Национальная безопасность
Обозреватель - Observer



  РОССИЯ В ОГНЕ
 
А.КУРЧАТОВ,
президент НТО "Эврика"
 

Над Россией во всю свою дикую разрушительную мощь полыхает криминальный пожар. Огонь уже бушует над крышей, вырывается из окон "нашего общего дома", с пушечным грохотом рушатся стропила. Однако его обитатели ведут себя в высшей степени странно: одни - алчно подливают в огонь горючее; другие - тупо наблюдают за трагедией; третьи - горланят пьяные песни и предаются похоти; четвертые - застыли перед телеящиками у очередной "мыльной оперы"; пятые - в полунаркотическом угаре дергаются на дискотеках, а желающих что-то спасти от огня - оскорбляют и избивают...
Кто опоил россиян дурманом? Почему бездействует некогда лучшая в мире правоохранительная система? Можно ли еще спасти Россию
?

Криминальный Джинн, выпущенный врагами России из "бутылки", куда последний раз был заточен в конце 40-х годов, - за последние несколько лет убил более 300 тыс. человек; около миллиона пропало без вести (это почти в 100 раз больше потерь в афганской войне); вывозит из России как живой товар самых красивых девушек, самых молодых и талантливых ученых, оставшихся травит сивухой и наркотиками; зомбирует и растлевает ложью; насаждает везде разврат и низменные инстинкты; отнимает у людей историческую память; сокращает их число на миллион каждый год; вытесняет каждого второго за черту официальной бедности и биологического выживания; готовит Россию к тотальной колонизации другими народами.

Однако криминальному монстру этого мало. Он исхитрился запродать в долговое рабство нынешнее и грядущие поколения россиян. Все они от глубокого старца до только что родившегося младенца - обязаны выплатить по 1000 американских долларов. Общая сумма примерно равна контрибуции побежденной фашистской Германии, которую она была обязана выплатить СССР за свои злодеяния, варварство и разрушения в годы второй мировой войны.

У чудища многочисленное криминальное потомство, жирующее на просторах огромной и ослабевшей страны. Наиболее алчные - московская и чеченская мафии - мертвой хваткой вонзили зубы в подбрюшье России на Северном Кавказе, развязав там малую кавказскую войну, стыдливо именуемую "восстановлением конституционного правопорядка на территории Чечни".

Сила уголовного мира - в слабости правоохранительной системы. Когда эта слабость наступила и кто ее виновники?

Диверсия

У правоохранительных систем всех стран три главные направления деятельности: выявление, предупреждение и пресечение преступлений. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Наиболее трудоемкое - выявление и предупреждение преступлений. Чем полнее и достовернее знания о криминальной среде, тем меньше затраты на ликвидацию ее угроз. Поэтому на получении такой информации сосредоточены главные усилия, что достигается самым широким использованием возможностей населения, а также новейшей спецтехники. Характер и соотношение источников информации определяется местными условиями каждой страны.

На такой же структурной схеме - выявление, предупреждение и пресечение преступлений - была построена и правоохранительная система СССР. Впрочем, имелось и существенное различие, на которое обратил внимание Л.Фараго, автор нескольких книг о спецслужбах СССР и США. "Сила КГБ, - писал он, - в притягательности коммунистической идеологии, сила ЦРУ - в притягательности американского доллара..." Американский автор не совсем прав в своих наблюдениях. Можно согласиться с тем, что идеальная правоохранительная система требует привлекательности государственной идеологии. Однако он совершенно не прав, когда ставит знак равенства между государственной идеологией СССР и коммунизмом. Эта идеология формировалась у нас всей тысячелетней историей России задолго до возникновения марксизма.

