Экономика
Обозреватель - Observer



ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

БОРЬБА ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


З.МУРОМЦЕВА,
кандидат экономических наук

Создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовой техники и технологии - один из краеугольных камней успеха проведения экономической реформы в Китае. С 80?х годов прошлого века изменения инвестиционного механизма в стране отражают кардинальные сдвиги в социально-экономической структуре. Прежде всего, это относится к реформированию отношений собственности, создающему смешанную экономику и базу для общего расширения каналов инвестирования.

В настоящее время Китай ставит задачу совершенствования механизма проведения активной инвестиционной политики за счет рискового инвестирования, создания рынка учредительских акций, поддержки средних и мелких предприятий в техническом новаторстве, увеличения инвестиций государства и общества на научно-технические цели. Инвестиции, считают в Китае, должны обеспечить "разумно опережающее развитие образования в интересах развития народного хозяйства и социальной сферы"1.

По-прежнему важное значение отводится реформированию инвестиционной сферы и всей финансовой системы, чтобы расширить возможности накопления капитала для развития реального сектора экономики, обеспечения многоканального инвестирования строительства, реконструкции и функционирования хозяйственных объектов. Одним из актуальных направлений остается акционирование крупных и средних государственных предприятий, трансформация их хозяйственного механизма за счет нормированного выхода на фондовый рынок, совместного с иностранными инвесторами вложения капиталов, взаимного участия в паях и т.д. При этом подчеркивается, что государство должно владеть контрольным пакетом акций лишь тех предприятий, которые имеют отношение к "командным высотам" народного хозяйства и безопасности страны.

Урегулирование проблем производственной структуры, структуры инвестирования и других аспектов реформирования происходит по принципу "йоу цзин йоу лян, йоу совэй йоу со бу вэй", то есть "можно продвигаться вперед и отходить назад, сосредотачиваться на определенных задачах, оставляя в стороне другие" - и все это, в конечном счете, направлено на достижение поставленных целей.

Углубление реформы финансово-налоговой и инвестиционной систем тесно взаимосвязаны. Активная финансовая политика стимулирует увеличение капиталовложений и потребления, открывает горизонтальные и вертикальные потоки перемещения финансовых средств. В 1978-1998 гг. отношение темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) к темпам роста инвестиций в среднем составило 0,76. Несмотря на рост органического состава капитала, эффективность использования капитальных вложений оставалась невысокой, экономический рост базировался на экстенсивных факторах. Наряду с высокими темпами развития экономики, норма накопления находилась на традиционно высоком уровне: в 1978 г. - 36,5%, 1995 г. - 40,8%, 1998 г. - 34,7%, 1999 г. - 37,0%. Традиционно высокими являются и сберегательные вклады населения. На конец 2000 г. они составили 6 трлн. 430 млрд. юаней (официальный валютный курс 1 долл. = 8,3 юаня).

Процесс глобализации, происходящий в мире, представляет вызов любому государству и ставит его перед необходимостью адаптации к новым экономическим и политическим условиям. Оценивая участие той или иной страны в глобальных процессах, прежде всего, необходимо проанализировать два основных критерия:

во-первых, стратегию страны в растущей экономической взаимосвязи государств благодаря всеобъемлющему движению капитала, взаимозависимости в сфере производства, обмена и распределения;

во-вторых, приспособляемость к ускоряющимся темпам мировой информативности и распространению новых и высоких технологий.

С точки зрения первого критерия, Китай в последние 20 лет в результате успешного экономического развития осуществил гигантский шаг вперед по пути сближения с экономикой мирового сообщества. Среднегодовые темпы прироста внешнеторгового оборота КНР превышали среднегодовые темпы прироста китайского ВВП; и те, и другие были в 2-3 раза выше соответствующих среднемировых показателей.

    В 1999 г. Китай без учета Сянгана (Гонконга) занимал 9?е место по объему экспорта продукции (3,5% - в мировом экспорте; Россия в том же году - 1,3%) и 11?е место по объему импорта продукции (2,8% - в мировом импорте; Россия - 1,2%)2.

    Среднегодовые темпы прироста внешнеторгового оборота материкового Китая в 1978-1997 гг. значительно опережали среднегодовые темпы прироста ВВП, они составляли соответственно 15,6% и 9,8%. Это вполне соответствует прогрессивным мировым тенденциям последних лет.

    В 2000 г. внешнеторговый оборот Китая составил 474,3 млрд. долл.

    Уже в 1997 г. Китай (без учета Сянгана) занял второе место в мире по запасам иностранной валюты (почти 140 млрд. долл.). На конец 2000 г. государственные запасы иностранной валюты в КНР составили 165,6 млрд. долл.

