Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ БИОРЕСУРСАМИ - ШАГ В ПРОПАСТЬ В.КИСЕЛЕВ,
член Координационного совета работников рыбного хозяйства России, Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации, кандидат экономических наук
Совет Федерации Федерального Собрания РФ 19 декабря 1997 г. отклонил принятый Государственной Думой Федеральный закон "О плате за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами". В письме, направленном по этому поводу из Совета Федерации председателю Правительства, высказывались серьезные опасения о возможном ухудшении финансовой ситуации как на добывающих предприятиях, так и в целом по субъектам Федерации. Высказывалась просьба не принимать решений по установлению платежей, предусматриваемых отклоненным законопроектом. Однако в декабре 1998 г. Правительством была введена плата за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов, а затем и проведены аукционы по реализации квот на вылов этих ресурсов. Указанные решения нарушают Конституцию РФ, Налоговый кодекс РФ, другие правовые нормы, согласно которым сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами относится к федеральным налогам и сборам (ст. 13 Налогового кодекса РФ), а их установление является прерогативой Федерального Собрания РФ (ст. 106 Конституции РФ). Можно еще напомнить вторую часть п. 5 статьи действующего Налогового кодекса, согласно которой "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом". Здесь уместно обратить внимание на то, что никакие упоминания о налогах и сборах, о плате за пользование водными биоресурсами, в том числе в Федеральном законе "О животном мире", федеральных законах "О федеральном бюджете на 2001 год" сами по себе не являются установлением, введением каких-либо платежей и сборов. "Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
(часть 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ).
Видимо, в Правительстве понимают правовую некорректность своих постановлений о плате за право лова рыбы, взимаемую с российских рыбодобывающих организаций. Чтобы узаконить нынешние поборы с рыбаков, Минфин России разработал и разослал для согласования новый законопроект - главу 40 Налогового кодекса "Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами". К сожалению, в финансово-экономическом обосновании законопроекта не раскрыто влияние вводимого сбора на рыбное хозяйство и экономику страны. К тому же приведенные в обосновании цифры сбора, порядка 6,2 млрд. руб., как и доли сбора в оптовой цене продукции, от 4,0 до 12,5% в зависимости от ценности ресурсов, явно занижены. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить указанные цифры с фактическими сборами при современном ограниченном перечне объектов, за право промысла которых установлена плата. В этом финансово-экономическом обосновании, состоящем из семи строк, естественно, не нашлось места для оценки экономических и социальных последствий принятия законопроекта. Перед тем как отклонить в 1997 г. закон о плате за право промысла биоресурсов, Федеральное Собрание просило Правительство дать расчеты последствий принятия этого закона. Расчет не был представлен. То ли потому, что очень уж многие аспекты нашей экономической, и не только экономической жизни, затрагивает эта плата, то ли в этих расчетах заключался очевидный вред для России, то ли еще что, но о последствиях речь не идет и сегодня. Правда, на протяжении последних 3-х лет авторы введения платы за право промысла водных биоресурсов говорили о том, что введение платы за ресурсы будет сопровождаться соответствующим сокращением каких-либо других налогов и сборов, удушающих промысловиков, вытесняющих их из правовой налогоплатежной среды. Но пока речь идет только об увеличении и без того непомерного налогового бремени. Чтобы восполнить пробел в представлении о последствиях введения сборов за право промысла водных биоресурсов, приведу расчеты, сделанные нами с участием специалистов-производственников, ученых, руководителей предприятий и организаций различных рыбохозяйственных бассейнов, администрации субъектов Федерации. Их легко проверить и, если придется что-то поправить, все будет лишь усугублять картину последствий, так как в расчетах сознательно принята методика минимизации ущерба как по охвату исследуемых факторов, так и по количественным оценкам последствий.
