Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer



МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ
С ТЕРРОРИЗМОМ


О.ХЛОБУСТОВ

         Как известно, 1 декабря 2000 г. Совет глав государств СНГ принял решение об образовании Межгосударственного антитеррористического центра СНГ (МГАТЦ СНГ).
          В соответствии с достигнутыми ранее договоренностями, правительство России своим постановлением от 21 ноября 2000 г. №1643-р утвердило План мероприятий по реализации Программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.
          Одним из пунктов этой программы предусмотрено изучение зарубежного опыта противодействия терроризму и политическому экстремизму. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть рекомендации, принятые международным сообществом в последние годы, направленные на повышение эффективности противодействия названным угрозам безопасности общества, личности и государства.

Необходимо сразу оговориться об употребляемых терминах - борьба с терроризмом и противодействие терроризму.

По нашему мнению, борьба с терроризмом включает непосредственное пресечение готовящейся или совершенной террористической акции, в том числе и проведение, в необходимых случаях, специальных операций или мероприятий правоохранительными органами, а также ее расследование.

Противодействие терроризму - понятие более широкое, чем понятие борьба с терроризмом, и включает законодательные, идеологически-информационные, организационные, административно-правовые, воспитательные, в том числе и пропагандистские меры по недопущению появления субъектов терроризма (особенно групп и организаций), недопущению их перехода к реализации преступных намерений.

Различаются, таким образом, и субъекты этих действий - правоохранительные органы в первом случае, и иные государственные органы, вплоть до общественных объединений граждан, во втором.

В последнее десятилетие XX в. вопросы противодействия терроризму, в силу расширяющихся масштабов этой угрозы человечеству, неоднократно рассматривались ООН, а также иными международными институтами.

    Так, в преамбуле Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма (одобрена резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г., 49/60) отмечалось, что продолжающиеся во всем мире акты терроризма во всех его формах и проявлениях, включая и те, в которых прямо или косвенно участвуют государства, приводят к гибели ни в чем не повинных людей, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут ставить под угрозу безопасность государств.

    В этой связи подчеркивалась настоятельная необходимость "дальнейшего укрепления международного сотрудничества между государствами для принятия и утверждения практических и эффективных мер по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм терроризма, которые затрагивают все международное сообщество".

Прежде всего следует отметить, что в дополнение к 11 ранее заключенным основным антитеррористическим конвенциям в последние годы ООН приняла еще два важных межгосударственных соглашения:

Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1998 г. и Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (открыта для подписания участниками 8 декабря 1999 г.).

Вопросы борьбы с терроризмом рассматривались также руководителями "восьмерки" ведущих индустриально развитых государств мира.

Так, в Итоговом документе Парижского совещания министров "восьмерки" по борьбе с терроризмом от 30 июля 1996 г. отмечалось, что обсуждение этих вопросов "подтвердило наше общее мнение о необходимости нахождения решений, которые бы учитывали все факторы обеспечения прочного урегулирования нерешенных конфликтов, а также необходимость противостоять условиям, способствующим развитию терроризма".

Отметив усиление в международном сообществе настроя в пользу осуждения терроризма в любых его проявления и формах, независимо от мотивов, и недопущения уступок террористам, участники совещания приняли пакет из 25 мер, рекомендованных государствам с целью повышения эффективности противодействия этой угрозе.

К числу рекомендованных мер внутригосударственного характера были отнесены:

  • расширение подготовки антитеррористических кадров, в том числе по противодействию актам с использованием радиоактивных, химических, биологических и токсичных веществ;
  • расследование, когда для этого существуют основания, в соответствии с национальным законодательством случаев использования террористами для прикрытия своей деятельности организаций, групп или ассоциаций, в том числе преследующих благотворительные, социальные или культурные цели;
  • принятие эффективного законодательства и правил по контролю за производством, перевозкой и экспортом оружия, взрывчатых веществ и любых устройств, предназначенных для причинения разрушений и увечий, в целях предотвращения их использования террористами;
  • привлечение к уголовной ответственности лиц, обвиняющихся в планировании, подготовке или совершении террористических акций или оказании поддержки террористическим действиям;
  • принятие административных мер для предотвращения свободного передвижения террористов за счет усиления пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность их владельцев, и проездных документов, а также проверки лиц, добивающихся предоставления им политического убежища.

При этом особо подчеркивалась, принимая во внимание использование террористами электронных и телеграфных средств связи, необходимость выработки соответствующих национальному законодательству мер для предотвращения подобной преступной деятельности.

В области углубления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму участникам совещания, в частности, рекомендовалось:

  • принять меры по скорейшему присоединению к действующим международным антитеррористическим договоренностям (конвенциям);
  • развивать путем заключения межгосударственных соглашений механизмы взаимной правовой помощи по ускорению и облегчению раскрытия и предотвращения террористических акций;
  • предпринимать в соответствии с внутригосударственным законодательством шаги по предотвращению прямого и косвенного финансирования терроризма и деятельности террористических организаций, что допускает введение мониторинга и контроля за денежными переводами и раскрытие банковской тайны;
  • принять меры по улучшению обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом.