    В 1990 г. Китай по объему привлеченных долгосрочных иностранных инвестиций вышел в первые ряды среди развивающихся стран. По объему фактически использованных прямых инвестиций с 1993 по 1998 гг. Китай занимал первое место среди развивающихся стран и второе место в мире после США. За период с 1979 по 1998 гг. размер прямых инвестиций в экономику Китая составил свыше 220 млрд. долл.

    Таким образом, к концу XX столетия в Китае были подготовлены условия для вступления в новый этап мирового развития. Китай сознательно входит в процесс глобализации и стремится стать ее субъектом, а не объектом.

Как первый и важнейший шаг участия в экономической глобализации является вступление Китая в ВТО, которое планируется на конец 2001 г. К вступлению в эту организацию Китай готовился более 10 лет, конкретно обсуждая условия вступления с каждой из входящих в ВТО стран. Совершенствование правовых аспектов сотрудничества с ВТО продолжается, вносятся коррективы и дополнения в соответствующие нормативные акты, готовятся специальные кадры, хорошо знающие правила международной торговли.

Вступление в ВТО для Китая - это защита и отстаивание своих национальных интересов, использование этой международной организации для получения инвестиций и доступа к новым и высоким технологиям.

Какова реакция Китая на второй критерий глобализации - убыстряющиеся темпы развития мировой информативности и распространение новых и высоких технологий? Прежде всего, следует подчеркнуть, что, внедряя рыночные отношения, в Китае рассматривают "экономику знаний", новые и высокие технологии как первый источник национального экономического роста. Со второй половины 90?х годов на практике осуществляется стратегия "строительства государства с опорой на науку и образование". Китай приступил к формированию и реализации инновационной стратегии экономического роста.

Главная составляющая этой стратегии - государственный протекционизм научно-технического развития. В докладе премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи на 4?й сессии ВСНП 9?го созыва (март 2001 г.) было подчеркнуто, что "международная среда бросает Китаю не только серьезный вызов, но и дает исторический шанс подтянуть и осуществить трансразвитие".

В 1998 г. Академия общественных наук Китая разработала проект инноваций, поддержанный правительством. Цель этого проекта создать эффективный инновационный механизм достижения научно-технических результатов, соответствующих мировому уровню, и подготовить высококвалифицированные кадры. Осуществление этого проекта должно привести китайскую экономику в 2010 г. в первую десятку стран мира по конкурентоспособности в сфере новейших технологий.

Научно-технические исследования предполагается глобализировать за счет инкорпорирования иностранных интеллектуальных ресурсов и посылки за рубеж талантливых работников для учебы и стажировки в тех областях, где Китай должен следовать глобальным процессам в развитии новой экономики. Поставлена задача "поощрять уехавших на учебу за границу возвращаться на родину либо служить в другой целесообразной форме"1.

    О возрастании влияния интенсивных факторов роста в экономике Китая свидетельствуют следующие данные: если в целом за период с 1978 по 1998 г. вклад производительности труда в экономический рост составил 36,6%, капитальных вложений - 49,5%, прирост занятых - 13,9%, то в период 1996-1998 гг. эти показатели соответственно составили 39,7%, 47,6% и 12,7%.

Стратегия подъема производительных сил за счет науки и образования должна умножить возможности в научно-технических инновациях и улучшении качества рабочей силы. Программы "863", "Факел", "Искра", "Золотой мост" содействуют подъему отраслей экономики на более высокий технико-технологический уровень.

    Программа "863" (1986 г.) - первая программа НИОКР в промышленности, нацеленная на научно-техническое обеспечение главных задач, предусматриваемых в национальной безопасности и конкурентоспособности страны.

    "Факел" (1988 г.) - программа содействия исследованию и коммерциализации передовых технологий, подготовки квалифицированных кадров, проведению исследований и коммерциализации проектов в приоритетных отраслях (новые материалы, биотехнология, электроника и информатика, точное машиностроение, новые источники энергии, энергосбережение, защита окружающей среды).

    "Искра" (1986 г.) - применение современных технологий в сельском хозяйстве, подготовка управленческих кадров и технических специалистов.

    "Золотой мост" (с середины 90?х годов проекты так называемой золотой серии) - создание информационной сети в общенациональном масштабе, информационная супермагистраль.