Итак, рассмотрим эти последствия. Увеличение цен на рыбу и рыбную продукцию Предлагаемые новым законопроектом ставки сбора составляют: за право поймать 1 т минтая 1000 руб., северной трески - 3500 руб., камчатского краба - 45 000 руб., сельди - 200 руб. и т. д. При отпускной цене минтая в июне 2001 г. 20 000 рублей за тонну, это дополнительные 5% к цене, по которой рыба продается добывающей организацией. Для северной трески это уже 10% современной отпускной цены. При включении этих сборов в себестоимость добычи водных биоресурсов отпускная цена увеличится в большей степени в связи с разного рода начислениями, налогами и платежами, базой которых является реализация продукции. Зная виды гидробионтов, на которые предполагается узаконить плату за право пользования водными биоресурсами, различие в обработке этих видов, ассортимент изготавливаемой из них продукции, нормы технологических потерь и утечек при разделке, производстве консервов, посоле и т. п., ставки платы за пользование биоресурсами и современные цены, легко определить прирост цен на рыбу и рыбную продукцию, в случае если законопроект будет принят. По нашим расчетам, цены на рыбу и рыбную продукцию увеличатся в среднем как минимум на 14% . Снижение душевого потребления рыбы Душевое годовое потребление рыбы и рыбной продукции в России за 1999-2000 гг. уменьшилось с 20,2 до 9,0 кг при рекомендуемой Институтом питания РАМН норме 23,7 кг. Рост цен на рыбу и рыбную продукцию при стабильном уровне благосостояния (правильнее - нищеты) большинства населения вызовет соответственное уменьшение покупок и потребления рыбы еще на 14%, т. е. до 7,7 кг. Заметим, что 8 кг - минимальный пороговый уровень потребления рыбы и рыбопродуктов, с которым ученые связывают продолжительность жизни, другие показатели здоровья населения. Уменьшение объема производства Одной из существенных причин кризисного состояния рыбного хозяйства в современных условиях является ограниченный сбыт продукции, обусловленный низким платежеспособным спросом населения. Рост цен и уменьшение потребления рыбы населением будут сопровождаться соответствующими сокращениями объемов производства, еще большим ухудшением экономического положения предприятий и потерей рабочих мест. При этом снижение объема производства составит как минимум 14%, но может быть значительно больше, даже принять обвальный характер в связи с банкротством предприятий. Выплата пособий по безработице Не исключая возможного обвального снижения объема производства и связанного с ним роста безработицы, принимаем для данного расчета минимальное число безработных в результате снижения объема производства - 10% (не 14%, а 10% в связи с различной подверженностью безработице производственного и административно-управленческого персонала). При общей численности занятых в отрасли 405 тыс., это составит 40 500 чел. В рыбной отрасли, осуществляющей основную деятельность в экстремальных условиях на море, заработная плата несколько выше средней по России, но для данного расчета, следуя принципу заведомого занижения ущерба, вновь принимаем минимальное значение среднемесячного заработка 1522 руб. в месяц, то, которое установлено постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 270 для исчисления пенсий с 1 мая 2001 г. В соответствии с законом о безработице высвобожденным работникам потребуется оплатить первые три месяца 75% среднего заработка, следующие четыре месяца по 60%, и последующие месяцы по 45% среднего заработка. В расчете на год выплаты всем безработным составят: Если к этой сумме прибавить подоходный налог, который пока платят будущие безработные то общая сумма потерь от безработицы достигнет 521,5 млн. руб. Потери поступлений от налога на прибыль Включение в состав себестоимости платы за право пользования водными биоресурсами будет сопровождаться соответствующим уменьшением прибыли. С учетом видового состава уловов в районах, на которые предполагается распространить плату за пользование биоресурсами, сбор может составить не менее 10 млрд. руб. в год. Это означает, что не менее чем на 10 млрд. руб. уменьшится прибыль предприятий и организаций и также не менее чем на 2,5 млрд. руб. (при введении новой ставки налога на прибыль в размере 25%) сократятся поступления в бюджет. Потери поступлений в социальную сферу Кроме налога на прибыль уменьшатся и другие платежи, в том числе отчисления в социальные фонды. Несмотря на решения о передаче жилищно-коммунальных и других непроизводственных структур от предприятий местным органам власти, фактически большинство градообразующих, особенно рыболовецких организаций, продолжают содержать все то, что обеспечивает жизнедеятельность работающих, их семей в своих поселках. С банкротством таких предприятий перед правительством России возникнет неразрешимая проблема взять на себя заботу о таких населенных пунктах или об эвакуации населения. С разорением рыбохозяйственных предприятий произойдет невосполнимое сокращение социальной базы для населения с непредсказуемыми последствиями. Рост политической напряженности Приведенный здесь далеко не полный перечень негативных последствий введения платы за право пользования водными биоресурсами: рост цен, сокращение пищевого рациона для населения, увеличение безработицы, экономическое подавление предприятий, вносящих пока свою лепту в бюджет и сохранение социальной сферы в отдельных окраинных районах страны, - объективно выстраивается в четкую политическую линию на углубление экономического кризиса и социальной неустроенности в России, возможно, и не осознаваемую самими авторами закона.
|
|