: страны исхода, страны транзита и страны назначения. К странам исхода можно отнести страны Азии и Африки, а также ряд южных республик СНГ и Закавказья. К странам транзита, в основном, относятся страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. К странам назначения относятся страны Западной Европы, Скандинавии, США и Канада. Как же относятся правительства этих стран к проблеме незаконной миграции? Страны исхода заинтересованы в большинстве случаев в том, чтобы их граждане оседали на Западе. Это дает им возможность частично решить свои социально-экономические проблемы за счет более развитых западных стран, создавать там места с компактным проживанием своих граждан и, таким образом, частично влиять на проводимую странами Запада политику. К сожалению, кроме включения в состав загранучреждений представителей иммиграционного контроля, другой профилактической работы странами назначения и транзита в странах исхода не проводится. Страны транзита (к которым относятся Россия, Украина и Республика Беларусь) принимают меры, в первую очередь, по недопущению незаконного въезда на свою территорию. Бороться с теми, кто незаконно выезжает из стран транзита - это деятельность, которая практически не только не приносит выгоды, но и требует значительных затрат:
Страны транзита только тогда будут пресекать выезд незаконных мигрантов со своей территории, если размер финансовой и иной помощи, оказываемой другими странами и международными организациями превышает или компенсирует затраты на борьбу с явлениями, сопутствующими незаконной миграции. Особые отношения связывают страны транзита со странами исхода. Как правило, страны транзита прилагают большие усилия для развития сотрудничества с ними и, при наличии достаточных финансовых средств, оказывают странам исхода определенную помощь. Они хорошо понимают - при существующем развитии технических средств одностороннее закрытие границы не эффективно. Страны назначения, как правило, предпочитают бороться с незаконной миграцией на дальних подступах (в государствах исхода и транзита), а также по маршруту движения незаконных мигрантов от одной страны транзита к другой, всячески способствуя задержанию их и переправке обратно на родину, используя при этом в качестве инструмента создание в странах транзита специализированных лагерей и карантинной зоны Соглашения о реадмиссии. При этом необходимо отметить, что иммиграционные службы США, стран Западной Европы и Скандинавии постоянно ужесточают порядок въезда и пребывания в своих странах граждан Азии и Африки, внося все новые и новые ограничения. В России же до подобных ограничений руки пока не доходят и потому незаконные мигранты и те, кто делает на них свой криминальный бизнес, рассматривают ее территорию как плацдарм для осуществления своих целей. Современная практика показывает, что переправка незаконных мигрантов в благополучные страны с каждым годом приобретает все более и более организованный характер, причем не только в странах так называемого исхода, но и в России. Это и понятно, ведь этот "бизнес" приносит баснословные доходы, уступающие, наверное, лишь наркобизнесу и контрабанде оружием. По данным Госдепартамента США, ежегодный доход преступных структур, специализирующихся на переправке незаконных мигрантов, составляет 7 млрд. долл., из которых только европейские переправщики зарабатывают более 1,1 млрд. долл. В последние годы миграционная ситуация в Российской Федерации приобрела чрезвычайно острый характер, что оказывает негативное влияние не только на международный авторитет России, но и наносит ущерб ее национальной безопасности.
Основной поток незаконной миграции (до 90%) в РФ идет через границу с Казахстаном, чему во многом способствует большая протяженность российско-казахстанской границы (около 7,6 тыс. км).
Следует отметить, что за последние 5 лет количество задержанных на государственной границе возросло почти в десять раз. В их числе граждане из более 30 государств, в том числе: Афганистана, Анголы, Эфиопии, Сомали, Турции, Китая, Пакистана и Шри-Ланки, со многими из которых Россия не имеет общих границ. В 1999 г. пресечена деятельность 398 организованных преступных группировок, специализирующихся на переправе незаконных мигрантов, выявлено 85 каналов незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через границу, задержано 1575 незаконных мигрантов. Установлено совпадение маршрутов движения нарушителей границы и перемещения контрабанды оружия, боеприпасов и наркотических средств, что свидетельствует о скоординированности действий криминальных группировок. По оценкам экспертов международных организаций в области миграции, Россия превратилась в один из основных каналов транзита незаконной миграции в страны Западной Европы. Но внешняя миграция в РФ получила распространение не только из-за "прозрачных границ" на юге России и устаревшего законодательства, но и из-за организационной разобщенности в работе федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и пресечению незаконной миграции. Итак, сохранению устойчивой тенденции превышения количества въехавших граждан над выехавшими, а следовательно, увеличению числа незаконных мигрантов в России способствуют жесткая иммиграционная политика в государствах Западной Европы, а также отсутствие механизма реадмиссии со странами СНГ и странами, откуда выезжают мигранты. В России необходима выработка четкой, современной миграционной политики и совершенствование российской нормативно-правовой базы по данной проблеме. В частности, давно назрел вопрос о принятии Закона о статусе иностранного гражданина, внесении изменений и дополнений в Закон о порядке въезда и выезда из России. |
|