Проблемы миграции |
Обозреватель - Observer
|
МИГРАНТОВ О.МУШТУК,
кандидат исторических наук, профессор Среди всего многообразия факторов, оказывающих заметное влияние практически на все сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения Москвы и москвичей, массовая миграция из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья занимает одно из первых мест. И хотя Москва всегда была центром притяжения миграционных потоков (не случайно ее населяют люди более 150 национальностей), такого миграционного "бума", который наблюдается в последнее десятилетие, ее история не знала. Достаточно сказать, что только в последние годы за счет притока мигрантов население Москвы увеличилось на 457 тыс. чел. и достигло 8,5 млн. При этом миграционные процессы обусловлены многими причинами: добровольные и принудительные (построенные на внеэкономическом принуждении вплоть до прямого насилия), трудовые и политические, безвозвратные и сезонные, внутристрановые и межгосударственные и т.д.
Огромные массы людей выживаются с насиженных мест в результате непрекращающихся на территориях, входивших в СССР, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, ожесточенной борьбы политических кланов за власть. Нельзя не согласиться с членом-корреспондентом РАН Н.Н.Скатовым, который пишет: "…когда волнения охватывают сопредельные государства, все - и демократы, и коммунисты, и "правые" и "левые" - спасаться бегут именно в Россию. Здесь Шеварднадзе спасался от Гамсахурдиа, потом Гамсахурдиа от Шеварднадзе. Здесь переживают смутные времена и армяне, и азербайджанцы. А чеченские беженцы в массе своей почему-то не в Грузию уходят, а именно к нам - в Ингушетию и на Ставрополье". Кроме того, на фоне глубокого социально-экономического кризиса как в ближнем зарубежье, так и в большинстве субъектов самой РФ Москва притягивает к себе уже тем, что является одним из немногих анклавов благополучия, своего рода "витриной русского капитализма", центром деловой и политической активности с более предпочтительными возможностями самореализации, стабильного заработка, получения образования и квалификации и т.д. Достаточно сказать, что среднемесячный доход на душу населения в Москве в четыре раза выше, чем в целом по России. Кроме того, в Москве зафиксирован самый высокий в стране процент предпринимателей, развит малый и средний бизнес. Из 890 тыс. малых предприятий, функционировавших в России в 1999 г., порядка 300 тыс. приходилось на Москву. На нее же приходится около 30% всех зарубежных инвестиций. Но Москва является "вожделенной" целью для беспредельно возросшего за годы рыночных реформ криминального и деклассированного элемента. Столицу в буквальном смысле слова наводнили легионы профессиональных нищих со всех концов России и стран СНГ. Едут целыми кишлаками и аулами, таборами и деревнями. Только по официальным данным, в городе насчитывается около 30 тыс. бомжей. Сюда же стекаются жулики и мошенники всех мастей, без посещения Москвы не обходятся ни одни "воровские гастроли".
Точное количество мигрантов в Москве доподлинно неизвестно. Поскольку речь идет не только и даже не столько о легальной, сколько о массовой нелегальной миграции. Первых (легальных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья) в столице не так много.
Что касается нелегальных мигрантов, то при определении их общей численности чаще других фигурирует цифра в 800 тыс. Хотя нередко, со ссылкой на неофициальные источники, можно встретить и цифру в 2 млн. Причем эта цифра выглядит не так уж и неправдоподобно, если учесть, что только в прошлом году за нарушение правил регистрации в Москве было задержано 2 млн. 100 тыс. чел. Здесь также надо брать во внимание неконтролируемую миграцию из республик Закавказья, которая из всех представленных в Москве "страновых" миграционных потоков является самой массовой: по отношению к 1955 г. представительство кавказских народов в столице выросло более чем в 20 раз. Сказанное в равной мере касается и быстро растущих в физических объемах вьетнамской и китайской диаспор, численность которых, по различным оценкам, колеблется в диапазоне от 50 до 100 тыс. каждая. Между тем, как подсчитали специалисты ООН, если количество "чужаков" переваливает за 10% от общей численности населения, то страна начинает разваливаться. Учитывая общую численность постоянного населения Москвы, получается, что город почти достиг этой критической черты (если вообще не перешагнул ее). Трудно поддающаяся официальному контролю массовая нелегальная миграция самым деструктивным образом воздействует не только на всю инфраструктуру жизнеобеспечения города (жилье, транспорт, школьное образование, медицинское обслуживание и т.д.). Рука об руку с ней идет преступность.