С болью и скорбью повествует о необходимости приоритета общегосударственных интересов над эгоизмом отдельных князей автор бессмертного "Слова о полку Игореве". О необходимости единения для защиты России, "не щадя живота своего", говорили в проповедях Сергий Радонежский и неистовый протопоп Аввакум. Державная идеология превратила маленькую Москву в собирательницу русских земель, спасла Россию от татаро-монгольского ига, изгнала поляков из Кремля, обеспечила военные победы Петра I, Суворова и Кутузова, помогла выстоять под Москвой и в Сталинграде, нанесла сокрушительное поражение вермахту под Курском и других величайших сражениях Великой Отечественной войны, привела советских солдат в Берлин, освободила от коричневой чумы половину Европы, а затем бросила под ноги победителей на брусчатку Красной площади знамена фашистской Германии.

Державная идеология (ограничение личного эгоизма в интересах общества, любовь и верность Отчизне, неприятие предательства, мздоимства, паразитирования за счет близких, осуждение всех форм разврата и аморальности и т.д.) веками внедрялась в сознание народа выдающимися просветителями и государственными деятелями России. Эта идеология прослеживается во всех юридических памятниках прошлого: в период Киевской Руси - в редакциях "Русской правды"; в средние века - в "Судебниках"; при Петре I - в "Воинском уставе", а также в последующих уложениях и сводах законов Российской Империи. Коллективистские начала исторически сложившейся государственной идеологии были усилены и в уголовных кодексах советского периода, хотя в своей основе они вполне справлялись со своими социальными защитными функциями: воры и бандиты были на трудовом перевоспитании, а хозяевами жизни, страны, ее городов в сел, природных и рукотворных богатств чувствовали себя законопослушные граждане.

Поэтому наше общество десятилетиями не знало организованной преступности, хотя за это правовое благополучие в особо кризисные периоды истории России приходилось платить жизнями и свободой многих сограждан, когда всплески преступности достигали критического уровня и угрожали существованию самого государства.

В начале 90-х годов произошло совершенно непонятное: электронные и иные средства массовой информации, как по команде невидимого дирижера, совершили самую подлую диверсию против государственности России: разрушили главный источник ее силы, могущества и дальнейшего процветания - державную идеологию. Вместо нее насильно стали внедряться чуждые российскому сознанию образцы и стандарты иностранного менталитета. Их суть: гипертрофированный индивидуализм; почти абсолютный приоритет прихотей и желаний отдельной личности над интересами общества; государство - это зло, которому надо платить налоги за право обогащаться в своем бизнесе.

Последствия диверсии принесли свои горькие плоды. Нашу молодежь перестали вдохновлять и воспитывать образы литературных героев А.Пушкина и А.Чехова, М.Шолохова и Н.Островского, подвиги А.Матросова, А.Маресьева, миллионов безымянных героев фронта и тыла, а также послевоенных лет - Ю.Гагарина, В.Терешковой, строителей БАМа и других великих строек.

Социологические исследования среди старшеклассников дали удручающие результаты: многие девушки пожелали стать "валютными" и иными проститутками, а мальчики - рэкетирами и преуспевающими гангстерами. Повзрослев, первые 500 тыс. российских девушек стали "жрицами любви" в борделях, "массажных салонах" и на панелях многих западных городов; миллионы осаждают приезжих иностранцев и владельцев толстых кошельков в России.

Повзрослевшие мальчики превратились в "молодых волков", которые сбивались в стаи и стали идеальным человеческим материалом рекрутирования "шестерок" и исполнителей заказных убийств. Криминальным авторитетам - людям, в основной массе не очень грамотным из-за многочисленных отсидок в местах заключения, - после выхода на свободу открывались идеальные перспективы: сразу же использовать готовые кадры для организации криминальных структур и отдельных групп.

Поэтому организованная преступность превратилась в мифологическую гидру, у которой вместо каждой отрубленной головы немедленно вырастала другая. Место арестованного или убитого "крестного отца" сразу заменяет другой, еще более алчный и кровожадный.

Поэтому не будет преувеличением сказать: главными разрушителями эффективной правовой защиты общества стали некоторые наши "мастера культуры", кино, телевидения и радио. Своими трудами они создали идеологическую базу для "криминальной революции", а бывшие зеки лишь организационно завершили ее оформление. Именно СМИ парализовали правоохранительные органы, лишив их главной силы и опоры - привлекательной государственной идеологии.

