Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ-ФИНЛЯНДИЯ С.РОМАНОВ,
кандидат политических наук, советник МИД России Регион Балтийского моря по многим параметрам имеет исключительно важное значение не только для создания зоны безопасности и доверия на Севере Европы, но и развития общеевропейских интеграционных процессов, в том числе и на региональном уровне. Одним из примеров успешного международного трансграничного сотрудничества являются взаимовыгодные добрососедские связи между Ленинградской областью РФ и Финляндией, на протяжении ряда лет успешно сотрудничающими в экономической, гуманитарной и культурной сферах. Финляндия стремится наполнить практическим содержанием инициируемую ею в рамках Евросоюза концепцию "Северного измерения ЕС". В этих целях пропагандируются потенциальные возможности российского Северо-Запада, перспективы развития промышленности и конкретные проекты, готовые к практической реализации. Правовой базой развития сотрудничества является межправительственное российско-финское соглашение от 20 января 1992 г., которое впервые во внешнеполитической практике России дало право четырем субъектам Федерации на развитие прямых контактов с правительственными структурами зарубежного государства, вaключая возможность создания совместных рабочих групп и подписания конкретных нормативных документов.
Созданная рабочая группа "Ленинградская область - губерния Кюми" в течение последних лет активно развивала сотрудничество по следующим направлениям:
Ежегодно совместно с финскими специалистами на территории Ленинградской области осуществляется порядка 20 проектов (построены и введены в действие сельскохозяйственные объекты, решались проблемы, связанные с загрязнением акватории Финского залива, тушились пожары и работали спасательные службы в приграничье).
Основные направления и приоритеты взаимодействия финской стороны определяет Стратегия деятельности Финляндии по сопредельным регионам, которая была одобрена руководством страны в мае 1996 г., особенно подчеркнувшая важное значение совершенствования отношений с соседними странами, содействие укреплению демократии и рыночной экономики, улучшению состояния окружающей среды. Соответствующий мониторинг за реализацией этой стратегии осуществляет специальная Комиссия министров по вопросам сотрудничества сопредельных регионов.
Проведенная в Финляндии в 1996 г. реформа структуры приграничного сотрудничества значительно расширила возможности развития сопредельных связей. В состав вновь сформированной совместной региональной подгруппы "Ленинградская область - Финляндия" с финской стороны вошли представители центральных исполнительных властей. В апреле 1997 г. утверждена Программа сотрудничества, определившая задачи, цели и приоритетные направления взаимодействия, а также 33 совместных проекта для реализации на территории Ленинградской области.
Основными направлениями сопредельных связей стали: В сфере развития приграничной инфраструктуры совместные усилия направлены в основном на развитие транспортного коридора № 9, который является одной из главных трасс сообщения между Востоком и Западом. Наибольшее внимание уделяется строительству и реконструкции контрольно-пропускных пунктов, автомобильных дорог и железнодорожных магистралей, обустройству приграничного г. Светогорска, созданию условий для развития предпринимательской деятельности в приграничье. В целях улучшения экологического состояния сопредельных территорий Ленинградской области и Финляндии, а также акватории Балтийского моря, Финского залива и Ладожского озера продолжаются совместные работы по очистке сточных вод, сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, осуществляется ряд природоохранных мер, направленных на неистощительное лесопользование и сохранение биологического разнообразия природы. Особое место занимает проблема обеспечения радиационной безопасности на приграничных территориях, причем сотрудничество направлено, прежде всего, на повышение уровня технической и эксплуатационной безопасности на Ленинградской атомной электростанции, создание информационной сети центров радиационного контроля. Уже несколько лет успешно осуществляются проекты в области сельского хозяйства, формирования информационно-консультативных и маркетинговых услуг на территории Ленинградской области. Много внимания органы власти по обе стороны границы уделяют вопросам здравоохранения и социального обеспечения (строительство домов для престарелых). Говоря о новых перспективных направлениях сотрудничества, особого внимания заслуживает сфера регионального управления и местного самоуправления. Учитывая крупномасштабность проектов, управленческие структуры уже сегодня ищут возможности по привлечению дополнительного их финансирования из международных финансовых фондов и институтов. Однако следует отметить одну из проблем приграничного сотрудничества - дефицит финансирования согласованных и реализуемых проектов. До сих пор не решены предусмотренные параграфом 6 Соглашения 1992 г. вопросы, связанные с освобождением финских поставок и услуг, идущих по государственной линии, от таможенных пошлин и налогов. Принципиально новые элементы в приграничное сотрудничество внесло вхождение Финляндии в ЕС. Проводимая ЕС политика на максимальное делегирование властных полномочий органам местного самоуправления - в случае с Финляндией коммунальным региональным союзам - определила для российской стороны в лице региональных союзов новых партнеров по приграничному взаимодействию, занимающихся, главным образом, европейскими программами технической помощи. Они стали основным связующим звеном с европейскими структурами и финансовыми институтами.