При этом криминальный бизнес в Москве и Подмосковье (как, впрочем, и в России в целом) специализируется не только на таких традиционных для него видах деятельности, как контроль над проституцией, азартные игры, торговля наркотиками, оружием. Процветающей "отраслью" является "силовое партнерство" - навязывание частным предпринимателям и фирмам криминальных "крыш" (оказание услуг по "охране", выбивание долгов, физическое устранение конкурентов и т.д.) В этом же ряду широкомасштабное производство и распространение контрафактной продукции. По приблизительным оценкам независимых экспертов, количество поддельных товаров достигает 60% от всего, что продается на московских рынках и в магазинах. Все большую активность в криминальном бизнеса проявляют мигранты-нелегалы из дальнего зарубежья - в основном из Вьетнама и Китая. Им же принадлежали два из четырех найденных в этом году тайников с оружием. 37 вьетнамцев были уличены в распространении наркотиков (36% всех иностранцев).
Одним из главных видов криминального бизнеса вьетнамцев, и, пожалуй, самым прибыльным, является контрабанда. По некоторым данным, они контролируют 80% товаров, ввозимых нелегальным путем. Громадный доход приносит переправка соотечественников в страны Европы через Россию, а также организация подпольных переговорных пунктов и др. С незаконной миграцией тесно связана и нелегальная проституция. Точного количества проституток, обслуживающих сегодня столицу, установить практически невозможно.
Сотрудники милиции то и дело прекращают существование "домов терпимости", зачастую скрывающихся под крышей безобидных клубов или саун или даже выдающих себя за солидную городскую контору. Но они возникают вновь и вновь. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что денежный оборот в этом "бизнесе", по приблизительным оценкам, составляет от 15 до 50 млн. долл. в месяц. Нелегальная проституция как одно из криминогенных полей столицы является одновременно одним из весомых источников массового распространения в Москве наркомании и венерических заболеваний.
Нелегальная миграция в равной мере выступает как существенный фактор-детерминанта все большего обострения наркологической обстановки в Москве.
Только в 2000 г. в столице от передозировки скончались 1052 чел. Основными поставщиками наркотиков для столицы являются приезжие из среднеазиатских и северокавказских регионов. Один только душанбинский поезд чего стоит!
По оперативным данным, за провоз 1 кг наркоты проводники берут по 300 долл. А сколько пассажиров прихватывают с собой зелья по чуть-чуть - никому неизвестно. Самая большая партия в вокзальной истории - 40 кг марихуаны. А по героину мрачный рекорд предыдущего года - 4 кг. В январе и июне текущего 2001 г. попались еще два "крупняка" - по 2 кг каждый. В результате, несмотря на все усилия властей, незаконный оборот наркологическими препаратами в Москве продолжает расти.
Говоря о деструктивном влиянии на столицу массовой незаконной миграции, нельзя не отметить и того, что она самым негативным образом сказывается на санитарной безопасности города, несет в себе потенциальную эпидемиологическую угрозу.
"Мамаево нашествие" на Москву мигрантов, которые в основной своей массе состоят из "инородцев" и "иноверцев", породило в столице "национальный вопрос", который концентрируется не в сфере взаимоотношений между отдельными живущими в Москве национальными диаспорами (например, между грузинами и армянами или чеченцами и ингушами). Было бы куда правильней назвать этот вопрос "русским вопросом", так как основное звено и "болевая точка" во всей системе межнациональных отношений в сегодняшней Белокаменной - это взаимоотношения между коренным русским большинством и быстро растущим "нерусским" (в том числе и в первую очередь "кавказским") меньшинством. При этом под понятием "коренное русское большинство" имеются в виду не только этнические русские-москвичи и их славянские собратья (украинцы, белорусы и т.д.), но и те из коренных ("нерусских") столичных жителей, включая "кавказцев", которые живут в Москве не одно поколение и, как говорят в народе, давно "обрусели", то есть стали русскими по духу, и для них русский язык - это родной язык, язык самовыражения. Будучи по этой причине русскими именно по духу, но, оставаясь при этом "нерусскими" по крови и "внешнему виду", эти "нерусские" русские испытывают не меньший (если не больший, чем "русские" русские) дискомфорт, связанный с массовой миграцией в Москву "земляков" с их исторической родины.
Показательны в этом плане итоги репрезентативного опроса 1248 москвичей весной 2000 г. по вопросу "О межнациональных отношениях в столице и путях их гармонизации"1: Таким образом, абсолютное большинство респондентов в 76,14% оценивают межнациональные отношения в столице не в категориях "нерушимой дружбы между народами", а в категориях состояния напряженности вплоть до того, что не отрицают возможности социальных взрывов на этнической почве. Напрямую связывая это напряжение с растущей "колонизацией" Москвы "нерусскими", и, прежде всего, "лицами кавказкой национальности", которые "лезут в чужой монастырь со своим уставом" и ведут себя в столице "не как ее гости, а как хозяева", 65,12% от общего числа респондентов основное средство в решении "национального вопроса" видят в реализации лозунга "Москва для москвичей". Предлагая в качестве радикальной меры "депортацию всех "кавказцев" и превращение Москвы в "закрытый для них город".