Ослабленная и нищая Россия не может по примеру других стран компенсировать эту потерю "притягательной силой доллара". Твердой валюты для этих целей у нее нет, а рублей не всегда хватает даже для регулярной выплаты денежного содержания силовым структурам. Поэтому правоохрана России формально существует, но в крайне аварийном состоянии и не может успешно защитить общество от наступления криминалитета. Совершенно справедлива мысль Александра Зиновьева: "Мы целили в коммунизм, а попали в Россию..."

Впрочем, власти пытались как-то поправить положение, предприняв, на наш взгляд, ряд малопрофессиональных и непопулярных мер, которые не могут решить проблему. Из-за отсутствия средств используется метод латания тришкиного кафтана". Резко сокращены расходы на выявление и предупреждение преступлений, а за счет этих средств много раз увеличены внутренние войска и другие силовые структуры. Персонифицированным выражением этого шага стало появление на улицах городов милицейских патрулей в бронежилетах, с автоматами за спиной, резиновыми дубинками и кольцами наручников - за поясом.

Следует напомнить, что в конце 50-х годов импульсивный Н.Хрущев уже пытался "укрепить" силу государственной идеологии милицейскими дубинками. По его распоряжению они стали штатными спецсредствами на вооружении милиции. Однако под давлением общественности он быстро отменил это решение. Резиновые дубинки были сняты с вооружения и уничтожены. Таким образом, первая попытка подменить главные принципы работы силовыми методами не состоялась.

Что касается опыта других стран, то там власть имущим удается создавать действенные системы правозащиты за счет комплексного использования "притягательной силы" твердой валюты, особенностей национального воспитания и других факторов.

    Так, в Японии до сих под не утратила значения исторически сложившаяся система "десятидворок", когда все жители такой миниобщины под страхом наказания должны следить друг за другом и докладывать властям о фактах аномального (противоправного) поведения соседей.

    В Китае круговая порука эффективно действует в деревнях и каждом городском квартале.

    В ФРГ во всех учреждениях, предприятиях и фирмах назначается "чиновник по вопросам безопасности" (в каждой роте бундесвера - "офицер безопасности"). Под страхом наказания он обязан постоянно следить за поведением и настроением своих подопечных, а те - поставлять ему информацию о подозрительном поведении сослуживцев.

    В США для постоянного отслеживания криминогенной ситуации в микрорайонах привлекаются неработающие пенсионеры. Поэтому полицейские патрули появляются на месте преступления буквально через несколько минут после их совершения.

    В Швеции любой подросток-бойскаут немедленно сообщит о подозрительном поведении незнакомца или соседа.

    Во всех западных странах помощь таких осведомителей щедро оплачивается и окружена в прессе ореолом уважения (во Франции их именуют "почетными корреспондентами").

    Официальная, полуофициальная и неофициальная слежка за гражданами позволяет зарубежным странам сдерживать многие процессы криминализации общества. Там действует негласное правило: каждый следит за сослуживцами и соседями: не превышают ли их расходы уровень официальных доходов? Если, по его мнению, такое превышение имеет место, то сразу же делается вывод: сосед вор или рэкетир, злостный неплательщик налогов или даже иностранный шпион. Информация сразу же передается в полицию. Такая взаимная слежка - эффективный инструмент в борьбе с коррупцией.

    Достаточно было жене высокопоставленного сотрудника взять в "подарок" меховое манто за 5 тыс. долл., как ее муж сразу потерял свой пост в аппарате президента США. Даже косвенные взятки (например, принятие соглашения об отдыхе в поместье знакомого бизнесмена или использование его самолета в личных целях и т.д.) может стать концом карьеры крупного политического деятеля.