Рекомендации по последнему направлению сотрудничества, изложенные в пунктах 22-25 Итогового документа в наиболее полном виде реализованы в Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г.1

    В Заявлении участников Московской конференции - министров стран "восьмерки" - о противодействии терроризму 20 октября 1999 г., в частности, подчеркивалось:

    "Терроризм представляет угрозу миру и стабильности всех государств, безопасности и благосостоянию их граждан. С глубокой озабоченностью мы отмечаем, что террористы все чаще прибегают к бесчеловечным действиям, имеющим целью наибольшее число жертв среди невинных людей и нанесение максимального ущерба собственности. Всем государствам следует предпринять необходимые шаги для защиты своих граждан от террористических нападений. Всем государствам следует использовать законодательные и практические средства в рамках международных стандартов в области прав человека и норм международного права для предотвращения террористических актов и наказания лиц, виновных в их совершении.

    Всем государствам следует предотвращать и пресекать на своей территории действия по подготовке и финансированию террористических актов… Террористам нигде не должно предоставляться убежище… Нашей главной задачей является укрепление практического сотрудничества как одного из наиболее эффективных средств противодействия терроризму во всех его формах. Политические решения должны воплотиться в практические действия. Мы также должны еще раз подкрепить нашу политическую волю коллективно и индивидуально, чтобы потребовать безусловной нетерпимости к терроризму где бы то ни было".

В целом же ООН рекомендует всем государствам следующие формы сотрудничества в борьбе с преступностью и, в частности, с терроризмом:

  • осуществление экстрадиций, то есть выдачи преступников и обвиняемых государствам, где ими были совершены преступные действия;
  • оказание содействия в расследовании преступлений;
  • разработка региональных и двусторонних договоров о борьбе с преступностью;
  • сотрудничество в области подготовки специалистов и проведения научных исследований.

Серия террористических акций, совершенных в августе-сентябре 1999 г. в ряде городов Российской Федерации, а также в других республиках СНГ, получившая широкий международный резонанс, привела к обсуждению проблемы выработки эффективных мер по противодействию терроризму в Совете безопасности ООН.

Впервые принятая этим органом 19 октября 1999 г. специальная резолюция, обязательная для всех государств-участников ООН, содержит безоговорочное осуждение всех актов, методов и практики терроризма, независимо от мотивов, во всех формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались, особенно те, которые могут угрожать международному миру и безопасности.

Государства-участники ООН призывались:

  • предотвращать и пресекать на своей территории всеми законными средствами деятельность по подготовке и финансированию любых активов терроризма;
  • к отказу в предоставлении убежища посредством ареста и судебного преследования тех лиц, кто планирует, финансирует и совершаеет террористические акты;
  • активизировать в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права обмен информацией, а также сотрудничество в административных и судебных вопросах.

Не остаются в стороне от выработки международно-правовых документов в сфере борьбы с терроризмом и государства СНГ.

В частности, в заявлении Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 16 октября 1999 г. в связи с террористическими актами на территории государств-участников СНГ подчеркивалось: "В последнее время вызывает серьезную озабоченность активизация таких крайних форм экстремизма, как международный терроризм и агрессивный сепаратизм, резко обострившие ситуацию в некоторых странах Содружества Независимых Государств.

Международные террористические формирования, имеющие современное вооружение, боевую выучку и опыт военных действий, активно используя связи с криминальными структурами, политические, идеологические, агрессивно-сепаратистские, этнические и религиозные лозунги, угрожают территориальной целостности, суверенитету, неприкосновенности границ и безопасности государств, стабильности на их территориях и миру в целом".

В сложившихся условиях Межпарламентская ассамблея СНГ, выражая серьезную озабоченность угрозой действий международных террористических формирований безопасности государств-участников Содружества:

  • призвала парламенты и правительства государств СНГ совместными усилиями противодействовать организованной преступности, международному терроризму, агрессивному сепаратизму и защитить своих граждан от посягательств террористов;
  • выразила необходимость продолжить разработку рекомендаций по унификации правовых основ борьбы с терроризмом;
  • выразила поддержку усилиям государств по осуществлению адекватных мер для предотвращения и ликвидации возникающих угроз, направленных на подрыв стабильности и безопасности в странах Содружества, против их национальных и коллективных интересов.

Государственная Дума России, признавая важную роль необходимости углубления сотрудничества государств в этой сфере, постановила в ноябре 2000 г. образовать специальный подкомитет по сотрудничеству в борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью.

Конкретные вопросы углубления сотрудничества по противодействию терроризму рассматривались на международной научно-практической конференции "Международный терроризм: истоки и противодействие", проходившей в г. Санкт-Петербурге 17-18 апреля 2001 г. по инициативе Межпарламентской ассамблеи СНГ.

__________________

1 Подробнее см.: Обозреватель-Observer. 2000. № 9.


   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]