Продукция новых и высоких технологий составила в ВВП Китая в 2000 г. почти 3% против 1,5% в среднем за период 1993-1997 гг. По программе научно-технического развития Китая в 2001-2005 гг. к концу пятилетки в стране должна быть создана в предварительном порядке национальная система новаторства, целью которой является повышение конкурентоспособности национального производства на международном рынке, рост уровня китайской науки и укрепление ее способности к самостоятельным разработкам. Таким образом, Китай предполагает не отстать от глобальных мировых процессов, связанных с ускорением информатизации и распространением новых и высоких технологий.

В Китае с начала проведения реформ произошли значительные изменения в структуре инвестиций в основные производственные фонды (см. табл. ).

Таблица

Структура инвестиций КНР в основные производственные фонды в 1981-1997 гг.

В инвестиционный процесс активно подключились коллективные, частные, совместные, индивидуальные предприятия, а также иностранные предприниматели (главным образом китайского происхождения). В то же время государство, оставаясь главным действующим лицом в управлении накопительно-инвестиционым процессом, существенно снизило удельный вес государственных бюджетных ассигнований в основные производственные фонды страны. Коммерциализация предприятий государственного сектора в сочетании с расширением альтернативных секторов экономики стимулирует децентрализацию инвестиционного процесса в Китае и повышает роль внебюджетных источников финансирования. Роль внебюджетных инвестиций особенно велика в коллективном и частном секторах экономики, где практически осуществляется самофинансирование и самохозяйствование.

В развитии инвестиционного потенциала страны большую роль играет привлечение иностранного капитала, значение которого в восполнении недостатка внутреннего капитала, улучшении инвестиционного климата, создании механизма конкурентной борьбы. С помощью иностранных инвестиций приобретается передовой опыт управления и современные технологии, происходит процесс интеграции в мировую экономику. Приток иностранного капитала оказывает значительное влияние как на развитие негосударственных секторов экономики Китая, так и на объекты государственной собственности. Среди привлеченных источников иностранного капитала 90% приходится на азиатские страны, в том числе капитал, вложенный Сянганом и Тайванем, составляет свыше 60%.

В середине 80?х годов в Китае была ускорена работа по созданию законодательной базы в области привлечения иностранных инвестиций в целом и прямых иностранных инвестиций в частности. В 1995 г. был опубликован "Отраслевой каталог для иностранных инвесторов". В этом каталоге объекты для иностранного инвестирования разделены на 4 категории:

  • поощряемые;
  • разрешаемые;
  • ограничиваемые;
  • запрещенные.

С 1996 г. произошла смена приоритетов в использовании иностранных инвестиций. Главный упор был сделан на их качество, увеличение инвестиций на каждый объект, рост объема фактически использованных инвестиций и объема инвестиций в сферу высоких технологий и инфраструктуру. В 90?е годы значительно увеличился удельный вес иностранных инвестиций в производстве ВВП и в основных производственных фондах.

    Так, в 1990 г. доля прямых иностранных инвестиций в ВВП Китая составила 0,9%, в основные производственные фонды - 2,6%, а 1996 г. она возросла соответственно до 10,4% и 5,2%. За 1998-2000 гг. инвестиции в инфраструктуру составили более 181 млрд. долл.

В последнее время Китай интенсивно пробует такие формы увеличения использования иностранного капитала, как покупка и слияние предприятий, рисковое инвестирование, учреждение инвестиционных фондов и др.

Отмечая несомненные успехи инвестиционной политики Китая, следует учитывать, что она продолжает опираться на высокую норму накопления и инвестирования. Для устойчивости инвестиционного процесса в тех условиях, которые сложились в настоящее время, необходимы:

  • твердый курс юаня;
  • невысокая инфляция (не более 10%);
  • повышение качества инвестиционных ресурсов;
  • поставки современной техники и технологии, новых материалов;
  • современные знания, многоканальные источники капиталовложений по горизонтали и вертикали.

В 1996-2000 гг. в Китае было преодолено влияние роста инфляции в начале пятилетки и остановлена дефляция в середине той же пятилетки. Однако многие процессы в китайской экономике могут оказаться непредсказуемыми. Государственный долг Китая составляет 144,9 млрд. долл. (12% от ВВП)3.

На период 2001-2005 гг. поставлена задача углубления реформы инвестиционной системы, которая включает: принцип инвестиционной ответственности юридических лиц, тендерную систему в выборе инвесторов, систему надзора за качеством строительства, контроль за выполнением контрактов и совершенствование механизма инвестиционного контроля в целом.

__________________

1 Жэньминь жибао. 2001.17.03.
2 Чжи мянь WTO. Пекин. 2001.
3 Чжунго гунъе цзинцзи, 2001, № 3, с.56.


   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]