Такой лишенный созидательного начала путь, конечно же, неприемлем с любой точки зрения (политической, юридически-правовой, нравственной и т.д.). Снятие напряженности и гармонизация национальных отношений в столице, со всей очевидностью, требует совершенно иных, лежащих вне сферы применения насилия мер и технологий. Что здесь в первую очередь необходимо, так это осознать, что массовая миграция по направлению к Москве далеко не всегда является добровольной. Очень часто мы имеем дело с миграцией вынужденной, миграцией по принуждению, связанной с разрушением в большинстве регионов РФ и стран СНГ традиционной среды обитания местного социума и существовавшей до реформ инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности. И до тех пор, пока Москва будет оставаться чуть ли не единственным анклавом благополучия на фоне бедствующей периферии, пока в других регионах России, равно как и в странах ближнего зарубежья, наряду с чисто экономическим факторами, выталкивающими людей из насиженных мест в поисках лучшей доли, будут действовать разного рода политические (в том числе этноконфессиональные) факторы, порождающие бесчисленные толпы беженцев и вынужденных переселенцев, - до тех пор Москва будет оставаться центром притяжения если не всех, то большинства миграционных потоков. Тем более что согласно ст.27 Конституции РФ все граждане России имеют право на свободу перемещения и выбор места жительства. Но Москва "не резиновая". Когда эта свобода принимает характер географически однонаправленной массовой этнической миграции, которая создает в центре ее притяжения реальную угрозу дестабилизации привычного уклада жизни москвичей и разрушения всей инфраструктуры их жизнеобеспечения и жизнедеятельности, то очевидно, что такая свобода не может не быть ограниченной, то есть не может не регулироваться властями в тех объемах и пределах, в которых угроза деструкции если и не исчезает полностью, то, по меньшей мере, сводится к минимуму. Не случайно, как это следует из итогов еще одного представительного опроса москвичей летом текущего года, с точки зрения физической, имущественной и т.д. безопасности лишь чуть более 30% столичных жителей чувствуют себя если и не совсем комфортно, то вполне сносно. Тогда как более 40% испытывают в этом отношении некоторое беспокойство и около 20% неизменно напряжены и живут в постоянном страхе за себя и своих близких. В этом свете представляются как совершенно неправомерные и спекулятивные (если не сказать фарисейские) обвинения в адрес московского правительства в нарушении прав граждан на свободу перемещения и выбор места жительства из-за тех мер, которые принимаются им в сфере регулирования миграционных потоков - регистрация и прописка, квотирование беженцев, иностранной рабочей силы и т.д.).
Как подчеркивает Председатель Комиссии по законности и безопасности Мосгордумы О.Бочаров, "если отменить действующую регистрацию и ничего не предложить взамен, гарантировать безопасность в городе будет практически невозможно". С этих же позиций выступает и член Московской городской коллегии адвокатов В.Ребинин, указывая, что "в случае официального разрешения бесконтрольного пребывания кого бы то ни было на территории Москвы город с неизбежностью столкнется с нарастанием "уголовного беспредела". Примечательным в этом плане является то, что "режим прописки" поддерживают в большинстве национальных землячеств. "Возможно, со стороны мигрантов - это плохая, недобрая мера. Но для города она необходима", - считает вице-президент Грузинского московского землячества Р.Конджария. Несмотря на всю важность и правомерность основанного исключительно на "диктатуре закона" и ресурсных возможностях регулирования властями миграционных потоков в Москве, равно и таких мер, как осуществление давно назревшей демонополизации столичных рынков и разрушения их криминально-мафиозных этнических крыш, решительное пресечение любых проявлений непотизма и этноклановой солидарности (этнического протекционизма) в том, что касается распределения статусных позиций и связанных с ними привилегий, занятия бизнесом и т.д. - главное все же заключается в другом - в том, что всем москвичам, как "старым", так и "новым", надо учиться "искусству жить вместе, искусству единства во множестве". Исповедывать, понимаемый не как этнический, а как сугубо интернациональный, принцип: "Хочешь жить сам, дай возможность жить другими. И не только дай, но и помогай жить другим". Особенно желательно, чтобы далеко не "бедные" кавказские и другие "нерусские" общины заработанные в Москве капиталы вкладывали не в зарубежные банки (и тем более не в "этнический сепаратизм"), а в городскую экономику. Чтобы они более активно участвовали в решении социальных проблем, благоустроительных проектах, охране окружающей среды. Чтобы не оставались в стороне и не дистанцировались от участия в филантропической деятельности и, говоря словами Э.Тополя, не "жидились", когда речь идет об адресной помощи малоимущим, сиротским домам и приютам, интернатам для инвалидов и престарелых и т.д. Словом, делали все для того, чтобы вместе с русским большинством не только в Москве, но по всей стране, не допустить перегрева ее многонационального социального котла и уберечь общую для всех Родину -Россию от распада на "удельные княжества и ханства".
__________________ 1 Опрос проведен под руководством автора (по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы). |
|