В 1996 г. во многом благодаря содействию финских региональных властей была принята поправка к программе ТАСИС, позволяющая расходовать до 10% средств на прямые инвестиции в приграничные регионы, что предопределило осуществление подпрограммы ТАСИС/СБС - "Трансграничное сотрудничество". Из выделенных в 1996 г. средств на эту подпрограмму в объеме 30 млн. экю на долю проектов на совместной с Финляндией границе пришлось примерно 5 млн. экю, которые использованы для финансирования расходов по обустройству контрольно-пропускных пунктов.
В то же время Евросоюзом осуществляется программа ИНТЕРРЕГ-2, предназначенная для поддержки пограничных регионов стран-членов ЕС в части обустройства их приграничной инфраструктуры. Для реализации этой программы в Финляндии созданы три региональных группы, в том числе "Юго-Восточная Финляндия", в состав которой вошли руководители трех приграничных региональных Союзов - "Южная Карелия", "Кюменлааксо", "Южное Саво". Исходя из понимания наиболее оптимального использования европейских финансовых средств в пограничных регионах Финляндии и России, представители Ленинградской области и Санкт-Петербурга решением МВД Финляндии были введены в качестве наблюдателей в состав группы "Юго-Восточная Финляндия". Таким образом, путем регулярных встреч, взаимных консультаций во время заседаний рабочей группы решаются вопросы состыковки программ ИНТЕРРЕГ-2 и ТАСИС/СБС, проводятся согласования и совмещения проектов, связанных с реализацией программ, осуществляется координация на региональном уровне планов развития сопредельных регионов. В настоящее время прорабатываются проекты в области развития транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды, осуществляемые по линии европрограмм ТАСИС и ИНТЕРРЕГ-2. Идет согласование и других проектов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, планирования использования земельных ресурсов. Нужно также отметить, что помимо межрегиональных контактов существует большой потенциал российско-финского взаимодействия, инициируемый с мест общественными организациями, муниципалитетами Финляндии и муниципальными образованиями Ленинградской области. В настоящее время прорабатывается идея создания так называемого "двойного" города "Светогорск-Иматра", предусматривающая тесное взаимодействие муниципальных органов власти уникальной пары городов, расположенных непосредственно на границе Европейского Союза и России. Осуществление подобного проекта могло бы стать не только хорошим примером сотрудничества местных органов власти, но и дать мощный импульс экономическому развитию всего региона. Значительным вкладом в развитие сопредельных связей могло бы стать также и создание свободных таможенных зон в приграничье. Первый опыт в этом деле уже имеется. Речь идет о формировании в г. Выборге на базе Выборгского приборостроительного завода Выборгского судостроительного завода и Выборгского морского торгового порта свободной таможенной зоны производственного типа. Совершенно очевидно, что в случае ее создания все учредители будут иметь огромную экономическую выгоду. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что приграничное сотрудничество с Финляндией сегодня стало как никогда многопланово и перспективно. В эту работу вовлечен широкий круг управленческих структур в Центре и на местах, конкретные фирмы, организации, люди. Как показывает практика, многие приграничные проекты, начинавшиеся на основе взаимодействия региональных и местных властей, активно продолжают реализовываться и дальше, но уже самостоятельно. Приграничное сотрудничество вносит реальный вклад в создание условий для "транспарентности" границы между нашими странами и активно содействует экономическому развитию приграничных регионов. |
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(84);%>
|