Триумф мафии и дилетантов

В начале 90-х годов на право-охрану России "наехал" тяжелый бульдозер не совсем продуманных перемен, оставив после себя раздавленное и полуразрушенное ее подобие; были деформированы основные направления работы, а ее главные принципы - широкое участие общественности и строжайшее соблюдение законов - объявлены наследием тоталитарного прошлого. Вся правоохранительная система обвинялась в необоснованных массовых репрессиях и непомерной трате бюджетных средств.

Была ли она в 70-80-е годы действительно репрессивна к политическим противникам? По мнению специалистов, в любом демократическом государстве даже в самые благоприятные годы существует не менее 5% его постоянных политических противников. Если с этой меркой подходить к Советскому Союзу, то, исходя из общей численности населения в 280 млн. чел., число его противников должно было составлять почти 14 млн.! В то же время в середине 80-х годов число осужденных за "антисоветскую агитацию и пропаганду" составляло менее 200 чел.!

Была ли эта система слишком затратив? Об уникальной эффективности и малых затратах

свидетельствует лишь один факт. В 80-е годы весь криминалитет Чечни успешно нейтрализовали около 200 оперативных работников КГБ и МВД СССР. Должностной оклад каждого колебался в пределах 170-350 руб. Работа велась строго в рамках закона, без крови и нарушений конституционных прав граждан.

К середине 90-х годов положение коренным образом изменилось. Новая правоохранительная система оказалась полным банкротом. Стотысячная армия всех силовых министерств, направленная в Чечню "для восстановления конституционного порядка", через 21 месяц боев вернулась оттуда практически деморализованной.

Итоги силовой "правоохранительной акции" известны всему миру: 100 тыс. убито; несколько сот тысяч ранено и искалечено; 46 тыс. домов полностью разрушено; Грозный и многие другие населенные пункты - в развалинах; материальные потери - не менее 50 трлн. руб. Даже для их частичной компенсации у сегодняшней России средств нет.

Кто был заинтересован в развале самой эффективной и малозатратной правоохранительной системы в мире и руководил действиями СМИ?

Их адреса и имена известны. В начале 80-х годов появились и стали набирать силу первые зачатки мафии - плод тайного флирта "теневого" капитала с частью партийной и советской номенклатуры.

"Папа" оказался умнее "мамы". Он внедрил в окружение Горбачева и других лидеров от политики своих людей, а затем умело управлял из-за кулис их действиями на политической авансцене. Путь к несметным богатствам России был открыт.

Дело оставалось за малым: нейтрализовать главного сторожа этих богатств - правоохранительную систему страны.

Операция проводилась по всем правилам военного искусства: атакой извне и изнутри. Извне действовали ангажированные СМИ, обвинявшие самую законопослушную часть госаппарата во всех смертных грехах, к чему его нынешнее поколение никакого отношения не имело. Изнутри ее разваливали новые руководители типа Бакатина, а иногда и уголовные преступники (В.Ильюшенко, бывший и.о. генерального прокурора).

Дилетанты, сменившие профессионалов, сделали все возможное, чтобы никогда впредь правоохранительная система не беспокоила организованную преступность. Все шлюзы для нее были открыты. Вал криминального беспредела захлестнул всю Россию, проник во все этажи власти.

Это был полный триумф организованной преступности. Еще не истлели страницы газет и журналов, киноленты и ролики, где взахлеб прославляли героя нашего времени - "генерала Диму" - протеже генералов армии К.Кобеца и В.Баранникова. Мафия ногой открывала двери многих министерских кабинетов и даже инструктировала высшие милицейские чины о том, как ловить преступников. Правоохранительную систему так "усовершенствовали", что ее покинули многие квалифицированные специалисты. Часть из них сразу же взяли на службу криминальные структуры.

Криминальный беспредел

Если подбирать самые мягкие оценки, то можно сказать: правоохранительная система России не адекватна сложившейся криминогенной ситуации. Ей не очень доверяют "верхи" (у них своя служба безопасности), меньше - криминальные и коммерческие структуры (их "частная армия" в 2 раза больше сухопутных сил Минобороны) и совсем мало - рядовые граждане (больше надежд на железные решетки и стальные двери квартир).

Россия стала "Клондайком" международного преступного сообщества. Здесь оно "заработало" и отмывает сотни миллиардов долларов и не намерено сокращать свои доходы. Напротив, планирует "заработать" еще триллионы долларов на спекуляции нашими земельными ресурсами.

Если прибегать к более точным сравнениям, то наша "правоохрана" по своей эффективности больше напоминает полуслепого инвалида с берданкой у несметных богатств России. Лучший способ потерять ее - оставить все как есть, поручив этому "стражу" еще несколько лет оберегать наши богатства, благополучие, права и свободы. В лучшем случае уровень "застойных времен" будет достигнут к 20-30 годам будущего века, где ожидается больше потрясений, чем их было в нашем столетии.

Не лучше обстоят дела и с нынешней концепцией, стратегией и тактикой борьбы с преступностью. Ставка на "решительность и жестокость" в этой борьбе явно переоценена. История уже апробировала их и отвергла, хотя на Востоке с преступников сдирали кожу, а на Руси - рвали ноздри и четвертовали. По свидетельству документов тех лет, наибольшее число краж совершалось именно во время публичных казней.

Чечня - классический пример ущербности грубой силы, жестокости и "силового мышления" при восстановлении правопорядка.

Мнение большинства российских и зарубежных юристов едино: жестокость дает кратковременный эффект на ограниченной территории и является лишь вспомогательным средством. Для стратегической победы над криминалитетом нужен иной "вектор": не жестокость (без нее, естественно, нельзя), а неотвратимость наказания за каждое совершенное преступление. Многие западноевропейские страны в этом явно преуспели.

    Так, в Швейцарии, пожалуй, самые либеральные наказания и исправительные учреждения (у заключенного отдельная комната без решеток с радио и телевизором, регулярные отпуска к родным и близким, свободный доступ к литературе и прессе, а рациону питания могут позавидовать 80% россиян и т.д.). В стране почти полное раскрытие преступлений, а потому часть тюрем за ненадобностью планируется закрыть.

Совершенно иная картина сейчас в РФ. Ее правоохранительная политика в полупараличе. По оценке специалистов, последние годы в противоправную деятельность втянуто не менее 30 млн. ранее законопослушных граждан; ежегодно совершается 10 млн., из которых фиксируется около трех миллионов преступлений, но уголовные дела возбуждаются только по наиболее крупным и значимым фактам из-за кадрового недокомплекта. До суда же доходит лишь треть. Из-за невысокого профессионализма следователей (некоторые не имеют даже законченного юридического образования) достоверность собираемых процессуальных доказательств крайне низка; многие дела "рассыпаются" уже на стадии предварительного расследования или судебного разбирательства.

Все тюрьмы советского периода давно переполнены. Нередко подследственные спят на одной койке в две-три смены. Места заключения стали "воровскими университетами", рассадниками туберкулеза и других инфекционных болезней.

Перспективы борьбы с организованной преступностью ниже критики. У "авторитетов" преступного мира бесперебойно действует хорошо отлаженная система осведомления в правоохранительных органах, которая заранее сообщает им о запланированных милицейских операциях. Вот почему охота на них напоминает, скорее, детскую забаву, когда одному завязывают глаза и он пытается поймать других итрающих. Если же "авторитета" все же удается взять с поличным, то для его защиты сразу подключаются самые опытные и самые дорогие адвокаты.

Вскоре задержанный оказывается на свободе. Таким образом, правосудию доступны только "шестерки", которые при обильном обеспечении с воли продуктами, водкой и наркотиками отбывают в колониях сроки.

Еще хуже итоги борьбы с коррупцией, дорогу которой в России широко открыл бывший мэр Москвы Гавриил Попов. По свидетельству иностранцев, в 95 случаях из ста при обращении в официальные органы они были вынуждены "отстегивать" чиновникам немалые суммы. Однако, по заявлению Генпрокурора, из всей армии мздоимцев удается выявлять лишь 2-3 % взяточников.

Ущербность нынешней организации, неэффективность методов работы и управления силовыми структурами породили Чечню, спровоцировали всплеск организованной преступности во всех регионах, серьезно угрожающей национальной безопасности России.

Что же делать?

Спасать Россию! Необходимо срочно создавать правоохранительную систему, адекватную сложившейся в стране ситуации. Разумной альтернативы этому нет. Теоретически это можно сделать тремя путями: подготовка новых квалифицированных кадров; возврат на службу ранее изгнанных профессионалов; ускоренное внедрение в практику работы новейшей техники и технологий.

ПЕРВЫЙ ПУТЬ - крайне медлителен. Подготовка и становление профессионала средней квалификации растягивается на 10-15 лет; профессионала-руководителя - на 15-20 лет.

ВТОРОЙ - трудно реализуем. Даже работники средней квалификации бывшего КГБ и МВД, перешедшие на службу в коммерческие (а тем более криминальные) структуры, имеют там нередко министерские оклады.

ТРЕТИЙ - наиболее перспективен.

На наш взгляд, "оживление" ведущих направлений деятельности следует начать с решения общей для них проблемы - радикального улучшения информационной базы. Нынешние информационно-поисковые системы (ИПС) отстают от лучших зарубежных образцов на 5-10-15 лет. Осознав несовершенство разрозненных ИПС, зарубежные страны разрабатывают эффективные программы борьбы с отдельными видами преступлений, но эти работы строго засекречены.

Необходимо срочно создавать современную централизованную систему, которая в полуавтоматическом режиме обеспечивала бы правоохранительные органы своевременной и достоверной информацией. Это должен быть единый информационный мозг с региональными подсистемами. 24 часа в сутки он должен отслеживать и надежно прогнозировать ситуацию в криминогенной среде во всех регионах России в масштабе реального времени.

Одновременно необходимы точные знания о реальных возможностях собственных сил и средств. Пока такая информация построена в основном на субъективных завышенных самооценках руководителей всех рангов. Объективных и точных критериев нет, о чем говорят многие провалы в работе и последующие громкие отставки руководителей. Только в ФСБ за последние годы их сменилось шесть.

Новая система могла бы надежно контролировать состояние собственных сил и средств; быстро выявлять факты коррупции и некомпетентности; подправлять не всегда умелые действия оперативных и следственных работников, их руководителей; объективно оценивать действия прокуроров и судей; готовить полную достоверную и своевременную информацию для принятия ответственных решений. Такой электронный мозг должен стать "оком государевым", лишенным амбиций, меркантилизма, предпенсионных ожиданий и иных человеческих слабостей. На его базе можно почти всегда принимать оптимальные решения, избегая тупиковых ситуаций, болезненных методов "проб и ошибок".

Модель такой системы впервые создали специалисты России, хотя отдельные ее элементы появились и частично апробированы спецслужбой одной из западных стран. Система не требует чрезмерных затрат: позволяет на порядок повысить выход из нее достоверной оперативной информации и на ее базе - практически неопровержимых доказательств о подготовке или совершении уголовных преступлений, а также для проведения эффективной общей и частной профилактики противоправных действий.

Другая составляющая надежного правопорядка - гарантированное подавление терроризма. При нынешней тактике использования сил и средств проблема надежного решения не имеет, о чем свидетельствуют Чечня, Кизляр, Буденновск, Москва, Волгоград, Каспийск.

Сейчас имеются эффективные средства гарантированного пресечения группового терроризма, но их использованию активно противодействуют определенные круги в Москве и их лобби в силовых министерствах. Причина банальна - меркантильный интерес, зависимость от мафиозных структур, профессиональная некомпетентность, личные мотивы.

В случае преодоления сопротивления этих сил и разумном использовании бюджета силовых министерств дополнительных средств на оптимальную их реорганизацию не потребуется. Уровня раскрываемости преступлений в Швейцарии можно добиться в РФ уже к середине 1998 г. В бюджет России могут быть возвращены десятки триллионов рублей и много валютных средств.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]